галереи
Тбилисское Нахимовское, Юбилей-60 выпуска
добавил: Fregat
На Кубе, 1985 год
добавил: vaskoav
 

Всего зарегистрированных нахимовцев-2110
 
показать всех
только список
     ---------------------------------
           
           НА ЗАМЕТКУ

     ---------------------------------
       Сборник воспоминаний
                
 Тбилисское Нахимовское
             военно-морское
                   училище

       ---------------------------------
             Николай Максимов
               
          "Этика развития
                    личности"          
       ---------------------------------
                   Юрий Росс
            "Тот самый остров"
               

         Сюр-историческая
       приключенческая повесть
       ----------------------------------
       Р.Б.Семевский-Лепорский
               

       Субъективный взгляд 
           очевидца на историю 
           6-го выпуска ЛНВМУ" 
       ---------------------------------
               Владимир Габарь
               
               Пароль 17
     ---------------------------------
              Ренат Мустафин

           
       Заметки на полях
           вахтенного журнала

     --------------------------------
               А.И. Палитаев
              

     "Мои пути подводные"
     --------------------------------
                Игорь Жданов
              

   Дневниковые записи 
             "Такая судьба."
    --------------------------------


 
 

Архивные дела военнослужащих

А - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Щ - Э - Ю - Я
 
Столяров
Лев
Николаевич

ЛНВМУ

Начало. страницы адмирала Столярова Льва Николаевича.

Продолжение № 1.

Морская газета. 19 марта 2001 года. ПОДВОДНАЯ КРУГОСВЕТКА Автор: Герой Советского Союза И.МОРОЗОВ   

26 марта с.г. исполняется 35 лет завершения первого в мире подводного межтеатрового перехода группы атомных лодок с СФ на ТОФ, южным путем через пролив Дрейка. О походе вспоминает Герой Советского Союза капитан 1 ранга Иван Федорович Морозов, член нашего Президиума, заслуженный подводник, участник одного из первых дальних походов на полную автономность подводной лодки 611 пр. и первого экваториального похода АПЛ.
26 марта с.г. исполняется 35 лет завершения первого в мире подводного межтеатрового перехода группы атомных лодок с СФ на ТОФ, южным путем через пролив Дрейка. О походе вспоминает Герой Советского Союза капитан 1 ранга Иван Федорович Морозов, член нашего Президиума, заслуженный подводник, участник одного из первых дальних походов на полную автономность подводной лодки 611 пр. и первого экваториального похода АПЛ.
В суровую полярную ночь 1 февраля 1966 г. из Кольского залива вышли две атомные субмарины: ракетоносец К-116 (командир капитан 2 ранга В.Т.Виноградов) и сопровождавшая его многоцелевая АПЛ К- 133 (командир капитан 2 ранга Л.Н.Столяров). В открытом море они надолго погрузились, маршрут их был для лодок необычным. Старший перехода командующий флотилией АПЛ контр-адмирал А.И.Сорокин с походным штабом на К-116. Мне, как заместителю начальника ЭМС дивизии, выпала честь участвовать в этом переходе в качестве обеспечивающего, не допущенного командира БЧ-5 К-133. Кстати, на этом атомоходе я послужил почти четыре года с постройки, знал ее досконально, побывав на ней в экваториальной зоне Атлантики, хлебнув всяких технических злоключений, ставил в ремонт и принимал её из ремонта. Готовились к такому плаванию основательно, выбирали лучшие во всех отношениях корабли, контроль за ходом подготовки был всесторонний, секретность строгая, проверяющих много. Начинали с медицинской тщательной проверки, кое-кого из «слабаков» пришлось списать. Набрал я впрок всяких запасных частей, основной их комплект, как и резерв подводников, разместили на вспомогательном судне. На нем шел, на всякий случай, начштаба дивизии капитан 1 ранга В.Н.Чернавин. Штурман нашей АПЛ капитан-лейтенант А.Омельченко столько наполучал карт, что разбирался с ними весь переход. Из-за усиленного запаса продовольствия и с учетом ожидаемого изменения плотности океанской воды пришлось выгрузить около тонны твердого балласта. На лодках выходили представители промышленности и ЦКБ. Им вместе с нами предстояло проверить надежность в работе всех систем и технических средств. Провожал нас сам командующий СФ адмирал Лобов С.М. и член Военного совета вице-адмирал Сизов Ф.Я. Они обошли отсеки лодки, побеседовали с подводниками, пожелали им успехов в службе на другом флоте.
В 21 час 15 мин. 1 февраля задраен рубочный люк, ПЛА погрузилась на заданную глубину, дан ход турбинами «Малый вперед» - 15 узлов. Впереди многие мили, сутки и вахты, смены часовых поясов и другие особенности, к которым надо было привыкать.
Жизнь на атомоходе пошла по новому руслу, не с астрономическим делением суток , а по сменам, при этом стиралось представление о времени дня. Вспоминалось чье-то стихотворение о подводной жизни: «Здесь день перепутался с ночью, которые сутки подряд, лишь ТИХО приборы стрекочут, да тускло плафоны горят...» К этому надо добавить постоянную необходимость той же вахте не только «бдить», но и внимательно следить за работой сложнейших систем, обслуживать их, множество механизмов и приборов, находясь при этом в замкнутом металлическом корпусе, с ограниченным объемом. Психологический настрой у подводников в такой обстановке во многом схож с космическим. Для обеспечения нормального, безаварийного плавания приходилось устанавливать особый контроль за несением вахты, обеспечивать высокий моральный дух личного состава. Последним много занимался наш замполит капитан 2 ранга Усенко Н.В. Он организовывал любопытные соревнования, поздравлял подводников с днем рождения, с праздниками, передавал по трансляции заявки на любимые мелодии. В отведенное время демонстрировались кинофильмы. Особым праздником на лодке стал переход экватора 16 февраля в Атлантическом океане. Был Нептун со свитой и русалкой, поздравления сменились розыгрышами, шутками с «причащением» забортной водой. Всем было весело, это способствовало снятию напряжения. У экипажа особый интерес вызывал маршрут перехода. В каждом отсеке была политическая или географическая карта, на ней на 24 часа отмечалось местоположение АПЛ. По трансляции передавались исторические и географические сведения о районах прохождения. 23 февраля отметили День Советской Армии и ВМФ. В 16 часов произошла контрольная встреча нашей группы со вспомогательными кораблями «Сарычев» и «Дунай». Приходилось восхищаться штурманами, которые с высокой точностью вывели лодки в точку рандеву. Этим подчеркивалась и надежность работы корабельной астронавигационной системы. Руководитель перехода поздравил всех подводников с праздником и пожелал успехов в преодолении наиболее трудного участка похода. Им стал бурный пролив Дрейка. Даже на глубине 100 метров чувствовалось, как бушует океан. Форсирование этого пролива сопряжено с риском встречи с айсбергами. На сей раз бог Нептун был на нашей стороне, и мы благополучно вышли в Тихий океан. Неожиданностью здесь стало утяжеление подлодки из-за резкого изменения плотности воды и внезапная потеря плавучести. Ходом и откачкой воды из уравнительной цистерны удифферентовали субмарину. Правда, подобную манипуляцию пришлось совершать еще раз. В целом, технические средства нас не подвели и каких-либо серьезных ЧП не было. Пощекотал нервы доклад начхима капитанлейтенанта А.Ласточкина: «На 3-м этаже 5-го отсека радиоактивность до 3 ПДК (предельно допустимая концентрация)». Окавентилировать одну из цистерн. Все обошлось, провели дезактивационные работы, наладили вентилирование.
На соседней лодке столкнулись с непривычной поломкой. Вышло из строя устройство выброса за борт мусорных отходов. Всем известна коммунальная беда с забитым мусоропроводом, а в подводных условиях совсем худо, тем более когда всплывать-то нельзя, Выручила находчивость и нашлось решение: выстреливать пакеты с отходами через торпедный аппарат.
На переходе нам приходилось преодолевать зоны активного действия ВМС НАТО и США. Соблюдая скрытность и получая от центра необходимую информацию, контр-адмирал А.Сорокин выбирал наиболее безопасные участки маршрута. По имеющимся позднее данным противолодочным силам «вероятного противника» обнаружить нас не удалось. Полной неожиданностью для всего мира стало официальное заявление министра обороны маршала Советского Союза Р.Малиновского «об успешном завершении группой атомных лодок кругосветного похода только в подводном положении...» Говорили, что после этого начальник разведки ВМС США лишился своего поста.
Между тем в марте мы проходили экзотические места, неподалеку от острова Пасхи, как раз 8 марта. В этот день у подводников было хотя и лирическое настроение, подогретое кинофильмом «Весна», однако чувствовалась тоска по родным и близким, усталость давала себя знать. 11 марта пересекли южный тропик, увеличили ход, все параметры ГЭУ соответствуют заданному режиму.
Последние дни похода всегда кажутся длиннее. Офицеров и мичманов интересовало, как наладится жизнь и служба в новом для них камчатском крае?
И вот настал долгожданный день всплытия в надводное положение 26 марта. Позади около 25 тысяч миль, пройденных почти за два месяца. Задание выполнено успешно, личный состав здоров, лодки технически исправны.
За трудный переход все его участники были представлены к государственным наградам. На моряков произвело впечатле- ние вручение им боевых медалей имени Ушакова и Нахимова. Оба командира и старший перехода, а также два инженер- механика (капитан 3 ранга С.Самсонов и я), замполит Н.Усенко, удостоились Звез- ды Героя Советского Союза. Честно гово- ря, такого поощрения я лично не ожидал. Нашим обеим лодкам присвоили почетное гвардейское звание. Я благодарен всему экипажу АПЛ К-133 за совместную службу и взаимопонимание. Поход запомнился на всю жизнь. К сожалению, А.Сорокин, Л.Столяров и некоторые другие участники перехода не дожили до наших дней. К-116 и К- 133 отслужили на Тихоокеанском флоте свой положенный срок и были исключены из списков кораблей, сданы на слом.
Герой Советского Союза И.МОРОЗОВ.
Материалы спецвыпуска подготовлены общественным редактором «Ветерана - подводника» контр-адмиралом В.С.КОЗЛОВЫМ.

Тайфун: Военно-технический альманах «Тайфун». Выпуск № 46.
Кириллов Ю.В. 45-я дивизия атомных подводных лодок ТОФ

В 1966 г. в 45-ю ДиПЛ в результате группового кругосветного перехода прибывают К-133 пр.627А (капитан 2 ранга Л.Н.Столяров) и К-116 пр.675 (капитан 2 ранга В.Т.Виноградов). Поход был действительно смелым по замыслу и интересным по исполнению. Корабли пересекли Атлантику, прошли проливом Дрейка, известным своим коварством и трудностью для навигации, затем пересекли Тихий океан, пройдя таким образом все климатические пояса, от арктических и антарктических до экваториальных. К-133 и до этого приходилось осваивать экваториальные широты, ей даже принадлежит приоритет в этой области, так как она первая из АЛЛ нашего флота выполнила поход в теплые моря. Неоднократно экипаж К-133 выходил из сложных, порой патовых ситуаций.

Фролов Р.В. Кузница командных кадров

Павел Геннадьевич Ясницкий родился в семье военнослужащего. Его отец, известный на флоте офицер Геннадий Павлович Ясницкий. начинал свою службу на СФ в должности командира зенитно-ракетной батареи БЧ-2 БПК «Огневой» пр.61. В дальнейшем он командовал этим кораблем, был командиром БПК «Адмирал Исаков», ТАКР «Киев» пр.1143, командиром 175-й бригады ПЛК СФ. Маленький Паша неоднократно бывал на кораблях отца, знакомился с жизнью флота, а на авианесущем ТАКР «Киев» как-то провел две недели в море во время летних каникул. Неудивительно, что к окончанию 8-го класса сомнений в выборе жизненного пути не было. В 1984 г. Павел поступает в Нахимовское военно-морское училище, а после его окончания продолжает образование в Черноморском ВВМУ им. П.С.Нахимова на факультете ракетного вооружения надводных кораблей, который в свое время закончил его отец.
Из преподавателей в памяти остались Т.П.Булгакова, М.М.Волкова. М.В.Плюхин, офицеры общих и специальных кафедр ЛНВМУ капитан 2 ранга Н.П.Мозолевский, капитан 3 ранга А.М.Катерин, капитан 3 ранга И.О.Соболев и кафедр ЧВВМУ капитан 1 ранга О.Ф.Родионов, капитан I ранга О.В.Кондратенко, полковник Н.Ф.Катько, капитан 2 ранга К.А.Добрынин, капитан 2 ранга А.В.Лихачев. Настоящим примером в служебной деятельности стали начальники училища контр-адмирал Л.Н.Столяров, вице-адмирал Г.Н.Авраамов, контр-адмирал В.А.Денисенков.

Тайфун: Военно-технический альманах «Тайфун». Выпуск № 48.
Ю.В. Кириллов. 2-я Краснознамённая флотилия атомных подводных лодок

Корабельный состав 45-й дивизии 2-й флотилии подводных лодок Тихоокеанского флота.

К-133 627А 1962 1966 капитан 2 ранга Л.Н.Столяров* капитан 2 ранга А.А.Шиков капитан 3 ранга А.А.Комарицын

Леденев Юрий. Там, где растут адмиралы Очерк об ЛНУ // Молодой коммунист 1981. №5.

«Море не может научить плохому. Оно поглотило много надежд, но оно само — надежда. Даже когда океан гневается, он дает людям возможность испытать свое мужество. Море лепит души людей по-своему, но всегда одним образом: душа возвышается, отрешается от мелочей суеты, распахиваясь навстречу великому, прекрасному и мужественному» — так написано в одной шведской старинной морской книге.
Какие простые и проникновенные слова! Вице-старшина второй статьи Саша Клименко включил их в свою работу — очерк о начальнике Ленинградского нахимовского военно-морского училища контр-адмирале Л. Н. Столярове. Лев Николаевич — моряк интересной, завидной судьбы. Рабочий железнодорожного депо, курсант, офицер-подводник. Пятнадцать лет назад он был удостоен высшей боевой награды Родины — Золотой Звезды Героя Советского Союза за беспримерный переход вокруг земного шара под водой на атомной подводной лодке, которой тогда командовал.
Лев Николаевич признавался мне, что никогда и не думал работать на берегу.
— Я люблю море, — говорил он. — Всю жизнь отдал флоту, морской службе. Но разве можно службу на корабле отделить от людей, которые ее с тобой разделяют, на которых всегда можешь смело положиться в самые сложные и трудные минуты, твердо веря, что они не подведут. Мне нравится работать с людьми. Но меня всегда окружали взрослые, несущие полную ответственность за свои дела и поступки... А тут мальчишки. Но я люблю пацанов. Люблю флот. И мне небезразлично, какие моряки придут служить на корабли и в береговые военно-морские части. Больше всего хочется, чтобы нахимовцы выросли добрыми и отзывчивыми людьми, стали потом хорошими офицерами, чуткими к подчиненным. Помните, как говорил Павел Степанович Нахимов: «Матрос есть главный двигатель на военном корабле, а мы только пружины, которые на него действуют...»
Я познакомил читателя вначале с контр-адмиралом Столяровым потому, что так уж принято: прежде всего представить командира корабля. А нахимовское училище и впрямь похоже на военный корабль. Оно стоит на стыке Петровской и Петроградской набережных, где от Невы ответвляется широкий рукав Большой Невки.
Если пренебречь асфальтом, гранитным парапетом и поднять глаза чуть выше, то увидишь просторную свинцовую гладь воды и только там, дальше, за утренним туманом, угадаешь противоположный берег и изысканный абрис Зимнего дворца. А соседство с крейсером «Аврора», который стоит на Большой Невке, усиливает впечатление сходства училища с военным кораблем.
Это красивейшее место Ленинграда. И то самое, где почти 280 лет назад зарождался город. Буквально рядом с нахимовским стоит знаменитый «Домик Петра». Да и само здание училища, построенное по проекту известного архитектора А. И. Дмитриева, возведено в ознаменование 200-летия Петербурга, Правда, не как военное учреждение, а как Городской училищный дом имени императора Петра Великого. Такая красуется на нем надпись. А на фасаде его, над дверями парадного входа — внушительный бюст Петра I, обрамленный картушем, какие встречаются на старинных морских картах, сделанным по рисунку А. Н. Бенуа... Венчает здание шпиль, напоминающий Адмиралтейскую иглу, а может быть, фок-мачту.
С начальником политотдела училища, капитаном первого ранга Н. И. Петраковым мы идем по широким, длинным и очень светлым коридорам, поднимаемся по мраморным лестницам (трапам) с медными, надраенными до блеска перилами (поручнями), заглядываем е спальные помещения нахимовцев (кубрики). Николай Ильич рассказывает об училище, о его истории и сегодняшней жизни.
Совсем как в обычной школе, звенит звонок. Переменка. Из классов выбегают мальчишки в морской форме. При виде офицера замедляют шаг, серьезнеют на мгновение. Словом, ведут себя, как любые ученики в присутствии учителя или завуча. И все же есть нечто легкоуловимое, что отличает нахимовцев от обыкновенных школьников. Не в тельняшках, погонах и бляхах с якорями дело.
Хотя, видимо, и это имеет значение. И даже не о подчеркнутой вежливости и почтительности в обращении со старшими. Отличает нахимовцев от всех других ребят их внешняя и внутренняя подтянутость, готовность немедленно подчиниться приказанию, умение правильно находиться в строю и красиво выполнять команды. Однако самое главное, я в этом убедился, — нахимовцев отличает осознанная дисциплинированность и понятое ими, — пусть еще не в полной мере, но все-таки понятое умом и воспринятое сердцем, — чувство долга и ответственности.
Мальчишки, военные мальчишки. Но было бы крайне неверным представить, что они какие-то «запрограммированные», беспрекословно исполняющие только то, что от них требуют. Не дай бог увидеть такое печальное зрелище. Нет, ни в малейшей степени нет. При всем при том нахимовцы — подростки как подростки. И шалят, и двойки получают, и синяки порой наставят друг другу. Кому симпатизируют, с тем дружат; кого не любят, тому в дружбе отказывают. Читают книги, какие хотят, пишут стихи, занимаются спортом, и необязательно теми видами, которые практикуются в училище. И пареньки-то совсем разные, и никому в голову не придет причесать их под одну гребенку. У каждого из них свое представление о будущем. Правда, еще довольно туманное и излишне красочное, как в цветном сне, зато обязательно связанное с морем.
Не могу без улыбки вспомнить разговор с нахимовцем Володей Пушкиным. Я спросил его:
— Хочешь стать адмиралом?
— Не очень.
— Почему?
— Адмиралы в основном на берегу, а я хочу быть в море.
— Мне говорили, что летом вы обязательно пойдете в морской поход.
— В открытое море?!
— В открытое.
— И берега не будет видно?
— Какой уж тут берег, — уверенно сказал я. — Кругом вода, волны до самого горизонта, солнце, чайки в небе, больше никого.
— Вот здорово! А вы говорите — адмирал.
— А как же насчет маршальского жезла, который каждый солдат носит в своем ранце?
— Маршал — это в сухопутных войсках...
Пятнадцатилетний капитан Володя. Жил себе и жил в селе Лев Толстой Калужской области. Значки собирал, в сосновый бор гулять ходил. И, кроме маленькой речушки, никакой воды не знал. Но поехал летом с родителями на юг, в Алушту. И впервые увидел там море. А Черное море штормило, высокие валы накатывались на набережную и разбивались о бетон на мириады соленых брызг. Володя был поражен, сердце его замирало от восторга и жути. Тогда-то и пришла к нему любовь к морю на всю, он убежден, жизнь.
Потом в сочинении «Наша профессия — море» он напишет: «Моряки во многом первооткрыватели моря. Это можно видеть на примере кинофильма «Таинственный остров капитана Немо»...»
Миша Каржавин, приехавший в мореходный город Ленинград из подмосковного сухопутного поселка Старая Купавна, говорил:
— У меня дядя капитан-лейтенант. От него я узнал о нахимовском училище. Дядя советовал: «Иди, Миша, в моряки». Я не раз об этом сам думал — капитан Грант один из моих любимых героев...
Капитан Немо, капитан Грант... И вместе с тем я слышу совсем зрелые суждения.
— На гражданке, — это слова Володи Чушкина, — у меня всегда болело горло. Теперь я здоров, окреп, не болею. Здесь, если выберешь себе какое-нибудь занятие, то никто тебе не мешает, помогают. Я вот шахматами занимаюсь... В нахимовском быть самому по себе нельзя, тут учишься жить в коллективе, познаешь настоящую дружбу.
— Это, — вспомнил я его сочинение, — не твои слова.
— А чьи? — в его голосе звучала не обида, а искреннее удивление.
Со временем я понял, что высокие слова, которыми нахимовцы говорят о своем училище, о своем будущем, выражают ИХ мысли. ИХ чувства не вычитаны из книг, не навязаны им. «Военные моряки самые мужественные люди, — не раз убеждали меня ребята, — честные, открытые. Мы хотим походить на начальника училища. И служить на Севере, чтобы испытать себя, показать, на что мы способны. Наша профессия — защищать Родину».
Я верю в искренность нахимовцев.
Они немного играют в военных. Быть может, подражают своим далеким предшественникам, которым довелось воевать.
Есть такой старый, послевоенный фильм о нахимовцах — «Счастливого плавания!» с Николаем Черкасовым в главной роли. Там в училище прибывает мальчик с Северного флота, у него три боевые медали. И это обстоятельство вызывает удивление и восторг ребят. Но если свериться по жизни, то создатели киноленты, мягко говоря, многого не заметили.
Передо мной несколько фотографий более чем тридцатипятилетней давности, бережно собираемые и хранимые в училище. На них запечатлены первые ленинградские нахимовцы.
Три мальчика в матросской форме. Саша Старичков — на его груди ордена Красной Звезды, Славы, две медали. Гриша Михайлов — три боевые награды. Коля Сенчугов — две награды.
Первый начальник училища, контр-адмирал Николай Георгиевич Изачик с нахимовцами в парадных мундирах. Коля Сенчугов о чем-то ему докладывает. Чуть в стороне — подростки-фронтовики: Петя Паровов (на его кителе орден Красной Звезды, орден Славы III степени, медаль «За отвагу»), Саша Старичков, В. Федоров, К. Гавришин (имена этих ребят не указаны), Боря Кривцов, награжденный медалью Нахимова.
А ведь Коле Сенчугову было тогда двенадцать лет, самому старшему, Пете Паровову, — пятнадцать.
С капитаном второго ранга Василием Степановичем Осадчим, старшим преподавателем военно-морской подготовки, сидим в его небольшом кабинете и беседуем о тех далеких годах, когда в училище прибывали с кораблей, из полков и партизанских отрядов мальчики-воины, сражавшиеся наравне со взрослыми и награжденные боевыми наградами.
...Вася Осадчий жил с братом в Севастополе. Началась война, вскоре брат погиб. Мальчика взял к себе батальон морской пехоты. Потом он попал на корабль «Коминтерн». И в конце концов был определен юнгой на сторожевик «Шквал». Полтора года воевал он на Черном море в качестве сигнальщика. Прошел шестнадцать тысяч миль, не раз спасал свой корабль, вовремя заметив вражескую торпеду. Награжден тремя медалями.
Однажды, стоя на вахте, Вася принял флажный семафор: приказ командующего флотом — откомандировать всех юнг на учебу в только что организованное первое в стране Тбилисское нахимовское училище. Шел 1943 год. Как не хотелось Василию покидать корабль, боевых товарищей-матросов!
Собралось тогда в Тбилиси двенадцати-четырнадцатилетних пареньков человек пятьдесят. Если б не возраст, можно было бы подумать, что съехались на встречу ветераны. Впрочем, они и были ветеранами: у каждого за плечами многие месяцы тяжелых бое!. Все с орденами и медалями на груди...
А 21 июня 1944 года вышло постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР, которое учреждало в Ленинграде «Нахимовское военно-морское училище для устройства обучения и воспитания сыновей воинов Военно-Морского Флота, Красной Армии и партизан Отечественной войны, а также сыновей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких захватчиков».
С этого дня и началась история училища, о котором я рассказываю, сегодня единственного в стране.
Боевые офицеры отзывались с кораблей и становились преподавателями и воспитателями. Начальником военно-морского цикла (нечто вроде кафедры военно-морской подготовки), например, стал капитан первого ранга Лев Андреевич Поленов. Вахтенный офицер на «Авроре» в октябре 1917-го и первый советский командир легендарного крейсера. А политотдел училища возглавил капитан первого ранга Петр Степанович Морозов, откомандированный со знаменитого крейсера «Максим Горький».
В нахимовском тех лет встретились не только командиры и подчиненные, не только преподаватели и учащиеся — встретились старшие и младшие боевые товарищи. И старшим предстояло научить младших не стрелять, не ходить в разведку, не обезвреживать зажигательные бомбы — это они умели делать хорошо, а научить их мирной жизни, от которой мальчишки крепко отвыкли, приохотить к занятиям, дать знания, чтобы впоследствии они не чувствовали себя обделенными. Вот почему, как мне кажется, а не в подражание дореволюционным кадетским корпусам, помимо обычных школьных предметов, тогдашних нахимовцев обучали бальным танцам, английскому языку, правилам хорошего тона. Над ними шефствовала Мариинка — Театр оперы и балета имени С. М. Кирова. Они дружили с девочками из балетного Вагановского училища. Для них специально устраивались балы во Дворце пионеров.
И мы, гражданские мальчишки с Петроградской стороны, страшно им завидовали. Разве в состоянии мы были тогда понять, что для нахимовцев делалось все возможное, чтобы с них, наших ровесников, не раз участвовавших в боях, видевших смерть воочию, привыкших к куреву, ожесточившихся душой, загрубевших в огне и стуже, чтобы с них смыть то плохое, что неизбежно приносит детям война, воюющим детям. И оставить лишь то светлое и доброе, что рождает боевое братство и фронтовое товарищество.
Этого удалось добиться. Да еще с каким успехом!
Подавляющее большинство нахимовцев послевоенных выпусков — первый состоялся в 1948 году — стали теперь старшими офицерами флота, шестеро — адмиралами.
Сейчас уже не преподают в училище бальные танцы, английский язык ограничен школьной программой, но осталась в нахимовцах, не боюсь повторения, внешняя подтянутость и внутренняя собранность, педантичная забота об одежде и достойных манерах, эдакая мужская элегантность, что, по-моему, вообще свойственно военным морякам.
Понятно, что в нахимовское училище поступают ныне совсем другие ребята, чем 37 — 35 лет тому назад. Обыкновенные современные мальчишки, закончившие восьмилетку и мечтающие стать офицерами флота (после окончания нахимовского их принимают в высшие военно-морские училища без экзаменов). Они приезжают со всех концов страны, порой из довольно экзотических мест.
Братья Леоновы — близнецы. Поразительно похожи друг на друга. Различить их невозможно, даже когда они рядом. Вежливые, предупредительные юноши. Когда обращаешься к кому-нибудь из них, то прежде всего слышишь: «Я — Костя», или «Я — Олег»,
Родной дом Константина и Олега на Новой Земле. В пятом классе узнали о нахимовском — и загорелись...
Почти два года, как братья надели морскую форму. Время для них пролетело почти Незаметно.
— Куда же вы дальше хотите идти учиться? Вместе или порознь?
— Я — Костя. Конечно, вместе. В прошлом году мы еще хотели плавать на надводных кораблях, а после того, как побывали в одном подразделении, решили: наше призвание — подводные лодки. И высшее училище соответственно выбрали.
— А ты, Олег, что скажешь?
— Моряк — значит морской человек. Мы хотим стать настоящими моряками — я и Константин.
Любопытно, что в нахимовском много близнецов...
— Хорошие они ребята, — говорит Николай Ильич Петраков, — дружны и очень привязаны друг к другу. Был такой случай. Поступали к нам братья-близнецы, ленинградцы. Один благополучно сдал экзамены, другой не прошел по конкурсу. Первого зачислили, второго — нет. И вот началось. Нахимовец только и ждет случая отлучиться из училища, а на улице его уже брат поджидает. Наш сидит на занятиях как на иголках, другой из школы прямо сюда бежит. Мучатся ребята. Мы и второго приняли. Сейчас оба подтянулись, нормально учатся.
В дверь политотдела, где мы беседуем, постучали. Петраков взглянул на часы:
— Точны. Я на это время еще двух близнецов пригласил — братьев Лоскутовых. Кстати, они участники парада на Красной площади в Москве.
Перед каждым Ноябрьским праздником большая группа нахимовцев вместе с офицерами-воспитателями, командирами рот, преподавателями выезжает в столицу. Они здесь продолжают обычную учебу, но ежедневно занимаются строевой подготовкой — тренируются, чтобы достойно представить свое училище на параде. И конечно же, особая честь выпадает тому, кому доверяют нести Военно-Морской флаг.
В прошлом году это почетное поручение досталось вице-старшине второй статьи Сергею Делову. Сережа — командир отделения в своем десятом и секретарь комсомольской организации класса. Несмотря на юный возраст, он производит впечатление зрелого молодого человека, уверенного в правильности своих дел и поступков, принятых решений.
Я услышал от него речь не мальчика, но мужа, как бы обобщающую все то серьезное, продуманное и выношенное, что говорили в наших беседах И другие ребята. Поэтому я почти полностью хочу привести слова Сережи Делова.
— В училище чувствуешь, как взрослеешь. По сравнению со школьниками мы скорее начинаем понимать жизнь, ценить дружбу. Искренняя дружба — когда с одним что-то случилось (хорошее или плохое), а отражается это На всех. Дома — мама, папа, на них оглядываешься. Здесь оглядываешься на товарищей. В Училище ребята становится настоящими товарищами, когда все друг другу — начистоту и на каждого можно положиться... К нам на встречу летчик приходил — героический человек. У него в бою лицо обгорело, ноги были перебиты. А он выжил, вылечился и вновь стал летать... Вот и начинаешь понимать, что ты нахимовец, что ты военный И для чего ты сюда пришел. Очень серьезное чувство. И ощущаешь свою причастность к нахимовскому братству...
А оно есть, нахимовское братство. Однако следует сразу оговориться, что это понятие не содержит в себе и толики от представления о касте, элите. Подобная шелуха сгорела в огне рождения Красной Армии и Красного Военно-Морского Флота. Да и откуда ей сейчас взяться, в училище поступают сыновья рабочих, крестьян, служащих. Правда, около четверти — дети офицеров. Но и это говорит лишь о сознательном выборе ребятами военной профессии.
Нахимовское братство выкристаллизовалось из высоких нравственных принципов — коллективизма и товарищества. Мне рассказывали, что в высших военно-морских училищах бывшие нахимовцы сразу узнают друг друга: по выправке, по знанию основ военного дела, по ускользающим от стороннего взгляда мелочам. Но суть, конечно, не в узнавании, а а том, что второкурсники берут негласную опеку над вновь поступившими, над второкурсниками шефствуют третьекурсники...
Офицеры из нахимовцев, даже те, кто уже ходит в высоком звании, нередко заглядывают в училище, просто так, узнать о жизни нового поколения, встретиться с бывшими командирами и преподавателями, чтобы спросить: «Ну как там мой класс?»
Мальчишками, когда завязываются прочные узы на долгие годы, они жили нелегкой, почти по-настоящему флотской жизнью, единой семьей, где и трудности и радости на всех поровну, и не хотят терять связи с этой братской семьей, которая сыграла важную роль становления в судьбе каждого из них.
Мне довелось познакомиться с бывшим нахимовцем, ныне лейтенантом Алексеем Щепиным. Он служит на одном из кораблей Северного флота. В Ленинграде оказался по делам. И, конечно же, не преминул зайти в нахимовское.
— Нахимовское братство? — Алексей улыбается, загорается от одних этих слов. — Еще какое! На четвертом курсе военно-морского училища были мы в учебном походе. И далеко от родной земли встретились с другим кораблем. А на нем оказались тоже нахимовцы. Какое это было прекрасное свидание! Вспоминали ребят, всякие случаи, шлюпочные гонки, наш летний лагерь. Мы чувствовали себя родными братьями... Я уже взрослый человек и могу с уверенностью сказать, что нахимовское создает ту морально-нравственную основу, на которой воспитываются такие качества, без которых нет военного моряка: воля, честность, мужество...
Учебный корабль с нахимовцами в Балтийском море. Замедляет ход. Он прибыл в точку, обозначенную точными координатами на карте. Здесь военным летом 1941 года корабли Балтийского флота, следующие из Таллина в Кронштадт, беспрерывно отражали натиск немецких подлодок и торпедных катеров. В тот день во время морского боя фашисты предприняли торпедную атаку на флагман — крейсер «Киров». И тогда корабль охранения эсминец «Яков Свердлов», развив максимальную скорость, прикрыл собой крейсер. Взрыв! Эсминец раскололся и быстро пошел ко дну, Почти вся команда погибла. Ценой своей жизни моряки спасли флагман флота.
Корабль, на котором шли нахимовцы, тоже носил имя «Киров». Приспущен флаг. Короткий митинг памяти. Салют пушечными залпами. С кормы спущен в воду венок. Минута скорбного молчания. Каждый представил себе тот бой. Буранящие воду стремительные торпеды. Грохот взрывов. Гибнущий корабль. Яростная схватка с врагом, когда надеяться можно только на себя, на верных товарищей. — В том походе, — говорит Алексей Щепин, — в те мгновения, когда траурный венок закачался на волнах над тем местом, где на дне лежит героический эсминец «Яков Свердлов», я почувствовал себя настоящим моряком и понял: ничто уже не сможет разлучить меня с флотом.
 • • •
Большой флот для нахимовцев начинается с малого флота, который «дислоцируется» на одном из озер Карельского перешейка. В красивейшем месте в лесу располагается летний лагерь училища. В распоряжении юных моряков два катера, парусная яхта, шлюпки.
Сюда прибывают мальчишки, впервые надевшие морскую форму. На Финляндском вокзале их провожали с оркестром. Мамы, конечно, плакали, папы по-мужски прощались за руку.
— Мы большое значение придаем лагерной жизни ребят, — говорит контр-адмирал Лев Николаевич Столяров. — Она для них нелегка. Распорядок дня строго регламентирован, Подъем, зарядка в любую погоду, завтрак, занятия... Нахимовцы впервые узнают, что такое строй, команды, воинская дисциплина.
Занятия с нахимовцами проводят опытные моряки. Ребята учатся работать веслами, ставить паруса и управлять ими, вязать морские узлы, осваивают флажный семафор. Участвуют в шлюпочных соревнованиях. Я представляю, как это все им интересно. Немного фантазии — и романтика моря бушует девятым валом. Это уже не лесное озеро, а необъятный океан. Легкое дуновение, приглушенное деревьями, — ветер дальних странствий. Скромная яхта — трехмачтовый фрегат. Прогулка на шлюпке под парусом — кругосветное путешествие в неизведанные страны...
Возвращаются нахимовцы в Ленинград — и за учебу. Многие ребята говорили мне, что учиться здесь очень интересно. Для этого у них есть все. Я ни в одной школе не видел столь прекрасно оборудованных классов. Скажем, кабинет химии. У каждого на столе индивидуальная мини-лаборатория. В классе астрономии я впервые в жизни держал в руках настоящий секстант и штурманский звездный глобус. В кабинете военно-морской подготовки — макеты кораблей и подводных лодок в разрезе, парусное судно, действующие сигнальные устройства...
Я побывал на уроке истории. Это был не совсем обычный урок, а скорее реферативная конференция. Тема: ледовый переход кораблей Балтийского флота из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт в 1918 году. Признаться, я узнал много нового для себя. Нахимовцы докладывали свои рефераты с глубоким знанием материала, очень заинтересованно и эмоционально. Демонстрировали изготовленные ими карты и схемы, боевые листки, даже стихи читали: «У кораблей судьба, как у людей...» Кстати, конференцию вел не преподаватель, а нахимовец.
Я уже говорил, что четвертая часть нахимовцев — сыновья кадровых военных. В первую очередь, разумеется, морских офицеров. И меня, естественно, интересовал вопрос о преемственности, о продолжении династий военных моряков.
И вот передо мной Паша Павлов, девятиклассник-нахимовец, пятнадцати лет.
Его дед по матери — вице-адмирал, Герой Советского Союза Александр Иванович Петелин. Дед по отцу — полковник в отставке Иван Семенович Павлов. Отец — вице-адмирал, Герой Советского Союза Анатолий Иванович Павлов. Дядя — капитан первого ранга Александр Александрович Петелин.
Факт этот уникален лишь в том плане, что ближайшие родственники Паши носят такие высокие воинские звания. А вообще-то в училище немало нахимовцев, у кого деды и отцы морские офицеры.
Сам Паша — невысокий, крепко сбитый, подтянутый и, к его чести, очень скромный. Положение дедов и отца на флоте никак на него не повлияло.
Всегда жил на море. Вокруг видел в основном моряков. Книги читал только о море и моряках.
— Почему пошел в нахимовское? — переспрашивает он. — А куда ж еще? Хотелось скорее приобщиться к морской жизни. Форма? — Паша Павлов улыбается. — Конечно, и форма. Чем нравится училище? Знаете, я представлял его совсем по-другому, каким-то таинственным, как «Наутилус». А оказалось все проще и доступнее. Очень нравится здание, особенно окна — огромные, мелкострельчатые, зеркал много... На каникулах дома ребята знакомые расспрашивали: насколько вольно мы живем в училище? Правда, что ходим только строем? Я сказал, что это чепуха. Никакой муштры у нас нет. Дисциплина в пределах необходимого.
Так и сказал: «в пределах необходимого». В училище основной метод воспитания — убеждение.
В первой четверти у моего нового знакомого сложилась, как он сам сказал, кризисная ситуация с химией. Все свободное время учил. Товарищи здорово помогли. Теперь у него по этому предмету «пять».
После нашей беседы нахимовец Павел Павлов встает и вытягивается:
— Разрешите идти?
— Конечно, — чересчур уже по-граждански говорю я и с удовольствием пожимаю ему руку.
Все думал: чем же мне завершить эти заметки? Может быть, рассказать о кружках художественной самодеятельности, спортивных секциях? Или о походе прошлым летом на учебном корабле «Смольный» по маршруту Кронштадт — Лиепая — Таллин — Кронштадт?
Но нет, пожалуй, лучшего конца рассказу о Ленинградском нахимовском военно-морском училище, чем слова вице-адмирала, Героя Советского Союза Анатолия Ивановича Сорокина:
«Тем, кто собирается к нам, на море, кто закаляет свой характер и волю для службы во флоте, я хочу сказать:
— Любовь к морю — это на всю жизнь. Отдавший душу ему навсегда становится подданным Его Величества Океана.
И это — прекрасно!»
Ленинград — Москва

Возмужавший в глубинах морей. Автор: Капитан 2 ранга в отставке А. БАТАРШЕВ, бывший флагмин-подводник, доктор педагогических наук, профессор. Морская газета, январь 2005 г.
Собирая данные о прохождении службы Льва Столярова, я посетил начальника музея легендарного крейсера «Аврора», бывшего подводника контр-адмирала в отставке Льва Давыдовича Чернавина. Встреча состоялась непосредственно в его кабинете, то бишь в каюте крейсера, уставленной многочисленными экспонатами, макетами кораблей, подводных лодок. Обратил внимание на высокого качества портрет президента России Владимира Путина в военно-морской форме. На портрете обнаружил какое-то неуловимое сходство с Главнокомандующим ВМФ В.И. Куроедовым. В беседе со мной Лев Давыдович сказал, что в Питере живет один из участников совместной подводной «кругосветки», Герой Советского Союза Иван Федорович Морозов, и сообщил мне номер его телефона. Несколько дней спустя наша встреча с инженер-капитаном 1 ранга в отставке Иваном Морозовым состоялась в Институте профессионально-технического образования РАО (Российской академии образования), где я работаю заведующим одной из лабораторий. Передо мной сидит моложавый, спортивного вида мужчина, открытый, приветливый взгляд, вместе с тем просматриваются мужественные, волевые черты его характера. Разговорились, оказалось, что мы одногодки, 1930 г. рождения. Иван Федорович поведал: на борту К-133 он находился все время подводной «кругосветки», знает Льва Столярова довольно хорошо. Это был для него самый близкий, преданный друг и товарищ. Беседа затянулась надолго, я уточнил многие детали подводной одиссеи героев, внес соответствующую корректуру в рукопись статьи, которую и передаю на суд читателей.
 
Путь на флот парня из Калуги Левы Столярова, так же, как и его друзей-однокашников из ТОВВМУ-53 Саши Устьянцева, Васи Парамонова, Леши Сапрыкина и других, был типичен для его времени. Лев Столяров родился 2 января 1930 г. в селе Гремящий Ключ Калужской области. Быстро промелькнули детские годы. Война. Трудности военного лихолетья. Почти все взрослые мужчины на фронте. А фронту все в более возрастающих размерах требуется поставка отремонтированного подвижного железнодорожного состава (паровозов, железнодорожных цистерн, «теплушек» и т.п.). К станкам Калужского вагоностроительного завода приходят подростки. Среди них 14-летний Лева Столяров (1944 г.). Недолгие месяцы ученичества, и вот смышленый подросток, 15-летний Лев Столяров, освоивший специальность слесаря-ремонтника, наравне с взрослыми рабочими выполняет наиболее ответственные работы по восстановлению и ремонту подвижного состава железной дороги. Одновременно с этим - учеба в школе рабочей молодежи. И вот аттестат об окончании средней школы рабочей молодежи! Куда пойти учиться? Романтика морских дорог влечет его к берегам Тихого океана. С направлением от военкомата Лев Столяров переступает порог Тихоокеанского Высшего военно-морского училища. 1949-1953 гг. - учеба в ТОВВМУ на артиллерийском факультете. Октябрь 1953 - апрель 1954 - курсы офицерского состава подводного плавания при 51 УОПП Тихоокеанского флота.
Наш комментарий. Все мы, его друзья и товарищи по учебе в училище и на курсах подплава, отмечали его природный дар - умение располагать людей к себе. В общении с ним любому собеседнику было легко и просто. Общительность, отзывчивость, легкая приспособляемость к различным обстоятельствам службы и быта, выдержанность - такую характеристику давали ему и его командиры-наставники (командир роты, начальник факультета). Эта удивительная способность ладить с людьми, устанавливать с ними контакты, дружеские взаимоотношения, в определенной степени влиять на их поведение сослужили ему в дальнейшем хорошую службу.
Известно, что многие подводные лодки периода Великой Отечественной войны и некоторое время спустя (вплоть до 1954-1955 гг.) имели на вооружении, кроме минно-торпедного оружия, и артиллерийское вооружение. Отлично знающий это вооружение Лев Столяров после окончания курсов подплава назначается командиром минно-торпедной группы БЧ-2-3 ПЛ С-163 Балтийского флота. Всего за полгода Столяров сдает зачеты на самостоятельное управление артиллерийской и минно-торпедной боевой частью. Этому способствуют его исключительно большая работоспособность, высокое чувство ответственности и похвальное стремление занять достойное место в иерархии военно-морской службы молодого офицера, место, соответствующее его способностям и призванию истинного моряка-подводника. С декабря 1955 г. по январь 1957 г. Столяров становится командиром БЧ-2-3, а в феврале 1957 г. назначается помощником командира этой же лодки.
Дальнейшее прохождение службы Льва Столярова характерно для людей устремленных, влюбленных в дело, которому они служат. Старший помощник командира средней дизельной ПЛ, Высшие ордена Ленина специальные офицерские классы (декабрь 1958 - июль 1959 гг.), помощник командира БСРК Беломорской ВМБ (г. Молотовск, ныне - г. Северодвинск Архангельской области, август 1959 - март 1962 г.), помощник командира АПЛ К-21 (командир капитан 2 ранга В.Н. Чернавин, будущий ГК ВМФ) (1962 г.), старпом командира АПЛ К-14 СФ (1963 г.), командир АПЛ К-5 (1964-1965). 8 сентября 1965 г. Лев Столяров назначается командиром атомной ПЛ К-133 СФ, на которой он совершает свою легендарную подводную совместную «кругосветку» (см. справку об этой подводное одиссее в конце статьи). Выйдя 2 февраля 1966 г. из бухты Западная Лица Мотовского залива и, двигаясь на запад в подводном положении, К-133 вместе с атомной ПЛ К-116 пр. 675 (командир капитан 2 ранга Вячеслав Виноградов), пришла на Камчатку с Востока, всплыла в надводное положение и ошвартовалась к пирсу б. Крашенинникова. Оба командира и еще четыре моряка-подводника были удостоены за этот выдающийся подвиг звания Героя Советского Союза. ПЛ К-133 была передана в состав Камчатской военной флотилии КТОФ, на ней был поднят гвардейский флаг Военно-Морского Флота.
С августа 1967 г. по июнь
1970 г. Лев Столяров - слушатель Военно-морской академии имени Н.Г. Кузнецова, с июля 1970 по февраль 1971 г. - заместитель командира дивизии атомных подводных лодок Камчатской военной флотилии КТОФ. В марте 1971 г. Столяров становится начальником отдела заочного обучения Военно-морской академии, а с января 1979 г. назначается начальником Ленинградского Нахимовского военно-морского училища, которым руководит на протяжении 11 лет. В мае 1980 г. Столярову присваивается воинское звание контр-адмирал. В феврале 1990 г. он увольняется из рядов ВМФ по возрасту.
Наш комментарий. Все, кто служил или работал в Нахимовском училище под командованием Льва Столярова (1979-1990 гг.), отзываются о нем с большой теплотой и глубоким уважением. Душевная щедрость, умение располагать к себе, внимательное и уважительное отношение к нуждам и запросам подчиненных, особенно к нуждам своих воспитанников, снискали Льву Николаевичу славу человека требовательного, но доброго, взыскательного, но заботливого.
Свидетельствует капитан 2 ранга запаса, в настоящее время преподаватель физики Нахимовского училища Юрий Константинович Иванов. Двери в приемной начальника училища контр-адмирала Льва Николаевича Столярова всегда были открытыми. Любой офицер, преподаватель или даже курсант-нахимовец мог прийти к нему, высказать свои наболевшие вопросы, «излить», если надо, душу. Был ли он добрым? Я бы не стал ставить так вопрос. Он был строг и требователен! Но одновременно чрезвычайно заботлив и внимателен, особенно к своим воспитанникам.
Рассказывает преподаватель химии и биологии Маргарита Михайловна Волкова, не один десяток лет обучающая юных нахимовцев основам химических и биологических знаний. О Льве Николаевиче Столярове можно сказать, что это был уникальный человек - требовательный и одновременно внимательный к нуждам, взыскательным и одновременно добрым. Именно эти положительные качества личности его характера во многом предопределили успех воспитательной работы с курсантами. Нахимовцы не просто его любили, они обожали его. Между собой называли «наш Дед». Не просто «Дед», а именно - «наш Дед», подчеркивая тем самым преемственные связи между собой и старшими поколениями. Впрочем, так оно и было. Ведь, в его душе все нахимовцы - это его внуки.
Лев Николаевич часто посещал уроки. Во время уроков никаких замечаний преподавателям не делал. Если нужно было, наедине советовал, как лучше осветить тот или иной вопрос, какие наглядные пособия следует применить или обновить. «Кстати, - говорит Маргарита Михайловна, - посмотрите на стенд в углу кабинета. Большой морской краб и экзотическая шар-рыба были привезены Львом Николаевичем из дальних морских экспедиций и подарены им нашему кабинету. Эти экспонаты мы бережно храним и используем на уроках биологии как свидетельство о многообразии животного мира океанских глубин».
Из воспоминаний адмирала флота Владимира Николаевича Чернавина, в бытность его командиром атомной ПЛ, а впоследствии - Главнокомандующего Военно-Морским Флотом. «Зайдешь в каюту вечером: сидит капитан-лейтенант Столяров, трет ладонью колено, а напротив матрос - душу изливает. Умел Лев Николаевич располагать к себе людей». Спустя много лет уже при посещении Чернавиным Нахимовского училища картина примерно такая же: «Захожу в кабинет, вижу: трет Лев Николаевич ладонью колено, а напротив - нахимовец рассказывает, почему не хочет ехать на каникулы к бабушке. «Наконец-то, - говорю ему, - поставили Вас на дело, для которого Вы рождены!» («Красная звезда», 5 апреля 1980 г.).
А вот признания самого Льва Николаевича: «Иметь дело с юношами-нахимовцами, пожалуй, сложнее, чем с теми, кем я командовал на флоте. Ведь во время учебы в Нахимовском училище определяется судьба каждого юноши.
Сбудутся ли его мечты? Когда у нахимовца сформируется убеждение в правильности выбранной цели, никакие жизненные коллизии и испытания не свернут его с избранного пути».
Таким был этот замечательный человек - Лев Николаевич Столяров, Герой Советского Союза, награжденный за заслуги перед Родиной орденом Ленина, Золотой Звездой Героя, орденом Красной Звезды и многими медалями. Примечательно, что в Нахимовском военно-морском училище в настоящее время на втором курсе учится Антон Ивлев - внук нашего общего друга-однокашника по ТОВВМУ-53 контр-адмирала Аркадия Ивлева (к сожалению, уже ушедшего из жизни). Значит, есть преемственность поколений, о котором говорил Лев Николаевич!
В беседе со мной новый начальник Нахимовского училища Александр Николаевич Букин сказал: «О Льве Николаевиче Столярове я слышал только хорошее. О его нравственных качествах, любви к своему делу, к своим питомцам свидетельствует такой факт. Когда он почувствовал, что скоро уйдет из жизни, он просил не хоронить его ни на каком, пусть даже престижном, кладбище. Просил похоронить в летнем лагере нахимовцев. Его просьба была удовлетворена. Герой Советского Союза Лев Николаевич Столяров умер 28 февраля 1992 г. Похоронен у озера «Нахимовское» близ ст. Каннель-Ярви Октябрьской железной дороги». На память о моих посещениях Нахимовского училища в период работы над данной статьей Александр Николаевич подарил мне фильм «Ты слышишь, море...» Это для меня действительно память об училище, о замечательных педагогах-воспитателях, о нахимовцах, о нашем незабвенном друге Льве Столярове, посвятившем жизнь свою Военно-Морскому Флоту, служению Отечеству и воспитанию своих питомцев.
 
КРАТКАЯ СПРАВКА о первой в мировой практике совместной подводной «кругосветке»
2 февраля 1966 г. из губы Западная Лица Мотовского залива Баренцева моря вышла тактическая группа в составе ракетной (с крылатыми ракетами) ПЛ К-116 пр. 675 (капитан 2 ранга В. Виноградов) и торпедная атомная ПЛ К-133 пр. 627А (капитан 2 ранга Л. Столяров). Подводные лодки погрузились и начали движение на запад, с тем чтобы, обогнув Южную Америку через пролив Дрейка и преодолев два океана (Атлантический и Тихий), прийти с Востока на Камчатку.
Походный штаб группы располагался на К-116. В него вошли опытные подводники: командир отряда, командующий флотилией А.И. Сорокин, начальник штаба В.В. Владимиров, флагманский штурман Д.Э. Эрдман, флагманский инженер-механик B.C. Веселов, флагманский связист Е.Г. Батюшков, а также представитель Генерального штаба Вооруженных Сил СССР В. А. Каневский, представитель Главного Политуправления СА и ВМФ И.В. Громов. На борту К-133 находились второй (дублирующий) командир перехода капитан 1 ранга Евгений Гринчик, заместитель начальника электромеханической службы 3 Дивизии АПЛ СФ Иван Морозов, старший инспектор Политуправления ВМФ В.Н. Харитонов, представители от науки и промышленности.
По утвержденному маршруту кругосветного подводного плавания подводные лодки должны были пройти через Атлантику, обогнув Южную Америку через пролив Дрейка, и выйти в Тихий океан. Ледовая обстановка южнее Фолклендских островов и на подходах к проливу Дрейка в любое время года считается сложной и мало предсказуемой, что обусловлено постоянным дрейфом многочисленных айсбергов. Непрекращающееся торошение айсбергов создают шумовой фон, препятствующий выделению полезного сигнала при работе гидроакустического комплекса. Подныривать под айсберги подводным лодкам не представляется возможным, так как глубины подводных частей отдельных айсбергов могут доходить до 800-1000 м.
Для обеспечения форсирования опасного в ледовом отношении района Южной Атлантики были направлены два судна: экспедиционное океанографическое судно (ЭОС) «Гавриил Сарычев» и танкер «Дунай». На ЭОС находился второй экипаж ПЛ пр. 627А, моряки которого прошли дополнительную подготовку и изучили особенности обслуживания систем, устройств и механизмов ПЛ пр. 675. Походный штаб надводных судов обеспечения возглавлял капитан 1 ранга Владимир Чернавин, будущий адмирал флота. Главнокомандующий ВМФ, Герой Советского Союза.
Атомоходы шли по заранее согласованной диспозиции (по дистанции и глубине движения), периодически принимали радиосообщения, подвсплывая на перископную глубину. За весь переход плавания передачи радиосообщений с указанием текущих координат и состоянием дела осуществлялись только 9 раз сверхбыстродействующими сигналами, которые запеленговать практически не представляется возможным. Это было вполне оправданно. Подготовка к походу и само подводное плавание осуществлялось в строжайшей секретности в целях обеспечения наибольшей безопасности плавания наших атомных субмарин. Если бы американцы узнали о маршруте наших ПЛ, они предприняли бы все возможное, вплоть до провокаций, чтобы воспрепятствовать подводной одиссее советских атомоходов. Возможности же получить помощь извне в случае крайней необходимости для наших подводных лодок были весьма проблематичны (отсутствие баз, соответствующего обеспечения и т.п.).
Встреча подводных лодок с судами обеспечения прошла в Южной Атлантике в заранее обусловленном месте. Связь между ПЛ и судами осуществлялась на УКВ-диапазоне и УЗПС (ультразвуковой подводной связи). При проходе района с интенсивным движением айсбергов атомоход К-116 следовал за ЭОС «Гавриил Сарычев», а К-133 - за танкером «Дунай». Пролив Дрейка подводные лодки форсировали на глубине 70 м.
По свидетельству участников подводной одиссеи, на траверзе мыса Горн даже на глубине 70 м продолжительное время свирепствовал шторм, вызванный столкновением течений двух океанов. Посылка двух судов обеспечения в район Южной Атлантики была вполне оправдана. Прогнозирование ледовой обстановки в этом районе фактически не ведется. Опрос китобойных флотилий о местоположении айсбергов картину не прояснил. Более четкую картину на этот период (февраль месяц) дало изучение флагманским штурманом отряда Дмитрием Эрдманом вахтенных журналов и дневников ... адмирала Ивана Крузенштерна, который 160 лет тому назад прошел примерно таким же маршрутом на паруснике «Надежда».
9 марта 1966 г. отряд вышел в южную часть Тихого океана. Очередное рандеву сил обеспечения и атомоходов было назначено на подходе к острову Пасхи. Остров Пасхи - это вершина огромной подводной горы высотой более 6000 м. По плану подводной одиссеи Главнокомандующим ВМФ С.Г. Горшковым рекомендовалось подойти к острову Пасхи и, по возможности, сфотографировать его очертания через перископ, а также исследовать гидрологию океанских вод в этом районе. Однако полностью выполнить это задание не удалось. Свидетельствуют командир К-116 В. Т. Виноградов и командир БЧ-5 С.П. Самсонов: «Когда мы наплывали на эту гору, а под килем глубина уменьшилась до 1800 м, ПЛ вдруг начала быстро погружаться с дифферентом на корму, перейдя допустимую глубину погружения. Срочно была включена система аварийного продувания главного балласта и дан полный ход на всплытие. Опасное проваливание с большим трудом удалось остановить. Вероятнее всего атомоход попал в зону вод с аномальной плотностью, что могло повлечь непредсказуемые последствия для подводного плавания вплоть до гибели подводной лодки. Моряки с благодарностью осознали, что Северодвинский судостроительный завод высококачественно и надежно построил прочный корпус ПЛ, выдержавший запредельную глубину погружения. Было принято решение не искушать дальше судьбу и отойти от этой горы и острова.
Комментарий. Кроме прочности прочного корпуса, положение спасло высокая бдительность, выдержка, отличное знание техники и оружия моряками-подводниками, их беспредельное мужество и отвага. Ведь от катастрофических последствий для атомохода и всего экипажа в этой экстремальной ситуации решали считанные секунды. Действительно, здесь промедление смерти подобно.
Можно привести и другие примеры, свидетельствующие о сложности подводного плавания, когда морякам-подводникам в экстремальных условиях приходилось принимать неожиданные, нестандартные решения. На подводной лодке нет второстепенных механизмов и систем. Нет и лишних членов экипажа. Это тот случай, когда можно сказать: на корабле есть все (в разумных пределах) и ничего лишнего. Вооружение, торпедное и ракетное оружие, атомная энергетическая установка, навигационные и гидролокационные комплексы, средства связи, многочисленные механизмы, приборы, агрегаты, установки и оборудование прошли испытания на надежность и постоянную готовность к использованию как в повседневных, так и в экстремальных условиях подводного плавания. Примером другой нештатной ситуации может служить хотя бы выход из строя системы ДУК (устройство для удаления из ПЛ пластиковых контейнеров с бытовыми отходами) на К-116. Эта система может быть отремонтирована только после постановки ПЛ в док. Для наших «магелланов» это было исключено. Было принято решение выстреливать контейнеры из... торпедных аппаратов. Торпедисты получили незапланированную практику, выполнив около двухсот залпов контейнерами из торпедных аппаратов.
В процессе кругосветной экспедиции атомоходы и суда обеспечения решали практические и научно-экспериментальные задачи по изучению Мирового океана, по испытанию надежности и эффективности использования оружия и технических средств в различных климатических условиях и температурных режимах. Неспроста в подводной одиссее участвовали представители от науки и промышленности. В частности, на К-133 - заместитель главного конструктора ПЛА пр. 627А Александр Угрюмов, ученый-физик из Института ядерной физики Ростислав Егоров, специалист по испарительным установкам Кульбицкий и другие.
Подводная «кругосветка» К-116 и К-133 позволила заявить о приоритете первого в отечественной и мировой практике совместного (группового) плавания под водой. Преодолев почти 25 тысяч миль, атомоходы совершили тем самым, если не с географической точки зрения, то по сути - кругосветное плавание - 26 марта 1966 г. атомоходы К-116 и К-133 всплыли в надводное положение у берегов Камчатки, вошли в бухту Крашенинникова и ошвартовались у его пирса.
23 марта 1966 г. указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение задания командования и проявленное мужество, смелость и мастерство шестерым участникам похода - контр-адмиралу Анатолию Сорокину, капитанам 2 ранга Вячеславу Виноградову, Льву Столярову, инженер-капитану 2 ранга Ивану Морозову (заместителю начальника электромеханической службы), инженер-капитану 3 ранга Станиславу Самсонову (командиру БЧ-5 К-116), капитану 2 ранга Николаю Усенко (заместителю командира К-133 по политчасти) - было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и Золотой Звезды. Министр обороны СССР, Маршал Советского Союза Родион Малиновский с трибуны XXIII съезда КПСС 29 марта 1966 г. доложил об огромных возможностях Советского Военно-Морского Флота, о высоком мастерстве, мужестве и профессиональных качествах советских моряков. Многие отличившиеся участники похода были удостоены орденов и наград. Атомным подводным лодкам К-116 и К-133 впервые в истории отечественного флота в мирное время было присвоено звание гвардейских с передачей им гвардейских флагов североморской ПЛ Щ-422 и балтийской ПЛ Щ-203, заслуживших это почетное звание в годы Великой Отечественной войны.
После выхода ПЛ К-116 из боевого состава ВМФ гвардейское звание как эстафета было передано атомному подводному ракетному крейсеру «Воронеж», 30 декабря 1989 г. на нем впервые был поднят гвардейский Военно-морской флаг.

Столяров Лев Николаевич. - Морской сборник № 11, 2006 г.

 Родился 2 января 1930 г. в с. Гремучий ключ, ныне в черте г. Калуги, в семье рабочего. Русский, контр-адмирал (7.5.1980), Герой Советского Союза (23.5.1966), в Военно-морском флоте с 1949 г., в компартии с 1959 г.
Окончил железнодорожное училище (1946), 10 классов школы рабочей молодежи (1949), Тихоокеанское высшее военно-морское училище (10.1949—10.1953), Курсы офицерского состава подводного плавания при Учебном отряде подводного плавания ТОФ (10.1953—5.1954), Высшие специальные офицерские классы ВМФ (12.1958—7.1959), Военно-морскую академию (8.1967—6.1970).
Командир торпедной группы БЧ-3 (5.1954—11.1955), БЧ-2-3 (11.1955— 2.1957), помощник командира подводной лодки (2.1954—10.1957) С-163 8-го ВМФ КБФ.С октября 1957 г. по декабрь 1958 г. проходил службу на судах Министерства морского флота. Во время плавания на т/х «Маршал Говоров» совершенствовал практические навыки в кораблевождении.
С июля 1959 г. на атомных подводных лодках Северного флота: помощник командира ПЛ К-21 (7.1959— 3.1962), старший помощник командира ПЛ К-14 (3.1962—1.1964), командир ПЛ К-5 (1.1964—9.1965) и ПЛ К-133 (9.1965—6.1966). С получением приказания о перебазировании корабля на Тихоокеанский флот в течение месяца отработал все задачи боевой подготовки, своевременно и качественно подготовил материальную часть корабля к предстоящему походу.
В составе тактической группы К-133 совместно с К-116 с 2 февраля по 26 марта 1966 г. совершила трансокеанский переход с Северного на Тихоокеанский флот вокруг Южной Америки проливом Дрейка. В этот период подводники одновременно несли боевую службу. Лодки вышли из губы Западная Лица, прошли Норвежское море, Атлантический океан, пролив Дрейка, Тихий океан и ошвартовались в б. Крашенинникова на Камчатке. Поход прошел успешно, техника работала исправно, мелкие неполадки устранялись личным составом корабля, проявлявшим смелость, находчивость и профессионализм. В отчете за поход отмечено: «Переход совершен скрытно. Деятельность ВМС вероятного противника носила повседневный характер и никакого влияния на выполнение задачи не оказала». К-133 прошла 20 045,6 мили за 1285 ч. 58 мин., из них под водой 19899, 6 мили за 1264ч.
Из наградного листа: «...Столяров Л.Н., благодаря отличным знаниям энергетической установки корабля, средств движения и навигационного вооружения успешно управлял ПЛ в сложных условиях длительного подводного плавания в малоизученных районах Тихого и Атлантического океанов, в том числе среди айсбергов и ледяных полей в проливе Дрейка и водах Антарктики. ...Совершенный переход позволил получить исключительно важные научные данные по вопросам использования подводных лодок и ракетного оружия в любых районах Мирового океана, а также по гидрометеорологической обстановке и наиболее экономичным режимам плавания»,
За успешное выполнение специального задания и проявленные при этом мужество и отвагу Указом Президиума Верховного Совета СССР капитану 2 ранга Л.Н.Столярову присвоено звание Героя Советского Союза, атомная подводная лодка К-133 в апреле 1966 г. удостоена гвардейского звания.
Продолжил службу на той же лодке, зачисленной в состав дивизии подводных лодок КВФ ТОФ (6.1966—8.1967), заместитель командира дивизии (6.1970—3.1971).
Начальник отделения заочного обучения Военно-морской академии им. А.А.Гречко (3.1971 — 1.1979), начальник Ленинградского нахимовского военно-морского училища (1.1979—9.1990). Из аттестации 1989 г.: «Училищем руководит уверенно, пользуется большим авторитетом и любовью у нахимовцев. Хороший педагог, умело использует свою богатую морскую практику для воспитания любви к морской службе, обладает хорошими методическими данными и личным опытом образцовой службы. Уставную требовательность к воспитанникам сочетает с отцовской заботой об их быте, хорошо знает настроение обучаемых, у воспитанников к нему доверительное отношение».
С сентября 1990 г. в запасе. Награжден орденами Ленина (1966), Красной Звезды (1984), «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени (1975), медалями.
Умер 28 февраля 1992 г. в Санкт-Петербурге. Похоронен на гражданском кладбище пос. Победа Выборгского района Ленинградской области.
Материал подготовлен в Центральном военно-морском архиве Т.ПОЛУХИНОЙ/

Продолжение № 1.





Сейчас на сайте нахимовцы: нет зарегистрированных пользователей online

Copyright © Сирый Александр Сергеевич.
Административная группа и редколегия сайта: Сирый А. С.(ЛНВМУ-84), Максимов В.В.(ТНВМУ-52), Цариков А.В.(ЛНВМУ-86), Богданов И.Я.(ЛНВМУ-83), Мустафин Р.Р.(ЛНВМУ-84).
При использовании материалов сайта ссылка на сайт http://www.nvmu.ru обязательна. Сайт является некоммерческим благотворительным прoектом. Коммерческое использование материалов запрещено. Все фото, кино и видеоматериалы, звуковые и текстовые файлы могут быть использованы в коммерческих целях только с разрешения их правообладателей или в некоторых случаях администрации нахимовсого сайта.
Проект получил благословение Святейшего Патриарха Алексия Второго.
                                           
 Военно-морской клуб  «АВТОНОМКА» Александра Викторова   Сайт Рената Мустафина 
Профессиональная фото и видеосъемка в Санкт-Петербурге

Круизы по всему миру, Клуб Путешествий Советский

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    

вход для нахимовцев
log.
pass. 
войти запомнить
напомнить пароль
   радио"АВРОРА"

Объявления
предыдущие сообщения

Нахимовское военно-морское училище

Кинозал

Интервью с историком 
архитектуры Кириковым Б.М.


   Смотреть полностью
---------------------------------------
  

  НА ЗАМЕТКУ
---------------------------------------
Луцкий А.Н.


 "За прочность прочного
корпуса"
---------------------------------------
Лойкканен Г.Г. Агронский М.Д.


 Сборник материалов об
Рижском нахимовском
училище (1945-1953гг.)
---------------------------------------
Поэт Игорь Жданов


 Книга-тетрадь
"Первые стихи..."
---------------------------------------
Дневник  Ю.Я. Слесарева


 Серия
"Нахимовские дневники"
---------------------------------------
Н.А. Верюжский


 Книга воспоминаний
выпускника РНВМУ
Николая Верюжского.
---------------------------------------
Ю.Л. Коршунов


  "Воспоминания и
размышления
о службе, жизни, семье."
---------------------------------------
Игорь Жданов


 Повесть "ВЗМОРЬЕ"
---------------------------------------