А
-
Б
-
В
-
Г
-
Д
-
Е
-
Ж
-
З
-
И
-
К
-
Л
-
М
-
Н
-
О
-
П
-
Р
-
С
-
Т
-
У
-
Ф
-
Х
-
Ц
-
Ч
-
Ш
-
Щ
-
Э
-
Ю
-
Я
Бойко Анатолий Павлович
ТНВМУ 1954 г.в.
Горлов О.А.: Бойко Анатолий Павлович - мой самый любимый командир, к которому я пришел в экипаж лодки 705 проекта в январе 1976 году, будучи лейтенантом. Замечательный спортсмен, бывший ватерполист, классный специалист, умелый учитель. Под его руководством я начал движение к командирскому мостику. Когда командир возвращает родителям после службы детей целыми и невредимыми - это действительно настоящий командир, Анатолий Павлович из их числа.
Шестая дивизия подводных лодок Северного флота. Люди, корабли, события. - Санкт-Петербург, 2003. Серия "На страже Отчизны", выпуск 1, 208 с. Издание выпущено к 25-летию соединения.
Бойко Анатолий Павлович. Родился 10 июня 1936 г. Образование: в 1954 г. окончил Тбилисское военно-морское нахимовское училище, в 1959 г. — ВВМУПП, в 1968 г. — 6-е ВСОК ВМФ, в 1977 г. — ВМА им. А А.Гречко (заочно). Присвоение воинских званий: 11.06.1975 — капитан 1 ранга.
Прохождение службы: воспитанник Тбилисского ВМНУ; курсант ВВМУ; командир рулевой группы БЧ-1 ДЭПЛ СФ; командир БЧ-1 ДЭПЛ; помощник командира ДЭПЛ; ст. помощник командира ДЭПЛ; ст. помощник командира ПЛ пр.651; слушатель 6-х ВСОК ВМФ (1967-1968); ст. помощник командира К-304 пр.651; ст. помощник командира К-3 пр.627 3-й ДиПЛ СФ; командир 168-го экипажа ПЛ 1-й ФлПЛ СФ (21.10.1972-21.09.1979); командир К-316 пр.705 6-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ СФ (21.09.1979-29.11.1982); зам. командира — НШ местной обороны УЦ ВМФ (с 29.11.1982г.).
В.В.Осинцев. Боевой путь 6-й дивизии ПЛ СФ
Формирование и становление соединения
В формируемом штабе врио НШ до 5 февраля 1979 г. был флагманский специалист РТС капитан 2 ранга В.И.Семёнов, затем с изменением требований, а точнее ужесточением оных, эти обязанности были возложены на командира 168-го экипажа ПЛ капитана 1 ранга А.П.Бойко. Анатолий Павлович был врио НШ до июля 1979 г. и передал дела и обязанности врио НШ капитану 1 ранга В.Т.Булгакову, который в свою очередь передал дела и обязанности назначенному после окончания ВМА им. А.А.Гречко капитану 1 ранга П.М.Маргулису.
Основной задачей командования дивизии стал ввод в состав сил постоянной готовности поступающих от промышленности АПЛ пр.705 (705К). В соответствии с утвержденным планом, начиная с октября 1978 г., стала проводиться активная отработка задач курса БП. Подготовка экипажа К-123 к выполнению поставленных задач была завершена в марте 1979 пив апреле-мае этого же года была выполнена первая БС соединения.
Освоение АПЛ пр.705 и 705К
В октябре этого же года корабль под командованием уже капитана 1 ранга Анатолий Павлович Бойко (старший на борту — НШ дивизии капитан 1 ранга П.М.Маргулис) ушел в дальний поход. В ходе "автономки" личный состав корабля получил большой практический опыт по управлению и обслуживанию автоматизированных комплексов технических средств и вооружения и систем ГЭУ. Продолжалось обобщение опыта эксплуатации, документально оформленные данные легли в основу эксплуатации кораблей пр.705 (705К). В походе экипаж корабля действовал уверенно, умело, самоотверженно. Были продемонстрированы хорошие поисковые возможности, имелись контакты с иностранными АПЛ...
Освоение и эксплуатация АПЛ пр.705 (705К) шла непросто. За успехами стоял упорный труд моряков, отличные знания, воинское мастерство и стремление любой ценой выполнить задание Родины. Благодаря труду подводников 6-й ДиПЛ уникальные корабли пр.705 (705К) состоялись и завоевали репутацию грозного противника у подводников стран НАТО.
Но наряду с успехами были и неудачи. Тяжелая авария, происшедшая на борту К-123 (на борту 537-й экипаж ПЛ) в апреле 1982 г., вылилась в многолетний ремонт. К не менее тяжелым последствиям могла привести неисправность в системе курсоуказания К-316 осенью 1982 г. Лодка с 313-м экипажем ПЛ на борту (капитан 1 ранга В.Т.Прусаков, старший на борту — капитан 1 ранга А.П.Бойко) проходила испытания после завершения работ по совместным решениям на сдаточной базе "Дубрава" ЛАО в Северодвинске. По программе испытаний корабль должен был идти полным ходом на глубине 100 м. Из-за технических неисправностей системы курсоуказания "Сож" К-316 отклонилась от рекомендованного курса и на скорости 38,5 уз чуть не вылетела на м. Одинчижный...
П.М.Маргулис. У истоков 6-й дивизии ПЛ СФ
Осваивая "автоматы"
Осенью 1982 г. К-316 с 313-м экипажем ПЛ (командир — капитан 2 ранга Владимир Тимофеевич Прусаков, старший на борту — капитан 1 ранга Анатолий Павлович Бойко) вышла из Северодвинска на последоковые и послеремонтные мероприятия. Одно из них — плавание на глубине 100 м самым полным ходом в течение нескольких часов. Испытания проводились в Кандалашском заливе Белого моря. Из-за появившейся неисправности в системе курсоуказания ПЛ вместо того, чтобы двигаться по глубоководному желобу, отклонилась от рекомендованного курса почти на 90° и на скорости 38,5 уз чуть не вылетела на мыс Одинчижный. На появившийся посторонний шум и стук камней о днище командир отреагировал мгновенно, положив руль на борт, отработав турбиной "полный назад" и продув цистерны главного балласта, чем спас экипаж и ПЛ от неминуемой гибели. Корабль всплыл в нескольких кабельтовых от береговой черты уже на мелководье, после чего в надводном положении был вынужден вернуться в Северодвинск.
А.С.Богатырев. 46-й экипаж ПЛ пр.705
О том, как 46-й экипаж осенью при отработке задачи Л-2 набрал "по горло" воды в турбинный отсек через открытый водоотливной кингстон (чуть не утонув), я знал уже достаточно (поэтому и поменяли командиров), а вот про действия ГКП хотелось узнать поподробнее.
— Яков Михайлович, я все понимаю: и экипаж не отработан, и механика могло "заклинить", и командир замешкался, но где был ты, боевой старпом? Почему не всплывали?!
— А я и бегал вокруг перископа, уговаривал: "Товарищ командир, Анатолий Павлович, давайте всплывать, давайте всплывать!".
Старшим на борту с правами замкомдива был тогда командир К-316 капитан 1 ранга А.П.Бойко.
138
— Ну и...?
— А Анатолий Павлович говорит: "Не время еще, пусть поборются под водой, это полезно...". Вот и доборолись, что еле всплыли...
— А действительно в отсеке ныряли под воду, да еще лейтенанты?
— И это было, — вздохнул старпом, — да что толку от них?! Только из училищ прибыли.
Карпов Эдуард. Я ВЫРОС В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ. Санкт-Петербург 2007.
По-разному сложились судьбы ребят из моего родного второго взвода.
Капитан первого ранга Толя Бойко был командиром новейшей атомной подводной лодки, потом—заместителем начальника учебного центра подводников.
Как известно, мир тесен. Через тридцать лет после того, как мы окончили. высшие училища, я получил участок в садоводстве, которое расположено рядом с поселком Васкелово, и построил там дачный дом, в котором живу летом. Оказалось, что от моего дома до Толиного всего пять минут езды на машине или сорок минут пешего хода. И теперь мы в летнюю пору общаемся семьями, благо наши жены симпатизируют друг другу.
В усадьбе Колмаковых вот уже много лет при большом стечении гражданского населения, преимущественно — женщин, отмечается день Военно-морского флота. Празднование всегда начинается с подъема на мачте советского военно-морского флага, который когда-то подарил мне командир подводной лодки тбилисский нахимовец Толя Бойко. А затем бывает пышное застолье, во время которого бывшие моряки развлекают участников праздника морскими байками и воспоминаниями о службе.