галереи
Сергеев Юра, Романюк Константин, Гладышев Игорь
добавил: perikl
Чичерин Александр
добавил: MIHALICH
 

Всего зарегистрированных нахимовцев-2110
 
показать всех
только список
     ---------------------------------
           
           НА ЗАМЕТКУ

     ---------------------------------
       Сборник воспоминаний
                
 Тбилисское Нахимовское
             военно-морское
                   училище

       ---------------------------------
             Николай Максимов
               
          "Этика развития
                    личности"          
       ---------------------------------
                   Юрий Росс
            "Тот самый остров"
               

         Сюр-историческая
       приключенческая повесть
       ----------------------------------
       Р.Б.Семевский-Лепорский
               

       Субъективный взгляд 
           очевидца на историю 
           6-го выпуска ЛНВМУ" 
       ---------------------------------
               Владимир Габарь
               
               Пароль 17
     ---------------------------------
              Ренат Мустафин

           
       Заметки на полях
           вахтенного журнала

     --------------------------------
               А.И. Палитаев
              

     "Мои пути подводные"
     --------------------------------
                Игорь Жданов
              

   Дневниковые записи 
             "Такая судьба."
    --------------------------------


 
 

Архивные дела военнослужащих

А - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Щ - Э - Ю - Я
 
Египко
Николай
Павлович

ЛНВМУ

Великая Отечественная - под водой. Египко Николай Павлович.

Украинец. Член КПСС с 1929 года. Герой Советского Союза. Вице - адмирал. В ВМФ с 1925 года.
  Красноармейцем участвовал в Гражданской войне. В составе 14-ой стрелковой дивизии принимал участие в боях на Польском фронте. До призыва на флот работал слесарем на судостроительном заводе.
  После окончания машинной школы Морских Сил Черного Моря в ноябре 1925 года - машинист на крейсере"Червона Украина", а затем ( до августа 1927 года) - на эсминце "Шаумян".
  После окончания ВМУ им. Фрунзе в феврале 1931 года назначен командиром БЧ-3, а затем помошником командира на ПЛ "Л-55". В 1932 году в составе 72 офицеров 1-го набора окончил Учебный Отряд Подводного плавания.
  С ноября 1932 по май 1934 года - помошник командира на ПЛ"Щ-102". В мае 1934 года получает в командование лодку "Щ-117", став её первым командиром. После окончания одного курса ВМА им. Ворошилова направлен добровольцем в Испанию, где с июня 1937 по август 1938 года принимает участие в Гражданской войне на стороне республиканцев под именем дон Матисс.

Руссин Ю. С. Всю войну на «малютках».

Мы все знали Николая Павловича Египко как человека замечательной судьбы. Он был командиром «Щ-117», одной из первых подводных лодок, вступивших в строй на Тихоокеанском флоте. В 1936 году его лодка пробыла [48] на позиции в два с половиной раза дольше, чем позволяли сроки автономности. За отличное выполнение задания командования Н. П. Египко наградили орденом Ленина. Был удостоен наград и весь личный состав «Щ-117». Это — первый экипаж, полностью отмеченный Родиной.
Ну как можно забыть Николая Павловича Египко, воина-интернационалиста, командира высокой культуры, широкого кругозора! Он терпеливо учил руководящие кадры подводников мастерству торпедных атак, умелому влиянию людей, государственному подходу к делу.

Холостяков Г.Н. Вечный огонь.

В тот день на лодке, подсчитав, сколько остается пресной воды (мыла, растворяющегося в соленой, у нас еще не было), устроили в самом теплом отсеке баню. Заходили туда по двое, получая горячую воду по строгой норме. «Усталость как рукой сняло!» — рассказывал потом комиссар Пастухов.

Когда обусловленный срок плавания истек, от Египко и Пастухова поступила радиограмма с просьбой продлить поход еще на пять суток. Но об этом я не стал и докладывать командующему. В штабе бригады не сомневались, что резервы увеличения автономности «щук» не исчерпаны, однако гнаться за рекордами было незачем. Все, чего удалось достигнуть, требовало обстоятельного критического анализа...

Кузнецов Н. Г. На далеком меридиане.

С исключительной храбростью действовала подводная лодка «С-6». До последних дней находясь на Севере Испании, не имея возможности из-за повреждений выйти в море, лодка была взорвана личным составом под громкое: «Вива ла Республика!» Эта лодка под командованием командира коммуниста Н. П. Египко (Матисс) и комиссара Паоло несколько раз атаковала фашистские корабли. С горечью вспоминал потом Матисс, как трудно воевать, когда на лодках имеется один комплект плохо действующих фиумских торпед, закупленных правительством ещё в 1928 г. Интересно, что личный состав и командир Матисс уже на другой лодке «С-2» после долгих мытарств и ремонта во Франции все же добрались до Картахены.

В июле 1937 г. прибыл новый командир — Матисса. Это был советский доброволец — Герой Советского Союза [191] Н. П. Египко. Мы с ним разминулись. Он прибыл в Испанию, когда я уже возвращался оттуда. Ему нельзя отказать в храбрости, и если на его счету потопление всего одного корабля мятежников, то это не уменьшает его заслуг в тех исключительно сложных условиях. Вот что мне удалось услышать о действиях этой лодки. Она несколько раз безуспешно атаковала крейсер мятежников «Серверу». Когда в августе 1937 г., после падения Бильбао, все корабли сосредоточились в Сантандере, наступили особенно тяжелые дни. Дороги на Хихон были забиты, и это затрудняло эвакуацию населения. В порту скопилось множество народа. Всем хотелось попасть на корабли. По словам Египко, на его долю выпала трудная задача оставаться в порту до последнего момента, чтобы погрузить какие-то ценности, вывезенные из Бильбао, только после этого он мог выйти в море. А тут еще дон Валентино — командующий флотом Кантабрики — прибыл на борт и потребовал скорее оставить порт. Противник обстреливал город. Толпа в паническом страхе рвалась на корабль. Лодка, выполняя поручение правительства басков, все же приняла на борт ценный груз. В Хихоне, куда она прибыла, было не легче. Последний порт Астурии подвергался частым и массированным налетам. Горели то склады, то хранилища топлива. Вокруг рвались бомбы. В таких условиях «С-6» неоднократно выходила на боевые операции, и не безуспешно. Была потоплена канонерская лодка. В критические дни 18–19 октября 1937 г. встал вопрос: что делать дальше? На совещании у командующего раздавались голоса за выход в море ради спасения кораблей. Командир «С-6» настаивал на борьбе до последней возможности. Но ему не повезло. Бомба крупного калибра разорвалась между стенкой и лодкой, нанеся ей смертельное ранение. Пришлось просить разрешения затопить [192] лодку, чтобы она не попала в руки противника. Но оказалось, что без ведома министра никто не имеет право затопить корабль, а дон Валентино, растерявшись, боится взять на себя ответственность, хотя время не ждет. Нужна комиссия, и командир Матисса с комиссаром Паоло собрали ее, чтобы уничтожить корабль. Лодка потоплена, но что делать дальше? Все корабли уже ушли, положение города безнадежное. Население эвакуируется на английском транспорте, который, выйдя в море, попадает в лапы крейсера «Сервера». На помощь беженцам пришел оказавшийся поблизости английский крейсер. Он дал возможность транспорту с беженцами уйти во Францию.

Вскоре Матисса вызвали в Барселону к командующему флотом, где он получил приказание формировать экипаж для лодки «С-2», которая стоит в Сен-Назере. Обычная ремонтная работа в мирном французском порту превратилась в настоящее сражение за корабль. Власти формально помогают, а на деле мешают на каждом шагу. Кругом снуют фашистские молодчики и агитируют команду, предлагая большие деньги за предательство. Среди личного состава нашлись анархисты, тормозившие работу. Одна диверсия за другой нервируют и деморализуют личный состав. В конце концов лодка готова к испытаниям, но ей не дают возможности выходить в море. «Выйдя в море, вы теряете право на возвращение», — заявило портовое начальство. Пришлось украдкой, ночью испытывать лодку в бассейне гавани и, не проверив, как следует, механизмы, уходить в опасное плавание, чтобы прорваться через Гибралтар туда, где республиканцы ведут еще ожесточенную борьбу. Почти в таком же положении оказалась и лодка «С-4» в Бордо. Обе лодки решили одновременно выйти в море и следовать по назначению. Это произошло в конце июля 1938 г. С большими трудностями, под угрозой быть обнаруженными и потопленными, лодки все же прорвались через Гибралтар и пришли в Картахену.

Чем дальше, тем больше усилий требовалось командиру для поддержания боевого настроения на корабле. Офицерский состав явно саботирует дальнейшие операции, да и команда устала, деморализованная отступлением республиканских войск. Вспоминая действия испанских подводников, снова и снова думаешь: «Как много было храбрости и решимости и как мало организованности и успехов». [193]

Кузнецов Н.Г. Накануне.

Много мытарств испытывал и другой подводник — доброволец Н. П. Египко, которого на республиканском флоте знали под именем Матиас. В Испании мне с ним встретиться не пришлось, мы разминулись, но о его действиях я слышал немало.
Египко приехал на север Испании в самое тяжелое время, летом 1937 года. Он принял лодку "С-6", которая была повреждена и несколько месяцев стояла у стенки Бильбао. После падения Бильбао Египко перешел в Сантандер, уже тоже находившийся на передней линии фронта. Там его лодка оставалась до последнего момента, чтобы принять какие-то ценности, принадлежавшие правительству басков. Кругом рвались снаряды; скошенные пулеметным огнем, падали люди, но лодка не тронулась с места, пока груз не доставили на борт.

Из Сантандера перешла в Хихон, но и тут стало не легче. Порт почти непрестанно бомбили. Лодка все же несколько раз выходила в море и даже потопила вражеский корабль. В последние дни "С-6" была выведена из строя крупной бомбой и затоплена своей командой.

Все республиканские корабли к тому времени тем или иным путем уже ушли из Хихона: противник ворвался в город. Захватив с собой немало горожан, команда лодки сумела уйти на английском транспорте. Но в море транспорт был захвачен крейсером мятежников "Сервера", который повел было его в свой порт. К счастью, вблизи оказался английский крейсер. Его командир решил выручить британскую собственность. Под наведенными дулами английских орудий мятежники отпустили транспорт и убрались подобру-поздорову.

Матиас — Египко принял командование другой лодкой, "С-2", оказавшейся в Сен-Назере. Можно представить себе положение командира: советский человек во главе испанской команды во французском порту, где власти настроены явно недоброжелательно к республиканцам! Лодку надо было ремонтировать, а французские власти ставили палки в колеса, к тому же вокруг сновали фашисты, старавшиеся подкупить экипаж. Среди личного состава нашлись анархисты, пытавшиеся дезорганизовать работу. Диверсии следовали одна за другой.

И все-таки даже в таких условиях Египко довел ремонт до конца. Оставалось произвести испытание механизмов, но лодке не разрешали выйти для этого в море. — Покинув порт, вы лишитесь права вернуться, — заявили местные власти.

Егоров Г М. Фарватерами флотской службы.

Под именем Дон Северино де Морено Египко на спортивном самолете был нелегально переброшен в Испанию и назначен командиром подводной лодки. Устаревший корабль, устаревшее оружие, разношерстный экипаж, в котором оказались и враги, — все это очень усложняло деятельность командира. И тем не менее лодка выходила в море, действовала на коммуникациях франкистов.
Подлинный подвиг был совершен Николаем Павловичем в конце его пребывания в Испании. Республиканское правительство обратилось к нему с просьбой перевести одну из лодок из Атлантики в Средиземное море. Поход был исключительно тяжелым. По нашим понятиям, лодка не была похожа на боевой корабль. Враги республики еще во время подготовки к походу вывели из строя ряд крайне важных приборов. Вскоре после выхода в море испортились (тоже из-за действий диверсантов) гирокомпас, перископ, другие механизмы. И все же, форсировав с большим трудом Гибралтар, Египко благополучно привел лодку в Картахену, что на побережье Средиземного моря...

Египко проводил испытания тайком, по ночам, в бассейне гавани. Не закончив испытаний, лодка ушла в плавание. Она сумела проделать большой и опасный путь, прорвалась через Гибралтар и пришла в Картахену.

ПОДВОДНЫЙ ФЛОТ – ЭТО НЕ РАБОТА, НЕ СЛУЖБА И НЕ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЭТО – СУДЬБА И РЕЛИГИЯ.

В числе добровольцев отправился сражаться за республиканскую Испанию командиром подводной лодки «С-6» Николай Павлович Египко. Под обстрелом он вывез на своей лодке ценные правительственные грузы, затем лодка несколько раз выходила в море и потопила вражеский корабль. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1939 г. ему присвоено звание Героя Советского Союза.

"ВИЖУ ПРОТИВНИКА, УКЛОНЯЮСЬ", былое остается с нами. Труд № 128 за 13.07.2000.

ИЗВЕСТНЫЙ ПОДВОДНЫЙ АС НИКОЛАЙ ЕГИПКО ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ В ИСПАНИИ ВЕЛ ДНЕВНИКИ, КОТОРЫЕ СЕГОДНЯ В НЕОЖИДАННОМ СВЕТЕ РИСУЮТ ТОТ КОНФЛИКТ.

С дневниками вице-адмирала Николая Египко меня ознакомил его сын - Владимир Николаевич, тоже военный моряк.- В советское время их не публиковали, видимо, по идеологическим соображениям, - сказал он. Прочитав две пухлые папки, я понял, почему дневники не могли быть опубликованы раньше...

Кузнецов Н.Г. Курсом к победе.

Подводные лодки мы очень берегли и старались использовать их с максимальной эффективностью. Помню, когда над Ленинградом нависла особая угроза и даже возник вопрос о возможном уничтожении кораблей, кое-кто из флотских товарищей предлагал воспользоваться Зундом — проливом, связывающим Балтийское и Северное моря, чтобы перевести часть подводных лодок на Северный флот. Уже был назначен и командир отряда, который поведет лодки,— Герой Советского Союза Н. П. Египко. Я доложил Ставке о готовящейся операции (хотя в душе и не совсем соглашался с этим замыслом). И. В. Сталин хмуро выслушал меня и ответил довольно резко, в том смысле, что не об этом следует думать, надо отстаивать Ленинград, а для этого и подводные лодки нужны, а коль отстоим город, тогда подводникам и на Балтике дела хватит.

Несостоявшийся прорыв ПЛ через балтийские проливы.

5 сентября корабли были подготовлены к взрыву, все это угнетающе сказывалось на состоянии экипажей. «Все подводные лодки приняли в свои отсеки по две-три глубинные бомбы и легли вокруг Кронштадта на грунт. Сознание страшной опасности, нависшей над городом, над флотом, над собственным кораблем, не дает сомкнуть глаз… Кажется, что напряжение висит в воздухе. С минуты на минуту может поступить приказ… Подобное настроение, хотя никто и не говорит о нем вслух, не заряжает оптимизмом». (Грищенко П.Д. «Соль службы» Ленинград. «Лениздат» 1979г. стр101-102.) И в это время возникает идея попытаться спасти хотя бы несколько подлодок от планируемого уничтожения. Слово человеку предложившему идею прорыва, а потом в связи с изменением обстановки и отказавшемуся от неё – Египко Николай Павлович:
«Я сразу же по рекомендовал командующему флотом подготовить хотя бы три лодки типа "С" для прорыва на Север. Боевые корабли могли, хотя и с малой вероятностью прорваться через проливы Зунд и Каттегат и воевать в Баренцевом море. Меня поддержал в этом вопросе и комиссар бригады Г.М. Обушенков...

Отчёт капитана 1 ранга Н. П.Египко "О подлодках 1 бригады ПЛ КБФ в Либаве".

П. Грищенко. У нас войной проверены рули... (Сборник. Из бездны вод: Летопись отечественного подводного флота в мемуарах подводников)

Постановка мин подводными лодками вблизи портов и в узлах морских коммуникаций вблизи побережья, то есть на небольших глубинах и в непосредственной близости от противника, требует от командиров подводных лодок большого мастерства и хладнокровия. Уже только за эти действия они заслуживают самой высокой оценки. На учениях и флотских маневрах наши подводные минные заградители типа «Ленинец» неоднократно выполняли такие задачи. Но идея комбрига Египко — идти еще дальше — в логово врага и закупорить его — меня поразила. Задача нелегкая и исключительно важная.

Пантелеев Ю. А. Морской фронт.

Подводная лодка «С-5», шедшая за крейсером, чтобы не столкнуться с ним, вышла из протраленной полосы. Здесь она задела мину. Взрыв был чрезвычайной силы, — наверно, сдетонировали торпеды лодки. Над морем взвилось медно-красное пламя, быстро исчезнувшее без всякого дыма. На мостике погибшей лодки находился командир бригады Герой Советского Союза капитан 1 ранга Н. П. Египко. Взрывом его выбросило в море. Он проплавал несколько часов, пока не был подобран случайно проходившим катером.

Колыбель флотских командиров. «Учительская газета». 2006-07-18.

Расположенный в Калининграде Балтийский военно-морской институт (БВМИ) имени Ф.Ф. Ушакова ведет свою историю с августа 1948 г., когда на базе Калининградского военно-морского подготовительного училища было сформировано 2-е Балтийское высшее военно-морское училище.

В разные годы вуз возглавляли контр-адмиралы — Герой Советского Союза Николай Египко...

Воспоминания нахимовца Слесарева Юры.

В понедельник в составе 16 человек прибыли в училище подводного плавания имени Ленинского комсомола. Нас принял, не заставил ждать, в конференц-зале, служившем фойе вице-адмирал Египко, начальник училища. Он сказал: знаю, что вы все хотите быть ракетчиками и служить в одном взводе. Так тому и быть. Мы были в восторге. Адмирал Египко получил звание Героя Советского Союза в числе первых, в период гражданской войны в Испании за то, что сумел вывести золотой запас революционной республики.

Правда, не прошло и полгода, как нас в целях укрепления дисциплины командование распределило равномерно по взводам.

Боевой путь Советского Военно-Морского Флота.

Трибуц В.Ф. Балтийцы сражаются.

Герой Советского Союза Египко Николай Павлович.

Шпионские места.

На Большеохтинском кладбище Санкт-Петербурга захоронен вице-адмирал Николай Павлович Египко (7.1985) - начальник военно-дипломатической службы ВМФ.

Сын или родственник. Египко Виктор Николаевич.



  • Советы по уходу и созданию макияжа Портал стиля и красоты
    specialshop.ru
  • Квартиры, дачи и коттеджи, гаражи и проч
    domvgovorovo.ru
  • Фотографии готовых изделий. Тематические материалы.
    tort-master.ru


Сейчас на сайте нахимовцы: нет зарегистрированных пользователей online

Copyright © Сирый Александр Сергеевич.
Административная группа и редколегия сайта: Сирый А. С.(ЛНВМУ-84), Максимов В.В.(ТНВМУ-52), Цариков А.В.(ЛНВМУ-86), Богданов И.Я.(ЛНВМУ-83), Мустафин Р.Р.(ЛНВМУ-84).
При использовании материалов сайта ссылка на сайт http://www.nvmu.ru обязательна. Сайт является некоммерческим благотворительным прoектом. Коммерческое использование материалов запрещено. Все фото, кино и видеоматериалы, звуковые и текстовые файлы могут быть использованы в коммерческих целях только с разрешения их правообладателей или в некоторых случаях администрации нахимовсого сайта.
Проект получил благословение Святейшего Патриарха Алексия Второго.
                                           
 Военно-морской клуб  «АВТОНОМКА» Александра Викторова   Сайт Рената Мустафина 
Профессиональная фото и видеосъемка в Санкт-Петербурге

Круизы по всему миру, Клуб Путешествий Советский

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    

вход для нахимовцев
log.
pass. 
войти запомнить
напомнить пароль
   радио"АВРОРА"

Объявления
предыдущие сообщения

Нахимовское военно-морское училище

Кинозал

Интервью с историком 
архитектуры Кириковым Б.М.


   Смотреть полностью
---------------------------------------
  

  НА ЗАМЕТКУ
---------------------------------------
Луцкий А.Н.


 "За прочность прочного
корпуса"
---------------------------------------
Лойкканен Г.Г. Агронский М.Д.


 Сборник материалов об
Рижском нахимовском
училище (1945-1953гг.)
---------------------------------------
Поэт Игорь Жданов


 Книга-тетрадь
"Первые стихи..."
---------------------------------------
Дневник  Ю.Я. Слесарева


 Серия
"Нахимовские дневники"
---------------------------------------
Н.А. Верюжский


 Книга воспоминаний
выпускника РНВМУ
Николая Верюжского.
---------------------------------------
Ю.Л. Коршунов


  "Воспоминания и
размышления
о службе, жизни, семье."
---------------------------------------
Игорь Жданов


 Повесть "ВЗМОРЬЕ"
---------------------------------------