А
-
Б
-
В
-
Г
-
Д
-
Е
-
Ж
-
З
-
И
-
К
-
Л
-
М
-
Н
-
О
-
П
-
Р
-
С
-
Т
-
У
-
Ф
-
Х
-
Ц
-
Ч
-
Ш
-
Щ
-
Э
-
Ю
-
Я
Амелько Николай Сергеевич
ЛНВМУ 1989 г.в.
ШЕСТЬДЕСЯТ ПРОЦЕНТОВ: интересная история. Труд № 060 за 06.04.2006. ЧТО ТЕБЕ СНИТСЯ, КРЕЙСЕР "АВРОРА"? - ДВАДЦАТЬ МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ, КОТОРЫЕ ОБЕЩАЛИ НА РЕМОНТ, - ОТВЕЧАЕТ, ПОЗЕВЫВАЯ, ЗНАМЕНИТЫЙ КРЕЙСЕР. Она больше не "флагман революции" и не "символ Октября". Легендарную "Аврору" разжаловали в обычный "памятник отечественного кораблестроения". Между тем крейсер живет своей, вполне насыщенной событиями жизнью. Мало кто знает, что на нем служат 45 моряков: 4 офицера, 6 мичманов и 35 матросов-призывников. КТО ЗДЕСЬ НА ВЕС ЗОЛОТА? - Тщательнее скалывай лед, тщательнее, - наставляет один из офицеров моряка, который орудует ломом на трапе. Железные ступени спрятаны под коркой льда - трап превратился в настоящий каток. Но спешки у моряков нет: до открытия музея еще час времени. - Самое главное для нас - организовать прием посетителей, - объясняет капитан 3 ранга Алексей Аптикаев. - "Аврора" - это ведь не только корабль 1-го Военно-морского флота России. Это музей, который посещает до 15 тысяч человек в день. Посему крейсер должен быть образцово-показательным. В летние дни матросы ежедневно драют палубу, зимой очищают ее от снега. И независимо от времени года каждый вечер убираются на берегу - мусор выносят мешками. Экскурсанты и продавцы сувениров о чистоте окружающей среды не думают. С одной стороны, служба "авроровцев" похожа на будни матросов любого другого корабля. Подъем - в 7 утра, отбой - в 23.00, боевое учение - раз в неделю. В 9 утра по морской традиции поднимают флаг. Как говорят на флоте, если флаг не подняли - день не начался. А спускают его по заходу солнца. С другой стороны, служба здесь всегда считалась элитной. Например, в начале прошлого века морякам его императорского величества в матросский кубрик приносили киноаппарат. И на простыне, которая заменяла киноэкран, показывали фильмы. Нынешним матросам тоже есть чем развлечься - у них в столовой стоит телевизор, а недавно появился еще и DVD-проигрыватель. Понятно, что на легендарный корабль отбирают лучших призывников. "Аврору" еще надо заслужить - своей прошлой, гражданской, жизнью. Офицеры крейсера ездят в военно-морскую часть (17-й флотский экипаж), расположенную в городе Ломоносов Ленинградской области и, что называется, под микроскопом рассматривают свои будущие кадры. Разумеется, у призывника не должно быть судимости. Еще желательно, чтобы он имел профессию. Особенно ценятся рукастые ребята: повара, электрики, автослесари. И наконец, призывник непременно проходит офицерский фейс-контроль. Матрос "Авроры" просто обязан быть симпатичным, опрятным и приятным во всех отношениях. А уж если призывник еще и иностранный язык знает - такой здесь на вес золота. - К нам постоянно приезжают зарубежные делегации, - говорит капитан 2 ранга Николай Амелько (сам он блестяще владеет французским). - Некоторые офицеры могут поддержать беседу на иностранных языках. А иногда переводят и матросы. - Скоро будем пробу снимать, - говорит Алексей Аптикаев. Заглядываю на кухню: дежурный кок ловко мешает суп в огромной кастрюле. При этом по "Авроре" плывет абсолютно домашний запах еды. - А что сегодня на обед? - интересуюсь я. - Борщ, мясо с перловкой и компот из сухофруктов, - рапортует кок. - Добавки-то всем хватит? - А то как же! И вам достанется. Для офицеров стол накрывают в отдельной каюте. Все как и положено - ножи, вилки, бокалы. На столе два вида закусок. Рассказывают, что в советские времена командир экипажа и за стол не садился, если подавалось меньше четырех закусок. Теперь подобной роскоши, конечно, нет. Сейчас капитан 1 ранга получает такую же зарплату, что и водитель трамвая. Если сравнить суточную норму "отпуска продуктов" на одного человека по табелю 1910 года с современной, станет видно, насколько "похудел" нынешний паек. Так, во времена Николая II каждому матросу полагалось: 310 г свежего или соленого мяса (против нынешних 225 г), а также 1,135 кг хлеба (сейчас - 750 г). Подносили императорским морякам и чарку водки - 123 г. Понятно, что нынешние матросы лишены такого удовольствия, зато в их рационе есть рыба, яйца, овощи, соки. Ребятам даже выдают поливитамины - по одному драже каждый день. А вот жареную картошку (как оказалось, во флоте это главное лакомство) моряки получают лишь в дни рождения и по государственным праздникам. В обычном меню она не предусмотрена из соображения экономии. При жарке ее количество уменьшается, а расход продукта большой. Питание на корабле четырехразовое. Худосочным здесь быстренько подправляют фигуры. По крайней мере, тощих матросов я точно не заметила. И позируют они перед фотокамерами с удовольствием. - Служба идет хорошо, командование здесь - нормальное, - рассказывают ребята. Когда приезжают родители матросов, командование знакомится с ними, показывает, где парень спит, ест и проходит службу. Сам моряк проводит для родных экскурсию по всему кораблю. - Ну а как у вас с дедовщиной? - спрашиваю, осторожненько так. - Да нет у нас такого, - уверяют ребята. - Мы все здесь на виду - экипаж-то небольшой. Хорошая характеристика с крейсера помогает ребятам с легкостью устроиться после службы на работу или поступить учиться. "Аврора" - это уже своего рода бренд. Во времена перестройки вокруг крейсера разгорелись нешуточные страсти. Казалось бы, ну кому может помешать "Аврора". Стоит себе у причала, деньги от экскурсий капают в бюджет страны - и всем хорошо. Ан нет... Общественность потребовала навсегда загнать "Аврору" в док. Было и еще более оригинальное предложение - протащить крейсер на буксире (своего-то хода у него нет) вокруг Европы. Мол, так мы распрощаемся со своим революционным прошлым. Моряки отстояли корабль. Но самый, пожалуй, громкий скандал разгорелся в 1984 году. Дело в том, что энергетические установки "Авроры", которая до 1935 года бороздила морские просторы, пришли в полный упадок. Тогда решили отбуксировать ее в док, осушить и срезать подводную часть. Так и поступили: корабль пересадили на новое днище - как ботинку меняют подошву (правда, отрезанная "подошва" оказалась гигантской - 6,5 метров высотой). Старое днище "Авроры" почему-то не утилизировали на месте - на Ленинградском судостроительном заводе "Северная верфь", как это делалось с другими кораблями. Вероятно, принять решение о физическом уничтожении раритета никто не рискнул, поэтому поступили просто: отогнали подальше, чтобы никто не нашел. И официально объявили, что этот остаток "Авроры" использовали как волнолом в Усть-Лужском порту. На самом деле днище (а оно, по сути, - огромная баржа) сразу выпросили местные колхозники и приспособили как дебаркадер для разделки рыбы. Увы, на плаву кусок "Авроры" продержался недолго и затонул возле пирса. Вот тут-то ушлые телевизионщики, которые обнаружили это место, и разнесли по всей стране сенсацию: легендарный крейсер "Аврора" затоплен. - Можете не сомневаться, родного, "авроровского" здесь осталось не менее 60 %. Вот заклепки еще старого крейсера, - бывший капитан 1 ранга Яков Давыдов, который более 18 лет проработал на крейсере научным сотрудником, хлопает рукой по металлическому стержню в обшивке корабля. - Но от ремонта нельзя было отказаться. Ведь к 1984 году подводная часть "Авроры" так проржавела, что за сутки набирала до 80 тонн воды. А у нас только на верхней палубе собиралось по 1000 человек. Представьте, что однажды крейсер пошел бы ко дну со всеми экскурсантами! Людей-то спасли бы, но ведь это же был бы позор на весь мир. Музей "Крейсер "Аврора" закрывают для посетителей, если туда собираются руководители России, иностранные делегации на высшем уровне, "звезды" эстрады и кино. На борту крейсера побывали Джон Кеннеди, Фидель Кастро, Маргарет Тэтчер, Монтсеррат Кабалье, Жерар Депардье, Жан-Поль Бельмондо, Кирилл Лавров, Александр Розенбаум, Сергей Маковецкий, Чулпан Хаматова... Самые "ходовые" дни "Авроры" в году - День ВМФ (последнее воскресенье июля) и 9 Мая. Корабль в это время принимает до 15 тысяч человек.
РЕЦЕПТ ЕЕ МОЛОДОСТИ: события и комментарии. Труд № 203 за 07.11.2007. ЛЕГЕНДАРНАЯ "АВРОРА", С ЗАЛПА КОТОРОЙ 90 ЛЕТ НАЗАД НАЧАЛСЯ ШТУРМ ЗИМНЕГО ДВОРЦА, И СЕГОДНЯ ОСТАЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ ГЛАВНЫХ ТУРИСТИЧЕСКИХ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЕЙ Она и сейчас боевая единица Балтийского флота. Корабль N1 ВМФ России. Здесь проходят срочную воинскую службу 30 матросов. Их стараниями прежде всего выглядит 107-летняя "Аврора" настоящей красавицей! Поднимаюсь по трапу вместе с группой экскурсантов-школьников с Алтая. Ребятам по 14 - 15 лет. Они кутают носы в шарфы, прячут руки в карманах легких курточек (в Петербурге не первый день гуляет штормовой ветер), но от экскурсии по легендарному крейсеру отказываться не хотят. - Давно мечтал побывать в вашем городе, посмотреть на пушки "Авроры", - говорит мне щуплый подросток Витя Каратаев. - Классно, что приехали сейчас, в осенние каникулы, в канун праздника народного единства. А пушки, не знаете, здесь действующие? Об орудиях легендарного корабля, давшего в 1917-м сигнал к перевороту всей жизни в России, а также о старинном машинно-котельном отделении и вообще об истории "Авроры" рассказывает здесь экскурсантам всех возрастов, званий и национальностей контр-адмирал Чернавин. Более десятка лет возглавляет он музей крейсера. Самому музею уже 51 год. Экспозиция его считается одной из самых интересных в городе. В ней более 1000 исторических предметов, настоящих раритетов эпохи: личное оружие, фуражки, тельники, кружки героических матросов-революционеров. И тех, кто защищал блокадный Ленинград в Великую Отечественную войну. Орудия крейсера были установлены тогда близ города, вдоль морских его границ, хорошего жару давали они фашистам, пытавшимся прорваться в наш город!.. А до встречи с Львом Давыдовичем Чернавиным посетители имеют возможность совершенно бесплатно (как и в музей) пройти по кораблю от его носа до кормы. Взглянуть оттуда на Неву и открывающийся шикарный вид на Эрмитаж, набережную Кутузова, купола Спаса на Крови... Осенние каникулы, ноябрьский праздник не единственное время, когда экскурсантов здесь особенно много. В год посещает "Аврору" до 350 тысяч человек. Больше трети из них - иностранцы. - В последние годы к нам приходит все больше нашей молодежи, - говорит капитан 2-го ранга Николай Амелько. Нынешние праздники он встречает в ранге исполняющего обязанности командира крейсера на время отпуска капитана 1-го ранга Анатолия Бажанова. - Интересуются молодые люди не только историей корабля, тем, как строили его когда-то... Часто спрашивают меня: "А как попасть сюда служить?" Отвечаю так. Отбор на "Аврору" жесткий. Призывники должны сдать специальные тесты. А для этого надо много знать, быть аккуратными и дисциплинированными. Все-таки мы в какой-то степени лицо северной столицы. В том числе и по нам, и по тому, как содержим корабль, как сами выглядим, люди судят о Петербурге. Несколько лет назад появилась на "Авроре" и новая услуга. Желающие могли снять здесь на вечер кают-компанию для личных, так сказать, нужд. Банкет в исторических апартаментах считался особым шиком. Поговаривали, что "хорошо посидев", иные гости из числа состоятельных граждан неудержимо рвались к тем самым революционным пушкам, что однажды уже внесли смуту в ряды соотечественников. Их едва успевали оттаскивать. Правда, и пушки давно законопачены. В общем, скандал был еще тот. Банкеты на крейсере под давлением общественности были отменены. За исключением официальных - когда чествуют ветеранов флота, войны или военную иностранную делегацию. Так по крайней мере говорят в штабе ЛенВМБ, курирующем корабль. Похоже на правду. Во всяком случае, попытка корреспондента "Труда", выдавшего себя за частное лицо, арендовать на выходные "хотя бы кубрик" - за ценой, мол, не постоим - окончилась ничем. Глядя на "Аврору", ни за что не скажешь, что последний капитальный ремонт проводился здесь более 20 лет назад. Настолько хорошо он был сделан, что крейсер и сегодня как новенький. Хоть сейчас в плавание! "Аврору", между прочим, несколько лет назад приглашали в кругосветку. Предлагали... буксировать крейсер по морям и волнам. Самому-то ему в дальние походы уже ходить трудно. Моряки отказались. Решили, что на вечной стоянке в городе своей первой молодости и любви принесет он больше пользы, чем гуляя по чужим портам, пусть даже и с благородной целью популяризации российского флота. Так и вышло. Здесь, дома, в Петербурге трап корабля никогда не пустует. Ни в праздники, ни в будни. Ни в летний зной, ни в промозглые осенние дни, как сейчас. Безрукова Людмила соб. корр. "Труда"
Родился 22 ноября 1914 года в Петрограде. Отец — Амелько Николай Лукич (1880—1957), белорус, рабочий. Мать — Амелько Татьяна Калиновна (1882—1917), умерла, когда Николаю было 2 года. Настоящей и заботливой матерью стала мачеха — Амелько Анна Михайловна. Супруга — Амелько Татьяна Николаевна (1917—1990), с которой Николай Николаевич счастливо прожил 51 год. Сын — Амелько Сергей Николаевич (1945 г. рожд.), капитан 1 ранга запаса, служил на флоте и в Министерстве обороны, сейчас — служащий Российской армии. Дочь — Амелько Ксения Николаевна (1952 г. рожд.), главный архитектор проекта в организации «Гипроздрав». Внук — Амелько Сергей (очепятка?) Николаевич (1972 г. рожд.), капитан 3 ранга, заместитель командира Краснознаменного крейсера «Аврора». Есть две внучки.