галереи
Альберт Петрович Можейко, ЛНВМУ, 1950г
добавил: Aleks
Мои бабушка и дедушка Соколовы
добавил: 11071947
 

Всего зарегистрированных нахимовцев-2110
 
показать всех
только список
     ---------------------------------
           
           НА ЗАМЕТКУ

     ---------------------------------
       Сборник воспоминаний
                
 Тбилисское Нахимовское
             военно-морское
                   училище

       ---------------------------------
             Николай Максимов
               
          "Этика развития
                    личности"          
       ---------------------------------
                   Юрий Росс
            "Тот самый остров"
               

         Сюр-историческая
       приключенческая повесть
       ----------------------------------
       Р.Б.Семевский-Лепорский
               

       Субъективный взгляд 
           очевидца на историю 
           6-го выпуска ЛНВМУ" 
       ---------------------------------
               Владимир Габарь
               
               Пароль 17
     ---------------------------------
              Ренат Мустафин

           
       Заметки на полях
           вахтенного журнала

     --------------------------------
               А.И. Палитаев
              

     "Мои пути подводные"
     --------------------------------
                Игорь Жданов
              

   Дневниковые записи 
             "Такая судьба."
    --------------------------------


 
 

Архивные дела военнослужащих

А - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Щ - Э - Ю - Я
 
Поленов
Лев
Андреевич

ЛНВМУ

Война и мир контр-адмирала Блинкова : воспоминания, письменные и фотодокументы. - Саранск : Типография "Красный октябрь", 2007.

Как-то встал вопрос о крейсере «Аврора». До войны он числился в составе учебных кораблей, подчиненных начальнику ВМУЗов. Стоял в Ораниенбаумской гавани. Ремонтировать его не было смысла, поэтому поступило предложение разобрать на металлолом. Но поступило и другое предложение: поставить «Аврору» на Неве, около училища им. М. В. Фрунзе, и соорудить на ней плавательный бассейн. Но и оно осуществлено не было. Поскольку в Ленинградском нахимовском училище условия были очень стесненные, предложили отремонтировать крейсер под жилые помещения нахимовцев и поставить его как памятник революционных событий у набережной, напротив училища.
В дальнейшем командование училища организовало на крейсере музей, связалось с партийными организациями города, центральным музеем ВМФ. Разыскали авроровцев, участников революции, комиссара революционного комитета моряков Александра Викторовича Белышева. В результате «Аврора» обрела вторую жизнь прославленного революционного крейсера.
Командиром крейсера в период революции был мичман Лев Андреевич Поленов. Но во всех печатных изданиях, повествующих о событиях того времени, Поленов упоминается редко. Может быть, потому, что он в 1930-х годах был арестован и отбывал срок на Беломорканале. Но затем реабилитирован и восстановлен на военно-морской службе.
Я с Поленовым встретился в училище им. М. В. Фрунзе, он был старшим преподавателем и читал навигацию. Тактичный, скромный офицер. Внимательный к людям. Во время войны оставался в училище, где и закончил службу уже после войны в звании капитана 1 ранга. Я его несколько раз спрашивал про события в Октябре. Однако он от рассказа уклонялся, ссылаясь на то, что все это подробно описано. Но очень хорошо отзывался о Душенове, Хабиреве и других матросах - авроровцах. У него был родной брат - врач, хирург, профессор, работал в области нейрохирургии.

НАША «АВРОРА». Об отце, Льве Львовиче Поленове. - Путь в моря. Очерки о Ленинградском нахимовском училище. Составитель: Раздолгин А. А. Л.,1984.
Лев Львович, ваш отец, Поленов Лев Андреевич, с 1922 по 1928 год был командиром крейсера «Аврора», затем начальником цикла военно-морской подготовки в нахимовском училище, чуть позже заместителем начальника училища.  Практически вся его жизнь связана с кораблем революции. А какую роль в вашей судьбе сыграл крейсер «Аврора»?
     Я родился я вырос в семье военного моряка в Ленинграде. Естественно, выбор профессии меня никогда особо не волновал. Знал: как и отец, буду моряком. Когда был объявлен набор в нахимовское, не раздумывая решил поступать в него. Учиться было интересно. С мальчишеской любознательностью овладевали помимо общеобразовательных дисциплин и морскими науками: изучали устройство шлюпки, осваивали практику хождения на шлюпках под парусом и на веслах, учились вязать морские узлы, овладевали штурманским делом, которое в будущем я избрал своей специальностью, закончив Ленинградское высшее военно-морское училище имени М. В. Фрунзе.
     Большим и радостным событием для нас стало известие о том. что легендарный крейсер «Аврора» становится на вечную стоянку у нашего училища и станет нашей учебной базой.
     С волнением читали мы решение Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся, опубликованное в газетах:
     «1. Принять предложение Народного комиссара ВМФ СССР об установлении навечно Краснознаменного крейсера «Аврора» на Неве как памятника активного участия моряков Балтфлота в свержении буржуазного Временного правительства в дни Великой Октябрьской социалистической революции.
     2. Краснознаменный крейсер «Аврора" установить у Петроградской набережной по реке Большой Невке, против здания Ленинградского нахимовского военно-морского училища».
     17 ноября 1948 года тысячи ленинградцев стали свидетелями необычной картины. По Неве к назначенному месту, совершая свой последний исторический переход, величаво шел крейсер, имя которого стало символом рождения нового мира. Для меня этот момент был особо волнующим: ведь проводку крейсера осуществлял заместитель начальника по учебной части капитан 1 ранга Лев Андреевич Поленов - мой отец, вся жизнь которого связана с "Авророй".
В период вооруженного восстания мичман Поленов стоял вахтенным офицером, потом защищал завоевания революции на полях гражданской войны. В 1922 году, когда Ленинский комсомол принял шефство над Военно-Морским Флотом, Л. А. Поленов вернулся на родной корабль командиром. Вместе с ветеранами корабля принялся за восстановление и ремонт крейсера. Несмотря на целый ряд трудностей, работы проводились успешно. Через год корабль был уже готов вступить в боевой состав Военно-Морского Флота. 23 февраля 1923 года над «Авророй" взвился Военно-Морской флаг.
     Долгое время корабль революции был учебной базой командных кадров флота. Будущие офицеры флота совершали на «Авроре" заграничные плавания и всегда демонстрировали высокие моральные качества, выучку, культуру поведения. Не одна тысяча походных миль осталась за кормой крейсера.
     И вот теперь исторический корабль застыл на вечной стоянке прямо напротив училища, стал нашим настоящим вторым домой. В просторных кубриках разместились нахимовцы старшей роты. Мы гордились этим и старались организовать свое время в строгом соответствии с корабельными правилами. Вместе с матросами оборудовали прекрасные учебные классы и кабинеты, изготовили стенды, наглядные пособия, создали небольшой бассейн, в котором испытывали управляемые модели катеров. Это было наше общее увлечение.
     В свободное от службы и учебы время вместе с товарищами облазили корабль, как говорится, от киля до клотика. Нас интересовало буквально все: как обеспечивается живучесть корабля, каково штурманское вооружение, каков принцип работы главных машин и вспомогательных механизмов. Следует отметить, что на все интересующие нас вопросы мы получали исчерпывающие ответы матросов и командного состава корабля. Они охотно делились с нами своими знаниями. Изучение целого ряда специальных дисциплин именно на корабле значительно помогло нам в дальнейшем, когда мы стали уже курсантами высших военно-морских учебных заведений.
     Не забываем мы нашу "Аврору" и сейчас.

Л. Поленов. Об отце. Лев Андреевич Поленов. (Из книги Поленова Л.Л. «Второе рождение «Авроры». - Л.: Лениздат, 1987. -80-86 с.).
В 1944 году Лев Андреевич был назначен начальником цикла военно-морского дела Нахимовского училища, созданного в Ленинграде.
     «Здравствуйте, Лев Андреевич!
     Приветствую Вас с возвращением в родные края. Устраивайтесь и осматривайтесь, вступайте в командование «трестом морского воспитания» (цикл плюс «Аврора»). Готовьтесь к началу занятий с первой ротой. (с) В 1944 году при создании училища 1-я рота была старшей и приравнивалась к 7-му классу общеобразовательной школы. Далее шли 2,3,4 и : роты, соответствующие 6,5,4 и 3-му классам. В 1945 году, когда 1 рота стала 8 классом, 2 - рота . 7-м и т.д., был произведен набор в новую 6-ю роту. Такая, - шестиротная структура сохранялась до 1948 года, пока не была выпушена 1 рота, после чего был вновь произведен набор в 6 роту, но уже в 5 класс.
     С 30 октября... Рекомендую начать классные занятия по основам военно-морского дела с рассказов воспитанникам о самых элементарных морских вопросах... Учтите, что любознательность потрясающая... Программу военно-морского дела надо насытить самыми необычно элементарными вопросами из жизни , быта и традиций флота, корабля, моряка, а не ограничиваться лишь блоками и гаками. Знакомя, воспитанников, например, с классами кораблей надо вклинить (иллюстрировать) «Аврору», «Потемкина», "Варяга" и т.д. и т.п., излагая их историю, рекомендуя литературу. Иначе говоря, Ваш (ведущий!) предмет - это не только и не столько блоки и гаки, сколько воспитание будущего моряка. Следовательно, здесь понадобится и военно-морская география, и примеры из современности. Больше иллюстраций, примеров!... Покажите на живых, житейских примерах важность блока, и тогда блок оживет и его будут уважать! До скорой встречи! И.Изачик.»
     Таким письмом встретил Л.А. Поленова 22 октября 1944 года начальник Ленинградского нахимовского военно-морского училища, капитан 1 ранта Николай Георгиевич Изачик. (Н.Г.Изачик - контр-адмирал в отставке, первый начальник ЛНВМУ (1944 - 1949 гг.)).
     Обстановка в училище была сложной. Наступал учебный год, а воспитанники находились в лагере на берегу озера Суоло-Ярви (ныне озеро Нахимовское) на Карельском перешейке. В здании училища полным ходом шли ремонтные работы, и воспитанники должны были, по мере подготовки учебных и жилых помещений, поротно прибывать в город.
     Надо было создавать все заново: морской кабинет, учебные мастерские, добывать наглядные пособия, предметы корабельного снабжения, модели кораблей, специальную литературу и учебники. Одним словом, дел было выше головы. На цикле верными помощниками Поленова были: капитан 3 ранга М.М.Рожков, капитан-лейтенант В.Ф. Шинкарснко, капитан А.А Филиппов, старшины и матросы: А.П. Виллемсон, Д.П. Ветров, Г.И. Жеребцов, В.Г.Повар, Г.Н.Калиниченко. И. Несвад и др.
     Но кроме задач, связанных с организацией цикла военно-морского дела, предстояли работы по восстановлению Краснознаменного крейсера «Аврора». Наркомат ВМФ и Ленинградский городской Совет депутатов трудящихся решили сохранить корабль, как исторический памятник Октябрьской революции. Установив навечно в Ленинграде и передав в качестве учебного корабля Нахимовскому училищу.
     Занимаясь созданием цикла военно-морского дела, разрабатывая учебные программы, подбирая и готовя преподавателей, добывая плавсредства для шлюпочных баз в Ленинграде и на озере Суоло-Ярви, Лев Андреевич непосредственно участвовал в восстановлении «Авроры». А этих работ было очень много. Предстояло из тяжелораненого, простоявшего три года в Ораниенбауме (ныне - Ломоносов) под обстрелом немецких батарей, полузатонувшего корабля создать полноценную учебную базу для будущих офицеров флота. Отличное знание корабля, его устройства, расположения помещений и механизмов помогли Льву Андреевичу при разработке тактико-технического задания на переоборудование.
     Еще раз эти знания пришли ему на помощь, когда в ночь с 3 на 4 Мая 1945 гада пришлось с риском для жизни открывать кингстон затопления, чтобы выпрямить завалившийся наборт из-за неожиданного поступления воды крейсер, стоявший в Барочном бассейне Ленпорта.
     В то время Лев Андреевич писал:
     «Живой прообраз, живое воплощение героической истории нашего флота, корабль этот, переданный Нахимовскому училищу, должен сыграть особую, незаменимую роль в деле воспитания будущих морских офицеров. В истории этого корабля, на котором будут находиться нахимовцы, отразилась вся история последнего пятидесятилетия нашего флота. Участник Цусимского боя, первой мировой войны, Великого Октября и Отечественной войны, корабль этот будет лучшей школой боевых традиций Никакие описания, картины, книги не могут дать того, что дадут нашим юным морякам борта крейсера, простреленные японскими и немецкими снарядами трех войн.
     Воспитание человека - особенно будущего военного моряка - дело чрезвычайно трудное. Оно требует длительного времени, должно систематически вестись с раннего возраста и только через много лет может дать огромные плоды.»
     Работы по восстановлению и переоборудованию корабля успешно завершились к ноябрю 1948 года. И 17 ноября, после того, как: Краснознаменный крейсер принял участие в морском параде в честь Октября, он был переведен к месту вечной стоянки, у Нахимовского училища. В этот раз Лев Андреевич совершил свой последний переход на дорогом ему корабле от заводской стенки Васильевского острова к Петроградской набережной Большой Невки.
     Свидетельством уважения и авторитета, которыми пользовался Лев Андреевич на последнем своем посту у юных нахимовцев, могут быть стихи воспитанника 2 роты Ростислава Расса, написанные им в 1947 году по случаю трехлетия училища. Страстно мечтавший стать подводником, Ростислав Петрович Расс (1930 -1957) в 1949 году окончил Нахимовское училище, а в 1953 году - Высшее военно-морское училище. Подводник-североморец, старший лейтенант Р.П. Расс погиб в 27 лет при исполнении воинского долга.
Подходит праздник третьей годовщины...
Уж мы не те, что были в первый год.
Нас приучили к строгой дисциплине.
К преодоленью воинских невзгод.
Служить мы будем пламенно и верно,
Отличной службы нам дает пример
Любимый всеми ротами Поленов -
Заслуженный на флоте офицер.
     Но и уйдя в отставку, Лев Андреевич не перестал служить флоту. Он начал создавать музей "Авроры", материалы для которого собирал е начала восстановления и переоборудования крейсера.
     Скончался Лев Андреевич внезапно 23 ноября 1958 года во время беседы с пионерами о крейсере «Аврора».
     Многолюдный кортеж провожавших в последний путь Льва Андреевича приостановился на Петроградской набережной, напротив Краснознаменного крейсера. На борту корабля была выстроена команда, приспущен флаг - «Аврора» прощалась со своим бывшим командиром.
Чернов Ю.М. Судьба высокая «Авроры».
Кто видел в корабельном музее портрет Льва Андреевича Поленова, тот едва ли его забудет. Широкий лоб, большое, открытое лицо, в котором соединились интеллигентность и решимость, во взгляде — мысль. Пусть прочесть, разгадать эту мысль нельзя, но очень хочется представить себе, о чем думал в эту минуту Лев Андреевич.
Этот портрет запомнился мне, наверное, навсегда. В открытом лице угадывались внутренняя сила и душевная щедрость. И поселилось во мне желание узнать о Поленове больше, чем я узнал, и рассказать больше, чем рассказано в главах о грозовом феврале и победном октябре 17-го года.
Пожалуй, о каждом авроровце можно написать книгу, потому что крейсер шел по главному фарватеру века. Однако немногие так тесно, так органично связаны с «Авророй», как Поленов. С юных лет и до конца жизни. Даже смерть Поленова... Впрочем, не будем забегать вперед.
Лев Андреевич Поленов и сейчас как бы присутствует на Васильевском острове, в квартире сына. В высокой и просторной гостиной отсвечивают, поблескивают кортики, которые носил Поленов, на картинах и фотографиях дыбятся волны морей, по которым он плавал. Тут рисунки, этюды, полотна его друзей-маринистов и картины, писанные рукой самого Льва Андреевича.
На стенах — легкие парусники, гонимые ветром, мощные, громоздкие броненосцы, под которыми расступается свинцовая тяжесть осеннего моря, предгрозового, темного, сурового.
Сын Поленова, Лев Львович, тоже военный моряк, капитан I ранга, нахимовцем проходил практику на «Авроре». Он попытался сохранить в квартире все, как было при отце.
Когда-то, читая воспоминания Поленова, я выписал строку: «Как ласкает глаз вид морского простора». У истинного моряка, наверное, есть неодолимая потребность, чтобы и на земле все напоминало море, чтобы подойти к барометру, посмотреть, куда клонится чутко подрагивающая стрелка, и успокоенно отойти: погода будет!
В квартире сына — все об отце, все, что связано с его склонностями, привязанностями, морской службой. Тут даже стеньги с «Авроры», сбитые во время войны, и медные болты, оставшиеся после ремонта крейсера. [277]
Что-то помешало Льву Андреевичу расстаться с ними! Лев Львович показывает большой лист ватмана, на котором родословное древо Поленовых. Все очень старательно вычерчено: глубокие корни уводят в петровские времена, когда Поленовы, служившие в Преображенском и Семеновском, воевали против шведов и турок; есть в давнем и славном роду ветви, напоминающие о выдающемся хирурге, создателе «Атласа операций на головном и спинном мозге», и выдающемся художнике, авторе «Московского дворика».
Может быть, судьба предрекала Льву Андреевичу путь художника?
На стене помимо кораблей разных времен — маленькая акварель. Рыжие сосны. Сквозные ветви. Густой воздух. Я не оговорился — есть ощущение густого, настоянного хвойного воздуха.
Эту акварель написал двенадцатилетний Лева Поленов.
— Да, — соглашается со мной Лев Львович, — живопись [279] была второй страстью отца. Но первой его страстью, главной, всепоглощающей, было море. И зародилась она, эта страсть, как это часто бывает, в детстве...
С четырехлетнего возраста мальчик жил в Кронштадте. Все улицы выводили на синий простор. Тянулись в небо мачты кораблей, кричали чайки, и сам остров, на котором раскинулся город, казался порою плывущим. Кронштадтский собор в вечерних сумерках напоминал высокие башни линкоров.
Отец его служил в морском госпитале. Везде были моряки — на кораблях, на улицах, дома.
Толчок, потрясший душу маленького Поленова, произошел неожиданно. В Кронштадт из Филадельфии, где он строился, пришел крейсер «Варяг». На нем служил один из родственников отца. Долгие вечера заполнились рассказами о дальнем плавании, о достоинствах быстроходного, совершенного, лучшего в ту пору крейсера.
«А когда меня как-то взяли на крейсер, — пишет в своих воспоминаниях Л. А. Поленов, — и я побывал на самом «Варяге», он стал для меня еще ближе и, после родителей, казался наиболее дорогим существом. Быть может, здесь покажется странным, что неодушевленный предмет, сочетание железа и стали, может возбудить подобное чувство, но это так, и в этом-то, я думаю, и заключается та особая любовь моряков к своему кораблю, флоту, которая направляет людей на подвиги ради своего корабля, чести флага, достоинства Родины».
На долю семилетнего Поленова выпало провожать «Варяг», когда он уходил из Кронштадта на Дальний Восток. Жены, сестры, дети прощались с мужьями, с родными и близкими, не зная, что прощаются навсегда.
Крейсер отчаливал, разорвав объятия, а синяя полоса воды, как непреодолимая граница, разделила навеки тех, кто запрудил причал, и тех, кто усыпал палубы, вскарабкался на стройные мачты крейсера.
Гремел марш, в котором нерасторжимо слились высокая торжественность и горечь разлуки. А спустя несколько лет долетела из далекой дали трагическая весть о гибели» «Варяга».
«Я плакал и рыдал, как о смерти самого близкого человека», — запишет потом Поленов.
Студия документальных фильмов Петра Солдатенкова "Киностудия ПС". "Крейсер "Аврора". Документальный фильм-трилогия ("Душа "Авроры", "Орудия "Авроры", "Жизнь "Авроры"). Рассказ капитана 1 ранга Льва Львовича Поленова - сына моряка и внука знаменитого нейрохирурга.
Кто же не знает "героического корабля революции"?..
Так называемый "залп "Авроры"" открывал историю Страны Советов для нескольких поколений наших соотечественников - от школьных учебников до праздничных докладов Генеральных секретарей.
И мало кто задумывался, что история корабля ведёт своё начало отнюдь не с 1917 года.
Сто двадцать тысяч морских миль осталось за кормой корабля, побывавшего и на далёких тропических островах Южного полушария, и в Тихом, и в Индийском океанах, и у берегов Африки, и в европейских портах - от Средиземного до Северного морей.
Итак, "Аврора" вступила в строй русского флота в 1903 году, в составе 2-й Тихоокеанской эскадры участвовала в печально знаменитом Цусимском сражении русско-японской войны, в 1-ю Мировую войну действовала против немцев на Балтийском море, а к февралю 1917 года оказалась у ремонтной стенки в Петрограде...
На экране - старший научный сотрудник музея "Авроры" - вице-адмирал Авраамов Георгий Николаевич... Его стараниями в последние годы корабль стал своеобразным "клубом аристократов". Ежегодно на борту крейсера - в годовщину Цусимского сражения - собираются со всего света потомки морских офицеров русского происхождения.
В корабельной часовне - кстати, первой по счёту, восстановленной в новое время на российском флоте - проходит панихида по погибшим морякам. Специально для этого из Франции приезжает внук одного из участников морского сражения - священник отец Николай Солдатенков.
Вот вам и "корабль революции"!
Цитата из корабельного журнала за 25 октября 1917 года: "В 9 часов 40 минут, согласно приказу Военно-революционного комитета, произвёл условный выстрел по Зимнему дворцу для того, чтобы заставить Временное правительство сдать власть Советам".
...Тогда, 25 октября 17 года, дежурил по крейсеру, в том числе фиксируя происходящее в вахтенном журнале, молодой офицер Поленов Лев Андреевич, ставший через несколько лет первым "красным" командиром крейсера.
Рассказ капитана 1 ранга Льва Львовича Поленова - сына моряка и внука знаменитого нейрохирурга. Воспитанник Ленинградского Нахимовского училища первого набора 44 года, мальчиком он встретился с "Авророй", и она стала для него - как и для его отца - судьбой.
Этот материал снят в 1995 году и до сих пор не был опубликован - а Лев Львович уже ушёл из жизни. Остался уникальный фотоархив и книга, посвящённая "Авроре", над которой он работал всю жизнь.
20-е годы... Скромная работа крейсера в ледокольном отряде, на вторых ролях в составе Балтийской эскадры... Но в 30-е - это уже учебный корабль возрождающегося Красного Флота. Начинается новая жизнь заграничным вояжем в Скандинавию.
В дни блокады Ленинграда - посаженный днищем на мелководье - крейсер выступает в роли береговой артиллерийской батареи... Его пушки - детище Обуховского завода - громят врага на суше.
"Аврора" избежала участи многих других своих ровесников, отправленных на металлолом. После открытия в Ленинграде Нахимовского училища, корабль снова стал Учебной базой для будущих кадров военного флота. Драматична и ещё не до конца осмыслена история знаменитой реконструкции корабля. Вот хроника - по Неве, в сторону Адмиралтейских верфей, буксиры "ведут" "Аврору" на ремонт...
Сегодня кажутся архаикой горячие споры, связанные с "большим ремонтом" - но в них отражено Время: прошедшее, настоящее и будущее. И всё же - что ни говори: "Аврора" - это единственный в нашем Отечестве военный корабль дореволюционной России.
И если корабли действительно похожи на людей - этот столетний ветеран, попеременно то обруганный, то усыпанный наградами и почестями, очень одинок "средь шумного бала" нового времени...
Основой фильма станет хроника - а её немало... Двадцатый век - вот фон и декорации этой пьесы.
Авит - Выставки.
Морская офицерская сабля Российского императорского флота.
Клинок - Россия, Обуховский сталелитейный завод,  Эфес - "Шаф и сын", 1872г.
Сталь, латунь, кожа, дерево
Размеры: 88 х 11,5х 6 см
ЦВММ
    Клинок однолезвийный с елманью и обоюдоострым концом (74х2,9), на 35 см от гарды клинок украшен: на правой голомени золоченая надпись "Генералъ - адмирала Константина Николаевича", по обе стороны от которой нанесён синеный растительный орнамент. Доминантой украшения левой голомени является силуэт монитора "Стрелец", окаймлённый синеным растительным орнаментом, аналогичным правой стороне. Гарда из трех дужек, латунная. Деревянный черен обтянут кожей и 16 витками крученой проволоки. Деревянные ножны обтянуты кожей, прибор латунный. На обухе клинка надпись "Обуховского сталелитейного завода 1872 г." На дужке гарды "Шаф и сыновья Санкт-Петербург".
    Командир крейсера "Аврора" капитан 1 ранга Поленов Л.А. обменял в 1918 г. у революционных матросов на свой золотой портсигар саблю в.к. Константина Николаевича. В 2003 г. по решению его сына - Льва Львовича Поленова, сабля была передана музею через Амирханова Л.И.
Сайт о Вадиме Козине. Глава 13.
Ты знаешь, кто это?
    Козин ткнул пальцем в групповой снимок, сделанный явно в двадцатые годы и не раз уже переснятый. Какие-то дореволюционного вида люди - с бородками, в пенсне, в халатах. Я узнал лишь очень молодого Козина, расположившегося прямо на полу и чуть сбоку от центра группы.
    В середине Андрей Львович Поленов, крупнейший медик, главный хирург поликлиники имени Вредена. Его сын Лев Андреевич был в то время капитаном крейсера "Аврора". А это я, видишь, в строгом костюме, с бабочкой. Я очень часто играл и пел у них дома. Там устраивались вечеринки, приходило много моряков, танцевали до утра. А когда я уходил, то неизменно нащупывал в карманах пальто деньги. Дать мне в руки они стеснялись, знали, что я не возьму, поэтому прибегали к маленькой хитрости -незаметно клали в карман пальто.

Пятьдесят лет спустя (альманах второго выпуска ЛНВМУ). Редактор - составитель: Солуянов В.Е. СПб.,1999.

А кроме моря помним будни в классе,
Учителей своих, усердных в массе,
Которые английскому учили языку,
Учили математике и слову,
А кто из этого не вынес «ни гу-гу» -
Ленивый был иль просто бестолковый.
Настойчиво учили и толково
Вбивая в наши головы основы
Украинцев, Криницын, Соловьева,
Смирнов, Поленов, Муравьев:
Делиться каждый знаньями готов.

Степенны Миловидов и Данилов,
Непредсказуем математик Дымов,
Приветлива эффектная Тиванова,
Серьезны Базилевская и Павлова,
А римскую историю давала на «отлично»
Нам "Клеопатра", что тоже символично.

Сперанский, с его слов,
Был близкий друг Толстого,
Какие байки заливал!...
Знаком был с Горьким,
Тот ему обязан стольким!...
И к месту, и не к месту вспоминал,
В Поляне Ясной, у Толстого,
Какие с ним чаи пивал ...

Весьма непопулярен физик был,
Уж очень он ехидничать любил.
Ему казалось мы не тех кровей,
Не уважал он ленинских идей:
«Вам все равно учеными не быть!»
И в этом нас пытался убедить.
Вопрос поставлен: быть или не быть?
И приходилось физику учить.

Любили, между делом, танцевать,
Учили Хавские - дуэт Владимир с Аллой,
Об этом так приятно вспоминать,
И навыки те не пропали даром.
...

Должность начальника цикла военно-морского дела, а впоследствии заместителя начальника училища занимал капитан 1 ранга Лев Андреевич Поленов - первый командир крейсера «Аврора» после революции, выходец из знаменитой династии Поленовых. Надо ли говорить, какой популярностью пользовался он среди нахимовцев! Думаю, что именно своей причастностью к истории, ему удавалось прививать воспитанникам училища любовь и уважение к трудной и в то же время романтической профессии моряка.

Дневник воспитанника 1-й роты 12 класса Игоря Леоненко. 

17.05.46. Был в читальне, читал «Огонек». Построение в актовом зале, разбор дисциплины. Начальник училища кап. 1-го ранга Изачик уехал в Кисловодск в отпуск. Его заменяет кап. 1-го ранга Поленов. Была контрольная по сигнализации. Благополучно.
15.07. После приборки опять поднимали паруса. Приезжал Поленов. «Пейс» облил водой, вода попала в часы. Пока ходят. После обеда «Аврору» сняли с причала и на буксире повели в залив к Кронштадту на киносъемку.
30.07.47. Едем на экскурсию по Волге в составе 22 человек. Из нашей роты 6 человек. Старший кап. 1-го ранга Поленов. 1 августа 1946 г. Прибыли на поезде в Горький в 4.30 утра. 2—16 августа  экскурсия  на  пароходе до Астрахани  и обратно. Видели лежащий в руинах Сталинград.  Буханка хлеба с рук стоит 60 руб. 16-18 августа добирались из Горького поездом до Л-да.

Офицеры 
Большую роль в формировании нравственного облика  нахимовца сыграл и Лев Андреевич Поленов, потомок известного дворянского рода, капитан 1 ранга, бывший командир крейсера «Аврора», занимавший в училище должность начальника цикла военно-морской подготовки. Воспитанный в старых дореволюционных традициях, Поленов не отделял эстетическое воспитание от задач воспитания военного. Именно Лев Андреевич изложил на учебном совете 12 февраля 1945 года морально-этическое кредо воспитанника училища, включившее в себя основные принципы воспитания морского офицера Российского императорского флота и ставшее на долгие годы негласным программным документом для каждого имеющего отношение к Ленинградскому Нахимовскому. В училище вместе с Поленовым были направлены ещё два потомственных дворянина – капитан 1 ранга С. А. Благодарев, ставший заместителем начальника училища по учебной части и полковник В. В. Данилов, занимавшийся циклом русского языка и литературы. Влияние офицеров-дворян на нахимовцев было, может, и не столь ощутимым, но бесследно, естественно, не проходило.



Свадьба. Я уже загорелась мыслью сделать гравировку на наших кольцах.



Сейчас на сайте нахимовцы: нет зарегистрированных пользователей online

Copyright © Сирый Александр Сергеевич.
Административная группа и редколегия сайта: Сирый А. С.(ЛНВМУ-84), Максимов В.В.(ТНВМУ-52), Цариков А.В.(ЛНВМУ-86), Богданов И.Я.(ЛНВМУ-83), Мустафин Р.Р.(ЛНВМУ-84).
При использовании материалов сайта ссылка на сайт http://www.nvmu.ru обязательна. Сайт является некоммерческим благотворительным прoектом. Коммерческое использование материалов запрещено. Все фото, кино и видеоматериалы, звуковые и текстовые файлы могут быть использованы в коммерческих целях только с разрешения их правообладателей или в некоторых случаях администрации нахимовсого сайта.
Проект получил благословение Святейшего Патриарха Алексия Второго.
                                           
 Военно-морской клуб  «АВТОНОМКА» Александра Викторова   Сайт Рената Мустафина 
Профессиональная фото и видеосъемка в Санкт-Петербурге

Круизы по всему миру, Клуб Путешествий Советский

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    

вход для нахимовцев
log.
pass. 
войти запомнить
напомнить пароль
   радио"АВРОРА"

Объявления
предыдущие сообщения

Нахимовское военно-морское училище

Кинозал

Интервью с историком 
архитектуры Кириковым Б.М.


   Смотреть полностью
---------------------------------------
  

  НА ЗАМЕТКУ
---------------------------------------
Луцкий А.Н.


 "За прочность прочного
корпуса"
---------------------------------------
Лойкканен Г.Г. Агронский М.Д.


 Сборник материалов об
Рижском нахимовском
училище (1945-1953гг.)
---------------------------------------
Поэт Игорь Жданов


 Книга-тетрадь
"Первые стихи..."
---------------------------------------
Дневник  Ю.Я. Слесарева


 Серия
"Нахимовские дневники"
---------------------------------------
Н.А. Верюжский


 Книга воспоминаний
выпускника РНВМУ
Николая Верюжского.
---------------------------------------
Ю.Л. Коршунов


  "Воспоминания и
размышления
о службе, жизни, семье."
---------------------------------------
Игорь Жданов


 Повесть "ВЗМОРЬЕ"
---------------------------------------