А
-
Б
-
В
-
Г
-
Д
-
Е
-
Ж
-
З
-
И
-
К
-
Л
-
М
-
Н
-
О
-
П
-
Р
-
С
-
Т
-
У
-
Ф
-
Х
-
Ц
-
Ч
-
Ш
-
Щ
-
Э
-
Ю
-
Я
Горбунов Александр Васильевич
РНВМУ 1953 г.в.
Одиннадцатая дивизия подводных лодок Северного флота. Люди, корабли, события. СПб.: Специальный выпуск альманах «Тайфун», 2008 г. В.Г.Ясеновенко. Воспоминания начальника штаба 11-й дивизии ПЛ СФ
Капитан 1 ранга Александр Васильевич Горбунов был назначен заместителем командира дивизии, после перемещения О.М.Фалеева на должность начальника штаба. С Александром Васильевичем как с командиром противолодочной лодки я познакомился несколько раньше, случайно. В 33-й ДиПЛ, ввиду полного отсутствия группы командования, меня (начальника штаба 11-й ДиПЛ) назначили старшим на выход в море с экипажем Горбунова. Командир и экипаж произвели на меня хорошее впечатление. Капитан 1 ранга Владимир Захариевич Еремеев после окончания Академии прибыл на должность начальника штаба после перемещения О.М.Фалеева на вышестоящую должность. Владимира Захариевича я знал по службе в 11 -и ДиПЛ СФ, где он прошел путь от лейтенанта, командира группы БЧ-2 до капитана 1 ранга, командира АПЛ пр.670М-1. Начальником ЭМС был капитан 1 ранга Анатолий Кузьмич Стасенок. Особенность дивизии заключалась в наличии в ее составе береговой базы. Командир базы капитан 1 ранга Юрий Григорьевич Рудоманов — подводник, списанный на берег по состоянию здоровья. Я как командир дивизии не испытывал затруднений в вопросах тылового и технического обеспечения. Положительно оцениваю наличие такой структуры. В дивизии были лодки двух проектов — 671РТ и 671РТМ. «Эртешки» были уже хорошо освоены, освоение «эртээмов» шло полным ходом. Поначалу мы не вели анализ показателей по проектам, а только по тактическим номерам. Меня смутило, что на старых лодках дальности обнаружения и успешность стрельб были выше, чем на АПЛ пр.671РТМ. Поделился сомнениями и соображениями со своими заместителями (в первую очередь, с капитаном 1 ранга Александром Васильевичем Горбуновым). Общими стараниями выявили слабые места, перестроили специальную подготовку и контроль за ней. В короткий срок АПЛ пр.667РТМ вышли на первое место в дивизии по показателям БП...
Завершая главу традиционно, расскажу в нескольких словах о судьбе моих заместителей. Начальник штаба Виктор Константинович Решетов был командующим 1-й ФлПЛ СФ, начальником кафедры оперативного искусства ВМФ ВАГШ (я был его заместителем) , службу окончил в звании вице-адмирала. Начальник штаба Олег Михайлович Фалеев стал командующим 2-й ФлПЛ ТОФ, начальником штаба ТОФ, вице-адмиралом; начальник штаба Владимир Захариевич Еремеев — председателем комиссии государственной приемки кораблей, капитаном 1 ранга; заместитель командира дивизии Александр Васильевич Горбунов — заместителем ГК ВМФ по боевой подготовке, адмиралом; заместитель командира дивизии Анатолий Иванович Шевченко — командиром 9-й ЭскПЛ СФ, вице-адмиралом; начальник ЭМС дивизии Анатолий Кузьмич Стасенок — председателем ЦК ДОСААФ Белоруссии, капитаном 1 ранга. Мы и сейчас поддерживаем дружеские отношения; жаль, что А.В.Горбунов ушел в мир иной.
Шестая дивизия подводных лодок Северного флота. Люди, корабли, события. - Санкт-Петербург, 2003. Серия "На страже Отчизны", выпуск 1, 208 с. Издание выпущено к 25-летию соединения. А.И.Гончаров. В глубинах трех океанов
Освоение АПЛ пр.671 РТ
После 6-х ВСОК ВМФ я был назначен старшим помощником командира К-398 к капитану 1 ранга Богуславу-Эдварду Владиславовичу Гашкевичу. Лодку готовили на БС, и я сразу с головой окунулся в процесс подготовки. За неделю до выхода в штабе дивизии я встретил капитана 2 ранга Александра Васильевича Горбунова, от которого и узнал, что я переназначен к нему на К-495 пр.671 РТ. Для меня это был шок, т. к. необходимо было ехать в УЦ ВМФ в Обнинске, где экипаж заканчивал обучение через два месяца. Естественно никакой документации не было. В течение полутора месяцев мне пришлось все разрабатывать и оформлять, мой рабочий день длился почти 18 часов. Прибыли в Горький, заселились на лодку. Следующее испытание — перевод К-495 в транспортном доке из Ленинграда в Северодвинск. Переход сопровождался сильными ветрами и большими морозами (до минус 15 С). Питались на открытом воздухе: пока ешь первое и второе блюдо, в компоте образуется корочка льда. Надо отдать должное экипажу, которым все воспринималось с юмором. Шутки и смех помогли пережить этот переход. Следующим этапом стали заводские ходовые и государственные испытания. Нагрузка на командира очень велика. Наш командир все это прошел, будучи старпомом у капитана 1 ранга В.Н.Гонтарева, поэтому особых затруднений при сдачи испытаний у нас не было, все прошло успешно. Очень многое я перенял у А.В.Горбунова при выполнении поставленных задач в море, Александр Васильевич доверял мне управлять лодкой практически во всех ситуациях. Его опыт моряка-подводника и умение управлять коллективом позволили ему занять должность заместителя главкома ВМФ по боевой подготовке.
Очень часто вспоминаю Сашу Горбунова, который был родом из провинциального городка Семёнова Горьковской (ныне Нижегородской) области. Мои отношения с Сашей не сразу складывались, но как-то постепенно, выяснив, что мы с ним почти что земляки с берегов Волги, да и к флотской жизни имеем интерес: у него старший брат уже в те годы был курсантом Военно-Морского училища, можно сказать, мы подружились. Вот уж он-то был настоящий книгочей: его библиотечный формуляр был переполнен прочитанными за учебный год различными по содержанию названиями книг. После Нахимовского училища мы оба оказались в Севастополе, только он был распределён на минно-торпедный факультет, а я выбрал специальность штурмана.
Как достаточно часто бывало в те времена, наш корабль спускался на воду и передавался Флоту в честь очередного съезда КПСС, что вышло для нашего экипажа "боком". Корабль вышел из завода недостроенным, часть главного оборудования было поставлено на скорую руку и с чужих кораблей, кают не было, а были так называемые "вертолеты" (куски фанеры на козлах), на которых спал экипаж. В связи с этим наш экипаж принимал самое действенное участие в доведении корабля сначала до нормального, а потом и до боеспособного состояния... Видимо то, что основу экипажа нашего корабля составили офицеры 3-й дивизии ПЛ (командир контр-адмирал Чернов Е.Д.), успевшие получить опыт плавания на ПЛ проекта 671, а затем прошедшие подготовку в Учебном центре в Обнинске, приемку лодки на заводе и, наконец, приведшие ее в достойное состояние, позволило сформировать (я не умоляю достоинств и чести друзей подводников с других кораблей) прекрасный экипаж! Кстати, наш командир - А.В.Горбунов долгое время старался не отпускать офицеров, пока сам служил на этом корабле. Таким образом, текучки в экипаже не было, и я уверен, что наш корабль был лучшим, во всяком случае, до 1980 года... Особенно напряженными были 1977 и 1978 годы. В 1978 году корабль был в море 278 дней, выполняя различные, в том числе и боевые задачи...
Командиры корабля:
капитан 2/1 ранга Горбунов Александр Васильевич 1974-1980..
50-я дивизия подводных лодок Базирование: Видяево (губа Ара). История: 1 июня 1984 г. сформирована 50 дивизия АПЛ с местом базирования губа Ара. В составе 9-й ЭскПЛ. 30 декабря 1992 г. 50-я дивизия АПЛ преобразована 346 дивизион лодок отстоя. Подводные лодки переданы в состав 7 дивизии. Командиры: Горбунов Александр Васильевич (1984 - 1987);