А
-
Б
-
В
-
Г
-
Д
-
Е
-
Ж
-
З
-
И
-
К
-
Л
-
М
-
Н
-
О
-
П
-
Р
-
С
-
Т
-
У
-
Ф
-
Х
-
Ц
-
Ч
-
Ш
-
Щ
-
Э
-
Ю
-
Я
Федотов Сергей Владимирович
ЛНВМУ 1982 г.в.
Десятая дивизия подводных лодок Тихоокеанского флота. Люди, события, корабли. - Санкт-Петербург, 2005. Специальный выпуск альманаха Тайфун. ?
Атомная подводная лодка К-295 «Самара» пр.971
Основные этапы службы 1.04.1990—зачислена в списки кораблей ВМФ. присвоен тактический номер К-295. первоначально классифицирована как атомная большая ПЛ. 1990 — ГК ВМФ подписал директиву о начале формирования экипажа К-295. 3 1.10.1990 — экипаж убыл в 717-й УЦ ВМФ. 12.1991 — окончание формирования экипажа. 28.04.1992 — лодка переклассифицирована в атомную крейсерскую ПЛ. Май-ноябрь 1992 г. — большая группа офицеров и мичманов экипажа прикомандирована в экипаж капитана I ранга Г.В.Голомидова для обеспечения ходовых испытаний К-419 пр.971. 1992 — экипаж окончил обучение в 717-м УЦ ВМФ по программе вновь сформированного экипажа. 22.05.1992 — экипаж прибыл в состав 45-й ДиПЛ ТОФ. 16.11.1992 — находившийся в отпуске в Баку техник-электрик штурманский мичман В.С.Мнацаканов был взят в заложники. В декабре 1992 г. офицеры экипажа и соединения обратились к президентам России и Азербайджана с требованием принять меры но освобождению военнослужащего (обращение было опубликовано в средствах массовой информации). 30 августа 1993 г. произведен обмен мичмана В.С.Мнацаканова на пленного боевика. 13.04.1993 —лодке присвоено наименование «Дракон». 7.11.1993 — заложена в цехе ОАО "Амурский судостроительный завод" в Комсомольске-на-Амуре (зав. №517). Май 1992 — май 1994 — экипаж прошел стажировку в 45-й ДиПЛ ТОФ. До 90% подводников экипажа прикомандировываются в перволинейные экипажи соединения, принимают участие в выполнении задач БС, в несении боевого дежурства. 14.05.1994 — экипаж убыл в Комсомольск-на-Амуре для приема корабля от судостроительной промышленности. 15.07.1994 — лодка спущена на воду (по другим данным — 5.08.1994). Июль-сентябрь 1994 — проведены швартовные испытания. 25-29.09.1994 — переведена в транспортном доке по Амуру в Амурский лиман. Состоялся вывод корабля из дока. 30.09.1994 — дала ход под собственной ГЭУ и начала движения из б. Чихарева в сопровождении обеспечивающих кораблей на сдаточную базу. 3.10.1994 — прибыла в Большой Камень на ЗСО "Восток". На период достройки и проведения испытаний включена в состав 72-й ОБСРПЛ ТОФ. 23.10.1994 — первый выход на ходовые испытания, произведено первое погружение под воду. 28.12.1994 — первое глубоководное погружение корабля. 7.03.1995 — завершены ходовые государственные испытания. В процессе испытаний произведено 9 выходов общей продолжительностью 68 суток. Вспоминает капитан 1 ранга А.Ф. Копьев (в то время уполномоченный океанской группы Постоянной комиссии государственной приемки кораблей ВМФ): "В 1995 г. я был председателем государственной комиссии по приему АПЛ К-295 «Дракон» от промышленности. Кооперация между предприятиями судостроительной промышленности была нарушена, финансирование велось крайне нерегулярно, поэтому достройка и последующие испытания корабля проходили в непростой обстановке. В советское время испытания новой АПЛ проходили в три этапа: заводские швартовные, заводские ходовые и государственные. В постсоветское время ввиду отсутствия финансовых средств появилось стремление экономить на всем (для К-295 «Дракон» это вылилось в сокращение сроков испытаний). По ходатайству генерального директора Амурского ССЗ П.С.Белого между ВМФ и Главным управлением судостроительной промышленности по оборонным отраслям было подписано совместное решение о совмещении ходовых и государственных испытаний. Основные испытания АПЛ были проведены еще весной 1995 г., но для их полного завершения требовалось выполнить ряд пунктов программы. В частности, не прошел испытания ракетный комплекс 3М-10 из-за отсутствия обеспечения (самолета СКИП), не проведены госиспытания комплекса обнаружения кильватерного следа ПЛ (из-за отсутствия программы). Кроме того, не был решен вопрос с АБ и вышли гарантийные сроки ряда изделий (в частности, В-600) и др. Много сил отняло решение вопроса с АБ лодки. На корабле совместным решением ГК ВМФ и МСП были установлены АБ, отличающиеся емкостью от батарей, предписанных ТТЗ. Как следствие, появились изменения в фактических спецификационных данных ПЛ по длительности поддержания ГЭУ в "горячем состоянии" с последующим вводом в действие, которая оговорена соответствующими ГОСТ и рядом других руководящих документов. Более чем принципиальная позиция членов Госкомиссии по приемке АПЛ «Дракон» в конечном итоге убедила генерального конструктора Г.Н.Чернышева привести в соответствие спецификационные данные по сокращению "ремонтной площадки" и внести, в связи с этими обстоятельствами, корректуру в эксплуатационную документацию по электроэнергетической системе. Об имеющихся недоработках я неоднократно докладывал вышестоящему командованию, но реакции не было. Положение частично изменилось после моей телеграммы от 28 марта 1995 г. на имя зам. министра обороны А.А.Кокошина и в копии —- всем моим начальникам. В частности, 7 мая была получена телеграмма генерального конструктора с дополнением к "Техническому описанию и инструкции по обслуживанию ЭЭС". Во время очередного доклада о текущем положении дел ГК ВМФ адмиралу Ф.Н. Громову на его вопрос о причинах задержки с подписанием приемного акта я доложил, что с имеющимися невыполненными пунктами программы испытаний документ я подпишу только по его письменному приказанию. Вскоре письменное указание поступило, и 17 июля 1995 г. состоялось подписание приемного акта". Июнь 1995 — общее собрание подводников экипажа постановило обратиться к командованию флота с требованием не допустить принятия решения о передислокации корабля к постоянному месту базирования силами другого экипажа 45-й ДиПЛ ТОФ. 17.07.1995 — подписан приемный акт. 29.07.1995 — поднят Андреевский флаг. В дальнейшем в этот день ежегодно отмечается день корабля. В ходе мероприятия члены экипажа решили отойти от стандартного плана и одновременно произвели подъем военно-морского флага ВМФ СССР. На август 1995 г. был запланирован переход корабля к постоянному месту базирования, однако в связи с задолженностью по платежам за уже построенный корабль руководство Амурского судостроительного завода препятствовало уходу АПЛ. В частности, 13 августа 1995 г. при попытке покинуть б. Тунец лодка была блокирована заводским буксиром. На такие крайние шаги команда буксира пошла с целью привлечения внимания Министерства обороны к задолженности этого ведомства перед Амурским судостроительным заводом. 20-28.09.1995 — корабль перешел в Вилючинск, на постоянное место базирования и вошел в состав 45-й ДиПЛ ТОФ. На торжественном митинге, посвященном прибытию к месту базирования нового корабля, подводников встречали командующий 2-й ФлПЛ вице-адмирал М.Г. Захаренко, командование флотилии и дивизии. Капитану 1 ранга В.В.Гаврилину вручен символический ключ от Камчатки. Октябрь-ноябрь 11.1995 — после завершения отработки и сдачи полного курса БП ПЛ К-295 с основным экипажем вводится в состав сил ПГ. В 1994-1995 гг. лодка признана первой по количеству и продолжительности совершенных выходов в море. 29.12.1995 — включена в состав ТОФ. 11-12.1996 — экипаж К-295 принял К-263, до этого более двух лет не выходившую в море. Проведены мероприятия по восстановлению технической готовности корабля, отработаны задачи курса БП, экипаж вошел в 1-ю линию. В ходе подготовки К-263 после двухлетнего перерыва начала выходить в море. 24.12.1996 — в результате аварии на высоковольтной линии электропередач гарнизон подводников остался без электроэнергии. Для обеспечения электричеством наиболее важных объектов жизнедеятельности города по решению командования используется введенная в действие ГЭУ К-295. В 1996-1997 гг. экипаж капитана 1 ранга В.В.Гаврилина на К-263 несколько раз выходил в море и перевел корабль после ремонта в Вилючинск. После отработки полного курса задач БП К-263 с экипажем К-295 вводится в состав сил ПГ. Май 1997 — лодка освящена отцом Василием, настоятелем церкви Святого Николая Чудотворца. 1997 — экипаж К-295 «Дракон» на К-331 «Нарвал» выполнил задачи дальнего плавания. 4.12.1997 — приказом главкома ВМФ лодке передано почетное наименование "гвардейская", принадлежавшее ранее выведенной из боевого состава ВМФ К-133пр.627А. 1.05.1998 — в связи с расформированием 45-й ДиПЛ ТОФ корабль передается в состав 10-й ДиПЛ ТОФ. Июль-август 1998 — экипаж К-295 на К-419 успешно выполняет ряд задач БП, проводит ракетные и торпедные стрельбы, выполняет поиск и слежение за иностранной АПЛ. 18.09.1998 — состоялось торжественное вручение и церемония поднятия гвардейского Андреевского флага. Вместе с гвардейским флагом экипажу передан на хранение исторический журнал К-133. Январь-август 1999 — экипаж отрабатывает задачи БП. 30.08.1999 — присвоено новое наименование «Самара». Сентябрь 1999 — начало шефства над кораблем администрации Самарской области. Подписывается договор о шефстве. 11о распоряжению губернатора Самарской области К.А.Титова был создан попечительский совет АПЛ «Самара», в который вошли главы городов и районов области, представители государственной власти и общественных организаций, областной военный комиссар, руководители государственных и частных предприятий. Самарская область стала первым регионом в России, в бюджете которой такая помощь была закреплеена отдельной строкой. В 1999-2002 гг. экипажу АПЛ «Самара» оказана значительная помощь. Подводникам подарена оргтехника, аудио- и видеоаппаратура, микроавтобус для экипажа, выполняются работы по благоустройству казармы. Корабельная библиотека и видеотека являются лучшими на флоте. Подводники и члены их семьей отдыхают в санаториях Самарской области. Регулярно происходит обмен делегациями. В экипаже АПЛ служат призывники из Самарской области. Январь-август 2000 — экипаж отрабатывает задачи БП, ведется подготовка к БС в Индийском океане. Сентябрь 2000 — в связи с гибелью К-141 «Курск» БС в Индийском океане отложена на неопределенный срок. До выяснения причин гибели К-141 получен временный запрет на выход в море АПЛ. Ноябрь 2000 — первой на ТОФ после трагических событий на СФ вышла и море для выполнения задач БП. С 2000 г. по июнь 2001 г. лодку "держал" 78-й экипаж ПЛ. Отработаны и сданы -задачи курса БП. В мае 2001 г. 78-й экипаж (на К-295 «Самара») проверялся инспекцией по ядерной безопасности Министерства обороны. С 14 по 29 мая 2001 г. 78-й экипаж на К-295 (командир — капитан I ранга С.В.Федотов, старший на борту — командир дивизии капитан I ранга Н.Г.Ковалевский) находился в полигоне БП для сдачи задачи Л-2. В ходе выхода выполнены все положенные упражнения.
Атомная подводная лодка К-391 «Братск» пр.971
Основные этапы службы 3.03.1984 — зачислена в списки кораблей ВМФ, присвоен тактический номер К-391. первоначально классифицирована как атомная большая ПЛ. 17.03.1984 — на основании директивы НШ ТОФ было завершено формирование экипажа. Основной костяк составили выпускники ВВМУ и школы мичманов и прапорщиков 51 -го отряда подводного плавания ТОФ. Первым командиром назначен капитан 2 ранга С.А.Голобоков. 1986 — экипаж убыл в Комсомольск-па Амуре для обучения в 717-м УЦ ВМФ и принятия в дальнейшем лодки от ССЗ им. Ленинского Комсомола. С момента закладки ПЛ экипаж принял активное участие в достройке ПЛ и проведении швартовных испытаний. 16.08.1986-5.02.1988 — экипаж прошел обучение в 717-м УЦ ВМФ по программе вновь сформированного экипажа. 23.02.1988—заложена в цехе ССЗ им. Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре (зав. №514). 14.04.1989 — спущена на воду. После спуска на воду производились достроечные работы, осуществлялась подготовка для перевода на достроенную базу в п. Большой Камень Приморского края. 5.06.1989 — произведен физический пуск реактора. 28.06.1989 — перешла на ЗСО "Восток" в Большом Камне. Август-декабрь 1989 — в акватории Японского моря проведены заводские и государственные испытания. 29.12.1989 — подписан приемный акт (по другим данным — 30.12.1989). На лодке по сравнению с предыдущими кораблями серии впервые были установлены пусковые установки средств противодействия, аварийная система порохового продувания ЦГБ, а также проведены мероприятия по снижению шумности, включая установку новых заборников циркуляционных трасс типа "Плавник". 13.01.1990 — в присутствии командующего ТОФ адмирала Г.А. Хватова впервые поднят Военно-морской флаг. 28.02.1990 — включена в состав ТОФ. 1990 — согласно постановлению ЦК КПСС на К-391 в течение года выполнены расширенные акустические испытания. По результатам испытаний был проведен большой комплекс различных мероприятий и дополнительных работ по обесшумливанию корабля. Благодаря такому подходу К-39.1 стала самой малошумной ПЛ ТОФ. За освоение новой техники и вооружения командир ПЛ капитан 1 ранга С.А.Голобоков и старший помощник командира капитан 2 ранга С.М.Игишев награждены орденом "За службу Родине в ВС СССР" 3-й ст. 27.12.1990 — прибыла к месту постоянного базирования на Камчатку, включена в состав 45-й ДиПЛ ТОФ. Началась отработка задач БП. 9.09.1991 — экипаж вошел в 1-ю линию. 1991 — выполнила БС (капитан 2 ранга С.М.Игишев). За время службы экипаж неоднократно устанавливал слежение за иностранными АПЛ. Достигнут рекордный результат по продолжительности слежения. Итоги этой БС были высоко оценены командованием флота: 36 офицеров и мичманов были представлены к правительственным наградам. Состав экипажа на БС: капитаны 2 ранга С.М.Игишев, В.И.Бабенко, Г.Л.Фарионов, капитаны 3 ранга И.О.Головчанский, С.Н.Харьков, капитан-лейтенанты С.И.Дектярев, А.Г. Заярный, А.А.Игошев. А.И.Калинин, Н.И. Котьков, Б.С. Куртяков, С.М.Мамаев, А.Г.Метелкин, А.В. Митенсков, А.Н.Морозов. Л.А.Никифоров. В.И.Пашков, С.С.Рябов. В.П.Смолярчук. В.Б.Сосулин, А.М.Торосян, капитан медицинской службы Р.Б.Валиахметов, ст. лейтенанты Л.Ф.Величко. А.Г.Зариков, И.В.Сытиков, А.Н.Фендриков, О.В.Хоботов, Л.В.Шишков, лейтенанты С.В.Кузнецов. Д.И.Тищенко. В.А.Хомутов. И.А.Юров. ст. мичман И.Г.Гончаров, мичманы А.А.Александров, В.Б.Ананьин, Р.М.Аргумбаев. О.Ю.Володин В.В.Денисов, В.В.Думчев. М.В.Зорькин, О.П.Зуенков. С.Г.Касаткин. В.Л.Колонтоевский. А.Н.Корнейчук. Ю.Н.Кувалдин. А.И.Новиков. В.С.Озеров. Ю.А.Пиандьяков. В.Г.Подкорытов. И.Г.Пушнов. Ю.А.Рожков. Р.Х.Сейдешев. О.П.Снегур. О.В.Соломатин, А.М.Сохончак. В.Н.Степаненко. А.С.Тишенко. И.А.Торшин, И.В.Федоров, В.А.Яковлев. 28.04.1992 — переклассифицирована в атомную крейсерскую ПЛ. 1.06-30.09.1992 —несение боевого дежурства в базе (оценка — "отлично"). Периодически лодка выходила в полигоны БП на обеспечение других ПЛ и для испытания торпедного и ракетного оружия. 26.07.1992 — сменила военно-морской флаг СССР на Андреевский. Август 1992 — выполнено 17 стрельб торпедами с новой аппаратурой самонаведения. По результатам испытаний аппаратура принята на вооружение ВМФ. 1.03-25.04.1993 — экипаж прошел межпоходовую подготовку в 717-м У Ц ВМФ. 13.04.1993 — присвоено наименование «Кит». 28.04-30.06.1993 — несение боевого дежурства в базе. 30.09-31.12.1993 — несение боевого дежурства в базе. 1993 — практически весь год К-391 простояла в боевом дежурстве с перерывами па межпоходовый ремонт и пополнение запасов. Декабрь 1993 — Впервые в истории подводного флота экипаж ПЛ успешно выполнил стрельбу двумя крылатыми ракетами большой дальности типа "Гранат" из одного района боевых действий по разным полетным заданиям. Действия подводников высоко оценило командование флота. В телеграмме главкома ВМФ, адресованной экипажу корабля, было сказано: "...2 декабря в сложных гидрометеоусловиях экипаж капитана 1 ранга С.М.Игишева успешно выполнил поставленную задачу. Ставлю в пример грамотные действия экипажа личному составу ВМФ и объявляю благодарность. Желаю и дальше настойчиво совершенствовать техническую готовность и профессиональное мастерство". I.04.1994 — выведена из состава сил ПГ. 28.04-12.06.1996 — экипаж прошел межпоходовую подготовку в 717-м УЦ ВМФ. 15.11-30.12.1996 — экипаж прошел межпоходовую подготовку в 717-м УЦ ВМФ. II.1996-04.1997 — лодку "держит" экипаж К-152. После отработки и сдачи задач согласно курсу БП 11Л экипаж К-152 на К-391 25.02.1997 вошел в 1-ю линию и введен в состав сил ПГ. Сентябрь 1997 — переименована в «Братск». 1997 — во время нахождения в районе БП обнаружила АПЛ типа «Лос Анджелес» и в течение четырех часов производила слежение. 10.09.1997— выведена из состава сил ПГ. 1.05.1998 — после расформирования 45-й ДиПЛ ТОФ включена в состав 10-й ДиПЛ 2-й ФлПЛ ТОФ. 7.05-26.07.1999 — экипаж прошел межпоходовую подготовку в 270-м УЦ ВМФ. КБР экипажа признан лучшим в ВМФ. 1998 — вышли сроки эксплуатации АБ. Корабль выведен из состава кораблей ПГ. Экипаж корабля продолжает заниматься БП, выходя в море на других кораблях соединения. Вскоре после присвоения АПЛ наименования «Братск» был подписан договор о шефстве и сотрудничестве с администрацией Братска. Постоянно выделяются средства на ремонт и благоустройстве казарменного помещения, улучшение быта военнослужащих (казарменное помещение признается лучшим на эскадре ПЛ). По самым значимым достижением в военно-шефской работе стало направление для прохождения срочной службы лучших призывников Братска и области. Командиры 1. Капитан 1 ранга Сергей Анатольевич Голобоков: 2. Капитан 3/1 ранга Сергей Михайлович Игишев. * * * Офицеры экипажа, впоследствии ставшие командирами ПЛ:
капитан I ранга Игорь Олегович Головчанский. капитан 2 ранга Э.Е.Михайлов, капитан 1 ранга Олег Никитович Гагкаев. капитан 1 ранга Станислав Станиславович Демин, капитан 1 ранга Сергей Владимирович Федотов, Атомная подводная лодка К-419 «Кузбасс» пр.971
78-й экипаж ПЛ пр.971
Основные этапы службы 17.04.1986—сформирован экипаж (приказ командующего ТОФ от 17.04.1986). Первым командиром экипажа назначен капитан 2 ранга В.Г.Сащук. Ноябрь 1986—по завершении комплектования офицерами экипаж убывает в 270-й УЦ ВМФ для обучения по программе вновь сформированного экипажа Февраль 1987 — завершается комплектование экипажа мичманами. Декабрь 1987 — окончив обучение и 270-м УЦ ВМФ, экипаж прибывает ни Камчатку. Январь 1988 — на основании директивы ГШ ВМФ от 14.12.1987 г. и директивы командующего ТОФ от 29.01.1988 г. экипаж включается в состав 45-й ДиПЛ. Февраль 1988 — убывает в Большой Камень и временно включается в сослан 72-й ОБСРПЛ ТОФ. Март 1988 — принял от основ) юго экипажа К-284 пр.971. 21 -30.11.1989 — первый выход в море на К-284. 1989-1994 — отрабатывает и сдает задачи курса БП, "держит" различные АПЛ пр.971. выходит в полигоны БП. В течение нескольких месяцев 1993 г. прошел межпоходовую подготовку в 717-м УЦ ВМФ. 1993 —экипаж (командир — капитан 1 ранга В.Г.Сащук, старший на борту — заместитель командира 45-й ДиПЛ капитан 1 ранга К.С.Сиденко) на АПЛ пр.971 принял участие в поисковой операции Камчатской флотилии. В ходе мероприятия лодкой было установлено многосуточное слежение за иностранной АПЛ (начальник РТС экипажа капитан-лейтенант В.А.Звонарев, командир группы С.А.Полуенов), которое было прекращено по команде берегового КП. Март-апрель 1995 — выполнение задач БП в морс на К-419. 1996 — первая БС экипажа на К-419 (командир — капитан 1 ранга И.О.Головчанский, ЗКВР — капитан 2 ранга С.Н.Бондаренко). 1997 — вторая БС экипажа на К-419 (командир — капитан I ранга И.О.Головчанский, ЗКВР — капитан 2 ранга С.Н.Бондаренко). 1.05.1998 — после расформирования 45-й ДиПЛ ТОФ экипаж включен в состав 10-й ДиПЛ 2-й ФлПЛ ТОФ. Декабрь 2000 - апрель 2001 — экипаж отработал и сдал задачи курса БП. Принял К-295 Самара». Май 2001 —экипаж (на К-295 «Самара») проверялся инспекцией по ядерной безопасности Министерства обороны РФ. 14-29.05.2001 — на К-295 вышел в полигон БП для сдачи Л-2 (командир — капитан 2 ранга С.В.Федотов, старший на борту — командир дивизии капитан 1 ранга Н.Г.Ковалевский)...
Командиры 1. Капитан 2/1 ранга Валерий Гаврилович Сащук (1986-1993); 2. Капитан 2/1 ранга Виктор Владиленович Шульгин (03.1993-05.1995): 3. Капитан 2/1 ранга Игорь Олегович Головчанский (05.1995-2000); 4. Капитан 2/1 ранга Сергей Владимирович Федотов (12.2000-08.2002):
Курьянчик Н. Экипаж Федотова, "вошел, в линию". Замечаний нет. — "Тихоокеанская вахта", 08106.2001 г.
Задач и работы у многоцелевых АПЛ в море множество. Помимо выполнения курсовых задач необходимо еще обеспечивать работу других "единичек", проверять чистоту своих тервод и полигонов от непрошеных гостей и т.д. Экипажем капитана 2 ранга С.Федотова еще в прошлом году командовал капитан 1 ранга И. Головчанский. Экипаж боевой, пожалуй, самый наплаванный и опытный на соединений среди лодок своего проекта, но со сменой командира теряет "линейность" и весь экипаж. Чтобы подтвердить ее, необходимо выйти в море и выполнить боевые задачи... Выход в море АПЛ по нынешнем временам — событие значительное и не из легких. Надо пройти ряд комиссий, проверок, инспекций и прочих формальностей. А вдруг война? Вдруг японцы на Курилы полезут? Тут уж от всевозможных московских комиссий и проверок отбоя не будет: правильно ли ведется документация, в правильной ли последовательности и в полном ли объеме проводится и записывается регламент, везде ли опечатана и опломбирована аппаратура?.. Подготовка к выходу в море экипажа Федотова совпала с работой инспекции по ядерной безопасности МО РФ. Ввод из-за "существенных" вводных инспекции задержался и затянулся. Устранение одного "существенного" замечания рождает второе, еще более существенное. Вместо лишенных допуска специалистов пришлось прикомандировывать сверх штата других, не попавших под каток инспекции. В результате 25 процентов выходящих в море оказались "лишними", а всплывающая спасательная камера рассчитана только на штатную численность экипажа... Ну и так далее и тому подобное. Однако же ввелись и в море вышли. Правда, не обошлось и без местных казусов. Так, при погрузке скудной провизии через люк по вине интенданта-скряги упала и разбилась о пусковую станцию главного осушительного насоса банка картошки-полуфабриката. Станция вышла из строя на непродолжительное время, потому что есть в экипаже отличный специалист — старшина команды электриков старший мичман Ю.Серов. На поиск и устранение неисправностей потребовалось всего ничего: пол-литра спирто-ацетоновой смеси и пару часов. Что ни говори, а в экипаже еще остались старые мастера военного дела, технари. При вводе и при работе установки пыталась "выдавать перлы" ненадежная автоматика 3-го поколения ГЭУ. Но и ее укротили. "Укротителем" стал молодой грамотный специалист — инженер группы автоматики старший лейтенант А.Житников, единственный допущенный "автоматчик" для данного проекта. По объективным (окончание контракта) и субъективным (отстранены инспекцией) причинам в электромеханической боевой части 40 процентов личного состава были прикомандированные молодые специалисты, иные в первый раз исполняющие свои обязанности в море. "Справятся ли? Не подведут?" — переживал опытный механик капитан 2 ранга С. Оболонский. Тревога отлегла сразу же после пробной дифферентовки. Расчетная, которую выполнял молодой командир дивизиона живучести капитан-лейтенант В.Ботов, точно совпала с фактической. За дифферентовку и свой первый выход в море в этой должности механик поставил ему крепкое "хорошо". В море все как обычно. Новички прошли обряд первого погружения и отведали вкус холодной забортной воды Тихого океана, отдублировались и допустились к самостоятельному управлению боевым постом, заведованием. Подтвердили все элементы курсовой задачи Л-2, поработали с "единичкой" и даже "обстреляли командира". Принимал элементы задач командир соединения капитан 1 ранга Н.Ковалевский. Принимал, как положено, со всей строгостью, но все выглядело буднично, привычно и как-то даже неинтересно. "Товарищ капитан 1 ранга, встали на стабилизатор глубины без хода. Глубина такая-то. Замечаний нет. Отрабатывалась вторая (первая, третья) смена. Предварительная оценка "хорошо". Или: "Произведена постановка мин (учебных, конечно), выставлено три изделия. Замечаний нет". (Это на заднем ходу, с перископного положения, когда лодка теоретически неуправляема), и т.д. и т.п. Даже скучновато как-то (старшему на борту), но спокойнее. Работал экипаж слаженно, много и хорошо, вот только кормили плохо. Не то что коки плохо готовили,, просто хорошо готовить было не из чего. Сетовали старые подводники. Это тревожно: или не все ладно в государстве Российском или интендант "заслужился" (при Петре I, говорят, с ними обходились зело строго...). Теперь экипаж Федотова снова "линейный". Выход несколько затянулся (с 14 по 29 мая) и составил больше половины боевой службы РПКСН. После гибели «Курска» её продолжительность и интенсивность значительно сокращены. Вот только в денежном содержании "многоцелевики" значительно уступают "стратегам" на 6—8 долларов в сутки за боевую службу. Хотя там и спокойнее, и сытнее, и выгоднее... А ведь не в деньгах счастье... Внушить эту идею при рыночной демократии была основная задача заместителя командира по воспитательной работе (кстати, тоже прикомандированного). Задача из почти невыполнимых. Отсюда и утечка кадров и нехватка специалистов, и хроническая неукомплектованность. В море экипаж не расслаблялся совсем. Хотя перед выходом на берегу создаются такие условия (с помощью всевозможных проверок, комиссий, инспекций и т. д.). что выход в море кажется избавлением и отдыхом. Устраняли замечания, готовили «Самару» к сдаче родному экипажу капитана 1 ранга Чувашова. Прием-передача началась сразу же по возвращении в базу на "горячей" установке — на бочках стенда СБР. И, что характерно, замечаний при обратном приеме оказалось меньше примерно на 50 процентов, чем при предыдущем. Тот же старший мичман Серов принял электротехнический дивизион (без командира) с 21 существенными замечаниями, а сдал всего с 10 несущественными. Это уже мастерство, элемент морской культуры и выучки. Такие специалисты, как Серов, — на вес золота, их надо беречь и удерживать на действующем флоте. Так или иначе, но зимний период обучения экипажем Федотова успешно завершен и в летний он вошел "линейным". Пожелаем подводникам достойно провести свой небольшой (12 суток) заслуженный профилактический отпуск... на Камчатке летом.
Федотов Сергей Владимирович. Капитан 1 ранга. После окончания ВВМУ служил на подводных лодках ТОФ. Окончил 6-е ВСОК ВМФ, ВМА им. Н.Г.Кузнецова (2004 г.). Был старшим помощником командира К-152, командовал 78-м экипажем ПЛ ТОФ (12.2000-08.2002). С 2004 г. — командир соединения ПЛ БФ.