галереи
Знак ЛНВМУ_04
добавил: ratko
Занятия по военно-морской подготовке. РНВМУ.
добавил: 11071947
 

Всего зарегистрированных нахимовцев-2110
 
показать всех
только список
     ---------------------------------
           
           НА ЗАМЕТКУ

     ---------------------------------
       Сборник воспоминаний
                
 Тбилисское Нахимовское
             военно-морское
                   училище

       ---------------------------------
             Николай Максимов
               
          "Этика развития
                    личности"          
       ---------------------------------
                   Юрий Росс
            "Тот самый остров"
               

         Сюр-историческая
       приключенческая повесть
       ----------------------------------
       Р.Б.Семевский-Лепорский
               

       Субъективный взгляд 
           очевидца на историю 
           6-го выпуска ЛНВМУ" 
       ---------------------------------
               Владимир Габарь
               
               Пароль 17
     ---------------------------------
              Ренат Мустафин

           
       Заметки на полях
           вахтенного журнала

     --------------------------------
               А.И. Палитаев
              

     "Мои пути подводные"
     --------------------------------
                Игорь Жданов
              

   Дневниковые записи 
             "Такая судьба."
    --------------------------------


 
 

Архивные дела военнослужащих

А - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Щ - Э - Ю - Я
 
Изачик
Николай
Георгиевич

ЛНВМУ

Война и мир контр-адмирала Блинкова : воспоминания, письменные и фотодокументы. - Саранск : Типография "Красный октябрь", 2007.

 Итак, собрав необходимые вещи в чемодан, я сел в поезд и выехал в Москву. В то время знакомых, у которых можно было бы остановиться, у меня в Москве не было, и я прямо с вокзала отправился в Наркомат, который находился в Антипьевском переулке, в новом многоэтажном здании. Доехав на метро до Арбатской площади, быстро разыскал Наркомат. Получив пропуск, вошел в здание, где меня встретил офицер Базунов. Как потом оказалось, он работал начальником секретной части Управления ВМУЗов. Он и проводил в кабинетик исполняющего должность начальника Управления ВМУЗов капитана 2 ранга Н. Г. Изачика.
С Н. Г. Изачиком ранее встречаться мне не приходилось. Я представился. Предложив мне сесть, он поинтересовался, как я воспринял назначение в центральный аппарат. Я откровенно рассказал все. Он заверил, что все бытовые вопросы будут улажены, а работа у меня будет не менее интересной. Начальник отдела, в котором мне предстоит работать, очень опытный, культурный и широко образованный офицер. Им оказался капитан I ранга С. А. Благодарев - офицер бывшего царского флота, с первых дней революции вставший на сторону революционных матросов. Участник Гражданской войны, после окончания которой все время служивший в центральном аппарате...

Богданов М. Дело жизни//Диалог. 1988 №22. О создателе и первом начальнике ЛНУ Н.Г.Изачике.

Впервые я увидел его в 1944 году, ему было тогда 43 года. Человек высокого роста, в форме капитана I ранга, с внимательным, добрым взглядом открытого лица вел разговор с нами, вчерашними юнгами, сынами полков, а то и беспризорными мальчишками, лишившимися родителей, а теперь обретшими приют под одной крышей Ленинградского нахимовского военно-морского училища. Говорил он не как начальник с подчиненными, а словно отец с сыновьями. Его интеллигентность, ровный, спокойный голос, обаятельная улыбка, осанка военного человека и аккуратность во всем располагали к задушевной, откровенной беседе.
Да, собственно, что могло интересовать и волновать нас, огольцов 10—14 лет, в то суровое для всей страны военное время? Бескозырка, тельняшка, брюки клеш — для нас стали уже не мечтой, а реальностью. Конечно, интерес вызывали науки, которые предстояло изучать в стенах военно-морского училища, а также те люди, которые нас будут учить. И, помнится, все время нам хотелось есть...
Подробностей того памятного разговора я не запомнил, но облик первого начальника и создателя нахимовского училища в городе на Неве мне запомнился на всю жизнь. Перед Николаем Георгиевичем Изачиком, так звали нашего начальника училища, стояли более сложные задачи, которые предстояло решить вместе со своими помощниками, воспитателями и преподавателями. Как подобрать ключи к этим подросткам, чьи судьбы опалила война? Как заинтересовать и увлечь их учебой, помочь залечить тяжелые душевные раны? Наконец, эту ораву изголодавшихся, да и подраспустившихся ребят нужно было одеть, обуть, накормить, привить им элементы порядка, организованности и культуры.
«Забота и справедливость к мальчишкам, ну и, конечно же, строгость и дисциплина — вот что легло в основу воспитания. Учили не бояться трудностей и уметь преодолевать их. Прививали чувства товарищества и взаимопомощи, преданности отечеству, любви к флоту...», — вспоминает Николай Георгиевич. — Избранные пути и методы воспитания и обучения нахимовцев себя оправдали. Сотни наших воспитанников стали командирами кораблей, соединений, многим присвоено звание адмирала.
В задушевной беседе, которую мы вели в его рабочем кабинете, Николай Георгиевич рассказал о своей жизни, службе, работе. Кстати, разговор этот я завел не случайно. Нынче у контр-адмирала в отставке, заместителя председателя совета ветеранов партии по пропаганде революционных, боевых и трудовых традиций, воспитанию трудящихся и молодежи при Ленинградском обкоме КПСС большой праздник, своеобразный юбилей. В этом году — 70 лет его партийному стажу.
Только вдумайтесь в эту цифру! У нас в стране средняя продолжительность жизни 70 лет, а здесь 70 лет назад человек стал коммунистом.
Мы рассматриваем пожелтевшие от времени фотографии семейного альбома. Некоторые из них — своеобразные вехи на жизненном пути политбойца.
Вот фотография 1921 года. На ней группа молодых людей в военной форме. В центре — 20-летний Николай Изачик, к тому времени уже возмужавший в классовой борьбе, закаленный в боях с белогвардейцами, иностранной интервенцией и внутренней контрреволюцией. На его груди орден Красного Знамени, который он получил в 1920 году за участие в разгроме банд Колчака, Деникина и Врангеля. Воевал в составе бригады особого назначения имени ВЦИК. За два года до этого Николай Изачик возглавлял в родном Тихвине «Союз молодежи Третьего интернационала», но когда социалистическое отечество оказалось в опасности, вступил в ряды РКП(б) и ушел добровольцем на фронт.
А вот фотография 1924 года. Она напоминает Николаю Георгиевичу о незабываемой встрече советских военных моряков с известным советским дипломатом, полномочным представителем Советского Союза в Норвегии Александрой Михайловной Коллонтай.
Еще весной 1922 года началась новая страница в биографии Николая Изачика, когда он по призыву комсомола, взявшего шефство над Военно-Морским Флотом, пошел служить на флот для укрепления морских рубежей страны. Служба на Балтике, затем Черное море. В 1935-м он закончил Военно-Морскую академию и посвятил себя подготовке военных кадров. И вот в апреле 1944 года адмирал флота И. С. Исаков поручает Н. Г. Изачику организовать в Ленинграде Нахимовское училище.
По многим сохранившимся фотографиям мы с Николаем Георгиевичем восстанавливаем в памяти события тех, сороковых, уже далеких лет. Вот Н. Г. Изачик в окружении юных нахимовцев, участников Великой Отечественной войны. Счастливые наследники боевой славы в только что сшитых для парада Победы мундирах. На груди — боевые ордена, медали. Вот нахимовцы на параде, чеканят шаг в колонне по Красной площади столицы. Вот фотографии рабочих моментов съемки кинофильма «Счастливого плавания», в котором Николай Георгиевич выступил в роли военного консультанта. Вот героическая «Аврора», в 1948 году занявшая место своей вечной стоянки и принявшая на борт нахимовцев как учебная база училища...
Много снимков, рассказывающих о жизни и работе Николая Георгиевича после ухода его по состоянию здоровья в отставку, когда он целиком отдался общественной работе, став лектором-международником, председателем совета ветеранов при Кировском РК КПСС, членом Кировского райкома партии.
Николаю Георгиевичу Изачику посчастливилось быть делегатом и участвовать в работе XXVII съезда КПСС от Ленинградской партийной организации. А сейчас мы говорим с ним о недавно завершившей свою работу партийной конференции:
— Я счастлив, что дожил до этого времени, — говорит он. — Дело моей жизни состоялось, но я по-хорошему завидую сегодня молодым. Впереди у них столько интересной работы.

Белый Аркадий, полковник. Бескозырка белая, в полоску воротник // Воин. 1996 № 9.

 
Малов Н.Н. и Изачик Н.Г.

Учителям, хранившим юность нашу... Контр-адмирал О.Чефонов, выпускник нахимовского училища 1955 г. - Морской сборник № 12, 1991 г.

МНЕ НЕРЕДКО задают вопрос, не считаю ли я свою юность загубленной, не жалею ли об избранном пути. Об этом я не раз задумывался, все больше приходил к твердому убеждению: многим в своей жизни и службе я обязан оставшемуся, к сожалению, единственным в стране Ленинградскому нахимовскому училищу.
Да, конечно, в те годы мы были лишены той свободы во внеучебное время, которую имели наши сверстники в обычной школе. Особенно это чувствовалось в старших классах, в пору первой юношеской влюбленности, нетерпеливого ожидания встреч, когда казалось, что несостоявшееся свидание может сломать всю твою жизнь. Традиции училища, заложенные с его основания первым начальником ЛНВМУ контр-адмиралом Николаем Георгиевичем Изачиком, установленные им правила давали возможность избежать психологических срывов. Во время танцевальных вечеров сама необычная атмосфера их проведения делала эти встречи возвышенными, исключала грубость и пошлость и тем самым уже воспитывала нас.
Кстати, о воспитании. Нравоучений говорилось тогда мало — воспитатели понимали, что в таком возрасте они не воспринимаются. Больше стремились сами демонстрировать примеры благородства, достойного поведения и порядочности в условиях повседневной жизни. Привитие норм морали шло ненавязчиво и постоянно. Главными качествами среди воспитанников считались честность во взаимоотношениях друг с другом, взаимовыручка (сам погибай, а товарища выручай — было не лозунгом, а руководством к действию), готовность поделиться всем с другими, нетерпимость к ябедам, наушникам и жалобщикам, к тем. кто прикрывается высоким положением своих родителей. И наоборот, уважали таких, которые смело вставали на защиту товарища, не перекладывали тяжесть своей провинности на других. А у нас тогда учились дети и государственных деятелей, и крупных военачальников. Разные они были, и вели себя и учились по-разному. По-доброму мы и сейчас вспоминаем, к примеру, В. Жигарева, сына главного маршала авиации, способного ученика и хорошего товарища. Уважением пользовались и те, кто обладал хорошими морскими качествами, лучше других осваивал морское дело, флажный семафор и морзянку, умело вязал морские узлы, плел маты и т. п. Училище тогда имело для этого все необходимое. Повседневно вырабатывались у нас сноровка, глазомер, воспитывалась смелость, и на утренней физзарядке, во время которой по Неве ходили на шлюпках. Даже просто для того, чтобы попасть на них, надо было пройти по длинному узкому выстрелу от борта «Авроры», а затем спуститься в шлюпку по шкентелю. Во время морской практики на учебных парусно-моторных шхунах «Учеба» и «Надежда» каждое утро, как и десятилетия назад, начиналось с подъема по вантам с одного борта на марсовую площадку и спуск по ним с другого борта. А что может быть лучше для тренировки глазомера, чем управление шлюпкой под парусом, когда надо сделать «восьмерку», пройдя всеми галсами и выполнив все повороты между двух шхун, стоящих на якорях. Причем стремились пройти так, чтобы флюгарка шлюпки почти касалась бушприта шхуны. Как не вспомнить при этом нашего преподавателя капитана 1 ранга С. Муравьева, гардемарина 1914 года, сумевшего многих из нас научить этому искусству, не боявшегося неприятностей для себя из-за неумелых действий своих подопечных. А разве не требует определенной смелости от мальчишки несение ночной вахты у колодца на берегу Нахимовского озера среди лесных шорохов, непонятных звуков и всплесков?
Так с отрочества мы закаляли волю, способность побороть в себе нерешительность, подавить чувство страха.
Большое внимание уделялось и культурному развитию нахимовцев. Активные шефские связи существовали с ленинградскими ТЮЗом и хореографическим училищем. Не говорю уже об экскурсиях в музеи, которыми так богат город. Они проводились постоянно, правда, не всегда в добровольном порядке. Думаю, хоть в то время некоторые из нас и сопротивлялись этому, но, став взрослыми, сказали спасибо нашим педагогам.
С теплотой вспоминаем и преподавателей русского языка и литературы, особенно сейчас, когда даже по радио И телевидению, с трибун собраний и съездов нередко можно услышать неграмотную речь.
И, конечно же, нельзя не сказать о преподавании английского языка. Очень хорошие возможности имеются для этого в нашем училище, накоплен колоссальный опыт. И как жаль, что в настоящее время, когда все большее значение приобретает знание иностранного языка, оно остается необходимым в основном для сдачи зачетов.
Я коснулся лишь некоторых сторон системы подготовки в Ленинградском нахимовском училище в 50-е годы. Считаю, что она во многом способствовала формированию у его воспитанников основных человеческих и морских качеств, позволяющих стать порядочными людьми и хорошими моряками. Казалось бы, в современных условиях все в нем должно быть еще лучше, но... видимо, в нынешнее прагматическое время уже « нет той близости между учителями и питомцами, того взаимопонимания, которые были когда-то. К тому же, не стоит забывать, что раньше мы учились 6 лет. А сейчас сюда приходят юноши-акселераты с уже сложившимися представлениями, характерами, отношением к окружающим и изменить в них что-либо за 2 года обучения очень трудно.
Считаю, что надо увеличивать срок обучения в нахимовском училище. Вновь открыть еще одно училище в европейской части Союза и обязательно на Дальнем Востоке. Здесь нельзя жалеть средств, так как затраты окупятся сторицей.
Это очень хорошо понимали в прошлом. И поэтому кадетские и пажеские корпуса, лицеи воспитывали выдающихся сынов отечества, ревностно умножавших его славу на всех избранных ими впоследствии поприщах...

Изачик Николай Георгиевич, капитан первого ранга, затем контр-адмирал. Начальник ЛНВМУ в 1944-1949 гг.

Из беспризорников — в адмиралы. 28 Августа 2001.

Среди мальчишек, одержимых одной–единственной мечтой, мы неизменно встречаем и будущих военных моряков. Сколько их, ребят сухопутной Беларуси, прошло суровую и романтическую службу на боевых кораблях старшинами и матросами, офицерами и мичманами, о том статистика умалчивает.
А вот адмиралы... Ими со временем становятся те же мальчишки–мечтатели. Сегодня среди наших земляков–белорусов и уроженцев Беларуси звание адмирала носят около сорока человек. Еще в начале тридцатых годов комсомол Беларуси взял шефство над Балтийским флотом. Поэтому не случайно, что около половины адмиралов–земляков начинали свою морскую службу именно на Балтике. А вообще адмиралы–белорусы служили на всех флотах бывшего Советского Союза: на Северном и Балтийском, на Черноморском и Тихоокеанском, а также на многих флотилиях и военно–морских базах.

К сожалению, в Беларуси до настоящего времени даже в самых новейших энциклопедических изданиях имена земляков–адмиралов на 70 процентов остаются неназванными, за исключением разве тех, кто получил это звание в числе первых — 7 мая 1940 года. Тогда из 74 адмиралов было семь белорусов. 

Адмиралы 1940–го прошли суровую проверку в годы Великой Отечественной войны. Их по праву можно назвать золотым фондом Военно–Морского флота страны.

Вот только один пример. 

Контр–адмирал в отставке Николай Георгиевич Изачик в одном из писем писал автору этих строк: "Я родился 10 апреля 1901 г. в Минске от неизвестных мне родителей. Рос беспризорником. Значительно позже появился у меня приемный отец Георгий Борисович Изачик. Так я получил свою фамилию. Из Минска меня вывезли в младенческом возрасте".

Работая в Центральном Военно–морском архиве в г. Гатчина, я изучил личное дело нашего земляка и узнал много нового. Вот краткие штрихи к портрету будущего адмирала. До революции и в первые годы советской власти судьба бросала его из одной семьи в другую: Иркутск—Новгород—Тихвин. В 1919—1921 годах служил в Красной Армии. Затем пошел служить на флот по первой комсомольской мобилизации — сначала учеба в школе подводного плавания в Ленинграде и в Военно–политическом училище имени Рошаля. После чего он учился в Военно–морской академии, закончил в первом ее выпуске и с отличием. Изучил французский язык.

Вся служба проходила на различных должностях офицера–политработника ВМФ на различных флотах. Летом 1924 года на крейсере "Аврора" совершил поход в Норвегию, порт Берген, в должности старшего инструктора политуправления Балтийского флота. В 29–м в составе соединения кораблей Черноморского флота "Марксист" и "Политработник" побывал в Турции (Стамбул) в должности комиссара этого соединения.

Свыше 20 лет Н. Изачик служил в Москве в должности заместителя начальника Управления военно–морских учебных заведений по науке. Был начальником политотдела отдельного дивизиона подводных лодок Черноморского флота. В 1944 году возглавил первое в Советском Союзе Ленинградское нахимовское училище, где обучались сироты — дети фронтовиков. В послевоенные годы — начальник учебного отдела Высшего военно–морского училища им. Фрунзе и снова в Главном штабе ВМФ. В 1949 году стал контр–адмиралом. На флоте служил до 1954 года. Уйдя на пенсию, почти 25 лет был лектором–международником общества "Знание" в Ленинграде. Прожил 96 лет. Награжден шестью орденами. В этом году ему исполнилось бы 100 лет.

Сафронов В. В. Ленинградские нахимовцы – четвертый выпуск. 1944 – 1951. СПб 2001. Из архива Грабаря В.К.

Выбор здания для училища и его возрождение выполнялись под руководством первого начальника Ленинградского Нахимовского училища контр-адмирала Н.Г.Изачика.

Прекрасный моряк и образцовый командир, Н.Г.Изачик обладал исключительно необходимым качеством для новой деятельности – это был человек высочайшей культуры. 

Именно благодаря его пониманию необходимости гармонического воспитания будущих офицеров флота ремонт и оборудование помещений училища были выполнены исходя из требований всесторонней подготовки воспитанников. 

Нововведения подчеркнули характер  архитектуры здания, гармонично дополнили морскую  стилизацию фасадов и помещений.

У входа в училище были установлены настоящие зенитные  орудия, принимавшие участие в Великой Отечественной войне.

 В парадном вестибюле училища располагалась статуя адмирала Нахимова в полный рост. Здесь стояло знамя училища, у которого в почетном карауле круглые сутки сменялись нахимовцы.

Слева на стене был представлен указ   о создании училища.

На стенах вестибюля и в коридорах - картины на морские темы сражений Нахимова, Ушакова ...

Здесь все было пронизано морскими традициями и традициями преданности Родине.

Начальник училища Николай Георгиевич Изачик - интеллигент и настоящий морской адмирал, выросший из матросов комсомольского набора, человек строгий, но знавший, что дело имеет с детьми. Его не боялись, но уважали.

Нахимовец Василий Иванушкин. О себе. Записки для сборника "Ленинградские нахимовцы – четвертый выпуск. 1944 – 1951." СПб 2001.

Мы возвращались с матерью домой. Было холодно, шел дождь, а мать была легко одета, я видел, как она ежилась от холода. На плетне, мимо которого мы проходили, я увидел шаль, и, схватив ее, предложил матери накрыться. «Ты ее сюда вешал, сынок? - спросила мать. Нет. Тогда повесь ее на место». Это был первый наглядный урок в моей жизни.

Второй урок я получил уже в Нахимовском училище от контр-адмирала Изачика, капитана 1 ранга Морозова, капитана Туманова, преподавателя русского языка Вознесенского.

Эти уроки позволили мне в дальнейшем сформировать для себя кодекс чести.

Софронов В.В. После Нахимовского. Записки для сборника "Ленинградские нахимовцы – четвертый выпуск. 1944 – 1951." СПб 2001.

Мама была довольно известной певицей Ленинградского Малого оперного театра. Она вместе со своими руководителями ходила с просьбой обо мне к Н.Г.Изачику. Как и многим поступавшим среди года мне были устроены персональные экзамены. На них я заслуженно получил пятерки по литературе и по русскому у замечательного Вознесенского (с каверзными проверками «винегретов» и «вокзала»), по математике и по немецкому, и не двойки, а единицы за географию и естествознание у всегда уважаемой мною Н.И.Павловой. И меня … приняли.  

Спустя много лет году в 1981 - ом я случайно ехал в поезде Москва - Ленинград с бывшим командующим флотом, потом начальником Академии адмиралом Орлом. Мы оказались в одном купе - адмирал и я - генерал. Он был уже достаточно стар.  Говорили о войне, вспоминали с позиции своего возраста  время после войны, говорили и о нахимовском, и об  Изачике. Вдруг Орел мне говорит, дескать Изачик как начальник всем был хорош, но вот только принимал в училище бог знает кого, даже детей артистов. Я рассмеялся …

Мы все обязаны своей судьбой Нахимовскому училищу. О нем каждый из нас, наверное, может говорить бесконечно. Главное, за   6 – 7 лет учебы каждый определялся человеком.

Они были первыми. Первый выпуск первого военного набора 1944-1948 гг. Составил нахимовец 1948 года выпуска Николай Соколов.

Но прежде о начальнике Нахимовского училища, нашем «папе», как мы называли его, Николае Георгиевиче Изачике, одном из старейших на флоте, до самого последнего времени, адмирале, не дожившем всего полгода до пятидесятого выпуска воспитанников основанного им училища и встречи с нами, его первенцами, постаревшими, поседевшими, но в душе всё теми же мальчишками, что ловко лазали при нём по вантам, чётко печатали шаг на парадах, всегда видя впереди его высокую фигуру, лихо проносились мимо него в полонез-мазурке на выпускном балу... Во всём, все четыре года, было его, «папино» присутствие. Потому, что первый начальник Нахимовского училища жил в одном доме с воспитанниками, в небольшой на первом этаже училища квартирке. И, в любое время дня и ночи, выйдя из неё, он оказывался среди нас - спящих ли, занимающихся в классных помещениях или «принимающих пищу» в столовой... На следующий год после нашего выпуска капитану 1 ранга Н. Изачику было присвоено звание контр-адмирала. Так что он - наш первый адмирал! А пришёл на флот Н. Изачик по комсомольскому набору. Двадцатидвухлетним парнем окончил учебный отряд подводного плаванья и в 1928 году, когда мы, будущие его воспитанники, ещё порхали бабочками и летали стрекозками, он уже командовал отдельным дивизионом подводных лодок на Черном море. В 1935 году Н. Изачик окончил Военно-Морскую академию и служил в различных политуправлениях ВМФ. В июне 1944 года за подписью И. Сталина выходит Постановление Совета Народных Комиссаров о создании Ленинградского Нахимовского Военно-Морского училища. Начальником училища назначается капитан 1 ранга Н. Изачик. Все организационные вопросы, связанные с выполнением этого Постановления, - поиск подходящего для училища здания, выбор места (обязательно у воды) для летнего лагеря, подбор первых кадров офицеров-воспитателей и преподавателей должны были быть решены и были решены им в чрезвычайно сжатые сроки. И воспитанники первого, военного набора, а он был большим, около четырёхсот ребят, с третьего по седьмой классы, пройдя медицинскую и экзаменационную комиссии и азы военно-строевой подготовки в лагере, в ноябре 1944 года уже занимались в классах отремонтированного здания училища.
     Прошло, а сегодня, кажется, пролетело, четыре года и 30 июня 1948 года Н.Г. Изачик вручил нам, воспитанникам 1-ой роты, первые в истории Нахимовского училища аттестаты зрелости. В том числе, Радию Зубкову и Владимиру Москалёву - с награждением золотыми медалями и занесением на Доску почёта, Дмитрию Боровикову, Владимиру Киттелю, Владимиру Константинову - серебряными медалями.
     В ноябре прошлого года при скорбном прощании в актовом зале Нахимовского училища с Николаем Георгиевичем Изачиком нахимовец второго выпуска В. Солуянов читал написанные им к кончине первого начальника ЛНВМУ слова...

Начальник, воспитатель, патриот
До дней последних жить не мог иначе.
Приспущен флаг - скорбит в печали флот:
Ушёл из жизни адмирал Изачик...

СЫЧЕВ Станислав Владимирович... Три года назад сделал большое дело - через записанные им на магнитофонную плёнку взаимные приветствия и добрые слова поддержки друг друга, связал двух тяжело больных дорогих для нас человека - старшину нашей роты С.Ф. Федоренко и начальника училища Н.Г. Изачика. Сегодня, когда их уже нет с нами, плёнки эти, как и видеофильм, снятый Лёней Корякиным-Черняком во время нашей последней встречи в июне 1996 года с Изачиком у него на квартире, являются уже историческим материалом.

Пятьдесят лет спустя (альманах второго выпуска ЛНВМУ). Редактор - составитель: Солуянов В.Е. СПб.,1999.

Отцы-командиры.

Наши воспитатели - «дядьки и отцы»
Какие нам давали образцы!
Самоотверженно, настойчиво, упрямо
Не зря старались Туркин и Рыбьянов,
Ефграфов, Аранович, Колосков,
Пелевин, Рыков, Жутов и Пуськов,
Трофимов, Кумов, Кузнецов
Для нас стремились заменить отцов.
Да, трудно было действовать иначе,
Порядок этот диктовал Изачик...

ПОСТСКРИПТУМ.

Мы помним, так или иначе,
Нас воспитал Изачик,
Потом коснулся Грищенко слегка,
Направил в Высшие училища, - пока! ...

Нельзя не сказать и о тех замечательных людях, кто создавал и организовывал училище. Прежде всего, это первый начальник училища Николай Георгиевич Изачик. Мы, бывшие воспитанники, посетили контр-адмирала в отставке Изачика Н.Г. в 1988 году. Этот уже пожилой человек смотрит на нас с прищуром, добрыми и живыми глазами и весь , вместе с нами, в воспоминаниях. Много нелегких вопросов стояло тогда перед начальником училища. Нужно было подобрать кадры единомышленников, найти опытных и знающих воспитателей и преподавателей. Надо было накормить, одеть и обуть несколько сот мальчишек. Он рассказал такой эпизод. Как известно, на флоте валенки не положены, а нахимовцам приходилось нести караульную службу на открытом воздухе зимой. Командованию училища пришлось обратится непосредственно к Наркому Военно-Морского Флота адмиралу Кузнецову Н.Г. о выделении валенок. Но и Нарком не смог решить этот вопрос. И только вмешательство А.И.Микояна позволило получить училищу 100 пар валенок.

     Но, пожалуй, самыми трудными .говорит Николай Георгиевич, были все же такие вопросы; как подобрать «ключи» к подросткам, которые уже успели многое пережить, как заинтересовать их, увлечь учебой, помочь залечить тяжелые душевные раны? Как воспитывать, как обучать будущих офицеров? Ведь опыта я этом не было.

     - Забота и справедливость к мальчишкам, ну и, конечно же, строгость,- сказал Николай Георгиевич, - вот, что легко в основу воспитания нахимовцев.

     - Мы учили ребят не бояться трудностей и уметь преодолевать их, прививали товарищество и взаимопомощь, воспитывали преданность и любовь к отечеству и флоту - закончил свои воспоминания этот счастливый человек, уверенный в том, что дело его жизни состоялось.

     Наверно, нет ничего удивительного в том, что Н.Г.Изачик умел подбирать себе помощников. Чем-то неуловимым был похож на Изачика начальник политотдела училища капитан 2 ранга Петр Степанович Морозов.

Из книги Поленова Л.Л. «Второе рождение «Авроры». - Л.: Лениздат, 1987. -80-86 с.).

     В 1944 году Лев Андреевич был назначен начальником цикла военно-морского дела Нахимовского училища, созданного в Ленинграде.

     «Здравствуйте, Лев Андреевич!

     Приветствую Вас с возвращением в родные края. Устраивайтесь и осматривайтесь, вступайте в командование «трестом морского воспитания» (цикл плюс «Аврора»). Готовьтесь к началу занятий с первой ротой. (с) В 1944 году при создании училища 1-я рота была старшей и приравнивалась к 7-му классу общеобразовательной школы. Далее шли 2,3,4 и : роты, соответствующие 6,5,4 и 3-му классам. В 1945 году, когда 1 рота стала 8 классом, 2 - рота . 7-м и т.д., был произведен набор в новую 6-ю роту. Такая, - шестиротная структура сохранялась до 1948 года, пока не была выпушена 1 рота, после чего был вновь произведен набор в 6 роту, но уже в 5 класс.

     С 30 октября... Рекомендую начать классные занятия по основам военно-морского дела с рассказов воспитанникам о самых элементарных морских вопросах... Учтите, что любознательность потрясающая... Программу военно-морского дела надо насытить самыми необычно элементарными вопросами из жизни , быта и традиций флота, корабля, моряка, а не ограничиваться лишь блоками и гаками. Знакомя, воспитанников, например, с классами кораблей надо вклинить (иллюстрировать) «Аврору», «Потемкина», "Варяга" и т.д. и т.п., излагая их историю, рекомендуя литературу. Иначе говоря, Ваш (ведущий!) предмет - это не только и не столько блоки и гаки, сколько воспитание будущего моряка. Следовательно, здесь понадобится и военно-морская география, и примеры из современности. Больше иллюстраций, примеров!... Покажите на живых, житейских примерах важность блока, и тогда блок оживет и его будут уважать! До скорой встречи! И.Изачик.»

А. Наумов. РАЗМЫШЛЕНИЯ И НАЗИДАНИЯ.

Мне кажется, командный состав училища того времени прекрасно понимал свою задачу. При каждом возможном случае они старались вытащить нас из классов на практику - они умно приучали нас к морской среде. Удалось даже восстановить «Аврору» и привести ее к училищу. Что стоило это Н.Г.Изачику? Последний год учебы в училище мы жили и учились на «Авроре». Только теперь, как педагог, я понимаю, как это много значило в общей цепи или, как теперь говорят, системе воспитания флотских офицеров.

Наверное, пора поговорить о серьезных нахимовских традициях. Они начали закладываться при нас - первых воспитанниках. Попытаюсь сформулировать их. На первое место я бы поставил воспитание в морском офицере высокой обшей культуры. Как известно, за 70 лет коммунистического правления она была начисто потеряна. И надо было иметь смелость возрождать ее. Но нам говорили, что лично товарищ Сталин стал мечтать после войны о высокообразованных и культурных офицерах. Сейчас я в это не верю. И отдаю должное тем людям, которые шли на это. В первую очередь, начальнику училища Н.Г.Изачику. Кроме общеобразовательной программы нас приучали к культуре корабельной кают-кампаний. Вспомним белые скатерти столовой, кольца с салфетками, у каждого - подставки под столовые приборы. И это в тяжелейшие для России годы разрухи и голода. Все это надо учитывать и тяжело это переоценить, ибо мы вошли в кают-кампаний кораблей уверенными и желанными. Мы, дети войны, были воспитанными, нас приучили неукоснительно соблюдать флотские традиции. Это мы, даже на подводных лодках, в море, переодевались из черных комбинезонов, из засаленных рабочих кителей к обеду и ужину в чистые кители, подчас как следует не помыв руки, так как на лодках 613 проекта с водой была вечная проблема. Разговор велся в кают-кампаний легкий, о службе говорить запрещено, и в этом заложен глубокий смысл. Офицер, который все время находится на людях, в условии напряжения, должен расслабиться. До ухода командира никто не имеет права выйти из-за стола. Мы в своей среде, мы в стабильной среде флотских традиций... Очень жаль, но похоже, что эта нахимовская традиция - воспитание благородного стиля кают-компании умирает. Хорошо, если это не так. Но ты - нахимовец - и обязан воспитывать в себе традиционные качества культуры морского офицера. Без них его просто нет. Ты будешь чувствовать себя лишним в кают-кампаний, как чувствовали себя офицеры, призванные на временную службу из институтов.

В. Солуянов.  НЕПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ ПО ПАМЯТИ.

Кто-то не выдержал, капнул начальству: карты, азарт! Нашли обиженных среди проигравших, одним словом, надо выявить и... покарать зачинщиков. В их число попал и я, в компании с моими приятелями Виктором Писклюковым и Игорем Сидоровым.

     Помнится, накануне парада мы были вызваны к начальнику училища, капитану 1 ранга Изачику. Понуро стоим, а он, мерно постукивает ботинком 46 размера и методично раскладывает нас на составляющие.

     В словах его тревожно прослеживается мысль о нашем расставании с училищем. Он отстраняет нас от парада. Горько на душе! Выйдя от него, начинаем строить планы своей дальнейшей судьбы - мореходка, торговый флот. А потом, с отчаяния, идем в самоволку в парк Горького вместе с увольняющимися - гуляем. Обошлось...

     А наутро Изачик вновь вызывает и видит наши виноватые лица. Королевским жестом он амнистирует нас и дает команду готовиться к Параду!

     Сегодня я думаю, что не только по доброте душевной простил нас Николай Георгиевич. Попробуй, поставь другого в строй в такой ответственный момент! Да и где их взять?

     Праздник в душе восстановлен - фанфары! Забыты все недавние планы. Жизнь продолжается. На этом «Монте-Карло» закрылось.

Путь в моря. Очерки о Ленинградском нахимовском училище. Составитель: Раздолгин А. А. Л.,1984.

В ГОРОД МОРСКОЙ СЛАВЫ — ЛЕНИНГРАД. (Интервью с первым начальником училища контр-адмиралом в отставке Н. Г. Изачиком)

     Николай Георгиевич, расскажите, пожалуйста, как создавалось училище?

     Шел победный 1944 год. Война приближалась к завершающему этапу. Немецко-фашистская армия терпела сокрушительные поражения на всех фронтах. Стратегическая инициатива целиком и полностью перешла к нашим Вооруженным Силам. Главные усилия партии и правительства были направлены на полный разгром врага. Однако наряду с этим уже решались и вопросы мирного времени. Один из них — устройство, обучение и воспитание детей воинов Красной Армии и Военно-Морского Флота, партизан и партийных работников, рабочих, колхозников, погибших в годы войны.

     Для того чтобы окружить этих детей заботой и вниманием, с фронта отзывались опытные педагоги и воспитатели. Боевые офицеры приступали к самой мирной профессии — профессии учителя. Не думал, что это призвание в скором времени ожидает и меня.

     Неожиданно я был вызван в управление военно-морских учебных заведений. Ожидая своей очереди в приемной начальника управления, с недоумением крутил в руках повестку.

     — Что, Николай Георгиевич, наверное, гадаете, по какому поводу пригласил вас?—предупредил мое удивление генерал-майор А. Татаринов. Обычно строгий, суровый, он приветливо поздоровался со мной.— Подписан приказ о назначении вас на должность начальника Тбилисского нахимовского училища.

     Но в Тбилиси мне ехать не пришлось. Меня направили в Москву попытаться решить вопрос о переводе училища в Ленинград — город морской славы.

     И вот я в Москве у адмирала Исакова. Мне неоднократно приходилось встречаться до этого с Иваном Степановичем Исаковым. Еще в Военно-Морской академии я слушал его лекции по оперативному искусству, затем проходил стажировку в штабе Балтийского флота, начальником которого в ту пору был Исаков. Он поддержал предложение о переводе училища в Ленинград.

     — В Тбилиси,— сказал Иван Степанович,— училище существует временно. Моряки должны быть рядом с морем. Ленинград — отличное место для нахимовского училища. Вот вам письмо наркома Военно-Морского Флота СССР Н. Г. Кузнецова первому секретарю Ленинградского обкома партии товарищу А. А. Жданову. В нем изложена наша просьба о переводе училища в Ленинград. Мы же готовы принять в училище ленинградских ребят. Мне известно, что руководители парторганизации города предлагают создать в Ленинграде новое, самостоятельное училище, а не переводить туда Тбилисское. Это было бы очень здорово. Езжайте, разберитесь во всем на месте.

     В Ленинградском обкоме партии к согласию пришли быстро. После 900-дневной блокады в городе оставалось достаточно неустроенных ребят, потерявших родных. Так и решили — создавать в Ленинграде новое училище.

     Через несколько дней я снова был в Москве, в кабинете Исакова. Доложив о результатах поездки, заметил, что предложение ленинградцев адмиралу понравилось.

     — Что ж,— сказал он,— буду докладывать о результатах вашей поездки наркому Военно-Морского Флота.

     И вот снова поезд мчит меня в Ленинград. Передо мной поставлена задача: как можно быстрее найти помещение для будущего училища. Ехал и вспоминал шутливые слова Ивана Степановича. Заканчивая разговор, адмирал сообщил, что уже подписан приказ о моем назначении начальником Ленинградского нахимовского училища.

     Я спросил:

     — А в каком помещении будет располагаться училище?

     — Не знаю,— ответил Исаков. — Его пока нет.

     — Как же так?

     — А вот так. Вы смотрели оперетту «Свадьба в Малиновке»? Помните, как атаман назначал Яшку-артиллериста начальником гарнизона в Малиновке? «Какой же гарнизон в Малиновке?— удивился Яшка.— Одни женщины».— «Неважно,— ответил атаман,— был бы начальник, а гарнизон будет». Вот так и у нас с вами. Был бы начальник училища, а училище будет.

     После долгих поисков остановились на законсервированном здании 85-й школы — бывшем городском училищном доме имени Петра Великого. Близость Невы, соседство с Домиком Петра I — все это говорило в пользу избранного места.

     Срок, отведенный нам для подготовки училища, был очень коротким. Поэтому все мы дружно взялись за дело. Вопросы возникали самые непредвиденные, но большую помощь нам оказывали партийные и советские организации города, командование Военно-Морского Флота. Многое делалось силами офицеров, назначенных в училище, преподавателей, рабочих и служащих. Как не вспомнить капитана 3-го ранга П. Морозова, заместителя начальника по учебной части капитана 1-го ранга С. Благодарева, капитана 3-го ранга П. Бурдяшкина, капитан-лейтенанта В. Туркина, офицеров-воспитателей первого набора старших лейтенантов Г. Карпеченко и Г. Щепетьева, старшину А. Щедеркина и многих других.

     Пока ремонтировали здание, оборудовали жилые и служебные помещения, получали необходимое обмундирование, члены приемной комиссии подбирали кадры первых воспитанников. Расположившись прямо на набережной за тремя партами, офицеры и преподаватели вели прием ребят. Заявлений поступило множество. Кое-кто приходил со взрослыми, но большинство ребят приходили сами. Некоторые из них прибыли с фронтов. Боевые ребята!

     В конце июня отправились на поиски места для летнего лагеря. Остановились на одном живописном уголке на Карельском перешейке. Рядом озеро, несколько деревянных домов, готовых к заселению, здоровый климат. В середине июля вывезли сюда первых нахимовцев. Для ребят все вокруг было интересно: в лесу повсюду еще оставались блиндажи, траншеи, разбросанное оружие. Вот где можно поиграть в настоящую войну!

     Но скоро ребята поняли, что не до игр. Многое ведь было упущено за войну. Изучали забытый школьный материал, изучали военное дело, учились ходить на шлюпке, знакомились с биографиями великих русских флотоводцев.

     В лагере прожили до поздней осени. Выпал снег — понадобились валенки. В Ленинграде достать их не удалось, пришлось обратиться в Москву. Через некоторое время 500 пар замечательных валенок привезли в лагерь. А 7 ноября 1944 года, в 27-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции, вернулись в Ленинград. В торжественной обстановке встретили праздник. В этот же день прозвенел первый звонок в стенах теперь уже всем нам родного училища.

     Сорок лет минуло с тех пор. Но и сейчас я не порываю связи с нахимовским. Член президиума Совета ветеранов партии при Ленинградском областном комитете КПСС, председатель совета ветеранов партии при Кировском районном комитете КПСС, я вместе с моими товарищами часто выступаю перед молодыми защитниками Родины. Замечательно, что славные традиции, заложенные сорок лет назад, достойно приумножаются нахимоо-цами разных поколений.

Виктор Иванов. Мальчишки в бескозырках: Записки нахимовца. М. Современник 1986. Часть 2. "Нахимовцы".

Создать училище в разгар войны в городе, который еще недавно был блокирован врагом,— дело далеко не простое. Необходимо было подобрать подходящее здание, найти квалифицированных учителей, воспитателей, создать учебную базу. Наконец, нужно было отобрать воспитанников, одеть их, накормить, отогреть их души, опаленные войной.

     Эта тяжелая задача легла на плечи капитана первого ранга (впоследствии контр-адмирала) Николая Георгиевича Изачика, назначенного начальником училища, и начальника политического отдела капитана второго ранга Петра Степановича Морозова.

     Николай Георгиевич Изачик рассказывал, что в один из июньских дней 1944 года его вызвал к себе адмирал флота Иван Степанович Исаков (в то время заместитель наркома Военно-Морского Флота) и сообщил, что принято решение создать в Ленинграде нахимовское училище.

     — Поезжайте в Ленинград и подыщите подходящее здание, — предложил Иван Степанович.

     На капитана первого ранга Изачика выбор пал не случайно. Опытный моряк, участник гражданской и Великой Отечественной войн, член КПСС с 1918 года.

     В Ленинграде Изачик был принят Андреем Александровичем Ждановым, который обещал ему полную поддержку и содействие. Несколько дней начальник будущего училища ездил по городу, подыскивая подходящее здание. Наконец на Петроградской стороне он нашел то, что искал. Рядом была Нева, место тихое, транспорт в стороне, да и размеры здания вполне подходили.

     Теперь этот красивый бело-голубой дворец с парусным корабликом на невысоком шпиле знает вся страна.

На зимние квартиры.

     Лагерная жизнь текла своим чередом. Наступило первое сентября, а мы все не уезжали в Ленинград. Нам объяснили, что здание училища еще не полностью отремонтировано, надо подождать. Но ночи становились все холоднее. Надвигалась зима. Нам выдали шинели и зимние шапки. Ребята старших классов в конце октября уехали в училище. Теперь наша рота осталась в Каннельярви старшей, и работы прибавилось. Нужно было снабжать лагерь водой из озера, заготавливать дрова, нести караульную службу. Кроме того, мы усиленно занимались строевой подготовкой, изучали уставы.

     Началась зима, ударили морозы. В ботинках мерзли ноги. Возникла проблема валенок. Где взять сразу столько валенок маленького размера, да еще черного цвета? Сколько усилий ни прилагал капитан первого ранга Изачик, а достать валенки не удавалось. И тогда Николай Георгиевич поехал в Москву к зам. наркома ВМФ адмиралу флота Исакову. Тот вместе с Изачиком пошел на прием к Анастасу Ивановичу Микояну, бывшему в ту пору наркомом снабжения.

     Анастас Иванович внимательно выслушал просьбу моряков и сделал все, чтобы ее выполнить. Вскоре нам выдали маленькие крепкие валенки. Теперь морозы были не страшны.

Сейчас трудно уже представить нахимовское училище где-то в другом месте. Выбирая здание и место, капитан первого ранга Изачик предусмотрел все. И близость Невы, и соседство с Петропавловской крепостью, и с Летним садом. Можно ли еще найти такое чудесное место в Ленинграде?.. Ну и наконец, сама Петроградская сторона. Один из красивейших районов города. Неподалеку знаменитый Домик Петра I, парк, памятник миноносцу «Стерегущий». И не случайно легендарный крейсер «Аврора» стал потом на вечную стоянку именно здесь, напротив нахимовского училища.

Воспитатели.

Такой же добрый след в наших душах оставил и начальник училища. Я не помню ни одного случая, чтобы капитан первого ранга Николай Георгиевич Изачик на кого-то повысил голос. Это была сама справедливость.

«Святому братству верен я!..»

Юбилейный вечер состоялся в Театре имени Ленинского комсомола. С докладом о сорокалетнем пути выступил начальник училища Герой Советского Союза контр-адмирал Лев Николаевич Столяров. Долго не смолкали аплодисменты, когда на трибуну взошел первый начальник училища контр-адмирал в отставке Николай Георгиевич Изачик. Несмотря на свои восемьдесят три года, он держался бодро, молодцевато. Николай Георгиевич вспоминал о тех днях, когда создавалось училище. Говоря о воспитанниках первого военного набора, он сказал, что их отличало умение преодолевать трудности, не хныкать, когда было тяжело. Еще их отличала дружба, настоящая морская дружба. С тех пор прошло сорок лет. Училище обрело свою историю. По-разному сложились судьбы четырехсот пяти первых воспитанников: двенадцать стали адмиралами, двенадцать докторами наук, пятьдесят — кандидатами наук, многие служат на флоте, некоторые уже уволились в запас. Но где бы ни трудился нахимовец, его всегда отличает главная черта — дух товарищества, преданность делу, которое он выбрал.

     Контр-адмирал Изачик пожелал юным нахимовцам дорожить этими традициями и приумножать их.





Сейчас на сайте нахимовцы: нет зарегистрированных пользователей online

Copyright © Сирый Александр Сергеевич.
Административная группа и редколегия сайта: Сирый А. С.(ЛНВМУ-84), Максимов В.В.(ТНВМУ-52), Цариков А.В.(ЛНВМУ-86), Богданов И.Я.(ЛНВМУ-83), Мустафин Р.Р.(ЛНВМУ-84).
При использовании материалов сайта ссылка на сайт http://www.nvmu.ru обязательна. Сайт является некоммерческим благотворительным прoектом. Коммерческое использование материалов запрещено. Все фото, кино и видеоматериалы, звуковые и текстовые файлы могут быть использованы в коммерческих целях только с разрешения их правообладателей или в некоторых случаях администрации нахимовсого сайта.
Проект получил благословение Святейшего Патриарха Алексия Второго.
                                           
 Военно-морской клуб  «АВТОНОМКА» Александра Викторова   Сайт Рената Мустафина 
Профессиональная фото и видеосъемка в Санкт-Петербурге

Круизы по всему миру, Клуб Путешествий Советский

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    

вход для нахимовцев
log.
pass. 
войти запомнить
напомнить пароль
   радио"АВРОРА"

Объявления
предыдущие сообщения

Нахимовское военно-морское училище

Кинозал

Интервью с историком 
архитектуры Кириковым Б.М.


   Смотреть полностью
---------------------------------------
  

  НА ЗАМЕТКУ
---------------------------------------
Луцкий А.Н.


 "За прочность прочного
корпуса"
---------------------------------------
Лойкканен Г.Г. Агронский М.Д.


 Сборник материалов об
Рижском нахимовском
училище (1945-1953гг.)
---------------------------------------
Поэт Игорь Жданов


 Книга-тетрадь
"Первые стихи..."
---------------------------------------
Дневник  Ю.Я. Слесарева


 Серия
"Нахимовские дневники"
---------------------------------------
Н.А. Верюжский


 Книга воспоминаний
выпускника РНВМУ
Николая Верюжского.
---------------------------------------
Ю.Л. Коршунов


  "Воспоминания и
размышления
о службе, жизни, семье."
---------------------------------------
Игорь Жданов


 Повесть "ВЗМОРЬЕ"
---------------------------------------