Офицеры. Грабарь В.К.
Большую роль в формировании нравственного облика нахимовца сыграл и Лев Андреевич Поленов, потомок известного дворянского рода, капитан 1 ранга, бывший командир крейсера «Аврора», занимавший в училище должность начальника цикла военно-морской подготовки. Воспитанный в старых дореволюционных традициях, Поленов не отделял эстетическое воспитание от задач воспитания военного. Именно Лев Андреевич изложил на учебном совете 12 февраля 1945 года морально-этическое кредо воспитанника училища, включившее в себя основные принципы воспитания морского офицера Российского императорского флота и ставшее на долгие годы негласным программным документом для каждого имеющего отношение к Ленинградскому Нахимовскому. В училище вместе с Поленовым были направлены ещё два потомственных дворянина – капитан 1 ранга С. А. Благодарев, ставший заместителем начальника училища по учебной части и полковник В. В. Данилов, занимавшийся циклом русского языка и литературы. Влияние офицеров-дворян на нахимовцев было, может, и не столь ощутимым, но бесследно, естественно, не проходило.
Материалы к истории 6-го выпуска (1945-1953). Санкт-Петербург. 2003 г.
В среде офицеров и преподавателей Училища в те годы появились высокоинтеллектуальные люди и, как это не странно для того времени, – выходцы из дворян, а некоторые - окончившие до революции Морской корпус. Достаточно подробно об этом сказано в недавно выпущенной прекрасной, на мой взгляд, книге нахимовца 17 выпуска В.К.Грабаря («Нахимовское училище», изд. «Искусство – СПБ», 2003г.). Причём все эти люди пришли в училище где-то около 1946г, сразу заняв ключевые должности: начальника цикла ВМП ( кап1 ранга Л.А.Поленов), зам. начальника училища по учебной части (кап.1р. А.Блогодарев, в прошлом командир линкора «Парижская коммуна», потомственный дворянин), начальника цикла русского яз. и литературы (полковник В.В.Данилов – филолог).
Пятьдесят лет спустя (альманах второго выпуска ЛНВМУ). Редактор - составитель: Солуянов В.Е. СПб.,1999.
ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ. «НАСТАВНИКИ». Отцы-командиры.
А кроме моря помним будни в классе, Учителей своих, усердных в массе, Которые английскому учили языку, Учили математике и слову, А кто из этого не вынес «ни гу-гу» - Ленивый был иль просто бестолковый. Настойчиво учили и толково Вбивая в наши головы основы Украинцев, Криницын, Соловьева, Смирнов, Поленов, Муравьев: Делиться каждый знаньями готов.
Степенны Миловидов и Данилов, Непредсказуем математик Дымов, Приветлива эффектная Тиванова, Серьезны Базилевская и Павлова, А римскую историю давала на «отлично» Нам "Клеопатра", что тоже символично.
Сперанский, с его слов, Был близкий друг Толстого, Какие байки заливал!... Знаком был с Горьким, Тот ему обязан стольким!... И к месту, и не к месту вспоминал, В Поляне Ясной, у Толстого, Какие с ним чаи пивал ...
Весьма непопулярен физик был, Уж очень он ехидничать любил. Ему казалось мы не тех кровей, Не уважал он ленинских идей: «Вам все равно учеными не быть!» И в этом нас пытался убедить. Вопрос поставлен: быть или не быть? И приходилось физику учить.
Любили, между делом, танцевать, Учили Хавские - дуэт Владимир с Аллой, Об этом так приятно вспоминать, И навыки те не пропали даром. ...
Материалы к истории 6-го выпуска (1945-1953). Санкт-Петербург. 2003 г. подробнее
Кроме общешкольных предметов у нас был такой предмет как военно-морская подготовка (ВМП), в которую входило изучение корабля, его парусного вооружения, шлюпки, флажный семафор, работа на ключе азбукой Морзе и т.д. Все сказанное подкреплялось практической греблей на шлюпке и хождением под парусом в лагере на озере Суоло-Ярви или на Неве в городе. Кроме того в последние годы (48-53) в училище было два парусных судна: шхуны «Надежда» и «Учеба», на которых мы направлялись в плавание по Финскому заливу. Например, 13 июня 1952г. из нашей в то время 2-ой роты на практику на шхуне «Учёба» направились 46чел., на «Надежде» - 18 чел. Шхуны возвратились в Ленинград через месяц – 14 июля. Правда спортсмены, занятые летом в соревнованиях на спартакиадах, в этих плаваниях, как правило, не участвовали, что касалось и меня. Но все мы были полны рассказами наших товарищей, прошедших морскую практику летом.
Обучали нас ВМП прекрасные морские офицеры, причём почти все они прошли фронт на кораблях ВМФ и были в большинстве своем именно морскими офицерами, воспитанными на старых морских традициях ещё Российского флота. Удивительно, но они как на подбор все были красивы, ладно и лихо носили морскую форму, речь их, пересыпанная морскими терминами, была интересна и при повседневном общении и когда они рассказывали своим ученикам о морской службе, кораблях и походах. Особую симпатию у многих вызывали два лихих моряка: «морской волк» М.М.Рожков и «бородач» В.Ф.Шинкаренко. Впрочем такую же симпатию, уважение и любовь снискали и многие из командиров рот и воспитателей первых 6-и выпусков: В.К.Лемешев, Г.М.Карпеченко, В.И.Туркин, Н.А.Климович, Р.Ф.Зуль-Карнаев, лей-т Афанасьев, кап-лей Б.Н.Иванов, ст.1ст., а затем лей-т А.И.Волков, С.Ф.Федоренко, И.Н.Репкин, М.А.Сафронов, В.М.Серафимович и многие другие.
В среде офицеров и преподавателей Училища в те годы появились высокоинтеллектуальные люди и, как это не странно для того времени, – выходцы из дворян, а некоторые - окончившие до революции Морской корпус. Достаточно подробно об этом сказано в недавно выпущенной прекрасной, на мой взгляд, книге нахимовца 17 выпуска В.К.Грабаря («Нахимовское училище», изд. «Искусство – СПБ», 2003г.). Причём все эти люди пришли в училище где-то около 1946г, сразу заняв ключевые должности: начальника цикла ВМП ( кап1 ранга Л.А.Поленов), зам. начальника училища по учебной части (кап.1р. А.Блогодарев, в прошлом командир линкора «Парижская коммуна», потомственный дворянин), начальника цикла русского яз. и литературы (полковник В.В.Данилов – филолог).
Лев Андреевич Поленов – представитель славного дворянского рода. Его отец - известный ученый-нейрохирург, двоюродный дядя - известный русский художник. Сам Лев Андреевич до революции окончил Морской корпус, был мичманом на «Авроре» в октябре 1917г., позже командовал крейсером. В 30-е годы был репрессирован и отправлен на строительство Беломоро-Балтийского канала. О его досрочном освобождении хлопотал нарком ВМФ Н.Г.Кузнецов, проходивший практику курсантом на «Авроре», когда Л.Поленов командовал кораблём (сын Льва Андреевича – Лев Львович был выпускником первого выпуска нашего училища). Были и другие выходцы известных русских родов в Училище. В 46г.возвратился из лагеря и был принят в Училище кап-лей С.А.Муравьев, которому возвратили прежнее воинское звание, что он имел 15 лет назад до ареста. В этом же году по приказу наркома Н.Г. Кузнецова была принята в училище телефонисткой 17-летняя Кира Панина – внучка последнего царского морского министра И.К.Григоровича. В 47г. была принята на должность преподавателя английского языка Софья Николаевна Мещерская – дочь князя Мещерского, кап.1ранга, командира первого советского гвардейского корабля минзага «Марти» (переоборудованного из бывшей царской яхты «Штандарт»). Потомками старинных русских фамилий были и некоторые воспитанники нашего 6-го выпуска (см. Приложение 1).
Всё изложенное говорит, по-видимому, только о том, что в то время командование флота и, в первую очередь, нарком ВМС Николай Герасимович Кузнецов, старалось сделать так, чтобы всё лучшее, что было накоплено в среде бывшего морского офицерства и дворянства старой России, было передано воспитанникам нового Училища. Кстати, старый кодекс Морского корпуса был положен тогда Л.Поленовым в основу новых правил воспитания будущих моряков Училища, изменив в нём лишь ссылки: «За царя и Отечество», на: «За дело Ленина – Сталина».
Интересно, что ничего из вышеизложенного большинство из нас, воспитанников тех лет, ничего конечно не знало и даже не подозревало. Это и не удивительно для тех лет, когда все такие сведения тщательно скрывались. Однако мы все помним с каким достоинством и уважением к нам вели себя и общались с нами Л.Поленов и его жена, курившие в те времена большие самокрутки из махорки, вынимаемой из аккуратных кисетов и сворачиваемые ими из листочка газеты в ходе наших бесед. |