галереи
Валентин Евгеньевич Соколов, аврал
добавил: valentin
3
добавил: olegv
 

Всего зарегистрированных нахимовцев-2110
 
показать всех
только список
     ---------------------------------
           
           НА ЗАМЕТКУ

     ---------------------------------
       Сборник воспоминаний
                
 Тбилисское Нахимовское
             военно-морское
                   училище

       ---------------------------------
             Николай Максимов
               
          "Этика развития
                    личности"          
       ---------------------------------
                   Юрий Росс
            "Тот самый остров"
               

         Сюр-историческая
       приключенческая повесть
       ----------------------------------
       Р.Б.Семевский-Лепорский
               

       Субъективный взгляд 
           очевидца на историю 
           6-го выпуска ЛНВМУ" 
       ---------------------------------
               Владимир Габарь
               
               Пароль 17
     ---------------------------------
              Ренат Мустафин

           
       Заметки на полях
           вахтенного журнала

     --------------------------------
               А.И. Палитаев
              

     "Мои пути подводные"
     --------------------------------
                Игорь Жданов
              

   Дневниковые записи 
             "Такая судьба."
    --------------------------------


 
 

Архивные дела военнослужащих

А - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Щ - Э - Ю - Я
 
Нефедов
Михаил
Александрович

ЛНВМУ

Всероссийское генеалогическое древо.

НЕФЕДОВ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ. 8(20).11.1899, пос. Капустин Яр, ныне Астраханская область - 24.05.1943, Ленинград. 1-й начальник ГРУ. Военный советник в Китае (прообраз Ланового в фильме "Офицеры"). Начальник ледовой дороги жизни, капитан 1 ранга. Погиб на боевом посту в 1943. Захоронен в Александро-Невской Лавре на Коммунистической площадке. Сын МИХАИЛ 1939.

Советская военная разведка: структура и кадры 1937-1946 годы.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 сентября 1935-го в РККА устанавливались персональные воинские звания. Их присвоение началось в ноябре, после проведения соответствующей аттестации комсостава (бывшие чекисты обычно получали при этом звания политсостава).
В ноябре 1935-го были утверждены новые штаты (403 человека: 234 военнослужащих и 169 вольнонаемных) и структура (12 отделов и 7 отделений) Разведупра. Назначения по новым штатам произошли в феврале - марте 1936-го, их результатом стала следующая расстановка кадров:
4 отдел (военно-морской) – капитан 2 ранга М.А.Нефедов;

Русаков З. Г. Нашим морем была Ладога. На ледовой трассе.

7 декабря, спустя две недели после того, как началось движение автомашин по льду Ладожского озера, начальником ледовой дороги был назначен участник гражданской войны, коммунист с 1918 года, капитан 2-го ранга М. А. Нефедов.
Для моряка Нефедова путь по льду был «фарватером», как он его называл.

Разница только в том, что по этому «фарватеру» шли не корабли, а автомашины и что препятствиями были не надводные и подводные камни, мели и рифы, а майны, трещины на льду, метели, бури и коварный враг рядом.

Все порядки на трассе М. А. Нефедов установил морские. Лексикон его был насыщен морскими выражениями. М. А. Нефедов был полным хозяином трассы. Его вездесущая «эмка» носилась по ней днем и ночью. В самые критические моменты, в самых опасных местах из машины на лед выходил невысокий, на редкость подвижный, несмотря на полноту, флагман ледовой трассы. Мгновенно принимались решения, отдавались приказания — и снова в путь.

Однажды обнаружилось, что из образовавшихся на льду майн и трещин штормовой северный ветер большой силы нагоняет на лед огромные потоки воды. Дорога со всеми многочисленными сооружениями на ней — мостками, настилами, постами связи, зенитными батареями, ремонтными пунктами — оказалась под угрозой разрушения. Вот текст приказания, отданного Нефедовым по телефону в эту ночь с одного из постов связи, расположенного на льду:

«Прекратить, впредь до особого распоряжения, выпуск на лед эвакуированных и всех едущих по транзиту. Тех, кто застрял во льду, подобрать и доставить на Большую землю машинами. Регулировочные посты сократить. Оповестить всех находящихся на трассе о возможном взломе льда. Без приказа Ладогу не оставлять. Движение не прекращать до последней возможности. Весь состав дорожно-мостовых частей и аварийно-спасательных команд выставить на лед».
Всю ночь шла борьба за жизнь трассы. Дорога жизни была спасена.

Таких эпизодов было немало.

Штаб начальника ледового участка Дороги жизни помещался в деревне Кокорево в здании школы и в обиходе назывался не иначе как «домик Нефедова». Нефедов кропотливо вел дневник своих наблюдений за поведением льда. В результате был создан «График зависимости перевозок от метеорологических условий, от подвижки льда, от толщины льда, от толщины снегового покрова, от воздействия противника».

Этот документ, представляющий собою научную ценность, помогал М. А. Нефедову не только принимать правильные решения, но и многое предвидеть заранее. Внешне его решения порой казались произвольными, но на самом деле это был результат точных расчетов.

Начальник эвакопункта на западном берегу озера Л. А. Левин рассказывал автору, как однажды М. А. Нефедов запретил перевозку «цыплят» (как условно называли эвакуируемых детей). Поставленный об этом в известность член Военного совета фронта Н. В. Соловьев тотчас же из Смольного связался по телефону с Нефедовым. На вопрос, почему тот принял такое решение, Нефедов шутя ответил: «Есть на то у меня такое петушиное слово». А затем объяснил, что за этим «петушиным словом» скрываются строго проверенные расчеты, предсказывающие образование трещин на льду, как это фактически и произошло.

В фондах Центрального военно-морского архива хранятся личные записные книжки капитана 2-го ранга М. А. Нефедова. Верный старинному правилу морских штурманов: «Пишем, что наблюдаем, а что не наблюдаем, того не пишем», он в эти дни сделал такие записи:

«27. 11. 41 в 9. 40 выехали из Осиновца в Новую Ладогу... Дорога по льду обвехована, но еще не организовано обслуживание ее, проходишь большие расстояния и не встречаешь регулировщиков, опасные места не обвехованы.
В ясные и тихие дни можно ориентироваться по впереди идущим машинам. Лед непрочный. Там, где много проезжало машин, он часто проваливается. На нашем пути встретилось 35 полуторатонных машин, провалившихся и наполовину затонувших. Много разбилось лошадей».

«3. 12. 41. Лед через озеро стал толще, можно передвигаться на более груженных машинах... Вчера и позавчера трассу бомбили около 30 самолетов противника. У нас по носу машины появились самолеты — всего 9 штук, они бомбят трассу и обстреливают обозы и машины из пулеметов. Так продолжалось на всем протяжении пути в течение двух часов».

О трудностях того времени на ледовой дороге свидетельствуют его последующие записи:

«1. 01. 42. План не выполняется, дорога идеальная, а машин нет. Положение с горючим снова стало очень острым. Парк стоит. Шилов горючее не добыл».
«6. 01. 42. Приехал т. Соловьев... Речь идет об улучшении работы на трассе... надо везти хлеб (муку)... Дорога ожила, засветились огоньки. Надо к вечеру создать дорогу в две трассы — и создадим. В 6. 00 собрали политработников по вопросу о докладе т. Жданова. Обращение к дорожникам улучшить работу и помочь городу Ленина... По дороге вереницы огней. Машины идут одна за другой. Море огней. Дорога живет, а с ней заживет и Ленинград».

«7. 01. 42. Дорога ожила, огоньки засветились по всему озеру...»

«17. 01. 42. Ночью надо ездить по озеру со светом. Это дешевле стоит, меньше бьем машин, чем потеряем их от вражеской авиации».

В конце марта в дневнике М. А. Нефедова появились тревожные записи:

«23. 03. 42. Началось потепление».
«26. 03. 42. Образовались лужи в озере. Вся дорога в озерах...»

«9. 04. 42. Вода по всем дорогам... Надо опасаться массового провала машин...»

«18. 04. 42. Наступает горячее время».

«20. 04. 42. Получен приказ Военного совета дорогу закрыть...»

«23. 04. 42. Перевезли 41 тонну лука (у берега машину перегружали на сани и далее до кромки льда на лошадях, а потом на людях до берега). И все же, как мы ни воюем с теплом за лед, оно свое берет. Лед тает, дорога гибнет. Надо кончать. Пятимесячная ледовая эпопея пришла к своему естественному концу, а жаль расставаться с таким интересным делом, в которое было вложено столько энергии, сил и нервов».

Последняя запись:

«24. 04. 42. Продолжаем перевозить лук... Остались последние 18 тонн, которые к 14 часам перевезены, и 25-го в 16. 00 дорога закрыта для всякого вида транспорта».
Но Дорога жизни продолжала действовать. Эстафету перевозок снова приняли моряки и речники.

И снова в числе руководителей уже водной трассы был отважный моряк Михаил Нефедов, в начале навигации 1942 года как начальник Осиновецкого порта, подчиненного Управлению перевозок, а затем как командир Осиновецкой военно-морской базы Ладожской военной флотилии.

24 мая 1943 года во время ожесточенного налета фашистской авиации на бухту Морье М. А. Нефедов погиб...

От прямого попадания вражеской бомбы загорелись продовольственный и топливный склады. Не обращая внимания на то, что налет еще продолжается, М. А. Нефедов помчался на легковой машине к месту пожара вместе с начальником штаба базы капитаном 2-го ранга П. И. Барабаном. Буквально перед этим им был подписан акт о сдаче дел вновь прибывшему командиру базы в связи с назначением на должность заместителя начальника тыла Балтийского флота. Не доехав до горящего склада, Нефедов был убит осколком бомбы.

В Ленинграде, на коммунистической площадке Никольского кладбища Александро-Невской лавры, где похоронены прославленные адмиралы Краснознаменного Балтийского флота, стоит обелиск. На черном мраморе высечена надпись:

Начальник ледовой дороги на Ладожском озере в дни блокады гор. Ленинграда капитан I ранга НЕФЕДОВ Михаил Александрович родился 21 ноября 1899 г. погиб на боевом посту 24 мая 1943 г.

За 152 дня действия ледовой автомобильной дороги Ленинград получил более 361 тысячи тонн различных грузов, в том числе 262, 5 тысячи тонн продовольствия. Запасов муки, созданных в результате перевозок по льду Ладоги, по действовавшим тогда нормам, должно было хватить на 58 дней. Было эвакуировано на Большую землю более 550 тысяч ленинградцев.

Ленинград Блокада Подвиг.

Освобождение городов.

ШЛИССЕЛЬБУРГ (ПЕТРОКРЕПОСТЬ). Оккупирован 8 сентября 1941 г. Освобожден 18 января 1943 г. войсками ЛенФ, силами КБФ и Ладожской ВФл в ходе операции по прорыву блокады Ленинграда (операция "Искра").

Ладожская ВФл: 302 отд. адн (майор Коптеев Григорий Васильевич) Осиновецкой ВМБ (капитан 1 ранга Нефедов Михаил Александрович).
Войскам, участвовавшим в освобождении Шлиссельбурга и других городов, приказом ВГК от 25 января 1943 г. объявлена благодарность.

Ковальчук В.М. Ленинград и Большая Земля. Примечания

{389} Сооружение трассы Коса — маяк Осиновец началось задолго до окончания строительства железной дороги. Еще 27 января 1942 г. командование дороги на основании указания начальника тыла Ленинградского фронта приказало начальнику ледового участка М. А. Нефедову приступить к техническому обследованию трассы. Она должна была иметь четыре полосы для движения автотранспорта шириной 10 м каждая, допускать скорость движения 30 км и иметь пропускную способность 6 тыс. т в сутки. 14 февраля 1942 г. М. А. Нефедов распорядился начать прокладку трассы с 15 февраля и возложил работы и дальнейшую эксплуатацию дороги на участке порт Осиповец — банка Железница и Вагановский спуск — банка Железница, общим протяжением 12 км, на 1-й ДЭБ, а на участке банка Железница — ст. Коса, длиной тоже 12 км, на 88-й ОМСБ (АМО СССР, ф. ВАД-102 ЛФ, оп. 32214, д. 1, л. 55, 56; Отделение ЦВМА, ф. 13, д. 6308, л. 15).

{796} Среди награжденных орденами были также краснофлотец Н. П. Абакумов, А. С. Болдырев, капитан 2 ранга А. Г. Ванифатьев, П. В. Войк, Л. М. Володарский, И. Н. Воротников, старший лейтенант И. В. Дудников, М. А. Длугач, И. Д. Ерофеев, майор Л. Б. Желдин, А. А. Заградин, М. И. Иванов, капитан 2 ранга М. О. Котельников, инженер-майор В. С. Криворучко, капитан 1 ранга С. В. Кудрявцев, Л. А. Левин, Г. И. Ломоносов, А. А. Лукьянов, старший лейтенант В. С. Лупач, А. Я. Макарьев, Г. А. Малявин, генерал-лейтенант М. П. Миловский, Б. М. Мотылев, М. И. Недюжко, капитан 1 ранга М. А. Нефедов, капитан 1 ранга Н. Ю. Озаровский, старший лейтенант А. И. Петунии, А. М. Прорешный, А. М. Протасов, З. А. Российский, капитан-лейтенант М. П. Рупышев, бригадный комиссар Л. В. Серебрянников, полковник В. Я. Си-ницын, полковник М. С. Смиртюков, капитан 3 ранга В. С. Сиротинский, генерал- майор П. А. Тюркин, старший лейтенант Ф. Л. Ходов, капитан 1 ранга В. С. Чероков, С. И. Шилейкис, А. Н. Шинкарев, капитан 1 ранга А. И. Эйст, капитан 1 ранга Ф. Л. Юрковский (Ленинградская Правда, 1943, 12, 13 и 14 марта).

Сын. Нефедов Михаила Михайлович.

Внук. Нефедов Дмитрий Михайлович.





Сейчас на сайте нахимовцы: нет зарегистрированных пользователей online

Copyright © Сирый Александр Сергеевич.
Административная группа и редколегия сайта: Сирый А. С.(ЛНВМУ-84), Максимов В.В.(ТНВМУ-52), Цариков А.В.(ЛНВМУ-86), Богданов И.Я.(ЛНВМУ-83), Мустафин Р.Р.(ЛНВМУ-84).
При использовании материалов сайта ссылка на сайт http://www.nvmu.ru обязательна. Сайт является некоммерческим благотворительным прoектом. Коммерческое использование материалов запрещено. Все фото, кино и видеоматериалы, звуковые и текстовые файлы могут быть использованы в коммерческих целях только с разрешения их правообладателей или в некоторых случаях администрации нахимовсого сайта.
Проект получил благословение Святейшего Патриарха Алексия Второго.
                                           
 Военно-морской клуб  «АВТОНОМКА» Александра Викторова   Сайт Рената Мустафина 
Профессиональная фото и видеосъемка в Санкт-Петербурге

Круизы по всему миру, Клуб Путешествий Советский

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    

вход для нахимовцев
log.
pass. 
войти запомнить
напомнить пароль
   радио"АВРОРА"

Объявления
предыдущие сообщения

Нахимовское военно-морское училище

Кинозал

Интервью с историком 
архитектуры Кириковым Б.М.


   Смотреть полностью
---------------------------------------
  

  НА ЗАМЕТКУ
---------------------------------------
Луцкий А.Н.


 "За прочность прочного
корпуса"
---------------------------------------
Лойкканен Г.Г. Агронский М.Д.


 Сборник материалов об
Рижском нахимовском
училище (1945-1953гг.)
---------------------------------------
Поэт Игорь Жданов


 Книга-тетрадь
"Первые стихи..."
---------------------------------------
Дневник  Ю.Я. Слесарева


 Серия
"Нахимовские дневники"
---------------------------------------
Н.А. Верюжский


 Книга воспоминаний
выпускника РНВМУ
Николая Верюжского.
---------------------------------------
Ю.Л. Коршунов


  "Воспоминания и
размышления
о службе, жизни, семье."
---------------------------------------
Игорь Жданов


 Повесть "ВЗМОРЬЕ"
---------------------------------------