А
-
Б
-
В
-
Г
-
Д
-
Е
-
Ж
-
З
-
И
-
К
-
Л
-
М
-
Н
-
О
-
П
-
Р
-
С
-
Т
-
У
-
Ф
-
Х
-
Ц
-
Ч
-
Ш
-
Щ
-
Э
-
Ю
-
Я
Кайсин Юрий Анатольевич
РНВМУ 1957 г.в.
Тайфун: Военно-технический альманах «Тайфун». Выпуск № 48. Ю.В. Кириллов. 2-я Краснознамённая флотилия атомных подводных лодок
Корабельный состав 8-й дивизии 2-й флотилии подводных лодок Тихоокеанского флота.
К-446» 667А 1972 1973/1979 капитан 2 ранга Г.Загорский капитан 1 ранга Ю.А.Кайсин
Корабельный состав 25-й дивизии 2-й флотилии подводных лодок Тихоокеанского флота.
К-436 667А (667АУ) 1973 1974 капитан 1 ранга Г.И. Загорский капитан 2 ранга Ю.А.Кайсин
История штурманской службы Флота России: [История и развитие штурм. дела / Г.И. Безбородов, С.П. Алексеев, В.Н. Андреев и др.]; Гл. ред. Е.Г. Бабинов. - М.: Большая Рос. энцикл., 2003.
На торжественном собрании, посвященном 300-летию Штурманской службы ВМФ. Главный штаб ВМФ, 25.1.2001 г. Слева направо в первом ряду: главный штурман Морской охраны ФПС РФ контр-адмирал Д Б. Штефанов, адмирал запаса И. И. Налетов, адмирал запаса В. Е. Селиванов, адмирал запаса О. А. Ерофеев, вице-адмирал запаса Ю.А. Кайсин, главный штурман ВМФ контр-адмирал Е.Г. Бабинов
АДМИРАЛЫ - ВЫПУСКНИКИ ШТУРМАНСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ТОВВМУ ИМ. С. О. МАКАРОВА 1962 вице-адмирал Кайсин Ю. А. 1971 вице-адмирал
Главное - быть на своем месте. Беседа с вице-адмиралом Ю.Кайсиным. - Морской сборник № 12, 1993 г.
Вице-адмирал Юрий Анатольевич Кайсин родился в Ленинграде, вырос в Херсоне. В 1951 году поступил, а в 1957-м окончил Рижское нахимовское военно-морское училище. Учился во Втором высшем военно-морском училище подводного плавания. После расформирования училища в 1959 году продолжил обучение в Тихоокеанском ВВМУ на штурманском факультете. Служа на Тихоокеанском флоте, занимал должности от командира штурманской группы дизельной подводной лодки до заместителя командира дивизии стратегических подводных лодок. В 1981 году поступил в Академию Генерального штаба, после окончания которой в 1983 году был назначен начальником штаба Керченско-Феодосийской ВМБ. Далее он - начальник Оперативного управления Черноморского флота, начальник оперативного управления ВМФ - заместитель начальника Главного штаба ВМФ. Ныне Юрий Анатольевич - первый заместитель начальника Главного штаба ВМФ РФ. Юрий Анатольевич, вы выросли в Херсоне, где военных кораблей нет. У вас в роду, насколько нам известно, моряков тоже не было. Почему же вы пошли именно в нахимовское училище? Действительно, в Херсоне военные моряки бывают редко, зато есть мореходное училище имени лейтенанта Шмидта. Один вид курсантов, с шиком фланирующих по набережной Днепра, вызывал у меня восхищение, и в мальчишеских мечтах я видел себя таким же. Импульсом же к «атаке» военкомата просьбами направить в нахимовское училище был художественный фильм, где снимались питомцы Тбилисского НВМУ. Помню, мальчишкой я смотрел эту кинокартину несколько раз. Ее герои запали мне в душу, а по ночам снились парусники и корабли. И я твердо решил: стану нахимовцем. Но мама пожелала: если сыну надевать военную форму, то только суворовскую. Поэтому в 1950-м она отправила меня поступать в Новочеркасское суворовское военное училище. Мне было всего 10 лет, однако я решил настоять на своем: «благополучно» завалив сочинение, радостный возвратился домой. Тогда в суворовские училища брали после третьего класса, а в НВМУ - после четвертого, поэтому год спустя я и отправился поступать в Рижское нахимовское. И с легкостью поступили? Не сказал бы. Все лето пришлось сдавать экзамены. Три переводных - в школе, затем три конкурсных экзамена - сначала в городе, потом, на следующем этапе, - в области. И только после всех этих испытаний нас повезли в Ригу и допустили к вступительным экзаменам в стенах самого НВМУ. От Херсонской области было два кандидата - Владислав Свириденко и я. Тяга к морю и желание стать нахимовцами помогли: при всей нашей молодости мы выдержали этот экзаменационный марафон. Думаю, современным нахимовцам будет небезынтересно узнать, как проходило обучение в НВМУ несколько десятилетий назад. Так уж получилось, что учиться мне довелось как раз в то время, когда в ВМФ началась реорганизация. Только мы надели вожделенную морскую форму, поселились в старинной Пороховой башне и проучились несколько месяцев, как на базе РНВМУ началось создание Второго военно-морского училища подводного плавания, формированием которого фактически занимался начальник НВМУ, наш «батя» - контр-адмирал Беспальчев. Поэтому мои нахимовские годы прошли в тесном общении с курсантами. Более того, в 1954-м Рижское НВМУ сократили, младшие классы для продолжения обучения направили в Ленинград, а нас, старшеклассников (седьмой класс), - в Тбилиси. Однако там нам довелось проучиться меньше года - сократили и Тбилисское НВМУ. А нас отправили... обратно в Ригу, доучиваться при высшем училище. Таким образом, получилось, что наш нахимовский выпуск - девятый, и последний, - состоялся через три года после официального закрытия Рижского нахимовского военно-морского училища. Мы, выпускники СВУ, с гордостью зовемся «кадетами», нахимовцы называют себя «питонами». А как в годы вашего обучения именовались воспитанники НВМУ? У суворовских училищ есть исторические предшественники - кадетские корпуса, поэтому для первых выпускников СВУ такого вопроса не существовало. У нас было по-иному: на гардемаринов мы «не тянули». Гардемарин, судя по истории, он несколько старше. Но я не помню, чтобы мы на первых курсах нахимовского звались «питонами». «Албанцы» -да, так именовались первокурсники лагерного периода обучения, которые ходили еще без ленточек на бескозырках. Почему именно «албанцы» - трудно сказать. А звание «питон» в нашем лексиконе появилось уже после возвращения из Тбилиси в Ригу. Тогда должностные лица стали официально обращаться к нам не «товарищ нахимовец», а «товарищ воспитанник». В результате произвольного сокращения и появилось слово «питон». Кстати, и в высшем училище, и в ходе офицерской службы мы, выпускники нахимовского, по-прежнему звались «питонами»... Юрий Анатольевич, что дало вам Рижское НВМУ, какие из значимых эпизодов «питоновской» жизни и учебы вспоминаются чаще? Эти годы остались самыми яркими, светлыми и прекрасными на всю жизнь. Да и всего, что дало мне нахимовское, как, наверное, дает и сегодняшним мальчишкам, сразу и не перечислишь. Прежде всего, думается, пребывание в НВМУ дисциплинирует. Во-вторых, педагоги, преподающие там, ни в какое сравнение не идут со школьными! У нас, например, многие предметы вели преподаватели рижских институтов. Недаром 13 человек из нашего выпуска за отличную учебу получили медали. Во всей Латвии тогда удостоенных таких наград было в два раза меньше. Но сколько различные комиссии ни проверяли экзаменационные работы претендентов на медали, придраться было не к чему. Кстати, о высоком уровне обучения в нахимовских училищах говорит и такой факт. После выпуска нас сразу распределили по высшим училищам, где нам пришлось проходить довольно серьезную медицинскую комиссию. Многим из «питонов» тогда путь на море оказался закрытым - по состоянию здоровья их уволили из Вооруженных Сил в запас, засчитав обучение в НВМУ как срочную службу. И те из них, кто решил подать документы в институты, были приняты на первый курс, сдав при этом вступительные экзамены без всякой подготовки. Вот насколько сильна была база знаний, полученных в НВМУ! А как сложились судьбы ваших товарищей по нахимовскому? Из всего нашего выпуска на действующем флоте я, кажется, остался один. Остальные «питоны» выслужили предельные возрастные сроки и ушли на «гражданку». Но и там никто из них не «потерялся». Все крепко стоят на ногах и в своей деятельности достигли определенных высот. Многие «питоны», уволившись в запас, сейчас трудятся в различных институтах, стали кандидатами или докторами наук. Например, Володя Лихошерстов в одном из институтов заведует целым направлением, Боря Оныкий -ректор, доктор наук... И как часто вы видитесь с однокашниками? Лет пятнадцать назад один из бывших «питонов» - Владислав Иващенко по собственной инициативе поднял все архивы, нашел преподавателей, готовивших нас в Риге и Тбилиси, составил подробные списки выпускников. Славу мы избрали президентом нашего объединения. Теперь по мере возможностей стараемся регулярно встречаться. День сбора - второе воскресенье июля. На встречах бывает от 40 до 60 человек. Правда, сейчас возникли сложности: Рига-то и Тбилиси теперь - заграница, но все же традицию сборов стараемся соблюдать. Инициативная группа заранее сообщает, в каком городе встречаемся: в Петербурге или Москве... Юрий Анатольевич! Если перефразировать известную поговорку: «Плох тот моряк, который не мечтает стать адмиралом», что нужно воспитать в себе современному нахимовцу, чтобы достичь адмиральских высот? Скажу честно: будучи нахимовцем и курсантом, адмиральскими погонами - не грезил. Да и служа офицером, задачу стать адмиралом себе не ставил. Никогда не искал личных выгод, не отказывался ни от каких поручений: надо идти в море - идешь, только вернулся, но посылают снова - идешь снова... Так что я считаю, что совсем не обязательно стремиться стать адмиралом. Мои командиры, давшие мне путевку в жизнь, те, кто обучал меня в нахимовском и высшем училищах азам морского и подводного дела, адмиралами не стали. Но ведь это нисколько не умаляет их заслуг перед Родиной! Не важно, в каком ты чине, главное - быть авторитетом в своем деле. И последний вопрос. Как вы считаете, достаточно ли для отечественного ВМФ питомцев одного Санкт-Петербургского нахимовского училища? Конечно же, нет! Еще когда я учился в нахимовском (а тогда в стране было целых три НВМУ!), в военно-морские училища уже поступало много суворовцев. (Кстати, в НВМУ мой командир взвода лейтенант Рудич тоже заканчивал суворовское училище.) СВУ сейчас много. Открываются и различные кадетские корпуса: ракетно-артиллерийские, авиационные... А нахимовское - одно. Потому, видимо, я так часто и встречаю флотских офицеров со знаками СВУ на тужурках. Но не считаю, что это плохо: и в нахимовском, и в суворовских училищах молодых ребят учат одному - беззаветно любить Родину, быть верными ей и ее Вооруженным Силам до конца.
Поступил в Рижское Нахимовское ВМУ, после его закрытия был переведен и в течение 1953-1955 годов учился на подготовительном отделении при 2-м Балтийском ВВМУ подводного плавания в качестве (звании) нахимовца, носил нахимовскую форму (ленточка, погончики). В июне 1955 года переведен в Тбилисское НВМУ, где проучился до его закрытия в октябре 1955 года. Вновь переведен на подготовительное отделение при 2-м Балтийском ВВМУ подводного плавания. Командир отделения Валентин Федорович Сиротин. Считается воспитанником Рижского Нахимовского училища 1957 года выпуска.
В Рижском и Тбилисском училищах учился вице-адмирал Ю.А. Кайсин начальник Оперативного управления ГШ ВМФ-заместитель начальника ГШ ВМФ. Контр-адмиралы: начальник ОУ СФ Л.Н. Лобанов; командир ПЛ, а затем Начальник Каспийского ВВМУ А.В. Акатов, командир ПЛ контр-адмирал А.С. Берзин. Из других областей: посол на Ямайке И.И. Яковлев и 1-й зам. посла в Алжире В.Н. Ханженков; штурман ПЛ и поэт Джеймс Паттерсон.
Кайсин Юрий Алексеевич. Выпуск 1957 г. вице-адмирал, заместитель начальника ГШ ВМФ. Рижское Нахимовское военно-морское училище. Сборник материалов о встрече выпускников по случаю 60-летия основания училища. 3 декабря 2005 г. Составители: Г.Г. Лойкканен, М.Д. Агронский. СПб.: "НПП "Система", 2006.
... Встречаются с нахимовцами и выпускники разных лет, чья жизнь и служба юным курсантам кажется уже настоящей историей. Еще бы! Ведь сколько интересного могут рассказать контр-адмирал Р.Зубков, в недалеком прошлом главный штурман ВМФ; последний начальник Каспийского высшего военно-морского училища вице-адмирал Л.Жданов; командир головной атомной стратегической лодки А.Шауров; первый заместитель начальника Главного штаба ВМФ вице-адмирал Ю.Кайсин. Разве не захочется мальчишкам стать такими же? Впрочем, Василий Георгиевич заметил, что я идеализирую детей, которые приходят сюда. Это потом они влюбляются без памяти в море и флот, а в 14 лет, как правило, выбор за них делают взрослые: родители, опекуны, воспитатели детского дома. Так, между прочим, в 1950 году поступил в НВМУ вице-адмирал Леонид Иванович Жданов: его отец погиб под Ленинградом в сорок третьем. Сначала дядя предложил племяннику Суворовское - красивая у курсантов форма. А в медкомиссии кто-то из врачей заметил: "Таким богатырям место на флоте". Так и решилась судьба будущего вице-адмирала. Мастерство наставников и заключается в том, чтобы, как говорят они сами, "повернуть мальчишку в нашу сторону". А где сильнее можно почувствовать романтику морской профессии, как не в настоящих морских походах? За последние годы нахимовцы побывали в Дании, Финляндии, США, Англии, Франция, Греции, Болгарии. Участвовали и в морском походе в Голландию, посвященном 300-летию Российского флота...
На Нижегородском судостроительном заводе «Волга» сегодня по заказу Минобороны РФ заложен десантный катер «Дюгонь» новой серии 21820. Катер, рассчитанный на перевозку десанта и техники, имеет скорость до 50 узлов (около 90 км/час) и грузоподъемность до 140 тонн. Высокую скорость ему обеспечивает так называемая «воздушная каверна», сокращающая площадь соприкосновения днища с водой и тем самым снижающая сопротивление. Катеру не требуется подготовленная береговая инфраструктура, он способен десантировать технику со специального трапа.
«Дюгонь» - это головной корабль, строящийся в рамках гособоронзаказа, его стоимость превышает 200 млн. рублей, срок сдачи - вторая половина 2007 г.», - сообщил ИТАР-ТАСС председатель совета директоров завода вице-адмирал в отставке Юрий Кайсин. От того, как «Дюгонь» покажет себя на ходовых и швартовочных испытаниях, будет зависеть решение о серийном строительстве однотипных катеров, не имеющих пока мировых аналогов, отметил он.
«Волга» известна как предприятие, строившее суда на подводных крыльях и участвовавшее в создании скоростного флота России. Завод пережил тяжелые времена, но сейчас обеспечил себе ежегодный рост объема производства в 1,5 – 2%. В 2005 г. по заказу Пограничной службы ФСБ РФ «Волга» построила два катера «Чибис», которые уже несут службу в Каспийском и Азовском морях. В 2006 году получен заказ на строительство трех таких катеров, один из них будет передан заказчику уже летом.
В цехах «Волги» строятся еще три скоростных катера серии «Серна» для Минобороны РФ. Солидный портфель заказов впервые за последние годы позволил «Волге» возобновить набор персонала.
РАЗВИВАЯ ТЕОРИЮ УПРАВЛЕНИЯ ВМФ. Вице-адмирал Ю.КАЙСИН, первый заместитель начальника главного штаба ВМФ. Морской сборник № 4, 1994 г.