Виктор Иванов. Мальчишки в бескозырках: Записки нахимовца. М. Современник 1986. Часть 2. "Нахимовцы".
Конечно, в каждой роте, в каждом классе были свои Казаковы. Большим уважением пользовались в училище такие офицеры, как В. Туркин, Г. Карпеченко, Г. Щепетьев. В нашей роте, но в другом классе бессменным воспитателем был Иван Гаврилович Гаврилов. Веселый остроумный человек, которого все любили. Служили в училище и другие хорошие офицеры. Но все-таки для нашего класса лучше Казакова не было...
Пятьдесят лет спустя (альманах второго выпуска ЛНВМУ). Редактор - составитель: Солуянов В.Е. СПб.,1999.
ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ. «НАСТАВНИКИ».
Отцы-командиры.
Наши воспитатели - «дядьки и отцы» Какие нам давали образцы! Самоотверженно, настойчиво, упрямо Не зря старались Туркин и Рыбьянов, Ефграфов, Аранович, Колосков, Пелевин, Рыков, Жутов и Пуськов, Трофимов, Кумов, Кузнецов Для нас стремились заменить отцов. Да, трудно было действовать иначе, Порядок этот диктовал Изачик
Материалы к истории 6-го выпуска (1945-1953). Санкт-Петербург. 2003 г.
Обучали нас ВМП прекрасные морские офицеры, причём почти все они прошли фронт на кораблях ВМФ и были в большинстве своем именно морскими офицерами, воспитанными на старых морских традициях ещё Российского флота. Удивительно, но они как на подбор все были красивы, ладно и лихо носили морскую форму, речь их, пересыпанная морскими терминами, была интересна и при повседневном общении и когда они рассказывали своим ученикам о морской службе, кораблях и походах. Особую симпатию у многих вызывали два лихих моряка: «морской волк» М.М.Рожков и «бородач» В.Ф.Шинкаренко. Впрочем такую же симпатию, уважение и любовь снискали и многие из командиров рот и воспитателей первых 6-и выпусков: В.К.Лемешев, Г.М.Карпеченко, В.И.Туркин, Н.А.Климович, Р.Ф.Зуль-Карнаев, лей-т Афанасьев, кап-лей Б.Н.Иванов, ст.1ст., а затем лей-т А.И.Волков, С.Ф.Федоренко, И.Н.Репкин, М.А.Сафронов, В.М.Серафимович и многие другие.
Учёба давалась большинству легко, многие учились не в полную силу без контролирующего взгляда родителей. Офицеры-воспитатели обращали в основном внимание лишь на двоечников, за которых с них спрашивали весьма строго. Все же остальные, в зависимости от способностей и прилежания, сами выбирали себе порядок и стиль учёбы, что имело свои как позитивные, так и негативные стороны в текущем времени и в будущем. Одним словом – свобода! Можно заметить, что в более стабильных по составу учеников классах в целом учились лучше, чем в тех, где состав класса перекраивался каждый год или реже. Поэтому в моем 3-ем, а потом 4 взводе, где состав учеников почти не менялся в течение всех 8 лет, успеваемость, как правило, была выше и класс много раз завоевывал переходящий приз за лучшую учёбу в Училище – модель торпедного катера в стеклянном футляре. Приз этот обычно помещался на столике покрытым красным покрывалом где-то в самом заметном углу класса. Правда, за эти успехи другие соперничающие классы роты дразнили нас «Бобиками», очевидно, намекая на нашу дрессированность воспитателями. Кстати, в последствии наш класс при выпуске из Училища получил больше всех остальных трёх классов роты золотых и серебряных медалей (9 из 16). Приведу имеемые данные о местах по учёбе рот Училища за 1950г.: 1место-6 рота (Туркин), 2 место – 1 рота (Ростов), 3 место – 3 рота, это наша рота (Митрофанов), 4 место – 5рота (Шепетьев), 5 место- 4 рота (Лемешев), 6 место –2 рота (Карпеченко).
Офицеры. Грабарь В.К. Воспитанникам всегда хотелось, чтобы их командир был настоящим героем. Если же он вдобавок обладал и незаурядным педагогическим талантом, то на все сто процентов становился в среде ребят не просто кумиром и обожаемым человеком, но и образцом для подражания. Уже среди первых офицеров-воспитателей и командиров рот были люди, в полной мере отвечавшие этим требованиям. Николай Алексеевич Казаков, Владимир Иванович Туркин, Григорий Максимович Карпеченко. Своим чутким и справедливым отношением к воспитанникам, своими неординарными человеческими качествами эти офицеры положили начало славному пути основанных на честности и совестливости взаимоотношений командиров и нахимовцев, отличавших училище на протяжении всей его истории.
В.К.Грабарь."Пароль семнадцать".
Все проблемы переходного возраста, борьба с издержками нашего роста и прочее достались уже второй волне офицеров-воспитателей: бывшему политработнику Вячеславу Михайловичу Румянцеву и бывшему командиру башни главного калибра крейсера «Кронштадт», такому же «башенноподобному» Эрнесту Андреевичу Авраменко. Во 2-м взводе некоторое время офицером-воспитателем был Владимир Иванович Туркин. Опытный командир, работавший с самого первого дня истории училища, он оказался командиром в той роте, где произошло упомянутой несчастье, связанное с гибелью вице-старшины 1-й статьи Федякова. Направленный к нам с понижением, В. И. Туркин работал у нас недолго и, вероятно, с пониженным напряжением, о нем нечего сказать. Еще какой-то период в 1962 году взводом командовал капитан 3-го ранга Пименов Владимир Петрович, человек легкий, с высокой культурой, он был сначала нештатным, а с 1968 работал штатным корреспондентом в газете «Советский моряк» Ленинградской ВМБ.
Новые командиры отличались от наших первых. А, может быть, так их воспринимает детская психика: первые всегда – лучшие. Во время нашей совместной службы эти вторые учились на каких-то педагогически-воспитательных курсах, и стали к нам после этого относиться, можно сказать, почти с научных позиций. Все наши «достоинства» - а их, по-прежнему, было немало – они фиксировали в своих блокнотах; это была мера психического воздействия и называлась она «взять на карандаш». Мичманы поступали проще. Старшина роты мог по-отечески дать легкую затрещину, и это, честно сказать, было лучше, чем выслушивать занудные проповеди офицеров.
Путь в моря. Очерки о Ленинградском нахимовском училище. Составитель: Раздолгин А. А. Л.,1984.
(Интервью с первым начальником училища контр-адмиралом в отставке Н. Г. Изачиком) Я спросил: — А в каком помещении будет располагаться училище? — Не знаю,— ответил Исаков. — Его пока нет. — Как же так? — А вот так. Вы смотрели оперетту «Свадьба в Малиновке»? Помните, как атаман назначал Яшку-артиллериста начальником гарнизона в Малиновке? «Какой же гарнизон в Малиновке?— удивился Яшка.— Одни женщины».— «Неважно,— ответил атаман,— был бы начальник, а гарнизон будет». Вот так и у нас с вами. Был бы начальник училища, а училище будет. После долгих поисков остановились на законсервированном здании 85-й школы — бывшем городском училищном доме имени Петра Великого. Близость Невы, соседство с Домиком Петра I — все это говорило в пользу избранного места. Срок, отведенный нам для подготовки училища, был очень коротким. Поэтому все мы дружно взялись за дело. Вопросы возникали самые непредвиденные, но большую помощь нам оказывали партийные и советские организации города, командование Военно-Морского Флота. Многое делалось силами офицеров, назначенных в училище, преподавателей, рабочих и служащих. Как не вспомнить капитана 3-го ранга П. Морозова, заместителя начальника по учебной части капитана 1-го ранга С. Благодарева, капитана 3-го ранга П. Бурдяшкина, капитан-лейтенанта В. Туркина, офицеров-воспитателей первого набора старших лейтенантов Г. Карпеченко и Г. Щепетьева, старшину А. Щедеркина и многих других.
КСВ.: Слышал легенду о том, что Владимир Иванович из катерников, из не состоявшихся Героев Советского Союза. |