Панина Кира Вадимовна (с 1957 до 1962 года – Саенко), внучка последнего царского Морского министра адмирала И. К. Григоровича. Материалы к истории 6-го выпуска (1945-1953). Санкт-Петербург. 2003 г.
Кроме общешкольных предметов у нас был такой предмет как военно-морская подготовка (ВМП), в которую входило изучение корабля, его парусного вооружения, шлюпки, флажный семафор, работа на ключе азбукой Морзе и т.д. Все сказанное подкреплялось практической греблей на шлюпке и хождением под парусом в лагере на озере Суоло-Ярви или на Неве в городе. Кроме того в последние годы (48-53) в училище было два парусных судна: шхуны «Надежда» и «Учеба», на которых мы направлялись в плавание по Финскому заливу. Например, 13 июня 1952г. из нашей в то время 2-ой роты на практику на шхуне «Учёба» направились 46чел., на «Надежде» - 18 чел. Шхуны возвратились в Ленинград через месяц – 14 июля. Правда спортсмены, занятые летом в соревнованиях на спартакиадах, в этих плаваниях, как правило, не участвовали, что касалось и меня. Но все мы были полны рассказами наших товарищей, прошедших морскую практику летом.
Обучали нас ВМП прекрасные морские офицеры, причём почти все они прошли фронт на кораблях ВМФ и были в большинстве своем именно морскими офицерами, воспитанными на старых морских традициях ещё Российского флота. Удивительно, но они как на подбор все были красивы, ладно и лихо носили морскую форму, речь их, пересыпанная морскими терминами, была интересна и при повседневном общении и когда они рассказывали своим ученикам о морской службе, кораблях и походах. Особую симпатию у многих вызывали два лихих моряка: «морской волк» М.М.Рожков и «бородач» В.Ф. Шинкаренко. Впрочем такую же симпатию, уважение и любовь снискали и многие из командиров рот и воспитателей первых 6-и выпусков: В.К.Лемешев, Г.М. Карпеченко, В.И.Туркин, Н.А.Климович, Р.Ф. Зуль-Карнаев, лей-т Афанасьев, кап-лей Б.Н.Иванов, ст.1ст., а затем лей-т А.И.Волков, С.Ф.Федоренко, И.Н.Репкин, М.А.Сафронов, В.М.Серафимович и многие другие.
В среде офицеров и преподавателей Училища в те годы появились высокоинтеллектуальные люди и, как это не странно для того времени, – выходцы из дворян, а некоторые - окончившие до революции Морской корпус. Достаточно подробно об этом сказано в недавно выпущенной прекрасной, на мой взгляд, книге нахимовца 17 выпуска В.К.Грабаря («Нахимовское училище», изд. «Искусство – СПБ», 2003г.). Причём все эти люди пришли в училище где-то около 1946г, сразу заняв ключевые должности: начальника цикла ВМП ( кап1 ранга Л.А.Поленов), зам. начальника училища по учебной части (кап.1р. А.Блогодарев, в прошлом командир линкора «Парижская коммуна», потомственный дворянин), начальника цикла русского яз. и литературы (полковник В.В.Данилов – филолог).
Лев Андреевич Поленов – представитель славного дворянского рода. Его отец - известный ученый-нейрохирург, двоюродный дядя - известный русский художник. Сам Лев Андреевич до революции окончил Морской корпус, был мичманом на «Авроре» в октябре 1917г., позже командовал крейсером. В 30-е годы был репрессирован и отправлен на строительство Беломоро-Балтийского канала. О его досрочном освобождении хлопотал нарком ВМФ Н.Г.Кузнецов, проходивший практику курсантом на «Авроре», когда Л.Поленов командовал кораблём (сын Льва Андреевича – Лев Львович был выпускником первого выпуска нашего училища). Были и другие выходцы известных русских родов в Училище. В 46г.возвратился из лагеря и был принят в Училище кап-лей С.А.Муравьев, которому возвратили прежнее воинское звание, что он имел 15 лет назад до ареста. В этом же году по приказу наркома Н.Г. Кузнецова была принята в училище телефонисткой 17-летняя Кира Панина – внучка последнего царского морского министра И.К.Григоровича. В 47г. была принята на должность преподавателя английского языка Софья Николаевна Мещерская – дочь князя Мещерского, кап.1ранга, командира первого советского гвардейского корабля минзага «Марти» (переоборудованного из бывшей царской яхты «Штандарт»). Потомками старинных русских фамилий были и некоторые воспитанники нашего 6-го выпуска (см. Приложение 1).
Всё изложенное говорит, по-видимому, только о том, что в то время командование флота и, в первую очередь, нарком ВМС Николай Герасимович Кузнецов, старалось сделать так, чтобы всё лучшее, что было накоплено в среде бывшего морского офицерства и дворянства старой России, было передано воспитанникам нового Училища. Кстати, старый кодекс Морского корпуса был положен тогда Л.Поленовым в основу новых правил воспитания будущих моряков Училища, изменив в нём лишь ссылки: «За царя и Отечество», на: «За дело Ленина – Сталина».
Интересно, что ничего из вышеизложенного большинство из нас, воспитанников тех лет, ничего конечно не знало и даже не подозревало. Это и не удивительно для тех лет, когда все такие сведения тщательно скрывались. Однако мы все помним с каким достоинством и уважением к нам вели себя и общались с нами Л.Поленов и его жена, курившие в те времена большие самокрутки из махорки, вынимаемой из аккуратных кисетов и сворачиваемые ими из листочка газеты в ходе наших бесед.
Путь в моря. Очерки о Ленинградском нахимовском училище. Составитель: Раздолгин А. А. Л.,1984.
В 60-е годы произошли новые изменения в организации училища. С 1963/64 учебного года училище перешло на трехлетний срок обучения. Такие перемены повлекли за собой перестройку всего учебно-воспитательного процесса. Теперь в училище принимались ребята в возрасте 16 лет, закончившие восемь классов школы. С переходом школ на десятилетнее обучение срок учебы в училище сократился с трех до двух лет. Произошло это в 1969 году. В программы были внесены соответствующие изменения. Перед училищем ставились новые задачи, среди которых наиболее важными были: укрепление единства обучения и воспитания, тесная связь основ наук с жизнью, практикой коммунистического строительства. Особое внимание в этот период мы обратили на повышение удельного веса самостоятельной, творческой работы нахимовцев, развитию у них активной жизненной позиции. Заметно повысилась и роль преподавателей в формировании у юных моряков необходимых качеств для дальнейшей службы. В течение трех (позднее — двух) лет они должны были передать свои знания нахимовцам, поднять на новую ступень весь учебно-воспитательный процесс. Наиболее быстро и качественно справились с поставленными задачами преподаватели С. А. Аквилонов, Е. А. Шитова, В. М. Смирнов, С. В. Полуботко, Б. Ф. Блошкин, Н. В. Панина, которым за достигнутые успехи в обучении и воспитании нахимовцев было присвоено высокое звание «Заслуженный учитель РСФСР». Их большой педагогический опыт, высокое профессиональное мастерство достойно продолжают преподаватели сегодняшнего поколения.
В.К.Грабарь."Пароль семнадцать".
Парты в младших классах были белыми, а писали тогда простыми ручками, называемыми вставочками, макая перья в чернильницы. От чрезмерного усердия, а то и от перекрестного «огня» в чернильных кляксах оказывались не только лица и парты, но и стены, и вообще все вокруг. По субботам мы ликвидировали следы своего прежнего усердия с помощью стирательных резинок (ластиков). Пока трешь, вспоминаешь всех и вся. Но бросить нельзя, так как после приборки – увольнение в город, и от того, насколько чисто ты выдраишь свой участок стены, могло зависеть – увидишь ли ты сегодня своих родителей. Расписанием по приборкам, как и на корабле, каждому отводилось свое место. Кому класс, кому гальюн. И ничего тут не попишешь и не откажешься. Каждую четверть происходила ротация, для справедливости. Делать приборку в канцелярии командира роты считалось почетным делом. Во-первых, поближе к начальству, что иногда оборачивалось и другим концом, но главное – в канцелярии стоял телефон. Загрубив голос, можно было попросить телефонистку: «Кирочка, дайте город, пожалуйста!». Кира Вадимовна Панина (с 1957 до 1962 года – Саенко) 17-летней девочкой пришла в училище в 1946 году и с тех пор чего только не слышала. В наши годы еще молодая женщина, она проработала на коммутаторе всю свою трудовую жизнь (до середины 1980-х). И только в годы перестройки, когда некоторые из нас уже заканчивали службу, выяснилось, что она – внучка последнего царского Морского министра адмирала И. К. Григоровича. |