А
-
Б
-
В
-
Г
-
Д
-
Е
-
Ж
-
З
-
И
-
К
-
Л
-
М
-
Н
-
О
-
П
-
Р
-
С
-
Т
-
У
-
Ф
-
Х
-
Ц
-
Ч
-
Ш
-
Щ
-
Э
-
Ю
-
Я
Шейдаев Энвер Ибрагимович
РНВМУ 1957 г.в.
Поступил в Тбилисское Нахимовское училище, был переведен после его расформирования в 1955 году в Ригу, продолжил обучение на подготовительном отделении при 2-м Балтийском ВВМУ подводного плавания в качестве (в звании) нахимовца, носил нахимовскую форму (ленточка, погончики). Командир отделения Валентин Федорович Сиротин. Считается воспитанником Рижского Нахимовского училища 1957 года выпуска.
Художник - фотограф. Член Союза кинематографистов России. Участвовал в создании более 50 фильмов. Среди них такие как: "Нейтральные воды", "Достояние республики", "Петр 1" (Совместно с США), "Завтра была война", "Вам и не снилось", "Сочинение ко Дню Победы", "Д,М,Б,", "Умирать легко" т многих, многих других. Участник нескольких фотовыставок. Выпустил несколько книг своих работ, в том числе: "Русский крест", о православных крестах на русских храмах, "Костюм в кино" и другие.
В 1983 году у меня появилась навязчивая идея отснять на цветные слайды кресты московских храмов. В эти годы я тесно сотрудничал с Обществом охраны памятников истории и культуры и музеем архитектуры имени Щусева и узнал впервые о том, что должен был знать со школьной скамьи. Для осуществления этого плана мне пришлось исходить пешком весь московский центр, где что-то осталось от московских "сорока сороков". Было отснято очень много и после этого я стал совсем другими глазами смотреть на любимый город. Даже придумал свою классификацию крестов в зависимости от степени изящества. А лет через 15 случайно мне попал в руки "Московский журнал" №8 за 1996г. В конце номера обнаруживаю фотографии крестов в тех же ракурсах, что и на моих слайдах. Порадовался за автора и за себя, но ещё больший восторг вызвало то, что фотографом оказался выпускник Тбилисского Нахимовского военно-морского училища Энвер Шейдаев, о котором и шла речь в материале Н. Копыловой. Что это - просто совпадение или же наше общее в воспитании и восприятии мира?
Сплав веры и красоты. Литературная газета, № 17 (6068) 26 апреля – 4 мая 2006 г.
Уникальная фотоколлекция надглавных крестов православных храмов представлена в альбоме «Русский крест» (М.: АСТ. Астрель, 2006). Автор фотографий – Э. Шейдаев. О книге рассказывает автор текстового комментария Марина Анашкевич.
Ещё четверть века назад тема КРЕСТА – главного христианского символа – была в России под строжайшим запретом. Возрождение ставрографии, изучающей типы и виды крестов, началось сравнительно недавно, и эта положительная тенденция отмечена появлением ряда как научных, так и популярных книжных изданий на данную тему. Отдельная статья в русской ставрографии – кресты надглавные, или накупольные. Повсюду и повседневно открытые людскому взору, кресты, венчающие главы наших храмов, до сих пор остаются в тени, обойдённые вниманием специалистов. А ведь это не только церковное искусство. Это духовные искания наших предков, настоящая сокровищница народного творчества! Понятно, что желающие озвучить эту непростую тему неизбежно сталкивались с дефицитом исследовательских разысканий и архивных данных. Нельзя сбросить со счетов и годы страшных потрясений, постигших нашу страну после Октябрьской революции. Те храмы, что уцелели, в большинстве своём были обезглавлены и превращены в склады, клубы, тюрьмы, госпитали. Сброшенные надглавные кресты становились металлоломом, ржавели в подвалах. Редкие экземпляры, спасённые ревнителями старины, были надёжно спрятаны от посторонних глаз. Рассчитывать на то, что сохранятся чертежи и описания, и вовсе не приходилось. К тому же древние мастера обходились без эскизов, они передавали свои профессиональные знания «из уст в уста». Но надежда всё-таки оставалась: если уж «рукописи не горят», то кресты, прошедшие «золочение через огонь», тем более не могут исчезнуть бесследно. Пришло время, и некоторые из них неисповедимыми путями стали возвращаться на главы храмов, как, например, накупольный крест новгородского Софийского собора, вывезенный осенью 1942 г. за пределы России солдатами «Голубой дивизии» – испанского подразделения немецкой армии. Крест с голубком, символом Святого Духа, на вершине долгие годы хранился в храмовой галерее Военно-инженерной академии под Мадридом. А в 2004 г. Испания добровольно передала его России. Находились любители, коллекционеры, делающие зарисовки, снимки уцелевших надглавников. Но только фотохудожнику Энверу Шейдаеву удалось пронести любовь к накупольному кресту через всю жизнь. Может, тридцать лет жизни с точки зрения вечности это миг, но для человека это довольно большой отрезок. К тому же съёмка храмов и их деталей была сопряжена не только с неизбежными трудностями – во времена хрущёвской оттепели, а затем брежневского застоя для тех, кто занимался подобными вещами всерьёз (основная часть коллекции отснята именно в тот период), существовала реальная опасность. Первая и единственная выставка работ молодого фотографа в 1968 г. была сразу закрыта из-за известных событий в Чехословакии. Уникальность фотографической коллекции надглавных крестов Энвера Шейдаева заключается в её географической и хронологической полноте. Она охватывает не только «самые русские» центральные районы – Москву и Подмосковье, Владимиро-Суздальскую, Ярославскую, Тверскую и Рязанскую земли, Вологодчину. Многообразие типов представлено также крестами храмов Санкт-Петербурга, Новгородско-Псковской земли, Сибири и др., что даёт в итоге полный спектр региональных особенностей. Что же касается временного отрезка, то он протянулся от XII до ХХ в. Это позволяет проследить эволюционный путь русского надглавного креста сквозь столетия к нашему времени. Энвер Шейдаев успел спасти то немногое, что сохранилось с древних времён. Объектив его фотокамеры зафиксировал для потомков в том числе уникальный исторический момент времени по российским часам – XVII–XVIII вв., когда кузнечное ремесло в деле изготовления надглавных крестов достигло своего наивысшего расцвета. Горько сознавать при этом, что значительная доля древних памятников, отснятая Э.И. Шейдаевым в 60–70-х гг. прошлого века, не дожила до нынешнего дня. Ведь крест, будучи на вершине, ещё сильнее, чем тело храма, испытывался на прочность грозами, ураганами и самыми разрушительными «стихиями» – временем и человеческим равнодушием. По счастью, потеря эта восполнена благодаря альбому «Русский крест», на страницах которого опубликована большая и лучшая часть коллекции, и современные мастера могут обратиться к древним образцам. На мысль заняться фотосъёмкой надглавных крестов тогда ещё совсем молодого фотографа натолкнул Пётр Барановский, знаменитый архитектор-реставратор, спасший от уничтожения временем и людьми многие наши памятники старины. Приходя в Новодевичий монастырь к Петру Дмитриевичу (монастырь был в ту пору недействующим – кельи и больничные палаты служили квартирами), Энвер показывал ему свои работы. Он был увлечён фотосъёмкой декоративных элементов храма, и надо сказать, получалось хорошо. Но однажды Барановский сказал ему: «Этого полно всего. Ты лучше наверх посмотри. Кресты снимай. Подобной красоты ещё никто не снимал. Многие из них сделаны мастерами своего дела. Это настоящее искусство, во многом уже утраченное. Собирай кресты, рано или поздно это понадобится, вот посмотришь». Слова великого архитектора оказались пророческими: фотографическая коллекция Э.И. Шейдаева оказалась бесценна не только для искусствоведов, реставраторов, кузнецов и ювелиров – она востребована самим временем и как хлеб насущный необходима нам, поднимающим из праха утраченные святыни.
На семи ветрах. OST - Художественная ковка :: Статьи :: Святыни.
Русские надглавные кресты из фотоколлекции Энвера Шейдаева
По всей России не встретишь двух одинаковых крестов над храмами. Богатейшее разнообразие типов и деталей выделяют их среди крестов всех христианских культур.
К сожалению, надглавные кресты до сих пор не становились предметом исследований. Нет ни одной книги, в которой были бы запечатлены эти дивные творения древнерусских кузнецов. Познакомиться с ними можно лишь по обмерным чертежам, которые доступны весьма узкому кругу специалистов, и по редким случайным фотографиям.
Настоящая публикация сделана по материалам фотоколлекции Энвера Шейдаева, уникальность которой состоит в ее географической и временной полноте. Представляя не менее двух-трех десятков образцов по каждому региону, она охватывает "самые русские" - центральные районы, и воспроизводит кресты, венчающие храмы постройки ХII-ХХ вв.
Автор фотоколлекции несколько десятков лет проработал на киностудии им. Горького. В 60-е гг. увлечение древнерусским искусством привело его в общество "Родина", которое возглавлял П.Д.Барановский. Этому русскому подвижнику мы обязаны спасением многих шедевров древнерусского зодчества. Он же обратил внимание Энвера на погибающие кресты над церковными главами. В результате, в 60-80-е родилась коллекция из более чем 400 фотографий, которые сохранили для нас кресты Москвы и Подмосковья, Владимира и Переславля-Залесского, Пскова и Новгорода, Рязани и Твери, Русского Севера.