А
-
Б
-
В
-
Г
-
Д
-
Е
-
Ж
-
З
-
И
-
К
-
Л
-
М
-
Н
-
О
-
П
-
Р
-
С
-
Т
-
У
-
Ф
-
Х
-
Ц
-
Ч
-
Ш
-
Щ
-
Э
-
Ю
-
Я
Степанов Юрий Алексеевич
РНВМУ 1957 г.в.
Поступил в Рижское Нахимовское ВМУ, после его закрытия был переведен и в течение 1953-1955 годов учился на подготовительном отделении при 2-м Балтийском ВВМУ подводного плавания в качестве (звании) нахимовца, носил нахимовскую форму (ленточка, погончики). В июне 1955 года переведен в Тбилисское НВМУ, где проучился до его закрытия в октябре 1955 года. Вновь переведен на подготовительное отделение при 2-м Балтийском ВВМУ подводного плавания. Командир отделения Валентин Федорович Сиротин. Считается воспитанником Рижского Нахимовского училища 1957 года выпуска.
Газета "Кижи", №2 (20) март 2006 г. Юрий Наумов "Чтобы не прервалась связь времен"
В 1998 г. музей-заповедник «Кижи» первым из музеев России начал научную и экспозиционную работу по изучению истории и сохранению традиционного судостроения и судоходства. ...
СОХРАНИТЬ ТРАДИЦИОННОЕ РЕМЕСЛО
Имея целью сохранение и показ природных и архитектурных пейзажей вокруг острова Кижи, необходимо учитывать, что традиционные лодки-«кижанки» (и «соймы») на акватории Кижских шхер, как «фоновые» деревни и возделанные поля, являются важными, но исчезающими элементами визуального восприятия пейзажа в музее-заповеднике под открытым небом. Судоходство и судостроение — важная и самобытная составляющая жизни заонежского крестьянина, постепенно находит отражение в экспозиции музея-заповедника «Кижи».
Результаты работы по научной теме «История традиционного судостроения и судоходства Кижской волости» позволили сделать предложения по развитию Заонежского сектора главной экспозиции, которые одобрены научно-методическим Советом музея-заповедника «Кижи».
В настоящий момент представляется важным начать спланированную работу по пополнению фондов и экспозиции музея судами, постройками и различными приспособлениями. К сожалению, за небольшим исключением (лодки, приспособления) в деревнях не сохранились вышеуказанные постройки, поэтому пополнять музейные сектора предстоит макетами и новоделами.
С целью сохранения и популяризации многовековой истории и традиций судоходства и наследия судостроительной культуры исторической территории, музей «Кижи» организовал в 1999 г. первую народную гонку на традиционных лодках, которая получила название «Кижская регата». Работа музея «Кижи» по проведению «Кижской регаты» направлена на привлечение внимания общества к проблемам возможного исчезновения традиционного народного судоходства и судостроения в нашей стране.
Развитие этого народного праздника на воде способствует популяризации традиционного судоходства и судостроения и создает дополнительные условия для активного взаимодействия музея и специалистов, местных жителей и субъектов административной и хозяйственной деятельности для сохранения этой части культурного наследия.
С исчезновением мастеров исчезают лучшие произведения традиционной культуры народа и образцы отношения к труду, теряются не только старые знания, навыки, технологические приемы, но и морально – этические принципы традиционного ремесла. А если нет традиций и мастеров — мы становимся беднее, и материально и духовно, «и рвется нить времен».
В настоящее время в деревнях, окружающих остров Кижи, живут мастера, сохранившие традиции судоходства и судостроения (Иван Васильевич и Николай Васильевич Судьины, Юрий Алексеевич Степанов, Михаил Петрович Рогачёв, Федор Егорович Лисицын, Борис Петрович Никитин, Сергей Николаевич Филин, Иван Иванович Ульмер и др.). В современный период местным жителям традиционные ремесла не сохранить без поддержки государства, музеев, без создания специализированных центров не только в музее «Кижи», но и в деревнях исторической территории Кижской волости для вовлечения молодого поколения в реальную работу по изучению и сохранению народной культуры.