галереи
Я в отпуске в 45м
добавил: Venia
1970 начало службы
добавил: MIHALICH
 

Всего зарегистрированных нахимовцев-2110
 
показать всех
только список
     ---------------------------------
           
           НА ЗАМЕТКУ

     ---------------------------------
       Сборник воспоминаний
                
 Тбилисское Нахимовское
             военно-морское
                   училище

       ---------------------------------
             Николай Максимов
               
          "Этика развития
                    личности"          
       ---------------------------------
                   Юрий Росс
            "Тот самый остров"
               

         Сюр-историческая
       приключенческая повесть
       ----------------------------------
       Р.Б.Семевский-Лепорский
               

       Субъективный взгляд 
           очевидца на историю 
           6-го выпуска ЛНВМУ" 
       ---------------------------------
               Владимир Габарь
               
               Пароль 17
     ---------------------------------
              Ренат Мустафин

           
       Заметки на полях
           вахтенного журнала

     --------------------------------
               А.И. Палитаев
              

     "Мои пути подводные"
     --------------------------------
                Игорь Жданов
              

   Дневниковые записи 
             "Такая судьба."
    --------------------------------


 
 

Архивные дела нахимовцев

А - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Щ - Э - Ю - Я
 
Комаров
Александр
Александрович

ЛНВМУ
1973 г.в.

Зарегистрирован на сайте. Чтобы узнать его координаты, написать письмо, обратитесь в раздел "Личное дело".

Суворовское военное училище.

Решения Совета старейшин Международной aссоциации «Кадетское братство».

Совет старейшин Международной ассоциации «Кадетское братство» на своем заседании 6 февраля 2007 года избрал:

Члены Совета старейшин:

Комаров Александр Александрович, капитан 1 ранга в отставке, Представитель Клуба нахимовцев в Координационном Совете, выпускник  НВМУ;

Суворовское военное училище.

Образовано Общероссийское общественное объединение кадет - «Российское кадетское братство».

Председателем «Российского кадетского братства» избран генерал-полковник Манилов Валерий Леонидович (Советник Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ), первым заместителем Председателя – генерал-лейтенант Шишков Алексей Николаевич, заместителями Председателя – генерал-майор Черкасов Леонид Николаевич и капитан 1-го ранга Комаров Александр Александрович.

Программа радиостанции "Арсенал" "Было - не было". Радиостанция ЭХО МОСКВЫ. 8 января 2003 года.

В прямом эфире радиостанции "Арсенал" Александр Комаров, старший научный сотрудник научно-исследовательской группы ВМФ.
Эфир ведет Сергей Бунтман.

С. БУНТМАН У нас сегодня в гостях Александр Александрович Комаров, старший научный сотрудник научно-исследовательской группы ВМФ. Здравствуйте, Александр Александрович, добрый день.
А. КОМАРОВ Добрый день.
С. БУНТМАН Мы сегодня будем с вами говорить об ужасных событиях, что это, по-вашему все-таки, несчастный случай произошел там у Галифакса?
А. КОМАРОВ Вы знаете, да, наверное, отчасти да. Несчастные случаи, к данного масштаба катастрофе говорить это именно катастрофа.
С. БУНТМАН Это катастрофа, вызванная несчастным случаем?
А. КОМАРОВ Да, несчастным стечением обстоятельств.
С. БУНТМАН Вот я думаю, что это нам поможет в отличие от тех, кто не мог друг с другом договориться и как-то понять друг друга там, в том 1917 году, насколько я понимаю, в декабре месяце, да?
А. КОМАРОВ Декабрь месяц.
С. БУНТМАН Давайте, сухие события, что тогда произошло?
А. КОМАРОВ Немножко, наверное, надо сказать о самом Галифаксе.
С. БУНТМАН Да, что это, где это, покажите нам.
А. КОМАРОВ Центр графства Новая Шотландия на юге Канады, на ее Атлантическом побережье. Город небольшой сравнительно, 90 тыс. жителей, но очень приятный, очень зеленый, красивая архитектура современная. Это большой порт, пропускает до 10 млн. тонн в год.
С. БУНТМАН Интересно, маленькое население, кто же его обслуживает?
А. КОМАРОВ Население в основном ориентировано именно на порт и на предприятия, которые связаны с мореходством, нефтепереработка также, танкеры туда приходят и т.д. А город сам сравнительно небольшой. Кстати, интересная деталь, святым покровителем Шотландии считается Андрей Первозванный, как и в России. И флаг провинции Новая Шотландия это почти точная копия нашего андреевского флага.
С. БУНТМАН Только наоборот, да? А, у них как в России, как андреевский флаг русский, да?
А. КОМАРОВ Да, (белое) полотнище, синий косой крест, только в центре небольшой красный щит, и на его фоне золотой лев.
С. БУНТМАН Издалека, кстати, можно принять за что-то русское, за флаг чей-нибудь, чей-нибудь штандарт.
А. КОМАРОВ В 93 году туда приходил отряд наших кораблей Северного флота с официальным визитом, и у многих жителей Галифакса возникал вопрос а почему вы пришли под нашим флагом?
С. БУНТМАН Что это, новая форма вежливости морской нет.
А. КОМАРОВ На самом деле, конечно, каждая страна была со своим флагом. Город выглядит молодо, вообще американские города, они же сравнительно молодые, но в Галифаксе почти нет зданий старше 80-85 лет, это последствия той самой катастрофы. В центре города в стене церкви вбит кусок пароходного котла, это последствия катастрофы, которая наверное была едва ли не самой страшной в истории человечества, связанной с судоходством. Все происходило 6 декабря 1917 года. Накануне вечером на внешний рейд Галифакса из Нью-Йорка прибыл французский пароход "Монблан". Пароходик был старенький уже, постройки 1899 года, сравнительно небольшой 3 000 тонн водоизмещения. Долгое время он плавал под флагом компании "Жерар Франс Атлантик", во время войны был мобилизован, использовался как вспомогательный транспорт французского ВМФ.
С. БУНТМАН И он французский был изначально, да?
А. КОМАРОВ Да, французский изначально.
С. БУНТМАН И компания французская?
А. КОМАРОВ Да, "Жерар Франс Атлантик", французская компания. Командовал им капитан Ле Медек, и все бы было ничего, обычный пароход пришел, собираясь в рейд через Атлантику, но груз его был больно страшный. В Нью-Йорке на него было загружено 2 300 тонн пикриновой кислоты, 200 тонн тринитротуола, 10 тонн порохового хлопка. И в довершение ко всему, на верхней палубе в бочках были размещены 35 тонн бензола, горючего для танков, для тракторов, для тягачей. Вообще-то такие грузы на таких судах перевозить не разрешалось, но была война, с тоннажем торговым были большие проблемы, немецкие подлодки свирепствовали в Атлантике, и не нашли ничего лучшего, как такой груз поместить на этот пароход. Тут надо сказать еще одну вещь. Пароход долго не ремонтировался, состояние механизмов, систем было неважным, это потом сыграло свою роль отрицательную. 5 декабря, вечером, он пришел на рейд Галифакса, ночь простоял на внешнем рейде, получив указания утром следовать в порт. Чем руководствовались, загоняя пароход с таким грузом
С. БУНТМАН Зачем, он должен был уходить уже?
А. КОМАРОВ Он должен был идти в Атлантику, через Атлантику во Францию, но из-за опасности со стороны подлодок судоходство в то время осуществлялось в конвоях, и он должен был в Галифаксе дожидаться очередного конвоя. Конвой этот уже формировался, в него должно было входить несколько десятков судов, и он должен был находиться там до отбытия от американского побережья. Галифакс вообще и в первой, и во второй войне был собственно конечным пунктом на американском континенте, откуда конвои выходили в трансатлантическое плавание.
С. БУНТМАН Т.е. сначала они из любого порта Восточного побережья, из США, они шли туда, на север?
А. КОМАРОВ Сосредотачивались в Галифаксе, потом начинался этот переход. Кстати, и наш флот с Галифаксом своей историей связан, во время Великой отечественной войны в Галифаксе сосредотачивались конвои, которые потом совершали переход в наши северные порты, в Галифакс приходили корабли, которые мы от американцев получали по ликбезу, большие охотники, тральщики, вот они свой переход в наши базы Северного флота начинали из Галифакса. Старожилы Галифакса помнят об этом до сих пор. В Галифаксе среди прочих достопримечательностей сохраняется сторожевой корабль, ныне мемориальный, который участвовал в проводке этих конвоев.
С. БУНТМАН Молодцы, что сохраняют, это уже отдельная история.
А. КОМАРОВ Да, очень приятно. Так вот, переждав ночь, утром, около 7 часов утра капитан этого транспорта, Ле Медек, получил приказ следовать в Галифакс. К сожалению, наши слушатели не могут, у нас не телевидение, поэтому показать мы не можем, но немножко, что собой представляет эта бухта. Галифакс Харбор напоминает колбу, своим горлышком обращенную на восток, в сторону Атлантического океана. В самом узком месте этого горлышка, на полуострове находится, собственно, Галифакс, на южном побережье бухты. Напротив него, на северной стороне пригород Галифакса Дартмут. А дальше, к западу, к северо-западу находится расширяющаяся часть колбы, это гавань Бэдфорд, там, собственно и сосредотачивался конвой. Туда нужно было идти "Монблану". Вскоре после 7 часов, получив распоряжение канадского командования, транспорт снялся с якоря и направился в сторону Галифакса. В это время здесь начинается стечение обстоятельств. В Галифаксе стоял норвежский транспорт "Имо" под командованием капитана Фромма, он должен был выйти еще 5 числа. Если бы все было по расписанию, то никакой трагедии бы не случилось. Но он задержался с бункеровкой угля, угольные баржи подошли к его борту поздно, погрузить не успели, и выход был отложен до утра. Дело в том, что ночные выходы в это время были запрещены из опасений со стороны немецких подлодок, подходы к Галифаксу были перекрыты противолодочными сетями, были выставлены минные заграждения, и суда выходили в море и входили в порт только в светлое время суток.
С. БУНТМАН Только в светлое время, потому что ночью была наибольшая опасность атаки подводной.
А. КОМАРОВ Тут было связано еще и с тем, что фарватер был огорожен буями, справа, слева мины, сети противолодочные, так что навигация была затруднена. И по времени получается так, что почти одновременно в Галифаксе снимался "Имо", который утром собрался выйти в море, а в сторону Галифакса пошел "Монблан". Движение, вы понимаете, потом, когда происходило разбирательство, в том числе разбирался вопрос насчет вообще того, насколько безопасно судоходство в заливе, то приводились примеры, когда крупнейшие трансатлантические лайнеры перед войной свободно расходились там. Знаменитая "Мавритания" там расходилась с "Олимпиком", старшим братом "Титаника".
С. БУНТМАН Это несравнимо большие суда, да.
А. КОМАРОВ Они расходились нормально, аварийных ситуаций не возникало. Хотя, конечно, и от капитанов судов, входивших и выходивших из Галифакса, и от лоцманов требовалось предельное внимание, потому что все-таки пролив есть пролив, и судоходство там достаточно напряженное. "Монблан" начал движение, и в общем ничего не предвещало опасности, самый узкий участок залива был уже пройден, и вот уже последний поворот, за ним открывалась гавань Бэдфорда, где судоходство было достаточно свободным, потому что большая акватория. И в это время из-за последнего поворота показался встречный пароход, это был "Имо". По правилам плавания, суда должны были расходиться левым бортом, поэтому суда, входившие в Галифакс, придерживались северного берега пролива, суда, которые выходили в океан, придерживались южного берега, ближнего к Галифаксу. Но и лоцман "Монблана" Маккей, который прибыл накануне вечером на судно, и капитан Ле Медек вдруг с ужасом обнаружили, что встречное судно пересекает их курс, идет к северному берегу. Для них в то время это было непонятно. Потом оправдания такого маневра приводились уже на суде после всего того, что уже произошло. Канадцы, оставшиеся в живых, утверждали, что впереди по курсу следовало американское судно, и они, расходясь с ним, ушли не положенную для себя сторону фарватера, на северную. Насколько я знаю, суд к определенному выводу не пришел по поводу того, насколько этот маневр был оправдан, не лучше ли было пропускать и не нарушать правил, но, тем не менее, судно оказалось на не положенной для него северной стороне фарватера. Отвечавший за проводку канадский лоцман Маккей повернул судно направо, еще ближе к берегу, и дал короткий гудок, один, один короткий гудок означал поворот направо, два коротких гудка налево, и три коротких гудка это стопори машины, задний ход. Решил освободить еще больше места для встречного парохода, уходя к самому берегу. По идее, встречное судно тоже должно было отрабатывать направо и уходить к южному берегу. Но этого не произошло, встречный пароход дал два коротких гудка, и еще ближе приблизился. И это уже было совершенно непонятно, а расстояние между судами сокращалось, уже было меньше половины мили, 700-800 м. Пытаясь предотвратить столкновение, "Монблан" стал поворачивать налево, он уходил уже не на свою сторону фарватера, но уже делать ничего не оставалось, столкновение было вот-вот. И в это время норвежец стал отрабатывать задний ход. Поскольку перед этим нос его уходил влево, в сторону северного берега
С. БУНТМАН Я думаю, слушатели себе графически представляют то, что слышат.
А. КОМАРОВ То на заднем ходу он стал разворачиваться как бы носом как раз направо, в сторону французского парохода.
С. БУНТМАН Т.е. подставляться бортом он стал, да? Как так получалось?
А. КОМАРОВ Не борт подставлял, а форштевень норвежца оказался направлен в борт французов.
С. БУНТМАН А, он шел в борт уже французскому кораблю.
А. КОМАРОВ И столкновения избежать не удалось, правда, уже не на полном ходу, хотя там полного хода ни у одного, ни у другого не было, они шли, имея 5-7 узлов скорость, и тот, и другой, все-таки это пролив. Они столкнулись.
С. БУНТМАН Вот здесь мы сделаем паузу. Они столкнулись, последствия этого были чудовищные, потому что вы могли понять, даже если вы не знаете истории совсем, вы могли понять из начала рассказа о том, что практически зданий старше 85 лет нет в Галифаксе. Я напоминаю, что у нас в гостях Александр Комаров, мы продолжим рассказ об этой катастрофе у Галифакса через несколько минут.
ИГРА
С. БУНТМАН Мы же с вами слушаем и будем слушать все оставшиеся дни этой серии о несчастливых кораблях и происшествиях с оными, мы будем слушать вот что, музыку, относящуюся к знаменитому "Титанику", но не ту музыку, которая появилась в фильме, а ту музыку, которая действительно на "Титанике" исполняли и слушали. И одну песню как раз того времени мы сейчас с вами услышим.
ПЕСНЯ
С. БУНТМАН Грустную мелодию играли на "Титанике" в его том несчастном путешествии.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИГРЫ
С. БУНТМАН Так, мы возвращаемся к событиям болеем новым, т.е. событиям 1917 года, и в совершенно другой точке мира. Мы оставили два судна в бухте Галифакса, мы оставили их в страшном положении. И вот все произошло.
А. КОМАРОВ Хотя скорость судов была в то время небольшая, тем не менее, форштевень норвежского парохода "Имо" вошел в борт "Монблана" почти на 3 метра. Представьте себе грохот, скрежет, толчок страшный и на том, и на другом судне. И плюс ко всему бочки с бензолом, закрепленные на палубе "Монблана", несколько из них было смято, разорвано, бензол полился вниз в трюм как раз на груз взрывчатки. При этом машины обоих судов работали на задний ход, и они разошлись. Соответственно, сноп искр, попадающих на разлившийся бензол. Мгновенно возникает пожар. Команда "Монблана" пыталась бороться с огнем, но кроме ручных огнетушителей у них ничего не оказалось. Дело в том, что пожарный гидрант присоединялся как раз примерно в том месте, где возник пожар, туда пробиться было уже невозможно. Огнетушителями с таким пламенем справиться они тоже не смогли. А они прекрасно знали, что у них на борту. Лоцман Маккей попытался предложить капитану развернуть пароход в сторону моря, дать полный ход ему и команде на ходу оставить судно, т.е. предпринять попытку увести из города, но команда в панике уже бросилась в шлюпки, и капитан по крайней мере сделал вид, что предложение лоцмана не расслышал, дал команду на оставление парохода. О грузе "Монблана" знало кроме его команды, капитана и лоцмана, в Галифаксе знали три человека, командир базы и два офицера его штаба.
С. БУНТМАН И все?
А. КОМАРОВ И все.
С. БУНТМАН Т.е. те, кто распорядился идти ему в бухту с рейда, те об этом знали или не знали?
А. КОМАРОВ Очевидно, это распоряжение не миновало и командира базы. Кроме него и еще двух офицеров в штабе не знал никто. Не знали, соответственно, и на встречном пароходе, не знали и на кораблях, которые стояли в Галифаксе. Вообще, суда, которые следуют с таким грузом
С. БУНТМАН Вот я хотел спросить, был ли сигнал какой-нибудь, был ли флаг?
А. КОМАРОВ Нет, никакого. Вообще, положено поднимать при погрузке и разгрузке взрывчатых веществ, при следовании с ними, на конце реи, на нотерее поднимается красный флаг, сигнал опасности. Но была война, и вообще в США и в Канаде немецкой агентуры было довольно много. И плюс еще была шпиономания.
С. БУНТМАН Да, шпиономания дикая была уже там к концу, я думаю, она не стихала к концу Первой мировой войны.
А. КОМАРОВ Все уже продолжалось, и поэтому просто этот флаг, считали, что он привлечет немецких агентов, немецких диверсантов. Поэтому никаких отличительных признаков характера угрозы на борту не было. Вот это столкновение произошло. Команда, поставив все рекорды скорости, судно покинула, налегли на весла, и надо сказать, что команда-то "Монблана" как раз спаслась, они успели догрести до берега, отбежали от него и укрылись в ближайшей растительности где-то на берегу, там укрылись. А пароход с хорошим пожаром, черный столп дыма, пламя, все как полагается, вот он горит, и медленно дрейфует по воле приливного течения. Вообще, если бы он взорвался сразу, то наверное размеры трагедии, во всяком случае, количество человеческих жертв было бы меньше.
С. БУНТМАН Какое расстояние было до порта до самого? От места столкновения примерно, если прикинуть?
А. КОМАРОВ От места столкновения это было, по сути дела, напротив порта, где-то метров, может быть, 200 от берега. Но пароход дрейфовал, и в конце концов навалился на один из причалов Галифакса. Причал деревянный, загорелся, на причале расположен деревянный склад, он тоже вспыхнул. А не каждый день на рейде горят пароходы, народ стал собираться. Соответственно, кто не мог выйти из дома, прилипли к стеклам, полная набережная народа, на нескольких предприятиях люди стали вылезать на крыши, чтобы это зрелище посмотреть. Действительно любопытно.
С. БУНТМАН Ну да, причем опять же, напоминаем, никто не знает, какой там груз.
А. КОМАРОВ Знал один из офицеров, знавших, попытался трагедию как-то предотвратить. Он в это время находился на одном из буксиров недалеко от берега, приказал буксиру подойти к причалу, сам выскочил на берег, закричал, что срочно бегите все отсюда, нескольких матросов послал предупреждать об опасности, но что-то можно было сделать. Кто их услышал, кто понял, что они кричат, и кто успел среагировать на этот крик. С дежурного крейсера, в Галифаксе на дежурстве находился крейсер "Хай Флайер", был спущен вельбот, команде которого было приказано подойти к оставленному пароходу, завести буксир, один из буксирных пароходов, который находился поблизости, и постараться оттянуть его от причала. Собственно говоря, речь не шла о том, чтобы предотвратить какую-то страшную трагедию, а просто причал горит
С. БУНТМАН Пожар, занялся причал, так что это нормальные действия.
А. КОМАРОВ Не подозревая о характере груза, опять же, команда вельбота поднялась на палубу, завела буксирный конец, буксир вроде бы уже потащил, и в это время произошел взрыв. О том, что это собой представляло, вы знаете, я позволю себе процитировать. Это запись, сделанная капитаном одного из судов, которое в это время находилось в 15 милях от Галифакса, это 28, считайте, км. "Сегодня утром, 6 декабря 1917 года, в 9 часов 6 минут на горизонте в стороне залива я увидел зарево, которое казалось ярче солнца. Через несколько секунд над Галифаксом взметнулся гигантский столп дыма, увенчанный яркими языками пламени. Эти языки сразу же исчезли в серо-черных клубах дыма, и через несколько мгновений снова появились в небе в виде многочисленных вспышек. Над городом медленно вздымался черный гриб дыма. Потом донесся звук двух, последовавших один за другим глухих раскатов взрыва". По определению секстанта, высота этого гриба составила более 2 миль, т.е. это почти 4 км. Люди, находившиеся в Галифаксе, оказались не рядом со взрывом, а, по сути дела, внутри взрыва. О силе его можно судить по таким деталям. В радиусе 60 миль от города в церквях зазвонили колокола.
С. БУНТМАН От волны?
А. КОМАРОВ От взрывной волны. Веретено якоря "Монблана" было весом около полутонны, было найдено в 2 милях на берегу, кусок корпуса пролетел 12 миль, это наверное самый дальний полет. На город сыпались обломки корпуса. Мало того, от взрыва, глубина в этом месте залива метров 15, в дне залива образовалась воронка, и на город падали куски скальной породы. Дно в этом месте обнажилось, потом образовалась придонная волна высотой 5 метров, которая увеличила дополнительно разрушения. По городу летели куски зданий разрушенных, стекла, бетон, куски бетона, телеграфные столбы ломались как спички, проводка электрическая рухнула, многочисленные короткие замыкания, дополнительный очаги пожара. Много очагов пожара, кроме раскаленных обломков самого парохода, дали разбитые печи. 9 часов утра, кто-то завтракал, еще не остыли, все это вываливалось тут же. Сначала никто не мог понять вообще, что произошло. Представьте, черный дым, пыль, этот удар оглушающий, человек, не поняв, что с ним произошло, оказывается лежащим, чем-то придавленным, вот в каком состоянии он из обломков начинает вылезать, если еще может вылезти. На крейсере "Хай Флайер", который послал свой вельбот с целью предотвратить пожар, это довольно крупный корабль, вы знаете, нашим слушателям можно будет представить, он напоминал немного "Аврору", был примерно одного с ней водоизмещения, 6 тыс. тонн примерно, трехтрубный, примерно такой, и примерно того же времени постройки, 97 год. На нем были снесены надстройки, мачты, трубы.
С. БУНТМАН Как сдуло, да?
А. КОМАРОВ Да, поврежден борт. Другой крейсер, стоявший в это же время там, более крупный, 11 000 тонн водоизмещения, это солидный корабль, 4 трубы, он этой волной был выброшен на берег. 11 000 тонн металла выбросить на берег, сами представляете, какой силы была эта волна. В городе было полностью разрушено 1 600 зданий, 1 200 зданий получили серьезные повреждения. Когда стали считать убитых, то было обнаружено более 1 900 трупов и 2 тыс. человек с лишним считались пропавшими без вести. Но это тоже погибшие, просто тела найдены не были во всем этом кошмаре. 9 000 раненых. И огромное количество, 500 человек, потеряли зрение, это летящие осколки стекла, те, кто стоял около окон. Обрушился приют для сирот, погибли почти все 500 его обитателей. Рухнули три школы, в живых осталось 11 учеников.
С. БУНТМАН Уже занятия ведь шли, да?
А. КОМАРОВ Занятия шли, но естественно надо же посмотреть, что делается, все прилипают к окнам. Ко всем прочим бедам и несчастьям, к сотням очагов пожара, к вечеру на город налетел снежный буран. Все эти дымящиеся развалины, во многих местах еще горевшие, все это стало засыпаться снегом при шквальном ветре. Шторм был такой, которого в Галифаксе до этого не помнили лет 20.
С. БУНТМАН Но это совпадение?
А. КОМАРОВ Тут конечно совпало, но просто все это усиливало масштабы катастрофы, затрудняло спасательные работы, все это так происходило. А вслед за этим, через пару дней, оттепель, и все эти развалины оказались в жидкой грязи. Очевидно, в ней погибли многие из тех, кто, несмотря ни на что, выжил, находился под руинами, просто до них добраться было уже невозможно.
С. БУНТМАН Ну да, а дома в принципе невысокие, да, были?
А. КОМАРОВ Дома в основном невысокие. В центральной части города в это время, как я понимаю, были 3-4 этажа, но вообще картина была страшная. Сейчас в Галифаксе расположен музей Атлантики, посвященный атлантическому судоходству, там целый раздел посвящен этой трагедии, вы знаете, картина наши радиослушатели, наверное, видели фотографии Хиросимы и Нагасаки после бомбардировки, вот что-то напоминает.
С. БУНТМАН Ну да, судя по тому, сколько там было взрывчатки, и по силе взрыва, это примерно то же самое, минус все другие гадости, которые есть у ядерного оружия и которые не видны невооруженным глазом.
А. КОМАРОВ Вы знаете, вообще, пиротехники потом рассчитали, что это конечно было значительно слабее ядерных взрывов, но до Хиросимы человечество более сильного взрыва не знало.
С. БУНТМАН Т.е. единого взрыва, там всевозможные потом бомбардировки городов, но такого единого взрыва, да.
А. КОМАРОВ Там, по сути дела, произошло взрывов-то два, сначала взорвались 2 носовых трюма "Монблана", потом два кормовых, но разница между этими взрывами была в долях секунд, поэтому они слились в один.
С. БУНТМАН Ну что же, сейчас мы здесь зафиксируем, потому что там последствия катастрофы, еще судебное было разбирательство, чрезвычайно любопытное. Я думаю, что сразу предположили, что это все-таки некий террористический акт, да?
А. КОМАРОВ Такие предположения были, но там еще для французов неблагоприятно в чем сложились обстоятельства, в Канаде вообще с французами, как вы знаете, проблемы, проблемы Квебека, населения Квебека, и во время Первой мировой войны несмотря на то, что Англия и Франция были союзниками, а Канада входила в сферу Британской империи
С. БУНТМАН Она доминионом была официальным.
А. КОМАРОВ Да, и вот здесь вот взрывается французский пароход, губит город, а команда его цела. Вот реакция. Попытки капитана объяснять, что он, собственно говоря, не виноват, что он не нарушал правил судоходства, что его буквально, что называется, забодали, что он пытался предотвратить, хорошо, что дело, по крайней мере, не дошло до самосуда. С норвежской стороны в живых остался штурман.
С. БУНТМАН Да, вот тут спрашивают у нас слушатели, Илья прислал на пейджер, что стало с норвежским пароходом?
А. КОМАРОВ Вы знаете, он был сильно поврежден, снесены были надстройки, продавлен борт, и в таком виде он был выброшен на берег. Часть команды уцелела, те, кто находился далеко, в корпусе машинного отделения, те остались живы. А надстройки были снесены, и капитан, и вахтенный матросы, и находившийся на борту лоцман погибли. Уцелел штурман, который давал объяснения. Да, вот с его слов известно это препятствие американского парохода, который стал обходить и который так непредусмотрительно вылез не на свою сторону фарватера. Вот, собственно говоря, объяснения норвежца сводились к этому.
С. БУНТМАН Вопрос такой, а что этот самый американский-то пароход, он что, он миф или реальность? И что с ним случилось?
А. КОМАРОВ В показаниях норвежцев он проходит, но я тут затрудняюсь что-нибудь сказать, потому что в доступных мне источниках я о его судьбе ничего не прочитал. Скорей всего, он тоже, если не был потоплен, потому что в порту было потоплено несколько десятков судов, барж, катеров, но он наверняка получил тоже, если не погиб, то получил большие потери.
С. БУНТМАН Да, но исчезнуть-то он не мог никуда, если был, то тогда наверное все-таки материалы следствия, подробно наверное бухта осматривалась?
А. КОМАРОВ Бухта осматривалась, естественно, но ведь в то время курс каждого судна, его местоположение на каждый момент не фиксировалось, радаров не было, поэтому здесь какие-то разночтения, разногласия возникали вполне естественным образом. Во всяком случае, мне неизвестно, чтобы пытались искать свидетелей со стороны его. Ответственность какая с него могла быть ответственность? Следовал своим курсом, создал какие-то, с точки зрения норвежцев, создал какие-то препятствия.
С. БУНТМАН Но на нем, по идее, тоже должен был быть лоцман, все-таки из служб самого Галифакса, порта, должны были, кто-то, на нем быть, и каким-то образом он должен был быть зафиксирован.
А. КОМАРОВ Вы знаете, как и на многих других судах, он мог погибнуть. Поэтому здесь я затрудняюсь ответить, во всяком случае, насколько мне известно, в ходе следствия этот вопрос подробно не разбирался. Не разбирался еще один вопрос почему, собственно, британское адмиралтейство судно с таким грузом направило в гавань Бэдфорд, т.е. мимо крупного порта в скопление других судов, ведь если даже говорить об опасности со стороны немецких подлодок, то в общем было более приемлемо, очевидно, потерять этот один "Монблан" в результате атаки, даже если бы такая атака состоялась, чем рисковать и городом, и портом, и десятками судов, которые там стояли.
С. БУНТМАН Это подарок диверсантам-подводникам немецким.
А. КОМАРОВ Да, получилось так. Подводников-диверсантов в то время не было.
С. БУНТМАН Я имею в виду подлодкам.
А. КОМАРОВ Во всяком случае, да.
С. БУНТМАН И диверсантам любого толка, которые могли по шпионским мифам и реальностям, могли сигнализировать с берега, что такая вещь есть.
А. КОМАРОВ Безусловно, во всяком случае, нужно было выбирать из двух зол меньшее. И пароход с таким грузом оставлять на внешнем рейде, под охраной, конечно, но во всяком случае не тащить его в порт.
С. БУНТМАН Ну что ж, мы еще через минуту-другую расскажем, чем завершилась эта история, вот постфактум, потому что там есть еще, к какому выводу пришел суд, скажет нам Александр Комаров. И о судьбе этой катастрофы.
ИГРА
С. БУНТМАН Мы сейчас послушаем с вами короткую мелодию с "Титаника" очередную, уже регтаймовую мелодию с "Титаника", и завершим наш разговор.
ПЕСНЯ
С. БУНТМАН Вы слушаете радиостанцию "Арсенал" и нашу программу "Было, не было".
РЕЗУЛЬТАТ ИГРЫ
С. БУНТМАН А мы сейчас подходим к быстрому эпилогу рассказа о трагедии Галифакса. Здесь есть несколько вопросов: "Было ли это, нашло ли отражение в кинематографе?", эта трагедия.
А. КОМАРОВ Вы знаете, в Канаде, может быть, что-нибудь по этому поводу снимали, но известных картин я не встречал.
С. БУНТМАН Может быть, как эпизод какого-то из фильмов это вошло, во всяком случае, честно говоря, фобия, страх перед такой катастрофой, он продолжался и во Вторую мировую войну, и в портах очень многих, это все-таки сделали выводы, и это например присутствие странных кораблей в порту, которое может быть, непроверенных, странных, считалось чрезвычайно опасным, это например вдохновило фильм Хичкока "Саботажник", там их два, "Саботаж" и "Саботажник", я никогда не помню, какой, дело в Нью-йоркском порту происходит. И боялись подрыва корабля или взрыва корабля в порту.
А. КОМАРОВ В Нью-йоркском порту, кстати, во время Второй мировой войны уже погиб в результате пожара лайнер "Нормандия".
С. БУНТМАН Да, кстати, когда он показывал "Нормандию", ему сказали, что это нехорошо, это не патриотично это все.
А. КОМАРОВ Вообще, взрывов таких было во время войны, Второй мировой, происходили, бомбейский взрыв знаменитый, когда взорвался тоже лайнер с боеприпасами, стоявший в порту под погрузкой. К сожалению, такие инциденты периодически происходят.
С. БУНТМАН Насколько я понимаю, суд сделал действительно вывод о том, что явных виновных нет.
А. КОМАРОВ Были обвинены французы и лоцман Маккей. Лоцман был арестован, французскому правительству рекомендовалось лишить капитана диплома, судить по законам своей страны, но вмешалась ассоциация французских капитанов, и ассоциация канадских лоцманов тоже свое дело сделала, выступили в защиту. И в результате примерно через год и капитан Ле Медек, и лоцман Маккей были освобождены, им были возвращены судоводительские дипломы. И еще такая деталь, Ле Медек плавал где-то до начала 30-х годов, и в связи с уходом в отставку от французского правительства получил орден почетного легиона.
С. БУНТМАН Почетного легиона, да, петличку получил он эту. Скорее всего не за участие в катастрофе, а как еще и знак непорочной службы, и его невиновности.
А. КОМАРОВ Да, здесь именно хотел подчеркнуть его невиновность, невиновность французского флага в этой катастрофе.
С. БУНТМАН Ну что же, спасибо большое, Александр Комаров, и сегодня мы рассказали об одной из самых страшных катастроф, вызванных, в общем, рядом целой серии ошибок, может быть, ошибок и несуразностей, не совсем до конца понятных, я думаю, которые происходили у порта Галифакс, что привело к страшному разрушению, одна из крупнейших катастроф. И наверное, крупнейшая катастрофа, вызванная кораблем. Это не когда, конечно, порт бомбардируют или берут, будь то, скажем, пираты Моргана или же это во время военных действий.
А. КОМАРОВ Именно навигационное происшествие, которое привело к такой катастрофе.
С. БУНТМАН Хоть и во время войны. Спасибо большое, Александр Александрович.

    В архиве есть данные на выпускников 1973 г.в.:
 
  1. Антонов Сергей Алексеевич  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  2. Анцыгин Игорь Николаевич  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  3. Бабошин Андрей Александрович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  4. Бабышев Евгений Андреевич  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  5. Бакарджиев Олег Вячеславович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  6. Бахтин Василий Александрович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  7. Бачков Михаил Витальевич  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  8. Белоусов Владимир Петрович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  9. Бечик Анатолий Петрович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  10. Бешененко Владимир Валентинович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  11. Большов Николай Павлович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  12. Бояркин Владислав Степанович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  13. Булгаков Александр Викторович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  14. Булгаков Андрей Николаевич  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  15. Бусов Николай Михайлович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  16. Бухтеев Андрей Борисович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  17. Бычков Михаил Витальевич  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  18. Ванюшин Михаил Борисович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  19. Вахитов Олег Михайлович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  20. Вершинин Петр Викторович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  21. Винокуров Андрей Александрович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  22. Гаврилов Юрий Николаевич  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  23. Галкин Александр Николаевич  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  24. Гарифуллин Сергей Раисович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  25. Головченко Александр Сергеевич  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  26. Горбов Михаил Леонидович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  27. Грузинов Андрей Борисович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  28. Грязнухин Владимир Ильич  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  29. Гуринов Сергей Сергеевич  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  30. Давыдов Владислав Николаевич  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  31. Дианов Валерий Борисович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  32. Дмитриев Сергей Евгеньевич  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  33. Дунаевский Евгений Яковлевич  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  34. Дунаевский Сергей Моисеевич  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  35. Дыдыкин Леонид Владимирович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  36. Егорейченко Геннадий Андреевич  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  37. Егоров Валерий Федорович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  38. Ефремов Сергей Анатольевич  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  39. Жидков Сергей Константинович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  40. Захаров Сергей Андреевич  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  41. Звоник Николай Алексеевич  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  42. Здор Игорь Юлианович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  43. Ильиных Александр Николаевич  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  44. Ильюшин Александр Николаевич  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  45. Ипатов Андрей Викторович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  46. Калинов Михаил Иванович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  47. Каргин Василий Иванович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  48. Карпачев Александр Иванович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  49. Карпенко Владимир Владимирович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  50. Коваленко Сергей Анатольевич  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  51. Когтев Валерий Михайлович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  52. Кокушкин Константин Владимирович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  53. Колмаков Валерий Юрьевич  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  54. Колуханов Олег Алексеевич  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  55. Кольцов Олег Вениаминович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  56. Кравец Станислав Николаевич  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  57. Кравченко Михаил Юрьевич  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  58. Красночубенко Константин Анатольевич  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  59. Кротов Виктор Евгеньевич  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  60. Крутов Сергей Павлович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  61. Лалазаров Андрей Валерьянович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  62. Ларев Сергей Викторович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  63. Лататуев Леонид Станиславович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  64. Лиснянский Олег Владимирович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  65. Литвинов Александр Иванович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  66. Лоскутов Александр Владимирович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  67. Лоханов Евгений Васильевич  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  68. Луканин Михаил Николаевич  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  69. Лунев Владимир Петрович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  70. Максимов Николай Михайлович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  71. Максимов Николай Михайлович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  72. Малютин Владимир Ильич  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  73. Марков Андрей Геннадиевич  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  74. Мартынов Михаил Иванович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  75. Мельников Алексей Юрьевич  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  76. Мирясов Георгий Михайлович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  77. Молоков Павел Александрович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  78. Мортиков Александр Федорович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  79. Муравчик Владимир Ильич  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  80. Муравьев Юрий Борисович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  81. Мурашов Валерий Михайлович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  82. Нагорный Михаил Юрьевич  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  83. Николаев Алексей Петрович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  84. Никонов Сергей Кириллович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  85. Новиков Андрей Александрович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  86. Ольшамовский Олег Анатольевич  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  87. Осин Сергей Анатольевич  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  88. Очкин Владимир Анатольевич  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  89. Пасхин Сергей Александрович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  90. Переслегин Александр Борисович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  91. Пертяков Владимир Федорович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  92. Питерцев Василий ? К.  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  93. Плавунов Сергей Викторович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  94. Платонов Сергей Геннадиевич  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  95. Пляскин Анатолий Прокопьевич  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  96. Покатилов Михаил Георгиевич  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  97. Потеряев Сергей Николаевич  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  98. Просеков Юрий Яковлевич  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  99. Пятницкий Андрей Рэмович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  100. Романов Александр Юрьевич  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  101. Ромза Сергей Иванович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  102. Рыбкин Евгений Александрович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  103. Рыняк Вячеслав Андреевич  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  104. Рязанов Геннадий Николаевич  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  105. Савин Юрий Павлович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  106. Садовников Юрий Александрович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  107. Салманин Сергей Михайлович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  108. Сидоров Борис Николаевич  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  109. Скляренко Виктор Павлович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  110. Смирнов Сергей Вячеславович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  111. Сомов Сергей Владимирович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  112. Ставров Михаил Валентинович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  113. Стародубцев Игорь Николаевич  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  114. Степанов Александр Александрович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  115. Сунтеев Андрей Владимирович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  116. Тарифуллин С. Р.  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  117. Терехов Владимир Геннадьевич  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  118. Трухтанов Александр Александрович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  119. Тумаков Сергей Леонидович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  120. Федоров Сергей Владимирович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  121. Федоров Юрий Борисович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  122. Федоровский Игорь Рюрикович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  123. Фрадкин Сергей Залманович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  124. Францев Александр Николаевич  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  125. Фридман Евгений Наумович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  126. Фролов Александр Дмитриевич  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  127. Харицкий Евгений Борисович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  128. Ходырев Владимир Евгеньевич  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  129. Чернышов Александр Николаевич  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  130. Чумаченко Владимир Павлович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  131. Шабовта Сергей Борисович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  132. Шапарь Александр Викторович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  133. Шпетер А. ?  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  134. Шульгин Виктор Владимирович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  135. Щетько Григорий Георгиевич  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
  136. Юсфин Александр Фридрихович  (1973 г.в. , ЛНВМУ)
 


Сейчас на сайте нахимовцы: нет зарегистрированных пользователей online

Copyright © Сирый Александр Сергеевич.
Административная группа и редколегия сайта: Сирый А. С.(ЛНВМУ-84), Максимов В.В.(ТНВМУ-52), Цариков А.В.(ЛНВМУ-86), Богданов И.Я.(ЛНВМУ-83), Мустафин Р.Р.(ЛНВМУ-84).
При использовании материалов сайта ссылка на сайт http://www.nvmu.ru обязательна. Сайт является некоммерческим благотворительным прoектом. Коммерческое использование материалов запрещено. Все фото, кино и видеоматериалы, звуковые и текстовые файлы могут быть использованы в коммерческих целях только с разрешения их правообладателей или в некоторых случаях администрации нахимовсого сайта.
Проект получил благословение Святейшего Патриарха Алексия Второго.
                                           
 Военно-морской клуб  «АВТОНОМКА» Александра Викторова   Сайт Рената Мустафина 
Профессиональная фото и видеосъемка в Санкт-Петербурге

Круизы по всему миру, Клуб Путешествий Советский

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    

вход для нахимовцев
log.
pass. 
войти запомнить
напомнить пароль
   радио"АВРОРА"

Объявления
предыдущие сообщения

Нахимовское военно-морское училище

Кинозал

Интервью с историком 
архитектуры Кириковым Б.М.


   Смотреть полностью
---------------------------------------
  

  НА ЗАМЕТКУ
---------------------------------------
Луцкий А.Н.


 "За прочность прочного
корпуса"
---------------------------------------
Лойкканен Г.Г. Агронский М.Д.


 Сборник материалов об
Рижском нахимовском
училище (1945-1953гг.)
---------------------------------------
Поэт Игорь Жданов


 Книга-тетрадь
"Первые стихи..."
---------------------------------------
Дневник  Ю.Я. Слесарева


 Серия
"Нахимовские дневники"
---------------------------------------
Н.А. Верюжский


 Книга воспоминаний
выпускника РНВМУ
Николая Верюжского.
---------------------------------------
Ю.Л. Коршунов


  "Воспоминания и
размышления
о службе, жизни, семье."
---------------------------------------
Игорь Жданов


 Повесть "ВЗМОРЬЕ"
---------------------------------------