Ника взлетит над Невой.
Среди посвященных 300-летию российского флота мероприятий, которые должны пройти в Северной Пальмире, есть одно, стоящее особняком. Это - разработка и возведение памятника в честь приближающейся знаменательной даты. Высказываются различные мнения о том, где он должен находиться - в Кронштадте или городе на Неве, причем в самом Санкт-Петербурге предлагается несколько мест для установки скульптуры: на Васильевском острове (в районе пересечения 22-й, 23-й и Косой линий с Большим проспектом), на площади Морской славы, возле Николо-Богоявленского собора... Свой взгляд на эту проблему высказывает и Михаил Константинович АНИКУШИН - скульптор с мировым именем, работающий над моделью памятника (см. 3-ю страницу обложки), который, по замыслу мастера, должен украсить Петровскую набережную северной столицы России. С Михаилом Константиновичем беседует военный журналист капитан 3 ранга В. КОНДРИЯНЕНКО.
Михаил Константинович, вы известны как автор десятков произведений монументального творчества, украшающих ныне улицы и площади многих российских городов, и особенно Петербурга: это памятники Пушкину, Бехтереву, мемориал в честь героических защитников Ленинграда на Московском проспекте... А что подтолкнуло вас к созданию памятника, посвященного 300-летию флота? Хотя родился я в Москве, большая часть моей жизни связана с Ленинградом - Санкт-Петербургом. Поэтому город на Неве - это мой город, моя радость и боль: вместе с ним я пережил войну и блокаду. Конечно, как истинный (пусть не по рождению - по духу) петербуржец, я питаю глубокое уважение к Военно-Морскому Флоту, к людям, носящим чёрные шинели и бушлаты. Да и среди моих друзей немало известных моряков, верой и правдой служивших Отчизне. Никогда не забуду случай, который произошел во время блокады. После эвакуации гарнизона Ханко к нам домой зашел двоюродный брат моей жены Николай Морякин - морской офицер, командир звена торпедных катеров. Увидев наши исхудавшие лица, он первым делом вынул из кармана шинели и отдал нам несколько кусочков хлеба, как потом оказалось, - последнее, что у него было. И видя теперь человека во флотской форме, я обязательно вспоминаю эти черные сухари, аккуратно завернутые в бумажную салфетку, чтобы, не дай Бог, не затерялась хоть одна крошка... Так что, когда ко мне обратились с предложением увековечить в бронзе и граните подвиги российских моряков - а вся история флота, убежден, зиждется на героизме и подвижничестве людей, создававших и крепивших его, - я с благодарностью согласился. Михаил Константинович, в вашей мастерской мне удалось увидеть пока лишь проект будущего монумента. Но уже сейчас нетрудно представить себе гранитный постамент с выбитыми на нем датами «1696-1996» и барельефами, отражающими важнейшие эпизоды истории флота российского государства. Понятны и бронзовые завитки гонимых штормом волн, и реящая над ними чайка... Но почему центральной фигурой вы выбрали богиню Нику, прямого отношения к флоту не имеющую, а не, скажем, бога морей Посейдона? Главная идея, которую я стремился воплотить в проекте, непосредственно связана с только что высказанной мной мыслью: флот и героизм, флот и победа - суть понятия неделимые. Да, все мы знаем, что наш флот терпел и поражения. Но это были поражения не российских моряков, проявлявших чудеса храбрости во имя величия Отечества, а скорее властей предержащих, которые недооценивали роль флота, своим равнодушием способствовали его упадку. Поэтому и богиня победы, на мой взгляд, как нельзя лучше олицетворяет суть флота и дух людей, служащих на нем. Реющая над волнами Ника подобна носовой фигуре, украшавшей в свое время форштевни парусных кораблей, идущих ли в бой с супостатами, спешащих ли навстречу открытиям... Видимо, и место, где вы предлагаете установить памятник, - на Петровской набережной - выбрано не случайно? Мы (имею в виду наш «тандем» с известным петербургским архитектором Тимофеем Петровичем Садовским,разрабатывающим проект обустройства набережной) исходили из того, что Нева - не только историческая центральная часть города, но в определенной степени - и колыбель флота: неподалеку расположен домик Петра I - его основателя, на Неве проходили первые парады кораблей... В общем, все здесь дышит той эпохой, когда Россия поднимала паруса и выходила на морские просторы... Стало быть, Ника, летящая над Невой, как нельзя лучше будет выражать смысл, который вложен в композицию монумента? Мы стараемся для этого сделать все: проработали несколько вариантов оформления спуска к Неве, где будет расположен памятник, продумали, как гармонично расширить небольшой участок справа и слева от него - здесь набережная несколько тесновата для транспорта... Сейчас мы стремимся довести проект до такой степени совершенства, чтобы исключить какие-либо сомнения в целесообразности оформления и каждой отдельной детали, пусть даже самой мелкой, и архитектурного комплекса в целом. Конечно, приходится нелегко. Процесс художественного, как, впрочем, и любого другого, творчества не только сладостен, но и кропотлив, а порой даже мучителен. Помните, как писал Борис Пастернак: О, знал бы я, что так бывает, Когда пускался на дебют, Что строчки с кровью - убивают, Нахлынут горлом и убьют!.. Вот и приходится работать и ночами, и без выходных... О вашей работоспособности, терпении и взыскательности к себе давно ходят легенды... К сожалению, жизнь человека не бесконечна, поэтому стремлюсь воплотить в реальные формы как можно больше из задуманного. Помимо памятника в честь 300-летия российского флота работаю и над другими: Антону Павловичу Чехову, Петру Ильичу Чайковскому. Мной выигран конкурс по разработке монумента на Поклонной горе в Москве... Так что забот - более чем достаточно. Но это меня лишь радует: нет ничего хуже, чем остановиться в творчестве, почить на лаврах и незаметно для себя терять свое «я», свое видение дейтствительности, мироощущение, которые художник выражает через произведения, в каждом - по-своему. И как же вы все успеваете? Когда одного выдающегося скульптора спросили, как он работает, тот ответил: беру камень и отсекаю все лишнее. Вот и я стараюсь выбрать главное направление, отсекая второстепенные. А для этого всю свою жизнь учусь очень важному умению, которое, пожалуй, более всего ценю в людях - подчиняться. Подчиняться не чувству, не сиюминутному желанию, не обстоятельствам, а - долгу перед делом, которому себя посвятил. Без этого невозможно стать художником и мастером. Как и настоящим военным моряком... И это несомненно. Ведь понятие «мастерство» применимо не только к области искусства, но к любому роду деятельности, к флотской службе в том числе. И здесь важнее всего, не чем ты занимаешься, а как ты подходишь к делу: как к неизбежной обязанности или как к творчеству. Мой отец был обыкновенным паркетчиком. Но его имя гремело на всю Москву: положенными им полами приходили любоваться, как картинами или скульптурами. А все потому, что он был профессионалом высочайшего класса и свою работу любил и знал практически в совершенстве, а предела последнему, как известно, нет. Что ж, позвольте и вам пожелать не останавливаться на достигнутом, а радовать и удивлять нас своими новыми произведениями. Спасибо. Я же в свою очередь хочу пожелать - всем военным морякам помнить, что каждый из них пишет историю флота, так что монумент, проект которого мы разрабатываем, - это памятник и им. И только ваше мужество, зачастую - самопожертвование, и, конечно, высокий профессионализм помогут флоту России выстоять в нашей «штормовой» действительности. Фото А.ЖГАРОВА От редакции. Когда материал готовился к печати, нам сообщили, что Комитет по культуре и туризму мэрии Санкт-Петербурга подвел итоги конкурса проектов архитектурных ансамблей в честь 300-летия российского флота. Лучшей признана разработка, предложенная фондом «Памятники российского флота», возглавляемым Михаилом Константиновичем Аникушиным. А это означает, что через некоторое время над невской волной взлетит Ника, зовущая к победе. |