А
-
Б
-
В
-
Г
-
Д
-
Е
-
Ж
-
З
-
И
-
К
-
Л
-
М
-
Н
-
О
-
П
-
Р
-
С
-
Т
-
У
-
Ф
-
Х
-
Ц
-
Ч
-
Ш
-
Щ
-
Э
-
Ю
-
Я
Гайдук Владимир Дмитриевич
РНВМУ 1953 г.в.
Шестая дивизия подводных лодок Северного флота. Люди, корабли, события. - Санкт-Петербург, 2003. Серия "На страже Отчизны", выпуск 1, 208 с. Издание выпущено к 25-летию соединения.
В.В.Осинцев. Боевой путь 6-й дивизии ПЛ СФ
Освоение АПЛ пр.705 и 705К
Росло боевое мастерство моряков. В походе семь подводников получили допуск к самостоятельному управлению подразделениями на ступень выше занимаемой должности, было подана 73 рационализаторских предложения. Наибольших успехов в боевой и политической подготовке добились капитан 1 ранга А.У.Аббасов, капитан 1 ранга В.Д.Гайдук, капитаны 2 ранга Б.И.Изнюк, Ю.В.Миланич, В.П.Шеховцов, Н.Г.Якименко, капитан-лейтенант С.Г.Ваховский, капитан 3 ранга В.Г.Федорец, мичман Н.И.Першак, матрос О.И.Королев...
С 1980 г. подводники дивизии начали освоение арктического бассейна. В феврале-марте экипаж К-123 (командир — капитан 1 ранга В.Д.Гайдук, старший на борту — НШ дивизии капитан 1 ранга П.М.Маргулис) в ходе БС действовал подо льдами Арктики...
Большая группа подводников дивизии награждена различными государственными наградами, в том числе орденом Октябрьской революции (контр-адмирал В.Я.Волков), орденом Трудового Красного Знамени (капитан 1 ранга В.А.Долгов), орденом Красной Звезды (капитаны 1 ранга А.Н.Веденичев, Ю.А.Зеленский, Б.Г.Коляда, Н.И.Мазин, В.Д.Гайдук, Н.И.Гринкевич, М.Ю.Кузнецов и др.), орденом Красного Знамени (Б.Г.Коляда и др.), орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" 3-й ст. (капитаны 1 ранга А.Ф.Загрядский, В.Н.Годунов, И.В.Косульников и др.)...
П.М.Маргулис. У истоков 6-й дивизии ПЛ СФ
Осваивая "автоматы"
В январе-феврале 1980 г. К-123 (капитан 1 ранга Владимир Дмитриевич Гайдук) совершил первый выход на БС в Северную Атлантику. Я был старшим на борту ГШ. Служба прошла без происшествий!, хотя и не без поломок материальной части. Оценка кораблю и экипажу, который трудился исключительно напряженно в силу своей малочисленности (количество личного состава в дальнейшем было увеличено), была дана положительная. С той поры начали» длительные плавания АПЛ пр.705.
В.Д.Гайдук. К-123 вступает в строй ...... 100
Гайдук Владимир Дмитриевич. Родился 13 января 1935 г. в Москве. Образование: в 1953 г. окончил Рижское нахимовское военно-морское училище, в 1957 г. — ВВМУПП (штурманский факультет), в 1967 г. — 6-е ВСОК ВМФ, в 1975 г. —- Специальные классы ВМФ Обнинского учебного центра ВМФ (с отличием). Присвоение воинских званий: 27.09.1957 — лейтенант; 1959 — ст. лейтенант; 1962 — капитан-лейтенант; 1965 — капитан 3 ранга; 1972 — капитан 2 ранга; 02.1977 — капитан 1 ранга. Прохождение службы: воспитанник Рижского нахимовского военно-морского училища (1946-1953); курсант ВВМУПП (1953-1957); командир рулевой группы БЧ-1 C-326 np.613 СФ (27.09.1957-3.03.1958); командир БЧ-1-4 С-326 пр.613 СФ (3.03.1958-18.09.1961); помощник командира С-338 пр.613 СФ (18.09.1961-1.03.1963); помощник командира по навигации К-123 пр.705К СФ (1.03.1963-22.11.1966); слушатель 6-х ВСОК ВМФ (22.11.1966-31.07.1967); помощник командира по навигации К-123 пр.705К СФ (31.07.1967-27.04.1972); ст. помощник командира К-123 пр.705К СФ (27.04.1972-2.08.1979); командир К-123 пр.705К СФ (2.08.1979-24.11.1981); ст. офицер управления противолодочной борьбы ГШ ВМФ (24.11.1981-31.12.1987). Допущен к самостоятельному управлению АПЛ пр.705К (01.1978). В сентябре 1979 г. экипаж К-123 под командованием капитана I ранга В.Д.Гайдука осуществил погружение на предельную глубину 400 м в Норвежском море. На борту находился главный конструктор АПЛ пр.705 (705К) В.В.Ромин. Награды: орден Красной Звезды (12.1981, за освоение новой техники) и медали. Уволен в запас 31.12.1987 г.
Родился я 13 января 1935 г. в Москве. В 1946 г., окончив три класса 147-й Московской школы, был принят в 4-й класс Рижского нахимовского военно-морского училища. В РНВМУ я проучился с 1946 г. по 1953 г. Самые светлые воспоминания у меня сохранились о начальнике училища, контр-адмирале Константине Александровиче Безпальчеве. Это был человек высокой культуры и настоящий российский моряк (он окончил Гардемаринский корпус в 1910 г.). Константину Александровичу удалось подобрать сильный педагогический коллектив и обеспечить достаточно высокий уровень преподавания по всем общеобразовательным предметам. Кроме того, воспитанники училища прошли настоящую морскую практику — длительные шлюпочные походы, а с 8-го класса плавание по Балтике на шхуне «Нахимовец» и переходы по маршрутам Рига — Таллин — Ленинград. В 1953 г. по окончании РНВМУ я был зачислен на штурманский факультет 1-го ВВМУ подводного плавания (из моего выпуска 70% выпускников поступили в это учебное заведение). В училище сильны были традиции подводного флота. Руководил им известный подводник — Герой Советского Союза контр-адмирал Николай Павлович Египко, среди преподавателей были Герои Советского Союза капитан 1 ранга Валентин Георгиевич Стариков и капитан 1 ранга Сергей Прокофьевич Лисин. В 1957 г. я закончил штурманский факультет по специальности "штурман подводного плавания" и получил право выбора флота. Я попросил направить меня на зарождавшийся в то время атомный подводный флот, прождав две недели, получил отказ и попросился на СФ.
На дизельной ПЛ
Моя просьба была удовлетворена, и 27 сентября 1957 г. я был назначен командиром рулевой группы БЧ-1 С-326 пр.613 22-й бригады ПЛ СФ. Бригада была создана в 1956 г. и ее первым командиром стал Герой Советского Союза капитан 1 ранга Николай Александрович Лунин. В 1958 г. на 25-летие СФ Н.А.Лунин выступал с речью перед личным составом бригады в губе Ягельная (ныне Видяево). Первым моим командиром был капитан 2 ранга Николай Иванович Мешков, помощником командира -— капитан-лейтенант Владимир Васильевич Мочалов (впоследствии НШ 1-й флотилии ПЛ СФ, командир Беломорской ВМБ, вице-адмирал). Прибыв на С-326 в октябре 1957 г., я в кратчайшие сроки сдал все необходимые зачеты на допуск к самостоятельному управлению БЧ-1-4 и, пройдя практику в море, в январе 1958 г. был назначен командиром БЧ-1-4. Эту должность я исполнял до октября 1960 г. После постановки лодки на ремонт в Северодвинске с 26 октября 1960 г. по 18 сентября 1961 г. находился в командировке от управления разведки СФ с целью изучения возможных театров военных действий. После окончания командировки был назначен помощником командира С-338 пр.613 22-й бригады ПЛ СФ. На лодке, базировавшейся в губе Оленья, я прослужил почти два года, и в мае 1963 г. мне была предложена должность помощника командира по навигации на атомной ПЛ К-123 пр.705К. Не раздумывая, я дал согласие.
В экипаже "новостройки"
Экипаж К-123 был сформирован в Западной Лице в мае 1963 г. и первоначально состоял из 15 человек (в процессе проектирования и строительства он увеличился до 30 человек). Среди первых офицеров экипажа были капитан 3 ранга А.У.Аббасов (командир АПЛ), капитан 3 ранга В.И.Дацко (старший помощник командира), капитан 3 ранга К.С.Дементьев (командир БЧ-5), капитан-лейтенант В.Д.Гайдук (помощник командира по навигации), капитан-лейтенант В.С.Андреенко (помощник командира по оружию), капитан-лейтенант В.А.Лозовский (помощник командира по радиоэлектронике), капитан-лейтенант В.М.Савенков (командир электротехнического дивизиона) и другие. Здесь я не буду перечислять всех членов экипажа, так как в процессе обучения и строительства, который длился почти 14 лет, шла ротация личного состава и менялась его численность. В мае 1963 г. экипаж прибыл в Обнинск. Начальник УЦ ВМФ контр-адмирал Л.Т.Осипенко поставил перед экипажем задачи по БП, и мы приступили к их выполнению. Работа осложнялась тем, что не было четкой программы подготовки и тренажеров. Особые сложности были связаны с новизной проекта: строилась первая в СССР комплексно-автоматизированная АПЛ, экипаж которой состоял исключительно из офицеров. Подготовка экипажа проходила на предприятиях промышленности и в НИИ. В 1966 г. экипаж убыл в Ленинград в 39-ю бригаду строящихся ПЛ. На Ново-Адмиралтейском заводе велось строительство опытной АПЛ К-64 пр.705 (командир — капитан 1 ранга А.С.Пушкин). С 1966 г. по 1970 г. наш экипаж проходил подготовку на строящейся АПЛ пр.705, в основном изучая устройство корабля и технические средства своего заведования (устройство корабля изучалось по два часа три раза в педелю в вечернее время, чтобы не мешать рабочим завода). Меня тем временем в ноябре 1966 г. на год направили для обучения на 6-е ВСОК ВМФ. Это старейшее учебное заведение я окончил с отличием по специальности командир ПЛ и вновь был назначен на К-123 (на период обучения должность за мной была сохранена). В 1970 г. опытная К-64 пр.705 была переведена в доке по Беломоро-Балтийскому каналу в Северодвинск для завершения испытаний. Экипаж К-123 также убыл в Северодвинск и вошел в состав 339-й бригады строящихся ПЛ. Испытания К-64. закончились неудачно — из-за аварии с ППУ было принято решение вывести корабль из состава ВМФ. До выяснения причин происшедшего было остановлено и строительство головной ПЛ серии — нашей К-123. тем, что не было четкой программы подготовки и тренажеров. Особые сложности были связаны с новизной проекта: строилась первая в СССР комплексно-автоматизированная АЛЛ, экипаж которой состоял исключительно из офицеров. Подготовка экипажа проходила на предприятиях промышленности и в НИИ. В 1966 г. экипаж убыл в Ленинград в 39-ю бригаду строящихся ПЛ. На Ново-Адмиралтейском заводе велось строительство опытной АПЛ К-64 пр.705 (командир — капитан 1 ранга А.С.Пушкин). С 1966 г. по 1970 г. наш экипаж проходил подготовку на строящейся АЛЛ пр.705,,в основном изучая устройство корабля и технические средства своего заведования (устройство корабля изучалось по два часа три раза в педелю в вечернее время, чтобы не мешать рабочим завода). Меня тем временем в ноябре 1966 г. на год направили для обучения на 6-е ВСОК ВМФ. Это старейшее учебное заведение я окончил с отличием по специальности командир ПЛ и вновь был назначен на К-123 (на период обучения должность за мной была сохранена). В 1970 г. опытная К-64 пр.705 была переведена в доке по Беломоро-Балтийскому каналу в Северодвинск для завершения испытаний. Экипаж К-123 также убыл в Северодвинск и вошел в состав 339-й бригады строящихся ПЛ. Испытания К-64 закончились неудачно — из-за аварии с ППУ, после чего было принято решение вывести корабль из состава ВМФ. До выяснения причин происшедшего было остановлено и строительство головной серийной ПЛ — нашей К-123. Строительство корабля было продолжено в цехе 42 Севмашпредприятия. Экипаж корабля занимался по специальности, изучая устройство корабля и обслуживая механизмы совместно с заводской командой. В апреле 1972 г. я был назначен старшим помощником командира К-123 и вплотную занялся отработкой с экипажем корабельных боевых учений, которые отличала значительная новизна в силу специфики проекта (в качестве примера можно привести корабельное боевое учение по использованию всплывающей рубки). В результате нам удалось хорошо подготовиться к проведению ходовых испытаний осенью 1977 г. Впервые в истории СМП сдаточную команду в основном составлял экипаж корабля. На всех пультах управления вахту в море несли члены нашего экипажа. Заводские и государственные испытания были закончены в декабре 1977 г. (кроме глубоководного погружения), и ПЛ совершила переход к постоянному месту базирования. В Западной Лице нас встретил оркестр, командование 1-й флотилии ПЛ и 33-й ДиПЛ и... полная неготовность к базированию. Не были решены вопросы подачи электропитания и пара с берега, в результате ПЛ простояла 15 суток у плавпирса в турбогенераторном режиме.
Офицеры экипажа К-123 пр.705К. Слева направо: капитан 1 ранга А.У.Аббасов (командир ПЛ), капитан-лейтенант А.С.Богатырев (помощник командира по навигации) и капитан 2 ранга В.Д.Гайдук (старший помощник командира)
В составе флота В 1978 г. корабль был передан в 6-ю ДиПЛ СФ, в течение года экипаж отрабатывал курсовые задачи и выходил в первую линию. В августе 1978 г. К-123 приняла участие в мероприятии "Кумжа" (показ новой техники) в губе Ягельная. В 1979 г. состоялась наша первая БС. В августе 1979 г. я был назначен командиром К-123. В ноябре 1979 г. ПЛ закончила государственные испытания глубоководным погружением в Норвежском море. В этом мероприятии принял участие главный конструктор АПЛ пр.705К Виктор Васильевич Ромин. В течение 1980-1981 гг. экипаж совершил три боевых службы, занимал первые места в 6-й дивизии ПЛ. Осенью 1981 г. я перевел ПЛ в Северодвинск для проведения докового ремонта, а 24 декабря 1981 г. состоялось мое назначение в управление противолодочной борьбы ГШ ВМФ. В декабре же состоялось и награждение членов нашего экипажа за испытания новой техники. Первый командир контр-адмирал А.У.Аббасов стал Героем Советского Союза, ряд членов экипажа был награжден орденами Красной Звезды и "За службу Родине в ВС СССР" 3-й ст., мне был вручен орден Красной Звезды. Трое офицеров экипажа, А.У.Аббасов, А.С.Богатырев и В.В.Кузнецов, в дальнейшем стали контр-адмиралами.
Члены первого экипажа К-123 пр.705К (на момент подписания приемного акта) капитан 1 ранга Абдулихат Умарович Аббасов (командир) капитан 1 ранга Владимир Дмитриевич Гайдук (старший помощник командира) капитан 1 ранга Валентин Михайлович Савенков (командир БЧ-5) капитан 3 ранга Александр Сергеевич Богатырев (помощник командира по навигации) капитан-лейтенант Анатолий Павлович Фалий (помощник командира по оружию) капитан 3 ранга Александр Борисович Павленко (помощник командира по радиоэлектронике) капитан 3 ранга Владимир Николаевич Редькин (ст. инженер радиоразведки) капитан 3 ранга Вячеслав Григорьевич Волошко (ст. инженер радиосвязи) капитан-лейтенант Александр Петрович Евко (ст. инженер БЧ-5) капитан 3 ранга Юрий Васильевич Миланич (ст. инженер БЧ-5) капитан 3 ранга Вячеслав Петрович Шеховцев (ст. инженер БЧ-5) капитан 3 ранга Владимир Григорьевич Федорец (ст. инженер БЧ-5) капитан-лейтенант Владимир Анатольевич Ильин (ст. инженер БЧ-5) капитан-лейтенант Владимир Константинович Пяташкин (командир дивизиона движения) капитан 3 ранга Борис Ионович Изнюк (командир дивизиона управления движением) капитан 3 ранга Николай Григорьевич Якименко (командир дивизиона общекорабельных систем) капитан-лейтенант Валерий Иванович Шевченко (инженер БЧ-5) капитан медицинской службы Валерий Алексеевич Киселев (начальник медицинской службы) капитан-лейтенант Станислав Григорьевич Ваховский (начальник химической службы) капитан-лейтенант Владимир Викторович Кузнецов (ст. инженер БЧ-1) капитан-лейтенант Анатолий Кириллович Волошин (инженер РТС) капитан-лейтенант Вадим Иванович Лысенко (инженер РТС) ст. лейтенант Василий Владимирович Михальчук (инженер по вычислительной технике) ст. лейтенант Сергей Георгиевич Кочуров (инженер БЧ-5) ст. лейтенант Владимир Васильевич Лысов (инженер БЧ-5) ст. лейтенант Геннадий Петрович Михайлов (инженер БЧ-5) мичман Николай Алексеевич Першак (техник БЧ-5) мичман Владимир Ильич Резник (техник БЧ-5) мичман Николай Иванович Волосунов (техник БЧ-5) мичман Владимир Михайлович Глухих (кок)
А.С.Богатырев. Экипаж энтузиастов
... Прошло некоторое время, и вдруг в обеденный перерыв стук в дверь каюты, входит помощник командира К-123 по навигации капитан 2 ранга Владимир Дмитриевич Гайдук. — Где здесь штурман, не желающий быть технарем?! Коллега, старший лейтенант Юрий Николаевич Лысенко, оторвавшись от технических описаний и встав из-за стола, с удивлением показал рукой на верхнюю койку. Видано ли, чтобы капитан 2 ранга с чужой лодки сам пришел к старшим лейтенантам. — Ну, кто еще там спать не дает, — недовольно выглянул я из-за шторки, и тут же соскочил с койки, застегивая китель на все пуговицы. Помощник командира по навигации головной пр.705К был известен всем экипажам "семьсотпятых". — Я к тебе по делу, — начал сразу капитан 2 ранга, — слышал, что ты прямо рвешься в плавающий экипаж. — Рвусь, но только что-то не очень получается... — Пойдешь к нам помощником по навигации? Я практически уже назначен старпомом. Внутри аж что-то заколыхнуло от радости, но виду не подал. — А прежний старпом? — Списан по здоровью, и нам нужен штурман. Очень хотелось сразу дать -согласие, но, чтобы было, без обмана, докладываю: — Вы знаете, у меня есть замечания по службе. — Знаю, мне Бабич, твой начальник по специальности в плавающем экипаже, — подчеркнул Владимир Дмитриевич, — все рассказал про тебя и дал тебе высокую оценку. С капитаном 2 ранга Геннадием Георгиевичем Бабичем, помощником командира К-64 по навигации, у меня были хорошие деловые отношения, и я его за два года совместной службы как инженер ни разу не подвел. Да и он, как старший товарищ но жизни, оказывал положительное влияние не только на нас, молодых-штурманов, но и на всех офицеров. — Но у вас же экипаж капитанов 2 и 3 рангов, а я — старший лейтенант?! На побегушках за водкой что ли буду?! — Ну, сегодня — старлей, а пока будет ходить представление, станешь каплеем. По нашей же боевой организации помощник командира по навигации — второй заместитель командира ПЛ и первый старпома, т.е. начальник для всего экипажа, и все зависит от тебя. А вот во внеслужебное время, может, и придется побегать за водкой, действительно будешь самым молодым... — засмеялся Владимир Дмитриевич, — не дрейфь, я тебе помогу! — Спасибо за доверие, согласен! Обсудив специальные вопросы, Владимир Дмитриевич с удовлетворением сказал: — Вот и отлично! В конце рабочего дня приходи в экипаж к нашему командиру на заключительную беседу...
Незаметно пролетел 1975 г., и с нового года, когда лодка еще стояла в цехе, по решению командира по полной схеме была выставлена дежурно-вахтенная служба (ДВС) с привлечением личного состава ТЭПЛ. Этому важнейшему шагу в жизни корабля предшествовала огромная и кропотливая работа по созданию документации ДВС и ее организации с учетом практического опыта К-64 и других проектов ПЛ всеми командирами подразделений. Но главными в этой работе были, конечно, старший помощник командира и командир БЧ-5 капитаны 2 ранга В.Д.Гайдук и В.М.Савенков. Им было но 40 лет, они могли бы занимать и более высокие должности или больше указывать перстом, но они лично занимались самой черновой работой и, глядя на них, было стыдно любому члену экипажа выполнять что-либо плохо.
А.С.Богатырев. 46-й экипаж ПЛ пр.705
... — Смотри, Александр Сергеевич! Не такие уж вы и дураки! — радовался Петр Матвеевич, глядя на уверенные действия личного состава. — Стараемся, товарищ начальник штаба! Как говорил Владимир Дмитриевич Гайдук, нехорошего личного состава не бывает, бывают плохие начальники! — Да, умелый был командир, повезло тебе, Александр Сергеевич! В те годы я не раз слышал, особенно от коллег-старпомов, что мне повезло с командиром. Действительно, встав самостоятельно на мостик, мне не приходилось испытывать никаких трудностей в управлении кораблем, начиная от швартовок и заканчивая сложнейшими маневрами в ледовых условиях все было отработано давно на прежней должности. Когда я досрочно сдал положенные зачеты на допуск к управлению кораблем, Владимир Дмитриевич, торжественно вручая мне перед строем знак командира ПЛ, объявил экипажу, что отныне у них есть второй командир — старпом... Далеко не каждый командир мог работать в таком стиле со старпомом, предоставляя ему достаточную самостоятельность, как мне стало ясно позже. когда я стал принимать задачи на других экипажах. "В бой мы пойдем на этой ломающейся технике, с этим "нехорошим" личным составом. Сколько не меняй его —лучше не будет, поэтому воспитывай, отрабатывай экипаж и сам работай", — любил говорить мой командир, и это стало в дальнейшем моим главным принципа при работе с людьми...
Через трое суток, вся корабельная документация под руководством старшего помощника командира, частое оставление корабля которым не совместимо с выполнением ответственных обязанностей (КУ ВМФ), была приведена в порядок, и при проверке серьезных замечаний не было. В составе комиссии Главного штаба были, естественно, и офицеры управления противолодочной борьбы, и внутренне я был готов к работе с одним из них, но оказалось, что вся группа целенаправленно прибыла заслушать, в том числе и меня, за "дела" на БС. — Готовься, Александр Сергеевич, доложить о своем слежении, — сразу начал Владимир Дмитриевич Гайдук после крепких дружеских объятий. — Кроме нас, слушать тебя будут и все основные специалисты. Я — старший! Уже два года мой бывший командир служил в Главном штабе и дотошно разбирал с командирами их противолодочную деятельность. — Сумеешь доложить с лёта? Все твои карты и документы уже у нас! — Постараюсь, но только прошу разрешения подглядывать в журнал учета событий, все-таки почти 2 месяца прошло, могу что-то упустить... — Это, пожалуйста, ограничивать по времени не буду. Тут же зашли в кабинет, где уже сидела высокая комиссия, и я начал свой доклад, особо и не заглядывая в журнал учета событий, так как не любил этого, да и в памяти все всплывало быстро, как будто находился я еще находился в море. После окончания доклада посыпались вопросы, в том числе и каверзные, которые касались безопасности плавания, строгого выполнения руководящих документов и ответственности командира за корабль. Но аргументированно, опираясь в первую очередь на корабельный устав, боевые распоряжения и те же руководящие документы, мне удалось убедить всех, что в конкретной обстановке надо было действовать только так, а не иначе, и кораблю была поставлена положительная оценка. — Так какая же все-таки была дистанция слежения, Саша? Между нами... — хитро улыбаясь, опять спросил Владимир Дмитриевич, выйдя из кабинета. — 10 кабельтов, как показано на карте, товарищ командир! — доложил я четко, обращаясь по-старому. — Ну, это ты им можешь говорить,» ведь знаю наши возможности в той гидрологии! Посмотри-ка мне в глаза! Ты никогда врать не умел! — 10 кабельтов, Владимир Дмитриевич!.. — засмеялся я в ответ, гладя в глаза своему командиру. Чуть позже, во время перекура, наш флагманский минер Николай Михайлович Терлецкий сказал мне, что после моего ухода из кабинета отдельные "ревнители" безопасности плавания попытались дать и отрицательную характеристику нашим действиям, но бывалые командиры поправили их, причем без участия Гайдука. А когда в целом проголосовали за положительную оценку, Гайдук встал и громогласно заявил: "А ведь это мой старпом, и по-другому он действовать не мог". Мне до сих приятно вспоминать об этом, потому что я своего Командира не подвел ни тогда, ни потом!..
А.С.Богатырев. Забытый экипаж
... О том, что судьба этой ПЛ когда-нибудь тесно переплетется с моей судьбой и разорвет душу пополам, я не то что не думал, но даже представить себе не мог... В 1976 г. на нашей лодке полным ходом шли швартовные испытания, и личный состав и днем и ночью работал в прочном корпусе. В перерыве между "боями" мы продолжали работу с "бумагами" в рабочей комнате специального цеха. Эта комната была выделена только для нашего экипажа, и из нее можно было сразу попасть на верхнюю площадку на уровне 3-4 этажа, откуда просматривалось все помещение цеха и где мы устроили место для курения со всеми противопожарными предосторожностями. Начальник 42-го цеха, уважаемый Север Васильевич Фокин, относился к экипажу с доверием и поэтому не только разрешил работать и курить в этом спеццехе, но и по секрету сообщил, что он предназначен для испытаний корпуса такой ПЛ, о которой мир еще не слыхал. Ясно дело, мы по тем временам лишних вопросов не задавали, но знали, что за серией наших лодок следует этот глубоководный проект. Вскоре, по плану, в помещение по рельсам закатили огромный корпус и начали проводить прочностные испытания большим давлением. Перед обедом, перекурив на верхней площадке и понаблюдав за работой внизу, мы вместе со всеми судостроителями дружно пошли в заводскую столовую за пределы цеха и уже в столовой услышали мощный взрыв в стороне 42-го цеха. Людской поток в таких случаях делится на два: одни бегут к месту аварии, другие — от нее. Наши офицеры-подводники, конечно же, побежали к своему цеху. Картина была впечатляющая! Дверь, через которую мы только что выходили покурить, болталась на петлях, вместо нашей курительной площадки — скрюченные железяки, а над помещением — огромное небо, крыши нет... Немая сцена. Наш не теряющийся в любой обстановке старпом (потом командир) Владимир Дмитриевич Гайдук тут же среагировал на ситуацию: — Штурман, вычислитель, любители покурить, тоже мне! Вам башку поотрывало — хорошо! Поплакали и закопали! А нам — сплошное замечание и головная боль, где подготовить специалистов! Море на носу! Обстановка разрядилась, и это было чудо, что никто из экипажа не погиб, как никто не погиб и из рабочих, всех спас обед.
Глава 4. Экипажные страницы
Атомная подводная лодка К-123 пр.705К
1980 — выполнила БС (капитан 1 ранга В.В.Гайдук), в ходе которой действовала подо льдами Арктики, осуществляла приледнение, всплытие на перископную глубину во льдах и слежение за иностранной АЛЛ (прекращено по приказанию КП СФ), участвовала в поисково-противолодочной операции совместно с морской авиацией (самолеты Ил-38). Оценка — "отлично" 25.01-16.03.1980 -выполнила БС(командир корабля — капитана 1 ранга В.Д.Гайдук, старший на борту — НШ капитан 1 ранга П.М.Маргулис); 1980 — По итогам года экипаж лодки занял 1-е место в 6-й ДиПЛ СФ по боевой и политической подготовке. Вспоминает капитан 1 ранга В.Д.Гайдук: "За время моего командования экипажа запомнилась высокая степень профессиональной подготовки экипажа, отсутствие серьезных аварийных ситуаций. Мы качественно выполняли поставленные задачи БС и БП. Весь экипаж относился к восполнению своих служебных обязанностей с высокой степенью ответственности ".
Уточнение и дополнение к статье "Подводная лодка, устремлённая в будущее".
Гайдук Владимир Дмитриевич: "На всех подводных лодках проекта "705" и "705К" количество личного состава в экипаже числилось 30 человек (25 офицеров и 5 мичманов), а не 35 человек, как указано в статье." КСВ.: Упоминаемый в статье замкомдив Богатырев Александр Сергеевич - это нахимовец 1963 г., знаю еще одного прекрасного нахимовца, командира лодки-автомата, - это Горлов Олег Александрович, вып. 1970 г. Он рассказывал при личной встрече, что со временем эксплуатации частично автоматику приходилось заменять личным составом. В итоге нарушались нормы, запроектированные на одного члена экипажа. У обоих есть странички. Гайдук Владимир Дмитриевич в изложении Верюжского Николая Александровича: первоначально планировалось иметь только 15 человек, но практически это было не выполнимо вследствие большой нагрузки и экипаж был увеличен исходя из требований выполнения боевых задач. Он также вспомнил один курьёзный случай, когда при проверке готовности кораблей Начальником ГлавПолитУправления генерал-полковником Епишевым, оказалось, что на лодке нет замполита. Возник большой скандал. Однако в итоге увеличивать штат не стали. Обязанности замполита навесили на командира со всеми вытекающими последствиями по составлению огромного количества планов и бесчисленных отчётных документов.
Мы, моряки-подводники, оцениваем этот корабль как выдающееся достижение отечественного подводного кораблестроения, устремленное в будущее. Минимальный экипаж (всего 35 человек), без матросов, эксплуатировал АПЛ практически с теми же боевыми возможностями, что и атомные лодки проектов 671, 671РТ, 671РТМ (экономию для государства еще надо посчитать!). Это были мужественные люди, очень грамотные, подготовленные специалисты-подводники. Они своими знаниями, упорством и трудом заставили плавать это чудо техники XX века. Им нужно поклониться и сказать большое спасибо за их преданность подводному флоту. Командующий 1-й флотилией АПЛ Северного флота вице-адмирал В.Т. ПРУСАКОВ, заместитель командира 6-й дивизии АПЛ СФ контр-адмирал А.С. БОГАТЫРЕВ, начальник штаба 6-й дивизии АПЛ СФ капитан 1-го ранга П.М. МАРГУЛИС, председатель госкомиссии по приемке АПЛ К-64, К-316 (проект 705) Герой Социалистического Труда капитан 1-го ранга В.П. РЫКОВ, начальник электромеханической службы 6-й дивизии АПЛ капитан 1-го ранга В.А. ДОЛГОВ, командир АПЛ К-316 (проект 705) капитан 1-го ранга А.Ф. ЗАГРЯДСКИЙ, командир АПЛ К-493 (проект 705К) капитан 1-го ранга Б.Г. КОЛЯДА, командир АПЛ К-432 (проект 705К) капитан 1-го ранга Г.Д. БАРАНОВ, командир АПЛ К-123 (проект 705К) капитан 1-го ранга В.Д. ГАЙДУК, командир 537-го экипажа (проект 705К) капитан 1-го ранга В.Т. БУЛГАКОВ
Рижское Нахимовское военно-морское училище. Сборник материалов о встрече выпускников по случаю 60-летия основания училища. 3 декабря 2005 г. Составители: Г.Г. Лойкканен, М.Д. Агронский. СПб.: "НПП "Система", 2006.