Украинец. Член КПСС с 1929 года. Герой Советского Союза. Вице - адмирал. В ВМФ с 1925 года. Красноармейцем участвовал в Гражданской войне. В составе 14-ой стрелковой дивизии принимал участие в боях на Польском фронте. До призыва на флот работал слесарем на судостроительном заводе. После окончания машинной школы Морских Сил Черного Моря в ноябре 1925 года - машинист на крейсере"Червона Украина", а затем ( до августа 1927 года) - на эсминце "Шаумян". После окончания ВМУ им. Фрунзе в феврале 1931 года назначен командиром БЧ-3, а затем помошником командира на ПЛ "Л-55". В 1932 году в составе 72 офицеров 1-го набора окончил Учебный Отряд Подводного плавания. С ноября 1932 по май 1934 года - помошник командира на ПЛ"Щ-102". В мае 1934 года получает в командование лодку "Щ-117", став её первым командиром. После окончания одного курса ВМА им. Ворошилова направлен добровольцем в Испанию, где с июня 1937 по август 1938 года принимает участие в Гражданской войне на стороне республиканцев под именем дон Матисс.
Мы все знали Николая Павловича Египко как человека замечательной судьбы. Он был командиром «Щ-117», одной из первых подводных лодок, вступивших в строй на Тихоокеанском флоте. В 1936 году его лодка пробыла [48] на позиции в два с половиной раза дольше, чем позволяли сроки автономности. За отличное выполнение задания командования Н. П. Египко наградили орденом Ленина. Был удостоен наград и весь личный состав «Щ-117». Это — первый экипаж, полностью отмеченный Родиной. Ну как можно забыть Николая Павловича Египко, воина-интернационалиста, командира высокой культуры, широкого кругозора! Он терпеливо учил руководящие кадры подводников мастерству торпедных атак, умелому влиянию людей, государственному подходу к делу.
В тот день на лодке, подсчитав, сколько остается пресной воды (мыла, растворяющегося в соленой, у нас еще не было), устроили в самом теплом отсеке баню. Заходили туда по двое, получая горячую воду по строгой норме. «Усталость как рукой сняло!» — рассказывал потом комиссар Пастухов.
Когда обусловленный срок плавания истек, от Египко и Пастухова поступила радиограмма с просьбой продлить поход еще на пять суток. Но об этом я не стал и докладывать командующему. В штабе бригады не сомневались, что резервы увеличения автономности «щук» не исчерпаны, однако гнаться за рекордами было незачем. Все, чего удалось достигнуть, требовало обстоятельного критического анализа...
С исключительной храбростью действовала подводная лодка «С-6». До последних дней находясь на Севере Испании, не имея возможности из-за повреждений выйти в море, лодка была взорвана личным составом под громкое: «Вива ла Республика!» Эта лодка под командованием командира коммуниста Н. П. Египко (Матисс) и комиссара Паоло несколько раз атаковала фашистские корабли. С горечью вспоминал потом Матисс, как трудно воевать, когда на лодках имеется один комплект плохо действующих фиумских торпед, закупленных правительством ещё в 1928 г. Интересно, что личный состав и командир Матисс уже на другой лодке «С-2» после долгих мытарств и ремонта во Франции все же добрались до Картахены.
В июле 1937 г. прибыл новый командир — Матисса. Это был советский доброволец — Герой Советского Союза [191] Н. П. Египко. Мы с ним разминулись. Он прибыл в Испанию, когда я уже возвращался оттуда. Ему нельзя отказать в храбрости, и если на его счету потопление всего одного корабля мятежников, то это не уменьшает его заслуг в тех исключительно сложных условиях. Вот что мне удалось услышать о действиях этой лодки. Она несколько раз безуспешно атаковала крейсер мятежников «Серверу». Когда в августе 1937 г., после падения Бильбао, все корабли сосредоточились в Сантандере, наступили особенно тяжелые дни. Дороги на Хихон были забиты, и это затрудняло эвакуацию населения. В порту скопилось множество народа. Всем хотелось попасть на корабли. По словам Египко, на его долю выпала трудная задача оставаться в порту до последнего момента, чтобы погрузить какие-то ценности, вывезенные из Бильбао, только после этого он мог выйти в море. А тут еще дон Валентино — командующий флотом Кантабрики — прибыл на борт и потребовал скорее оставить порт. Противник обстреливал город. Толпа в паническом страхе рвалась на корабль. Лодка, выполняя поручение правительства басков, все же приняла на борт ценный груз. В Хихоне, куда она прибыла, было не легче. Последний порт Астурии подвергался частым и массированным налетам. Горели то склады, то хранилища топлива. Вокруг рвались бомбы. В таких условиях «С-6» неоднократно выходила на боевые операции, и не безуспешно. Была потоплена канонерская лодка. В критические дни 18–19 октября 1937 г. встал вопрос: что делать дальше? На совещании у командующего раздавались голоса за выход в море ради спасения кораблей. Командир «С-6» настаивал на борьбе до последней возможности. Но ему не повезло. Бомба крупного калибра разорвалась между стенкой и лодкой, нанеся ей смертельное ранение. Пришлось просить разрешения затопить [192] лодку, чтобы она не попала в руки противника. Но оказалось, что без ведома министра никто не имеет право затопить корабль, а дон Валентино, растерявшись, боится взять на себя ответственность, хотя время не ждет. Нужна комиссия, и командир Матисса с комиссаром Паоло собрали ее, чтобы уничтожить корабль. Лодка потоплена, но что делать дальше? Все корабли уже ушли, положение города безнадежное. Население эвакуируется на английском транспорте, который, выйдя в море, попадает в лапы крейсера «Сервера». На помощь беженцам пришел оказавшийся поблизости английский крейсер. Он дал возможность транспорту с беженцами уйти во Францию.
Вскоре Матисса вызвали в Барселону к командующему флотом, где он получил приказание формировать экипаж для лодки «С-2», которая стоит в Сен-Назере. Обычная ремонтная работа в мирном французском порту превратилась в настоящее сражение за корабль. Власти формально помогают, а на деле мешают на каждом шагу. Кругом снуют фашистские молодчики и агитируют команду, предлагая большие деньги за предательство. Среди личного состава нашлись анархисты, тормозившие работу. Одна диверсия за другой нервируют и деморализуют личный состав. В конце концов лодка готова к испытаниям, но ей не дают возможности выходить в море. «Выйдя в море, вы теряете право на возвращение», — заявило портовое начальство. Пришлось украдкой, ночью испытывать лодку в бассейне гавани и, не проверив, как следует, механизмы, уходить в опасное плавание, чтобы прорваться через Гибралтар туда, где республиканцы ведут еще ожесточенную борьбу. Почти в таком же положении оказалась и лодка «С-4» в Бордо. Обе лодки решили одновременно выйти в море и следовать по назначению. Это произошло в конце июля 1938 г. С большими трудностями, под угрозой быть обнаруженными и потопленными, лодки все же прорвались через Гибралтар и пришли в Картахену.
Чем дальше, тем больше усилий требовалось командиру для поддержания боевого настроения на корабле. Офицерский состав явно саботирует дальнейшие операции, да и команда устала, деморализованная отступлением республиканских войск. Вспоминая действия испанских подводников, снова и снова думаешь: «Как много было храбрости и решимости и как мало организованности и успехов». [193]
Много мытарств испытывал и другой подводник — доброволец Н. П. Египко, которого на республиканском флоте знали под именем Матиас. В Испании мне с ним встретиться не пришлось, мы разминулись, но о его действиях я слышал немало. Египко приехал на север Испании в самое тяжелое время, летом 1937 года. Он принял лодку "С-6", которая была повреждена и несколько месяцев стояла у стенки Бильбао. После падения Бильбао Египко перешел в Сантандер, уже тоже находившийся на передней линии фронта. Там его лодка оставалась до последнего момента, чтобы принять какие-то ценности, принадлежавшие правительству басков. Кругом рвались снаряды; скошенные пулеметным огнем, падали люди, но лодка не тронулась с места, пока груз не доставили на борт.
Из Сантандера перешла в Хихон, но и тут стало не легче. Порт почти непрестанно бомбили. Лодка все же несколько раз выходила в море и даже потопила вражеский корабль. В последние дни "С-6" была выведена из строя крупной бомбой и затоплена своей командой.
Все республиканские корабли к тому времени тем или иным путем уже ушли из Хихона: противник ворвался в город. Захватив с собой немало горожан, команда лодки сумела уйти на английском транспорте. Но в море транспорт был захвачен крейсером мятежников "Сервера", который повел было его в свой порт. К счастью, вблизи оказался английский крейсер. Его командир решил выручить британскую собственность. Под наведенными дулами английских орудий мятежники отпустили транспорт и убрались подобру-поздорову.
Матиас — Египко принял командование другой лодкой, "С-2", оказавшейся в Сен-Назере. Можно представить себе положение командира: советский человек во главе испанской команды во французском порту, где власти настроены явно недоброжелательно к республиканцам! Лодку надо было ремонтировать, а французские власти ставили палки в колеса, к тому же вокруг сновали фашисты, старавшиеся подкупить экипаж. Среди личного состава нашлись анархисты, пытавшиеся дезорганизовать работу. Диверсии следовали одна за другой.
И все-таки даже в таких условиях Египко довел ремонт до конца. Оставалось произвести испытание механизмов, но лодке не разрешали выйти для этого в море. — Покинув порт, вы лишитесь права вернуться, — заявили местные власти.
Под именем Дон Северино де Морено Египко на спортивном самолете был нелегально переброшен в Испанию и назначен командиром подводной лодки. Устаревший корабль, устаревшее оружие, разношерстный экипаж, в котором оказались и враги, — все это очень усложняло деятельность командира. И тем не менее лодка выходила в море, действовала на коммуникациях франкистов. Подлинный подвиг был совершен Николаем Павловичем в конце его пребывания в Испании. Республиканское правительство обратилось к нему с просьбой перевести одну из лодок из Атлантики в Средиземное море. Поход был исключительно тяжелым. По нашим понятиям, лодка не была похожа на боевой корабль. Враги республики еще во время подготовки к походу вывели из строя ряд крайне важных приборов. Вскоре после выхода в море испортились (тоже из-за действий диверсантов) гирокомпас, перископ, другие механизмы. И все же, форсировав с большим трудом Гибралтар, Египко благополучно привел лодку в Картахену, что на побережье Средиземного моря...
Египко проводил испытания тайком, по ночам, в бассейне гавани. Не закончив испытаний, лодка ушла в плавание. Она сумела проделать большой и опасный путь, прорвалась через Гибралтар и пришла в Картахену.
В числе добровольцев отправился сражаться за республиканскую Испанию командиром подводной лодки «С-6» Николай Павлович Египко. Под обстрелом он вывез на своей лодке ценные правительственные грузы, затем лодка несколько раз выходила в море и потопила вражеский корабль. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1939 г. ему присвоено звание Героя Советского Союза.
ИЗВЕСТНЫЙ ПОДВОДНЫЙ АС НИКОЛАЙ ЕГИПКО ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ В ИСПАНИИ ВЕЛ ДНЕВНИКИ, КОТОРЫЕ СЕГОДНЯ В НЕОЖИДАННОМ СВЕТЕ РИСУЮТ ТОТ КОНФЛИКТ.
С дневниками вице-адмирала Николая Египко меня ознакомил его сын - Владимир Николаевич, тоже военный моряк.- В советское время их не публиковали, видимо, по идеологическим соображениям, - сказал он. Прочитав две пухлые папки, я понял, почему дневники не могли быть опубликованы раньше...
Подводные лодки мы очень берегли и старались использовать их с максимальной эффективностью. Помню, когда над Ленинградом нависла особая угроза и даже возник вопрос о возможном уничтожении кораблей, кое-кто из флотских товарищей предлагал воспользоваться Зундом — проливом, связывающим Балтийское и Северное моря, чтобы перевести часть подводных лодок на Северный флот. Уже был назначен и командир отряда, который поведет лодки,— Герой Советского Союза Н. П. Египко. Я доложил Ставке о готовящейся операции (хотя в душе и не совсем соглашался с этим замыслом). И. В. Сталин хмуро выслушал меня и ответил довольно резко, в том смысле, что не об этом следует думать, надо отстаивать Ленинград, а для этого и подводные лодки нужны, а коль отстоим город, тогда подводникам и на Балтике дела хватит.
5 сентября корабли были подготовлены к взрыву, все это угнетающе сказывалось на состоянии экипажей. «Все подводные лодки приняли в свои отсеки по две-три глубинные бомбы и легли вокруг Кронштадта на грунт. Сознание страшной опасности, нависшей над городом, над флотом, над собственным кораблем, не дает сомкнуть глаз… Кажется, что напряжение висит в воздухе. С минуты на минуту может поступить приказ… Подобное настроение, хотя никто и не говорит о нем вслух, не заряжает оптимизмом». (Грищенко П.Д. «Соль службы» Ленинград. «Лениздат» 1979г. стр101-102.) И в это время возникает идея попытаться спасти хотя бы несколько подлодок от планируемого уничтожения. Слово человеку предложившему идею прорыва, а потом в связи с изменением обстановки и отказавшемуся от неё – Египко Николай Павлович: «Я сразу же по рекомендовал командующему флотом подготовить хотя бы три лодки типа "С" для прорыва на Север. Боевые корабли могли, хотя и с малой вероятностью прорваться через проливы Зунд и Каттегат и воевать в Баренцевом море. Меня поддержал в этом вопросе и комиссар бригады Г.М. Обушенков...
Постановка мин подводными лодками вблизи портов и в узлах морских коммуникаций вблизи побережья, то есть на небольших глубинах и в непосредственной близости от противника, требует от командиров подводных лодок большого мастерства и хладнокровия. Уже только за эти действия они заслуживают самой высокой оценки. На учениях и флотских маневрах наши подводные минные заградители типа «Ленинец» неоднократно выполняли такие задачи. Но идея комбрига Египко — идти еще дальше — в логово врага и закупорить его — меня поразила. Задача нелегкая и исключительно важная.
Подводная лодка «С-5», шедшая за крейсером, чтобы не столкнуться с ним, вышла из протраленной полосы. Здесь она задела мину. Взрыв был чрезвычайной силы, — наверно, сдетонировали торпеды лодки. Над морем взвилось медно-красное пламя, быстро исчезнувшее без всякого дыма. На мостике погибшей лодки находился командир бригады Герой Советского Союза капитан 1 ранга Н. П. Египко. Взрывом его выбросило в море. Он проплавал несколько часов, пока не был подобран случайно проходившим катером.
Расположенный в Калининграде Балтийский военно-морской институт (БВМИ) имени Ф.Ф. Ушакова ведет свою историю с августа 1948 г., когда на базе Калининградского военно-морского подготовительного училища было сформировано 2-е Балтийское высшее военно-морское училище.
В разные годы вуз возглавляли контр-адмиралы — Герой Советского Союза Николай Египко...
В понедельник в составе 16 человек прибыли в училище подводного плавания имени Ленинского комсомола. Нас принял, не заставил ждать, в конференц-зале, служившем фойе вице-адмирал Египко, начальник училища. Он сказал: знаю, что вы все хотите быть ракетчиками и служить в одном взводе. Так тому и быть. Мы были в восторге. Адмирал Египко получил звание Героя Советского Союза в числе первых, в период гражданской войны в Испании за то, что сумел вывести золотой запас революционной республики.
Правда, не прошло и полгода, как нас в целях укрепления дисциплины командование распределило равномерно по взводам.