галереи
Никитин и Шегула
добавил: Venia
Сотрудники ГОРОНО
добавил: 11071947
 

Всего зарегистрированных нахимовцев-2110
 
показать всех
только список
     ---------------------------------
           
           НА ЗАМЕТКУ

     ---------------------------------
       Сборник воспоминаний
                
 Тбилисское Нахимовское
             военно-морское
                   училище

       ---------------------------------
             Николай Максимов
               
          "Этика развития
                    личности"          
       ---------------------------------
                   Юрий Росс
            "Тот самый остров"
               

         Сюр-историческая
       приключенческая повесть
       ----------------------------------
       Р.Б.Семевский-Лепорский
               

       Субъективный взгляд 
           очевидца на историю 
           6-го выпуска ЛНВМУ" 
       ---------------------------------
               Владимир Габарь
               
               Пароль 17
     ---------------------------------
              Ренат Мустафин

           
       Заметки на полях
           вахтенного журнала

     --------------------------------
               А.И. Палитаев
              

     "Мои пути подводные"
     --------------------------------
                Игорь Жданов
              

   Дневниковые записи 
             "Такая судьба."
    --------------------------------


 
 

Архивные дела нахимовцев

А - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Щ - Э - Ю - Я
 
Щербаков
Владимир
Леонидович

ЛНВМУ
1991 г.в.

Зарегистрирован на сайте. Чтобы узнать его координаты, написать письмо, обратитесь в раздел "Личное дело".

Российский подплав: 100 лет на боевом посту. Щербаков Владимир. 17.03.2006.

19 марта в России отмечается День подводника – праздник, который официально установлен в нашей стране приказом главнокомандующего ВМФ РФ №253 от 15 июля 1996 года. В этом году подводным силам России, которые являются одними из старейших в мире, исполняется 100 лет.

В настоящее время в боевом составе российского Военно-морского флота (ВМФ) находятся подводные лодки всех классов: от мощных атомных стратегических ракетоносцев до малошумных неатомных подводных лодок. Имеющиеся в России конструкторские бюро (СПМБМ «Малахит» и ЦКБ МТ «Рубин») способны качественно и в кратчайший срок выполнить проектирование подводных лодок любых назначения и водоизмещения. Есть также и учебная база для подготовки подводников – по всем необходимым специальностям. Хотя, вследствие значительного сокращения боевого состава подводных сил ВМФ РФ и сокращения бюджетного финансирования, было принято решение об упразднении Высшего военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского комсомола (его влили обратно в бывшее ВВМУ имени М. В. Фрунзе, откуда оно несколько десятилетий назад фактически и было выведено в отдельное ВВМУЗ).

За многие годы своего существования русский, советский и теперь уже российский подплав зарекомендовал себя только с наилучшей стороны. Подводники были теми народными героями, встать в ряды которых всегда имелось множество желающих.
История отечественного подплава и проектирования подводных лодок уникальна и вызывает неподдельное восхищение у любого, кто с ней соприкасается. Наши конструкторы подводных кораблей и подводники неоднократно становились законодателями моды в своей области деятельности, устанавливали мировые рекорды и являлись по-настоящему первопроходцами океанских глубин.

Достаточно вспомнить, что именно в отечественных подводных силах появился первый в мире подводный минный заградитель. 19 августа 1912 года (по старому стилю) такой корабль, получивший имя «Краб», был спущен на воду. Подводный минный заградитель был построен по проекту талантливого русского инженера и изобретателя Михаила Петровича Налетова (1869-1938 гг., после революции 1917 года работал на Кировском заводе).

Причем проект был разработан еще в 1904 году, но затем подвергся усовершенствованию. Заложен на стапеле судостроительного завода в Николаеве, а 25 июня 1915 года (по старому стилю) – вошел в боевой состав русского Черноморского флота.

Основные ТТХ:

водоизмещение надводное/подводное – 560/740 тонн;
скорость надводного/подводного хода – 12/7 узлов;
дальность плавания надводная/подводная – 1900/82 мили;
глубина погружения рабочая – 50 метров;
двигатели – четыре керосиновых мотора (мощность по 300 л.с.) и два электромотора (мощность по 330 л.с.);
экипаж – 53 человека;
вооружение – два носовых торпедных аппарата, 60 морских якорных мин, одно 75-мм орудие и два пулемета.
Постановка мин в подводном положении осуществлялась при помощи двух специальных минных коридора, расположенных в надстройке заградителя.

Способный погружаться под воду всего лишь за четыре минуты, «Краб» с наилучшей стороны проявил себя в ходе Первой мировой войны, в том числе выполнив три минные постановки в районе порта Варна и пролива Босфор. К сожалению, кораблю не суждено было полностью раскрыть свой боевой потенциал и послужить долгие годы на благо своей Родины: в 1919 году он был потоплен недалеко от Севастополя интервентами. В 1934 году его подняли и разобрали на металл.

Затем, уже во времена Советского Союза, впервые в мире были спроектированы, построены и приняты в боевой состав ВМФ:

первая в мире подводная лодка с баллистическими ракетами (проект В611 «Волна», ЦКБ-16 – с 1974 года СПМБМ «Малахит», первая ракетная стрельба проведена 16 сентября 1955 года);
первая серийная подводная лодка с единым двигателем в виде дизеля замкнутого цикла – прообраз нынешних воздухонезависимых энергетических установок (проект 615 и А615, ЦКБ-18 – ныне ЦКБ МТ «Рубин», по проекту А615 построено 29 ПЛ);
первая в мире атомная ПЛ с титановым прочным корпусом, ставшая еще и самой скоростной субмариной в мире (проект 661, ЦКБ-16, К-162 спущена на воду в декабре 1968 года, рекорд ее скорости в подводном положении, 44,7 узла, до сих пор остался непревзойденным);
первая и единственная в мире подводная лодка с противокорабельными баллистическими ракетами (проект 605 – переоборудованная ПЛ проекта 629, ЦПБ «Волна» – бывшее ЦКБ-16, вооружалась РК Д-5 с БР Р-27К с дальностью стрельбы около 900 км, испытания успешно завершились в 1975 году);
первая в мире многоцелевая атомная ПЛ с высокой степенью комплексной автоматизации – с прочным корпусом из титанового сплава и с ядерными реакторами на основе жидкометаллического теплоносителя («ПЛ-истребитель» проекта 705/705К, СПМБМ «Малахит», головная ПЛ передана ВМФ СССР в 1970 году, всего построено 7 атомоходов);
единственная в мире так называемая полуатомная ПЛ (проект 651Э, ЦКБ «Лазурит», переоборудована в 1985 году – установлен дополнительный отсек-контейнер со вспомогательной атомной установкой типа ВАУ-6);
самая глубоководная в мире атомная ПЛ (проект 685, К-278 «Комсомолец», ЦКБ МТ «Рубин», вошла в боевой состав Северного флота в 1983 году);
самый большой в мире атомный подводный стратегический ракетоносец (проект 941, ЦКБ МТ «Рубин», головной корабль вошел в боевой состав ВМФ СССР в декабре 1981 года)
Что касается самих подводников, то с такими уникальными подводными кораблями они буквально штамповали рекорды: скорости, дальности и пр. Причем не только в сугубо военной области, но и в интересах освоения Мирового океана в целом.

Так, например, в 1938 году подводные лодки Щ-402 и Щ-404 (средние ПЛ типа «Щ» III серии) приняли активное участие в операции по эвакуации членов научно-исследовательской экспедиции со станции «Северный полюс – 1». А через два года другая «щука» совершила еще более знаменательный поход.

В период с 5 августа по 17 октября 1940 года ПЛ Щ-423 под командованием капитана 3 ранга И. М. Зайдулина впервые в мировой истории совершила переход Северным морским путем (из Полярного во Владивосток). И это по маршруту, на котором казалось еще совсем недавно затертые льдами гибли сильные надводные корабли и суда. А тут «хрупкая» подводная лодка!

В состав 10-й экспедиции особого назначения ЭОН-10 были включены ПЛ Щ-423, транспорт «А. Серов» (на нем располагалась аварийно-спасательная партия) и ледокол «Ленин». Командиром похода (экспедиции) был назначен военинженер 1 ранга И. М. Сендик, главным инженером – военинженер 2 ранга А. И. Дубравин. Субмарина прошла дополнительную подготовку перед походом – корпус защитили деревянно-металлической обшивкой, бронзовые гребные винты заменили на стальные со съемными лопастями и пр.

По воспоминаниям участников героического похода, плавание проходило в чрезвычайно сложной ледовой обстановке. Так, транспорт «А. Серов» потерял лопасти винта (!) и его заменили на транспорт «Волга», вошедший 31 августа в сопровождение подводной лодки у бухты Тикси. Дополнительно к экспедиции подключили и знаменитый среди полярников ледорез «Федор Литке». А после прохождения Берингова пролива героев-североморцев встретили тихоокеанские подводные лодки «ленинской» серии Л-7, Л-8 и Л-17.

В итоге, несмотря на обрушившийся на конечном участке пути на советских моряков девятибалльный шторм, отряд 9 сентября без потерь прибыл в бухту Провидения и после короткого захода в Петропавловск-Камчатский и Совгавань наша субмарина 17 октября прибыла в бухту Золотой Рог, город Владивосток.

Всего за время похода, длившегося 73 суток, в тяжелейших условиях осенней Арктики было пройдено 7227 миль, в том числе 682 мили – непосредственно во льдах. Поход «щуки» открыл многолетнюю летопись эксплуатации нашими подводниками Севморпути. Теперь уже мощные подводные атомоходы-ракетоносцы форсируют, причем даже в условиях зимнего периода – подо льдами, северные моря и переходят с Кольского полуострова на Тихий океан и наоборот.

А чего стоит групповое кругосветное подводное плавание советских атомоходов, совершенное в феврале-марте 1966 года. Впервые в истории мирового мореплавания атомные ПЛ под командованием капитанов 2 ранга В. Т. Виноградова и Л. Н. Столярова (общее руководство походом осуществлял командир соединения подводных лодок контр-адмирал А. И. Сорокин) под водой, без единого всплытия на поверхность обогнули весь земной шар, преодолев за полтора месяца около 25 тысяч миль (это 46,3 тысячи км)! Начав свой беспримерный поход в водах Советской Арктики, субмарины пересекли экватор, достигли антарктических широт, в сложной обстановке миновали пролив Дрейка, «проутюжили» другие океаны и благополучно вернулись домой. Причем сразу же после похода были проведены контрольные стрельбы, которые подтвердили способность наших подводников и их кораблей поддерживать высокую боеготовность в дальних (можно даже сказать – сверхдальних) плаваниях.

Автору этой статьи выпало уникальное счастье проходить обучение в Ленинградском Нахимовском военно-морском училище, когда им еще командовал уже ставший контр-адмиралом Лев Столяров. Одного взгляда, буквально минуты общения с этим легендарным человеком, которого буквально боготворили все нахимовцы, становилось ясно, что это человек с большой буквы и командир от Бога. Жаль, что его уже более десяти лет как нет с нами – как и многих других безвременно ушедших из жизни героев-подводников, своими руками поднявших на недосягаемую высоту славу отечественных подводных сил и всего Военно-морского флота в целом.

Наши подводники, охраняя покой граждан своей огромной и могучей Родины, постоянно совершали, казалось бы на первый взгляд, невозможное. Возьмем, для примера, только одно объединение – бывшую 3-ю флотилию (ныне численно сокращена и переименована в эскадру) подводных лодок Краснознаменного Северного флота:

в декабре 1969 года РПКСН К-140 (проект 667А, командир – капитан 2 ранга Ю. Ф. Бекетов) впервые в мире успешно выполняет стрельбу восемью БРПЛ в одном залпе;
в августе 1971 года РПКСН К-411 (проект 667А, командир – капитан 1 ранга С. Е. Соболевский) первым из стратегических ракетоносцев ВМФ СССР достиг в подводном положении Северного полюса. Ракетоносец был первым, который был оснащен специальной аппаратурой обнаружения полыней и разводий во льду. В течение нескольких часов корабль маневрировал под полюсом в поисках полыньи, однако ни одна из них не оказалась пригодной для всплытия, поэтому лодка вернулась к кромке льда для встречи с ожидавшим ее ледоколом;
в октябре 1972 года РПКСН К-245 (проект 667А, командир – капитан 1 ранга А. С. Афанасьев) первым из стратегических ракетных подводных крейсеров осуществил всплытие в географической точке Северного полюса и произвел в том районе ракетную стрельбу;
летом 1979 года межфлотский переход на Тихоокеанский флот с Северного по южному пути (через Атлантический и Индийский океаны) выполнила группа РПКСН (К-490 и К-455, командиры – капитаны 1 ранга В. М. Кузнецов и А. И. Толстолыткин);
в 1982 году РПКСН К-506 со вторым экипажем (командир – капитан 2 ранга В. В. Патрушев) вновь всплывает в паковых льдах Арктики и выполняет пуск баллистических ракет;
в декабре 1983 года РПКСН К-433 (проект 667БДР, командир – капитан 1 ранга В. П. Николаевский) впервые в ВМФ СССР в условиях полярной ночи обходит вокруг Северного полюса и на выходе из Арктики в подводном положении форсирует мелководное Чукотское море;
в августе-сентябре 1985 года многоцелевая АПЛ К-467 (проект 671РТ, командир – капитан 2 ранга А. Н. Худяков) первой из кораблей 3-й флотилии КСФ выполнила боевую службу в Средиземном море, скрытно форсировав Гибралтарский пролив;
в августе 1991 года РПКСН К-407 (проект 667БДРМ, в настоящее время – «Новомосковск», командир – капитан 1 ранга С. А. Егоров), впервые в мировой практике выполнил уникальную стрельбу полным боекомплектом из шестнадцати БРПЛ из подводного положения;
в мае 1995 года РПКСН К-44 (проект 667БДР, ныне – «Рязань», командир – капитан 2 ранга В. Н. Баженов), выполнил пуск БРПЛ из акватории Баренцева моря в рамках международной программы Elrabeck: спускаемый модуль с научной аппаратурой и почтой, пролетев по суборбитальной траектории около 9 тысяч км, через 20 минут приземлился на Камчатке, эта операция была занесена в Книгу рекордов Гиннеса как самая быстрая почта в мире;
7 июля 1998 года РПКСН «Новомосковск» (проект 667БДРМ, К-407, командир – капитан 1 ранга А. А. Моисеев) выполнил запуск германского коммерческого космического аппарата по программе TUBSAT-N – первый в истории освоения космического пространства вывод ИСЗ на околоземную орбиту со стартом ракеты-носителя с подводной лодки из-под воды.
Одним из наименее известных эпизодов боевой деятельности гаджиевской флотилии является выполненная в октябре 1961 года подводной лодкой К-102 (проект 629, командир – капитан 2 ранга Г. И. Каймак) стрельба баллистической ракетой в ядерном снаряжении по боевому полю на Новой Земле – единственный подобный случай в истории отечественного Военно-морского флота.

Ни на шаг не отставали и экипажи многоцелевых подводных лодок, со всех флотилий, дивизий, бригад и дивизионов, со всех четырех флотов советского, а теперь и российского ВМФ.

Вот такой, например, эпизод из боевой деятельности отечественного подплава. В конце 1985 года АПЛ К-524 (командир – капитана 1 ранга Владимир Протопопов), одна из героинь известной операции «Атрина», совершила сложнейшее подледное плавание. Разработанный маршрут перехода предполагал, что лодка пройдет из Северного Ледовитого океана в Атлантический обойдя Гренландию вдоль ее северо-западного побережья и миновав, таким образом, противолодочные рубежи НАТО. Впервые в истории мореплавания лодка прошла проливы Земли Франца Иосифа в подводном положении и подо льдами!

Войдя в море Линкольна, АПЛ прошла узкие и мелководные проливы Робсон и Кеннеди, отделяющие Гренландию от Земли Гранта и Земли Гриннела, миновала бассейн Кейна и через пролив Смита вышла в Баффинов залив и далее – в Северную Атлантику.

Сказать, что маршрут был сложным и опасным – значит, ничего не сказать. Это был просто фантастический поход, связанный с серьезной опасностью для жизни подводников. Переход изобиловал мелями, наличием айсбергов и другими навигационными опасностями. По воспоминаниям командира корабля, «…безопасных глубин в море Баффина не было. Мы определяли их гидролокаторами, работая в режиме миноискания, ориентировались на доклады гидроакустиков».

В заключение осталось только добавить, что никем не обнаруженная, советская лодка вышла на просторы Атлантики, где вскоре обнаружила американский авианосец «Америка» и вышла на него в условную атаку. За этот поход командир лодки капитан 1 ранга Владимир Протопопов был удостоен звания Герой Советского Союза.

Другой пример. 4 августа 1984 года атомная подводная лодка «Комсомолец» под командованием капитана 1 ранга Юрия Зеленского установила абсолютный мировой рекорд погружения, совершив погружение на предельную глубину чуть более 1000 метров (!). Ни одна боевая ПЛ в мире не могла и до сих пор не может погружаться на такую глубину, находясь на которой субмарина практически не обнаруживается гидроакустическими средствами противника и является полностью неуязвимым для противолодочного оружия. В то же время атомоход имеет способность самому атаковать противника в любой момент.

В период опытной эксплуатации на рабочей глубине погружения (это более полукилометра!!) была проведена стрельба торпедой, а также проверена в действии система аварийного продувания цистерн главного балласта путем всплытия АПЛ с рабочей глубины погружения.

За многие годы своего существования русский, советский и теперь уже российский подплав зарекомендовал себя только с наилучшей стороны. Подводники были теми народными героями, встать в ряды которых всегда имелось множество желающих. Есть и сейчас патриотически настроенные молодые люди, которые всей душой стремятся в подплав. Однако, приходится с прискорбием констатировать тот факт, что государство по большому счету этим самым геройским русским подплавом не занимается. Так, иногда примут документик какой-нибудь, на который надо еще найти средства для его воплощения в жизнь, или проведут показательные учения, которые не всегда проходят успешно, поскольку сказывается урон, нанесенный ВМФ России за те годы реформ, в ходе которых предпринимались попытки разрушить «все до основания», а затем...

А молодежь? Где же программа патриотического воспитания молодого поколения, которому если не сегодня-завтра, то уж точно послезавтра придется сменять своих дедов и отцов у штурвала огромного сложного корабля под названием «Военно-морской флот Российской Федерации»? Чем, например, занят кинематограф и телевидение? За последние полтора десятка лет хватило желания и денег только на съемки двух фильмов о подплаве («72 метра» и «Первый после Бога»). Да и то, те же «72 метра» снимали по материалам произведений Покровского, большая часть которых вообще-то – юмористической направленности. А после просмотра второго Александр Маринеско, которого, видимо, выбрали за прототип главного героя фильма, узнал бы о себе много нового. Да один «Командир счастливой «Щуки» – в стократ лучше.

Зато о «братве» и так называемых «новых русских» фильмов выпустили – не счесть уже. Даже на праздничной неделе и то сплошные фильмы и сериалы известной направленности: «Зона», «Бандитский Петербург» и очередной «Черный бумер». А кроме первого канала и телеканала «Россия» остальные телевизионщики ничего, судя по программе на эту неделю, 100-летию подводных сил России посвящать и не планируют. Даже такой канал, как «Культура»! Чего ж тогда удивляться, что большая часть молодых парней предпочитает «накачать мышцу» и вперед – за «черным бумером». Нет слов – «качать железо», как говорил нынешний губернатор Калифорнии, тоже надо. Но весь вопрос в том – для чего.

Кстати, те же американцы, которым по идее никакого нет дела до нашего флота и уж тем более его подводных сил, умудрились тоже снять два фильма: «Враждебные воды» (тема – авария на РПКСН «К-219» проекта 667АУ под командованием капитана 2 ранга Игоря Британова в 1986 году) и «К-19: оставляющая вдов» (тема – боевая служба и трагическая судьба другого стратегического ракетоносца – первого атомохода с баллистическими ракетами на борту проекта 658, получившего на флоте прозвище «Хиросима»). В них много всяких несуразностей, откровенной ерунды и «голливудского налета», но все же сделаны попытки отразить на экране два эпизода из героической истории советского ВМФ.

И что теперь прикажете делать – воспитывать подрастающих защитников нашей Родины на заокеанских боевиках? Просто стыдно, право слово.

Да что – воспитание. Наша кораблестроительная программа и ее реализация вообще не поддаются никакому логическому пониманию. Например, наряду со столетним юбилеем отечественного подплава мы в этом году будем отмечать и другую круглую, но куда менее знаменательную дату: десять лет со дня закладки на стапеле северодвинского ФГУП «Производственное объединения «Северное машиностроительное предприятие» головной ракетной подводной лодки стратегического назначения проекта 955 «Борей». Атомоход, которому в честь 850-летия Москвы было присвоено имя «Юрий Долгорукий», был заложен на стапеле 2 ноября 1996 года и его до сих пор никак не могут спустить на воду.

За прошедшие годы ракетоносец уже успели перепроектировать – вместо первоначального ракетного комплекса «Барк» (разработчик – миасский Государственный ракетный центр «Конструкторское бюро имени академика В. П. Макеева») он получил РК «Булава» (разработчик – Московский институт теплотехники). Последний пока, впрочем, тоже еще не принят на вооружение ВМФ РФ и проходит испытания на переоборудованной по проекту 941У тяжелой РПЛСН «Дмитрий Донской». Так что головной «Борей» пока даже в опытную эксплуатацию на флот поступить не может.

Зато наша промышленность быстро и в срок режет на металлолом выведенные из боевого состава российского ВМФ десятки атомоходов различных классов и проектов – только искры из-под гильотин летят. Что-что, а осваивать выделенные нам иностранцами денежные средства мы умеем. А у нас самих как-то даже не находится денег на ремонт первой отечественной атомной подводной лодки и переоборудование ее в музей!

Как-то затихли и разговоры о создании в стране холдинга подводного кораблестроения. А ведь именно сейчас, в условиях недогруженности наших конструкторских бюро и судостроительных заводов, занятых в сфере проектирования и постройки подводных лодок, создание такой организации крайне необходимо. Это позволило бы нормально, в соответствии с действительно необходимыми требованиями, распределять имеющиеся бюджетные ресурсы и экспортные заказы между организациями и предприятиями отрасли, поддерживая их как минимум на плаву, а как максимум – обеспечивая достаточно ощутимой прибылью.

Однако, как показывает опыт, даже и в этом вопросе постоянно возникают споры и откровенное противостояние отдельных группировок, лоббирующих интересы того или иного «спонсора». Так, например, по словам генерального директора Концерна среднего и малотоннажного кораблестроения Михаила Хейфица, в структуре организуемого Роспромом (глава агентства – Борис Алешин) подводного холдинга почему-то не нашлось места такому предприятию, как Амурский судостроительный завод – строителю десятков подводных лодок нескольких классов и типов (в том числе, кстати, и такого уникального многоцелевого атомохода, как АПЛ проекта 971). Не правда ли – удивительно? То ли про него и вовсе забыли вследствие географической отдаленности месторасположения завода, то ли просто не нужен он оказался.

Без сомнения, что в такой холдинг однозначно должны войти:

Санкт-Петербургское Морское Бюро Машиностроения «Малахит»;
Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин»;
Судостроительный завод «Адмиралтейкие верфи» (г. Санкт-Петербург);
Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» (г. Северодвинск);
Машиностроительное предприятие «Звездочка» (г. Северодвинск);
Амурский судостроительный завод.
Включение ряда других предприятий – это уже, так сказать, по опциону, то есть смотря по обстановке. Например, строивший долгие годы дизель-электрические подводные лодки судостроительный завод «Красное Сормово» можно уже и не принимать во внимание, поскольку собственники этого ОАО уже объявили о решении выйти из военного судостроения.

Другое дело, что организация такого холдинга должна идти спокойно, без суеты и без злоупотреблений. Ни в коем случае нельзя допустить того, чтобы руководителям вошедших в холдинг предприятий осталась, как заметил генеральный директор «Адмиралтейских верфей» Владимир Александров, «почетная обязанность без пяти минут семь быть на заводе».

Остается надеяться, что все у нас получится, и следующий юбилей отечественный подплав встретит в более благоприятной обстановке: с уверенностью в завтрашнем будущем и с новыми, лучшими в мире подводными лодками. За сто лет своего существования подводные силы отечественного ВМФ покрыли себя без преувеличения неувядаемой славой. Это тот род сил нашего флота, недостатка желающих служить в рядах которого никогда, даже в самые суровые периоды истории государства российского, не было. Пусть такие патриоты и не переводятся в будущем!

ПЯТЬ СУТОК КОНТАКТА. ОСТАВАЯСЬ НЕЗАМЕТНЫМИ, СОВЕТСКИЕ ПОДВОДНИКИ "ПАСЛИ" АМЕРИКАНСКИЕ СУБМАРИНЫ. Щербаков Владимир. Военно-промышленный курьер. №20 (87) 08 - 14 июня 2005 года.

Нынешний год богат на юбилейные даты многих грандиозных событий из истории нашего государства. Но наряду с такими эпохальными из них, как 60-летие победы в Великой Отечественной войне, есть и менее масштабные события, которые не становятся от этого менее важными для Вооруженных Сил России. Так, ровно 20 лет назад, с 29 мая по 1 июля 1985 г., Военно-морской флот Советского Союза провел одну из самых интересных и грандиозных операций, названную "Апорт", по опыту которой впоследствии была реализована и более смелая задумка, нашедшая воплощение в операции "Атрина". В обоих эпизодах отличились одни из лучших отечественных подводных атомоходов - многоцелевые АПЛ семейства "671"...

Осталось только добавить, что никем не замеченная советская лодка вышла на просторы Атлантики, где вскоре обнаружила американский авианосец "Америка" и вышла на него в условную атаку. За этот поход командир лодки капитан 1 ранга Владимир Протопопов был удостоен звания Героя Советского Союза.

От «Юрия Долгорукого» до «Сергея Горшкова». Щербаков Владимир. Оборона.Ру. 10.01.2006.

    В архиве есть данные на выпускников 1991 г.в.:
 
  1. Аванесов Филипп ?  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  2. Алимов Максим Викторович  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  3. Ардаманов Андрей ?  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  4. Бакшеев Владимир ?  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  5. Балаухин Владимир Борисович  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  6. Бачу Станислав Георгиевич  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  7. Белов Дмитрий Николаевич  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  8. Бессчетный Александр ?  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  9. Бессчетный Сергей ?  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  10. Богатырёв Иван Анатольевич  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  11. Бойко Сергей Леонидович  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  12. Больших Эдуард Александрович  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  13. Васильев Сергей Анатольевич  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  14. Витусович Роман ?  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  15. Воробьев Марат Рашидович  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  16. Головинов Дмитрий ?  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  17. Головнев Виталий ?  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  18. Голубев Станислав ?  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  19. Громов Олег Викторович  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  20. Дмитриев Федор ?  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  21. Егоров Алексей Владиславович  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  22. Елизаров Алексей ?  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  23. Еропкин Альберт Юрьевич  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  24. Жилинский Максим Александрович  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  25. Иванов Роман Анатольевич  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  26. Иерусалимцев Олег Олегович  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  27. Касьяненко Александр ?  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  28. Киселев Александр ?  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  29. Комзолов Артур Валерьевич  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  30. Константинов Владимир ?  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  31. Коровин Дмитрий Викторович  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  32. Красков Сергей Николаевич  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  33. Кропотин Дмитрий ?  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  34. Курпатов Андрей Владимирович  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  35. Ленкевич Алексей Ярославович  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  36. Летучий Дмитрий ?  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  37. Люльченко Андрей Николаевич  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  38. Лященко Алексей ?  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  39. Мазин Юрий Иванович  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  40. Макаров Дмитрий Юрьевич  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  41. Малков Денис ?  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  42. Мозолевский Сергей ?  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  43. Мурачев Анатолий ?  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  44. Нищеглод Алексей Александрович  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  45. Новиков Алексей Геннадьевич  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  46. Новинский Олег Викторович  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  47. Осокин Александр Сергеевич  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  48. Петрачков Сергей ?  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  49. Попов Алексей Львович  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  50. Постернак Сергей Александрович  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  51. Разенков Роман ?  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  52. Ракшин Андрей Николаевич  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  53. Реут Кирилл Валентинович  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  54. Савченко Андрей Анатольевич  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  55. Савченко Олег Игоревич  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  56. Сафонов Максим Анатольевич  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  57. Станкевич Алексей Борисович  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  58. Тамодин Алексей Сергеевич  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  59. Третьяков Денис ?  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  60. Тузов Николай ?  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  61. Фокин Николай ?  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  62. Фролов Владимир Анатольевич  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  63. Цехмистер Александр Петрович  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  64. Чепель Сергей Геннадьевич  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  65. Шустиков Сергей Анатольевич  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  66. Щекотихин Алексей Владимирович  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
  67. Щиров Олег Викторович  (1991 г.в. , ЛНВМУ)
 


Сейчас на сайте нахимовцы: нет зарегистрированных пользователей online

Copyright © Сирый Александр Сергеевич.
Административная группа и редколегия сайта: Сирый А. С.(ЛНВМУ-84), Максимов В.В.(ТНВМУ-52), Цариков А.В.(ЛНВМУ-86), Богданов И.Я.(ЛНВМУ-83), Мустафин Р.Р.(ЛНВМУ-84).
При использовании материалов сайта ссылка на сайт http://www.nvmu.ru обязательна. Сайт является некоммерческим благотворительным прoектом. Коммерческое использование материалов запрещено. Все фото, кино и видеоматериалы, звуковые и текстовые файлы могут быть использованы в коммерческих целях только с разрешения их правообладателей или в некоторых случаях администрации нахимовсого сайта.
Проект получил благословение Святейшего Патриарха Алексия Второго.
                                           
 Военно-морской клуб  «АВТОНОМКА» Александра Викторова   Сайт Рената Мустафина 
Профессиональная фото и видеосъемка в Санкт-Петербурге

Круизы по всему миру, Клуб Путешествий Советский

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    

вход для нахимовцев
log.
pass. 
войти запомнить
напомнить пароль
   радио"АВРОРА"

Объявления
предыдущие сообщения

Нахимовское военно-морское училище

Кинозал

Интервью с историком 
архитектуры Кириковым Б.М.


   Смотреть полностью
---------------------------------------
  

  НА ЗАМЕТКУ
---------------------------------------
Луцкий А.Н.


 "За прочность прочного
корпуса"
---------------------------------------
Лойкканен Г.Г. Агронский М.Д.


 Сборник материалов об
Рижском нахимовском
училище (1945-1953гг.)
---------------------------------------
Поэт Игорь Жданов


 Книга-тетрадь
"Первые стихи..."
---------------------------------------
Дневник  Ю.Я. Слесарева


 Серия
"Нахимовские дневники"
---------------------------------------
Н.А. Верюжский


 Книга воспоминаний
выпускника РНВМУ
Николая Верюжского.
---------------------------------------
Ю.Л. Коршунов


  "Воспоминания и
размышления
о службе, жизни, семье."
---------------------------------------
Игорь Жданов


 Повесть "ВЗМОРЬЕ"
---------------------------------------