Зарегистрирован на сайте. Чтобы узнать его координаты, написать письмо, обратитесь в раздел "Личное дело".
Масягин, Владимир Павлович. Офицеры Балтийского флота / В.П. Масягин, С.А. Якимов. - СПб. : Измайловский, 2003.
Командование Балтийского флота последовательно отстаивало российские интересы в ситуациях нередко драматического характера. Усилиями военно-морской дипломатии был освобожден из вильнюсской тюрьмы командир дивизии береговой обороны полковник И.Г. Черных, незаконно задержанный властями Литвы. Было организовано спасение и начальника политотдела дивизии полковника В.Л. Егорова, объявленного средствами массовой информации «врагом литовского народа». Благодаря проявленной выдержке и твердости удалось избежать вооруженного конфликта между военнослужащими флота и гражданским населением города Клайпеды. В этой обстановке командующий Балтийским флотом адмирал В.Г. Егоров потребовал от всего офицерского состава следующее: «Пока соединения не расформированы и не выведены до последней единицы техники, до последнего матроса, они должны быть способны привести себя в высшие степени боевой готовности, организованно вступить в бой»4. В местах базирования флота офицеры принимали личное участие в погрузке и разгрузке имущества, в том числе и исторических ценностей флота. Таким образом, были спасены орудия парусных кораблей русского флота, мемориал героям-подводникам, основные фонды Музея Балтийского флота. В эти годы больше половины офицеров соединения морской пехоты несли караульную службу по охране грузов и объектов флота. Командование флотом выполнило поставленную задачу, организованно оставило ближнее и дальнее зарубежье в точно установленный срок. При этом удалось сохранить добрососедские отношения с государственными и военными структурами всех государств, где базировались силы флота. В этом заслуга вице-адмиралов В.А. Кравченко, Ю.П. Белова, контр-адмиралов Л.В. Гаври-лова, В.В, Сталева, А.И. Гаврилова, М.Ф. Пинчука, капитанов 1-го ранга А.А. Потемкина, Л.П. Каренькова, В.А. Лобачева, В.А. Крашенинникова, Ю.В. Сидорова и других. Личное мужество проявили командиры десантных кораблей капитаны 2-го ранга С.А. Шопырев, Ю.А. Войтенко, В.В. Ботушан, А.В. Шубенко. Их походы в прибалтийские республики проходили в сложных погодных и гидрографических условиях, при психологическом давлении со стороны антироссийских и националистических сил.
"О сегодняшнем дне и будущем Балтфлота говорить не просто..." Капитан 2 ранга П.Ветлицкий. - Морской сборник № 5, 1993 г.
КАКОЕ ПОПОЛНЕНИЕ ПРИХОДИТ НА ФЛОТ Отгремели колокола громкого боя, возвестившие «Большой сбор», и через несколько минут личный состав большого десантного корабля замер в строю. Командир корабля капитан 2 ранга С.Шопырев, прервав со мной беседу, вышел на бак. Проверка наличия личного состава показала, что отсутствует молодой матрос, призванный на службу три месяца назад. Тщательные его поиски во всех корабельных помещениях и на территории судостроительного завода, где стоял БДК, к успеху не привели... Дальнейшие распоряжения командира говорили о том, что организация «поиска дезертира» на корабле уже отработана. Группы военнослужащих отправляются на вокзал, пограничную заставу и другие «узловые» пункты, а также прочесывать дачные участки жителей Балтийска, где, как показала практика, любят прятаться «бегуны». Видимо, увидев в моих глазах вопрос, капитан 2 ранга Шопырев печально улыбается: «Да, натренироваться успели, этот матрос далеко не первый на корабле и в соединении». - Не неуставные ли отношения причина оставления части молодым матросом? - спрашиваю я. «В данном случае - нет, - вступает в беседу заместитель командира корабля по работе с личным составом капитан-лейтенант Ю.Гречкин. - Этот матрос с первого дня стал объектом нашего пристального внимания, так как сразу по прибытии заявил о нежелании служить. Беседовали с ним почти ежедневно, а вчера он принес рапорт и вот что пишет: «Осмелюсь доложить, что служить на корабле не представляется возможным, так как состояние здоровья мне этого не позволяет...» - Медики его недавно проверяли - вполне здоров, - предупреждает мой вопрос командир. -Просто не хочет служить, и, к сожалению, в этом желании он не одинок. Молодое пополнение - это завтрашний день флота, и в этом плане показательна оценка заместителя командующего БФ вице-адмирала В.Кравченко, высказанная на страницах флотской печати: «...Издавна считается, что флот силен своими кораблями, а корабли - теми людьми, кто обслуживает сложную технику. Серьезную озабоченность у нас вызывает качество призывного контингента: в большинстве своем на Балтийский флот приходят юноши, духовно, физически и морально неподготовленные к службе». Это подтверждают и социологи, проводившие первичное социально-психологическое обследование пополнения, прибывшего на БФ. Их данные, увы, неутешительны: положительно настроен на службу едва ли каждый третий-четвертый, более трети не скрывают, что будут под различными предлогами уклоняться от выполнения служебных обязанностей, а каждый двадцатый прямо заявляет, что при первой возможности попытается оставить свои корабли и части. Показателей, характеризующих нынешнее пополнение флота, много, но подавляющее большинство из них не вызывает большого оптимизма. От офицеров одного противолодочного корабля я услышал о появившейся в последнее время новой «категории» военнослужащих: «дневной матрос» - в целом дисциплинированный, исполнительный и управляемый, и «ночной матрос» - дерзкий, способный на серьезное правонарушение военнослужащий. С такими «двуликими Янусами» работать особенно трудно. Они серьезно дестабилизируют обстановку в своих коллективах, а главное подрывают веру остальных матросов в способность командиров навести твердый уставной порядок. Все, с кем мне приходилось в эти дни обсуждать проблемы молодого пополнения, в нынешних условиях выход из создавшегося положения видят только в комплектовании кораблей исключительно на контрактной основе. ВМЕСТО ЭПИЛОГА Не секрет, что затронутые здесь проблемы корабельных соединений в Балтийске, можно сказать, самом стабильном сегодня гарнизоне данного флота, как для них, так и для флота в целом и не полны и обладают значительно большей остротой. Достаточно сказать, что вывод сил БФ из государств Прибалтики влечет за собой потерю флотом лучших баз, лучших судоремонтных заводов, лучшего жилищного фонда. А выводятся из стран Балтии 308 флотских подразделений, расформировываются 149, численно флот будет сокращен более чем на треть. И только в этом плане, не беря всего остального, вопрос о будущем Балтийского флота приобретает вполне определенную драматическую окраску. Встретиться с начальником штаба БФ вице-адмиралом В.В.Гришановым, поделиться своими впечатлениями о командировке, узнать его ответ на мой вопрос я так и не смог. Валерий Васильевич был занят - на флоте начал работу Главнокомандующий ВМФ. Но пищу для размышлений дает короткий ответ командующего Балтийским флотом адмирала В.Егорова на вопрос газеты «Страж Балтики»: «Какая самая важная задача стоит сегодня перед моряками-балтийцами?» - Выжить и сохранить боеготовый флот. |