А
-
Б
-
В
-
Г
-
Д
-
Е
-
Ж
-
З
-
И
-
К
-
Л
-
М
-
Н
-
О
-
П
-
Р
-
С
-
Т
-
У
-
Ф
-
Х
-
Ц
-
Ч
-
Ш
-
Щ
-
Э
-
Ю
-
Я
Самончук Павел Федорович
ЛНВМУ 1960 г.в.
Сын. ?
Храним традиции подплава. Морская газета. 06.04.2008. Автор: Контр-адмирал Ю.П.Еремин. Начальник Морского корпуса Петра Великого – Санкт-Петербургского Военно-морского института контр-адмирал Ю.П.Ерёмин Штурманский факультет подводных лодок.
Сидят: Я.Е.Минин, профессор Е.И.Истомин, капитан 1 ранга А.В.Давыдов, профессор Н.М.Груздев, доцент А.П.Зверев; стоят: Ю.В.Субботин, капитан 2 ранга В.Б.Шариков, капитан 1 ранга А.А.Завгородний, Э.А.Немирова, капитан 2 ранга С.П.Самончук, капитан 1 ранга А.Б.Анисифоров, капитан 2 ранга М.О.Килнас.
Основное внимание автор уделил Моонзундской операции октября 1917 года. Германский флот пытался захватить острова Моонзундского архипелага в Рижском заливе и прорваться в Финский залив к Петрограду. Ранее это историческое событие не находило полного отражения в художественной литературе, и сведения о нем хранились в архивах и отчетах военно-морского ведомства. Впервые этот роман был выпущен Ленинградским издательством «Художественная литература» в 1973 году небольшим тиражом, всего 30 тысяч экземпляров. Героями Моонзундского сражения стали матросы и офицеры минной дивизии под командованием контр-адмирала Г.К. Старка.
Книга сразу стала бестселлером. Со всех уголков страны В. Пикулю стали поступать восторженные отзывы читателей. Особый резонанс роман вызвал в среде флотских офицеров. О нем говорили в кают-компаниях, матросских кубриках, на читательских конференциях. Книга настолько понравилась читателям, что потребовалось несколько переизданий, чтобы удовлетворить возросший спрос. Среди писем автору оказались отзывы родственников - участников сражения. Интересное письмо пришло от одного из главных героев романа, по сюжету погибшего во время боя. Им оказался Федор Самончук, гальванер с эсминца «Гром», которого давно считали погибшим.
В романе он выведен как Трофим Семенчук. Во время боя на эсминце «Гром» возник пожар, и с наполовину погрузившегося в воду корабля эсминец «Храбрый» снял его личный состав. В последний момент назад на «Гром» прыгнул матрос Федор Самончук. Когда один из германских миноносцев подошел к «Грому», чтобы взять его на буксир, Самончук выпустил по вражескому кораблю торпеду и взорвал его. Взрывной волной Самончук был выброшен за борт, но чудом остался жив. Спустя много лет Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 июля 1955 года Ф.Е. Самончук за мужество и героизм, проявленные в бою с германскими кораблями на Каесарском плессе Моонзунда, был награжден орденом Красного Знамени.
В. Пикуля всегда интересовали дальнейшие судьбы героев его книг и их потомки. По просьбе Валентина Саввича, я разыскал в Севастополе сына Ф.Е. Самончука, капитана 2 ранга в отставке Павла Федоровича Самончука и внуков Сергея и Евгения Самончуков - офицеров Краснознаменного Черноморского флота.
Мужественно сражались с врагом русские моряки на Балтике. 4(17) августа 1915 г. эскадренный миноносец «Новик», вступив в бой в Рижском заливе с двумя германскими миноносцами, один их них потопил, а другой сильно повредил. В ту войну прославились и минеры. Только 28 и 29 октября 1916 г. на минах, поставленных в Финском заливе нашими кораблями, подорвалось семь германских миноносцев. В Моонзундском сражении 29 сентября — 6 октября (12–19 октября) 1917 г. балтийские моряки под руководством большевиков преградили путь немцам с моря к революционному Петрограду. В одном из боев героический подвиг совершил член судового комитета эсминца «Гром» старшина Ф. Е. Самончук. Отважный моряк торпедой потопил корабль противника, а потом взорвал свой поврежденный миноносец, чтобы он не достался врагу. [16]
1917, 29.9—6.10 (12.10—19.10) Оборона Моонзундского архипелага. В ходе первой мировой войны германское командование планировало захват Моонзундского арх. в целях уничтожения русских морских сил в Рижском зал. и создания условий для нанесения удара по революционному Петрограду. К операции были привлечены основные силы германского флота Открытого моря — свыше 300 кораблей и судов (в том числе 1 ЛКР, 10 ЛК, 9 КРЛ, 57 ЭМ, 11 М, 6 ПЛ, 1 ЗМ, 3 ЗС, 90 ТЩ, 5 СКР, 1 АВТР, около 110 ТР и ВС), 102 самолета и 6 дирижаблей, сведенные в Морской отряд особого назначения. Десантный корпус насчитывал около 25 тыс. человек со 125 орудиями и минометами и 225 пулеметами. Русские морские силы на Балтике к тому времени состояли из 116 кораблей и судов (в том числе 2 устаревших ЛК, 3 КР, 33 ЭМ, 3 М, 3 КЛ, 2 ЗМ, 3 ЗС, 3 ПЛ, 17 ТЩ, 9 СКР), 30 самолетов. Гарнизон островов насчитывал 10 тыс. штыков, 2 тыс. сабель, 64 полевых орудия, 118 пулеметов. Основу противодесантной обороны составляли 9 береговых и 12 зенитных батарей (74 орудия калибром 75—305 мм) и минные заграждения (более 2800 мин) — Моонзундская минно-артиллерийская позиция. Контрреволюционное командование морских сил и гарнизона не приняло должных мер для укрепления обороны архипелага. Оборону возглавили большевистские организации БФ, солдатские и матросские комитеты. Центробалт направил комиссаров в войска и морские силы Рижского залива, на береговые батареи. На рассвете 29.9 главные силы германского флота подошли к о. Эзель (Сааремаа) севернее б. Тага-Лахт и, подавив артиллерийским огнем сопротивление русских батарей, приступили к высадке десанта. Германские линкоры «Байерн» и «Гроссер Курфюрст» подорвались на минах, но продолжали участвовать в операции. Во время высадки десанта при входе в бухту подорвался и затонул транспорт «Корсика». Под давлением высадившегося десанта части русского гарнизона острова с боями отошли к Аренсбургу (Кингисепп). В тот же день канлодка «Грозящий» и эсминцы «Генерал Кондратенко», «Пограничник» и «Десна» вступили в бой с 7 германскими эсминцами, не допустив их прорыва на Кассарский плес. 1.10 противник снова предпринял попытку прорваться на Кассарский плес. Около 14 ч линкор «Кайзер» с дистанции 110 каб. открыл огонь по находившимся в дозоре эсминцам «Победитель», «Забияка», «Гром» и «Константин». Снявшись с якорей и открыв ответный огонь, эсминцы стали отходить. Получивший тяжелые повреждения и взятый на буксир подошедшей канлодкой «Храбрый» эсминец «Гром» тоже вел огонь по врагу. Выйдя из-под обстрела, русские корабли продолжали наблюдение за противником. Около 15 ч 10 мин неожиданно появившиеся из тумана 9 германских эсминцев, разделившись на две группы, предприняли маневр, пытаясь отрезать русским кораблям отход в прол. Моонзунд (Муху-Вяйн). Во время завязавшегося боя 2 вражеских эсминца были повреждены и прекратили погоню. Трос, на котором канлодка буксировала эсминец «Гром», лопнул, возобновить буксировку не удалось и ввиду тяжелого положения эсминца было решено затопить его. Сняв с «Грома» команду и отходя с остальными эсминцами, канлодка «Храбрый» вела бой с атакующими вражескими кораблями и потопила один из них. Оставшийся на «Громе» минный старшина Ф. Е. Самончук выпустил торпеду по одному из эсминцев противника, а затем взорвал свой корабль. При появлении шедших на выручку 7 русских эсминцев вражеские корабли прекратили бой и отошли. В ночь на 2.10 по приказу командования минный заградитель «Припять» выставил мины на Кассарском плесе, на которых днем подорвался германский эсминец. Два других корабля противника, пытаясь обойти минные заграждения, сели на мель. Днем 2.10 под натиском превосходящих сил вражеского десанта гарнизон о. Эзель был вынужден оставить остров. Утром 4.10 вражеские тральщики под прикрытием миноносцев приступили к тралению проходов в районе русских минных заграждений перед Моонзундом. Несмотря на значительное превосходство сил противника (2 ЛК, 2 КР, 11 ЭМ), начальник морских сил Рижского залива контр-адмирал Бахирев, располагая всего двумя старыми линкорами «Слава» и «Гражданин» и броненосным крейсером «Баян», решил дать бой у Куйваста (Приморск) на минно-артиллерийской позиции. Русские линкоры открыли огонь по неприятельским тральщикам и вынудили их отойти (один тральщик был потоплен, другой — подбит). Оба германских линкора с дистанции 130 каб открыли огонь по русским кораблям. Под прикрытием дымовой завесы тральщики вновь возобновили траление. Около полудня, обойдя с востока минные заграждения, германская эскадра попыталась прорваться в прол. Моонзунд. Во время боя крейсер «Адмирал Макаров», стоявший на якоре в проливе, своим огнем парализовал действия германских эсминцев на Кассарском плесе. В ходе боя «Слава» получила семь попаданий, два из них ниже ватерлинии, в результате чего корабль принял более 1 тыс. т воды и получил крен; два снаряда попали в линкор «Гражданин» и один — в крейсер «Баян». Но несмотря на это, корабли успешно отражали атаки вражеских самолетов, уклоняясь от сброшенных на них мин. Один самолет был сбит огнем «Славы». Полученные повреждения вынудили русские корабли начать отход. Сильно увеличившаяся осадка «Славы» не позволяла ей пройти через прол. Моонзунд, и линкор пришлось затопить у южного входа. Остальные корабли ушли на север, затопив 4 транспорта и выставив минные заграждения на фарватере прол. Моонзунд. Лишенный поддержки с моря, гарнизон не мог успешно оборонять острова архипелага, поэтому по приказу командования он был эвакуирован, а база в Рогокюле ликвидирована. Но, несмотря на захват Моонзундского арх., немцам так и не удалось уничтожить русские корабли в прол. Моонзунд, и 7.10 германское командование было вынуждено отказаться от прорыва эскадры в Финский зал. Обороняя дальние подступы к революционному Петрограду, моряки-балтийцы доказали свою преданность делу революции. Героически сражаясь с превосходя-щими силами противника, они уничтожили 12 эсминцев и миноносцев, 6 тральщиков, сбили 2 самолета, повредили 3 линкора и 13 эсминцев и миноносцев. Моряки Балтики сорвали попытку международной реакции подавить революцию в России силами германского империализма. Героическая оборона Моонзунда способствовала победе Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде.
Безусловно Моонзундская операция заслуживает отдельного серьезного исследования, так как наряду с весьма достоверной работой А.М. Косинского эти события обросли легендами и откровенными вымыслами. Чего стоит, например, история эсминца "Гром" и "подвиг" Ф. Самончука во время боя на Кассарском плесе. Обстоятельства гибели эсминца "Гром" до конца не выяснены, но официальная версия (см. "Флот в первой мировой войне", под ред. Н.Б.Павловича т.1 стр.293), утверждающая, что Ф. Самончук взорвал эсминец "Гром", по ряду обстоятельств не выдерживает никакой критики.