галереи
Командный турнир по дзюдо
добавил: SPBNVMU
Верюжский Н.А. Калининград. 1956 год.
добавил: 11071947
 

Всего зарегистрированных нахимовцев-2110
 
показать всех
только список
     ---------------------------------
           
           НА ЗАМЕТКУ

     ---------------------------------
       Сборник воспоминаний
                
 Тбилисское Нахимовское
             военно-морское
                   училище

       ---------------------------------
             Николай Максимов
               
          "Этика развития
                    личности"          
       ---------------------------------
                   Юрий Росс
            "Тот самый остров"
               

         Сюр-историческая
       приключенческая повесть
       ----------------------------------
       Р.Б.Семевский-Лепорский
               

       Субъективный взгляд 
           очевидца на историю 
           6-го выпуска ЛНВМУ" 
       ---------------------------------
               Владимир Габарь
               
               Пароль 17
     ---------------------------------
              Ренат Мустафин

           
       Заметки на полях
           вахтенного журнала

     --------------------------------
               А.И. Палитаев
              

     "Мои пути подводные"
     --------------------------------
                Игорь Жданов
              

   Дневниковые записи 
             "Такая судьба."
    --------------------------------


 
 

Архивные дела военнослужащих

А - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Щ - Э - Ю - Я
 
Тарасов
Сергей
Иванович

ЛНВМУ

 

 

 

Офицер - воспитатель. Командир роты.

 

 

Выпуск 1987 г.


Лучше моря - только море. Беседа с контр-адмиралом Маловым Н.Н. капитана 3 ранга А. Крышталь. Фото В. Татулина. - Морской сборник № 3, 1997 г.
"В течение всей истории Морского кадетского корпуса, - читаем в книге С.Колбасьева "Арсен Люпен", - шла непримиримая "война" между кадетами и гардемаринами, с одной стороны, и корпусным начальством - с другой. Война эта была обусловлена юным возрастом питомцев корпуса. Получив производство в офицеры, они, естественно, оставляли свои забавы. Но на смену им приходили другие. Все попытки начальства прекратить устоявшиеся корпусные традиции и тайные ритуалы не имели успеха..."
Свои официальные и неофициальные традиции есть и в Нахимовском училище, и далеко не все из последних вызывают одобрение у воспитателей и педагогов. Однако пришедший в 1990 г. с Северного флота на должность начальника училища тогда еще в звании капитана 1 ранга Н.Н.Малов не стал ввязываться в бесполезную борьбу. Более того, он решил возглавить и развить некоторые нахимовские обычаи.
И вот уже в мае 1992 г. вместо традиционного, но тайного ночного обливания холодной водой в гальюне по случаю завершения первого курса в просторном коридоре второго этажа состоялось настоящее действо с Нептуном, чертями, зачтением грамоты о приеме "отроков, нахимовцами именуемых", в морское братство. Для этого была даже специально привезена небольшая старинная пушка. Николай Николаевич в парадном мундире и при кортике лично участвовал во всем этом запоминающемся ритуале. В следующем, 1993 г. данное торжество прошло в летнем лагере. Его венчала азартная парусно-гребная гонка на Нахимовском озере с обязательным "купанием" с причала командира счастливой шлюпки. В 1994 г. ритуал перенесли на сентябрь, приурочив его к возвращению группы нахимовцев из дальнего морского похода.
Однако восьмой по счету начальник НВМУ контр-адмирал Н.Н.Малов навсегда войдет в историю училища уже за одно то, что ему удалось открыть для нахимовцев ворота в океан. Ведь за все предыдущие годы воспитанники НВМУ практически никогда не бывали в иностранных портах, а до прихода Малова последний дальний поход состоялся в 1962 г., после чего нахимовцы в основном довольствовались десятидневными рейсами до Балтийска и обратно. Теперь же на кораблях ВМФ они уже побывали в Дании, Бельгии, Великобритании, Греции и США, дважды - во Франции, Голландии, Болгарии и Финляндии. Во время стоянки эсминца "Настойчивый" во французском порту Руан юные моряки посетили даже Париж. А в прошлом году они впервые в истории НВМУ вышли на корабле в Средиземное море, побывав на греческом острове Корфу, который в 1799 г. взял штурмом адмирал Ф.Ф.Ушаков, после чего совершили переход вокруг Европы. Участие во всех этих плаваниях стало для них реальностью благодаря постоянным хлопотам начальника училища. Сегодня Николай Николаевич Малов - наш гость и собеседник.
Товарищ контр-адмирал, вспомните момент вашего назначения начальником Нахимовского училища. Вы были рады такому повороту судьбы?
Честно говоря, я готов был служить на Севере до самого увольнения в запас. За плечами было уже 20 лет службы на Северном флоте, в основном на атомных подводных лодках. Но последние три года служил на берегу в должности заместителя начальника штаба флотилии. Я неоднократно просил вернуть меня на плавающее соединение, но эти просьбы не были удовлетворены, а потому в Нахимовское училцш.е я переводился без сожаления.
А когда вы решили стать моряком?
Еще в детстве. Я родился в Калининграде. Довольно долго жил в Порт-Артуре, где служил мой отец - сухопутный офицер, прошедший всю войну. Дом наш в Порт-Артуре находился прямо на берегу залива, где стояли во времена русско-японской войны наши броненосцы. Взбираясь на знаменитый Золотой утес, мы с друзьями всматривались в водную ширь Желтого моря, где в 1904 - 1905 годах происходили известные нам из книг бои. Там, в Порт-Артуре, я пошел в первый класс, а в свободное время любил ходить на пирс, где стояли боевые корабли. Много читал о моряках. Причем книга Игоря Всеволожского о нахимовцах "Уходим завтра в море" была тогда для меня одной из самых любимых.
Почему же вы не поступили в Нахимовское училище?
Я собирался поступать. В 1957 году мы жили уже в Ленинграде на Васильевском острове, и по окончании 4-го класса, а тогда в НВМУ принимали как раз после четвертого, я хотел надеть морскую форму. Но отца ждало новое назначение - в Тбилиси, и поскольку "права голоса" в том возрасте я еще не имел, родители забрали меня с собой. Однако, закончив в 1964 году среднюю школу, я все же поступил на штурманский факультет Высшего военно-морского училища имени М.В.Фрунзе. Отцовское напутствие было коротким: "Решил стать офицером - дело твое. Военная служба - занятие тяжелое и во многом неблагодарное. Не жди каких-то особых поощрений. Главное - стараться честно делать свое дело..."
Те годы для военных тоже были весьма непростыми. Шло сокращение армии и флота. Поступать в военное училище никто не советовал. Даже на приемной комиссии, когда я, имея золотую медаль, сдал на "отлично" все пять вступительных экзаменов, мне настоятельно рекомендовали изменить выбор. В училище же советовали идти на минно-торпедный факультет, так как там при выпуске давали диплом инженера-электромеханика, что позволило бы иметь гражданскую специальность. Но я твердо решил все же стать штурманом, потому что чувствовал, что мое призвание - водить корабли, а к технике я особой склонности не имел. В отношении же перспективности военной службы мне какой-то внутренний голос подсказал, что все эти сокращения - явление временное. И интуиция меня не подвела. То же скажу и тем, кто делает сейчас выбор в пользу морской службы. Оставьте все колебания. Россия без сильного флота немыслима. Уже в самом обозримом будущем многие переживаемые флотом трудности останутся лишь в области воспоминаний, и все станет на свои места.
Как вы учились?
Последние два года был отличником. Средний балл при выпуске - 4,75.
Какие предпочитали виды спорта?
Серьезно занимался стрельбой. А вообще я пришел в училище довольно слабым. Поэтому весь первый курс усиленно занимался общим физическим развитием: вставал за час до подъема, бегал, подтягивался, выжимал тяжести. Вскоре стал получать по физподготовке отличные оценки и с тех пор по сей день стараюсь поддерживать хорошую спортивную форму.
А как насчет "самоволок"?
Этого со мной не было практически никогда. Только один раз, когда ситуация сложилась просто безвыходная. В училище объявили карантин, а мне нужно было срочно увидеть жену. А так какой смысл уходить в самоволку, когда все можно решить с командиром роты? При наличии уважительной причины нас всегда отпускали.
Женитьба - дело сугубо личное. И все же... Целесообразно ли, на ваш взгляд, жениться на младшем курсе?
Я женился перед самым выпуском, когда уже точно знал, что смогу обеспечить семью. А жениться на младших курсах... Лучше, конечно, с этим не спешить. Ведь что такое семья? Это не просто прогулки по Невскому и романтический ужин при свечах. Это и дети, которых нужно воспитывать, кормить, одевать, обувать. Это целый ворох проблем, решить которые курсанту очень сложно. Но выпускаться из училища нужно, на мой взгляд, женатым. Иначе будет тяжело.
Чем увлекался курсант Малое в свободное время?
Спортом, чтением, посещал театры и концерты.
Любимые песни?
Помню, что про "одессита Мишку" мы пели в строю наряду с "Ладогой" и "Варягом". А так - все вплоть до "Черного кота", которому, как вы, наверное, помните, всегда не везло. И конечно, кто же тогда не слушал "Битлз"!
Любимые танцы?
Тоже все: и вальс, и летка-енка, и халли-галли, и отходившие уже тогда рок-н-ролл с твистом.
Помните ли вы начальников вашего училища?
- Конечно. До 1967 года им был вице-адмирал Ванифатьев. Мы годились ему во внуки и очень его любили. В 1967 году его сменил вице-адмирал Хренов. И он сделал для училища немало, хотя это мы поняли только годы спустя.
А вы думали тогда, что тоже можете со временем стать начальником училища?
Нет. Каждый из нас примерно представлял себя в первичной офицерской должности и немного дальше, на каком-то этапе - командиром корабля, а затем - полный туман. Вероятно, где-то в далеком будущем каждый из курсантов хотел бы видеть себя командующим флотом или даже Главкомом, но средний, промежуточный, этап никто себе не представлял. Да и нужно ли строить какие-то далеко идущие планы? Бывает, если они не сбываются, человек разочаровывается в службе и в самой жизни. Думаю, на каждом ее этапе целесообразно ставить перед собой реальные цели.
После вашего выпуска из училища прошло более 25 лет. Чего достигли по службе выпускники 69-го года?
В классе нас было 23 человека. Почти все мы, 22 человека, были направлены на подводные лодки. Служба у большинства сложилась неплохо, но адмиральские погоны из нас получили пока только двое - я и контр-адмирал Агапитов. Что характерно, Володя Агапитов был у меня свидетелем на свадьбе. Сейчас он занимает ответственную должность в Министерстве по чрезвычайным ситуациям.
Лично я в 1969 году стал командиром электронавигационной группы на ракетной атомной подводной лодке стратегического назначения "Ленинец", в 1970 году - штурманом на другой лодке, потом помощником, старшим помощником командира, и наконец, в 1978-м -командиром РПКСН. Лодкой командовал три года, и в 1981 году меня назначили начальником штаба дивизии, а позже - заместителем начальника штаба флотилии. За плечами около десяти боевых служб в океане. Продолжительность каждой в среднем - три месяца. Все эти годы у меня перед глазами. Это - лучшие мои годы, и если бы было можно, я, не задумываясь, начал бы все сначала.
Общеизвестно, что командир корабля - основная фигура на флоте. И, видимо, каждому морскому офицеру командной специальности нужно стремиться к тому, чтобы пройти через командирский мостик. Какие качества должен он в себе воспитывать с нахимовских, курсантских лет?
Добросовестность во всем, что тебе поручат. Ответственность. Чувство долга. Плюс знания, без которых командир корабля просто немыслим.
Вы руководите училищем уже шесть лет. Испытываете ли вы чувство удовлетворенности от того, что сделано на этой должности?
К сожалению, нет, у нас достаточно проблем с материальным обеспечением и бытовым обустройством наших воспитанников. Это висит на мне тяжелым бременем. Практически каждое утро я начинаю с заслушивания докладов по материальному оснащению, день проходит в поиске путей решения этих вопросов, а в конце дня реальные перспективы их реализации зачастую так и не ясны.
Общеизвестно, какой популярностью пользовалось Нахимовское училище в прежние годы. А каким был конкурс поступавших в НВМУ в 1996 году?
Реальный конкурс 1996 года мог быть оценен примерно в 10 человек на место. Почему примерно? Дело в том, что значительная часть кандидатов отсеивается уже в военкоматах и на флотах. Поэтому вызов высылается далеко не всем желающим.
Что отличает нахимовцев набора 1996 года?
По результатам работы мандатной комиссии в училище зачислено 316 человек. Из них 112 - дети военнослужащих, 51 - сироты, дети из многодетных семей и имеющие родителей-инвалидов - 22 человека. По национальному составу: русских - 240 человек, украинцев - 30, белорусов - 5, остальные - представители других национальностей.
Профессионально-психологическое изучение показывает, что среди нахимовцев первого курса только 22% способны самостоятельно добиваться поставленных перед собой целей, 18%, обладая необходимыми задатками, не готовы к их реализации в учебе, если это связано с затратой значительных усилий, 25% - готовы добиваться поставленных целей, но для достижения успеха нуждаются в поддержке преподавателей, 25% - не обладают ни высоким уровнем развития познавательных процессов, ни стремлением к самостоятельной работе по самосовершенствованию. Увы, приходится констатировать, что уровень школьной подготовки из года в год падает. Многие кандидаты вообще не читают книг, предпочитая просматривать телевизионные программы.
Вот такие исходные данные для работы педагогов училища. Отсюда видно, что даже сильному педагогическому коллективу училища, в котором 20 учителей высшей категории, достаточно сложно построить учебно-воспитательный процесс так, чтобы поднять крайне слабый уровень знаний поступивших и привить им желание служить на боевых кораблях флота. И все же учителя-энтузиасты А.Бессонов, М.Волкова, В.Попов, М.Кочетова, М.Савченко, А.Клочкова, офицеры В.Сушенцов, С.Тарасов, Ю.Тарасов, В.Соколов, С.Фоменко справляются с этой задачей.
Нам удается обеспечить хорошим отдыхом всех нахимовцев. Свет не без добрых людей! Уже с лета 1994 года часть нахимовцев из семей с трудным финансовым положением отдыхает в великолепном лагере "Орленок" на берегу Черного моря. Спасибо за это руководству Молодежной морской лиги и ее вице-президенту Ю.Игонину, Общественному совету "300 лет российскому флоту", президент которого М.Ненашев находит время и финансовые возможности для воспитания юных моряков. Поддерживают нас и командование, медицинская служба ЛенВМБ, направляя нахимовцев в дома отдыха ВМФ. Некоторые курсанты, приехавшие издалека, проводят каникулы у своих товарищей-нахимовцев, живущих в Санкт-Петербурге. При согласии тех и других родителей мы не препятствуем такому отдыху.
А каким конкретно "морским премудростям" обучаются ваши "пятнадцатилетние капитаны"?
На первом курсе нахимовцы изучают отечественную военно-морскую историю, флажный семафор, устройство надводных кораблей, основы кораблевождения - с работой на навигационных картах. На втором курсе изучаются: световая сигнализация, система ограждения фарватеров, правила рейдовой службы и достаточно подробно - международные правила предупреждения столкновения судов. На третьем, выпускном курсе нахимовцам преподают основы тактического маневрирования, определение элементов движения целей, основы живучести корабля, устройство подводных лодок, основы международного морского права. Кроме того, в училище постоянно проводятся экскурсии с лекциями в Центральном военно-морском музее, по памятным местам, связанным с историей флота, в научно-исследовательские учреждения ВМФ и высшие военно-морские училища.
Все это, естественно, дополняет общеобразовательные предметы по программе средней школы (9-11 классы), которые проходятся в училище в полном объеме. Кстати, в течение всей истории Нахимовского училища наши выпускники славились своими высокими знаниями по общеобразовательным дисциплинам как в области точных, так и гуманитарных наук, включая и знание иностранного языка.
Отдельная тема - корабельная практика. Ни для кого не секрет, что лучший метод воспитания моряка - максимальное приближение к морю. Лучше моря - только море! Поэтому после первого курса нахимовцы наглядно знакомятся с учебным кораблем, боевыми кораблями и подводными лодками, проходят штурманскую практику в морском походе по Балтике. В дальние походы, с заходами в иностранные порты, ребята отправляются обычно после второго курса, но согласовать вопросы участия нахимовцев в таких походах для командования училища непросто. Правда, командование Балтийского флота всегда идет нам навстречу, а вот на кораблях Северного флота еще ни одного похода, даже запланированного, не удалось выполнить. Хочется верить, что в будущем и северяне помогут нахимовцам выйти в море.
В походах нахимовцы, по древней традиции русских мореплавателей, ведут свои дневники. Восприятие происходящего у всех разное, но из многих записей в этих дневниках создается целостная картина похода. Благодаря же давней дружбе училища с редакцией еженедельника ЛенВМБ "Морская газета" обобщенные воспоминания нахимовцев оперативно появляются на страницах этого весьма популярного во флотской среде издания.
Морская практика имеет для будущих моряков огромное значение. Чем больше будут соприкасаться с морем нахимовцы, тем больше стойкости и любви к флотской службе будет в них вырабатываться. А если кто-то не выдержит неизбежных тягот морской службы и покинет училище - это будет понятным.
Едва ли меньшее значение в деле воспитания будущих офицеров флота имеет и эстетическое воспитание. Не нами определено, что морской офицер, как и любой человек, избравший нелегкий, но почетный путь защитника Отечества, должен обладать глубокой внутренней культурой. Какие традиции эстетического воспитания сложились в Нахимовском училище?
Традиций много, начиная с наших творческих коллективов, добившихся под руководством преподавателя училища, композитора и прекрасного педагога Маргариты Анатольевны Кочетовой настоящего признания на престижных фестивалях в нашей стране и даже за рубежом, и заканчивая рукописным журналом "Нахимовец", первые авторы которого уже давно нянчат внуков, а нынешние только в прошлом году впервые примерили морскую форму... Идут годы, сменяются поколения нахимовцев, а традиции живут, приумножаясь год от года.
Программа обучения и внеклассных мероприятий предполагает знакомство с памятниками архитектуры Санкт-Петербурга, посещение театров и музеев города.
В училище создан военно-исторический клуб "Аврора". В нем нахимовцы изучают историю флота, кораблестроения, а также оказывают помощь ветеранам Великой Отечественной войны и ВМФ. Готовятся проводить экскурсии с иностранными туристами на крейсере "Аврора" в качестве экскурсоводов. Отмечу интересный опыт нашей предметно-методической комиссии русского языка и литературы, которую возглавляет капитан 3 ранга Н.Савченко. Здесь традиционными стали литературные вечера, обсуждения книг, выпуск специальных номеров упоминавшегося выше рукописного журнала "Нахимовец".
Способствуют развитию эстетических вкусов и различные творческие коллективы и кружки.
Правда ли, что Нахимовское училище является уникальным учебным заведением не только в России, но и в мире?
Да, мы действительно гордимся тем, что такого учебного заведения, где уже с 14-летнего возраста в официальной структуре Военно-Морского Флота готовят будущих военных моряков, нет в других странах мира. Это ставит Россию впереди даже передовых морских держав. Сейчас осталось немного областей, где наше лидерство столь очевидно. Пока мы сохраняем традиции в начальном обучении юношей военно-морскому делу, но одного энтузиазма мало. Нужны и солидные финансовые вложения, и изучение мирового опыта в этом вопросе.
В последнее время Главнокомандующий Военно-Морским Флотом издал ряд директивных документов по реконструкции училища, совершенствованию его учебной базы. Благодаря этому уже начаты поставки современных образцов вооружения и техники, которые позволяют приблизить учебные занятия к реальностям флотской жизни. Сейчас специально для нас завершается разработка системы программируемого обучения под условным названием "Кортик". Это будет класс, оборудованный современными персональными ЭВМ, где можно создавать обучающие программы. Кроме того, они помогут наглядному изучению истории флота, устройства корабля, корабельного и общевоинских уставов. Есть в них и раздел, который познакомит курсантов с экспозициями музеев страны. Уже год назад эта система могла бы стоять в училище, но никак не преодолеть сложности финансирования.
В целом перспективы у училища хорошие, и мы надеемся, обновив учебную базу, все наши планы реализовать. Адмирал Макаров часто цитировал высказывание адмирала Нельсона: "В потере корабля легко утешиться, но потеря услуг храброго офицера - это потеря национальная". Храбрые офицеры всегда будут любезны России и ее флоту. А наша общая задача - не растерять будущих флотоводцев уже на начальном этапе их подготовки и воспитания. Кстати, когда училище посещают иностранные делегации, то неизменно спрашивают нас, сколько нахимовцев, с учетом сокращения Вооруженных Сил России, поступают в военные училища. Наш ответ, что военную карьеру выбирают практически все выпускники, неизменно вызывает большое удивление. После этого работа нашего педагогического коллектива оценивается ими еще выше.
А как распределились выпускники 1996 года?
В прошлом году училище окончили 215 человек, и все связали свои судьбы с Вооруженными Силами России. Из них в училище имени М.В.Фрунзе был направлен 51 человек, в училище подводного плавания - 27, в училище радиоэлектроники - 47, в училища имени Ф.Э.Дзержинского и имени В.И.Ленина - 7 и 10 соответственно, а также 11 человек уехали в Калининградское ВВМУ. Кроме того, на морские факультеты Военно-медицинской академии и училищ, готовящих офицеров для ВМФ, убыли 49 человек, в академии и училища других видов ВС - 13 человек.
Нужно сказать, что в последние четыре года положение в этом вопросе стабильное. Нам кажется, что педагогический коллектив выбирал действенные формы и методы воспитания, позволившие выработать в нахимовцах-выпускниках веру в будущую стабильность Вооруженных Сил, понимание того, что Россия не может существовать без могучего Военно-Морского Флота, а также чувство личной сопричастности к большим флотским делам. Правда, жизнь ставит все новые и новые педагогические задачи.
Что бы вы пожелали в заключение нашей беседы будущим офицерам флота?
Честно делать свое дело. Учиться и служить. Обязательно создать хорошую и крепкую семью. Постоянно поддерживать спортивную форму. Расти духовно, не разменивая истинные ценности на "эстетический суррогат" в яркой импортной упаковке. Любить море и флот. Гордиться нашей историей, в которой было немало как славных, так и трагических страниц, и быть достойными звания офицера флота великой России.
Главные события в вашей жизни еще впереди. Перед вами открываются новые пути, и все зависит только от вас!





Сейчас на сайте нахимовцы: нет зарегистрированных пользователей online

Copyright © Сирый Александр Сергеевич.
Административная группа и редколегия сайта: Сирый А. С.(ЛНВМУ-84), Максимов В.В.(ТНВМУ-52), Цариков А.В.(ЛНВМУ-86), Богданов И.Я.(ЛНВМУ-83), Мустафин Р.Р.(ЛНВМУ-84).
При использовании материалов сайта ссылка на сайт http://www.nvmu.ru обязательна. Сайт является некоммерческим благотворительным прoектом. Коммерческое использование материалов запрещено. Все фото, кино и видеоматериалы, звуковые и текстовые файлы могут быть использованы в коммерческих целях только с разрешения их правообладателей или в некоторых случаях администрации нахимовсого сайта.
Проект получил благословение Святейшего Патриарха Алексия Второго.
                                           
 Военно-морской клуб  «АВТОНОМКА» Александра Викторова   Сайт Рената Мустафина 
Профессиональная фото и видеосъемка в Санкт-Петербурге

Круизы по всему миру, Клуб Путешествий Советский

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    

вход для нахимовцев
log.
pass. 
войти запомнить
напомнить пароль
   радио"АВРОРА"

Объявления
предыдущие сообщения

Нахимовское военно-морское училище

Кинозал

Интервью с историком 
архитектуры Кириковым Б.М.


   Смотреть полностью
---------------------------------------
  

  НА ЗАМЕТКУ
---------------------------------------
Луцкий А.Н.


 "За прочность прочного
корпуса"
---------------------------------------
Лойкканен Г.Г. Агронский М.Д.


 Сборник материалов об
Рижском нахимовском
училище (1945-1953гг.)
---------------------------------------
Поэт Игорь Жданов


 Книга-тетрадь
"Первые стихи..."
---------------------------------------
Дневник  Ю.Я. Слесарева


 Серия
"Нахимовские дневники"
---------------------------------------
Н.А. Верюжский


 Книга воспоминаний
выпускника РНВМУ
Николая Верюжского.
---------------------------------------
Ю.Л. Коршунов


  "Воспоминания и
размышления
о службе, жизни, семье."
---------------------------------------
Игорь Жданов


 Повесть "ВЗМОРЬЕ"
---------------------------------------