Агронский Марк Дмитриевич, капитан 2 ранга. Рижское Нахимовское военно-морское училище. Сборник материалов о встрече выпускников по случаю 60-летия основания училища. 3 декабря 2005 г. Составители: Г.Г. Лойкканен, М.Д. Агронский. СПб.: "НПП "Система", 2006.
В течение 2005 года большую работу по организации юбилейной встречи провел организационный комитет, в котором приняли участие представители всех выпусков: Дрюнин Евгений Александрович, Громов Юрий Афанасьевич, Куликов Сергей Николаевич, Карпов Борис Николаевич, Щукин Борис Борисович, Комлев Виталий Петрович, Кульков Юрий Алексеевич, Берзин Альфред Семенович, Агронский Марк Дмитриевич, Смирнов Дмитрий Семенович, Лойкканен Гарри Генрихович, Поль Юрий Александрович, Дубов Владимир Матвеевич.
НАШ «БАТЯ». К 110-Й ГОДОВЩИНЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ КОНТР-АДМИРАЛА К.А. БЕЗПАЛЬЧЕВА. Докладывает М.Д. Агронский
Этот день запомнился почему-то лучше других. На улице то ли утро, то ли вечер - серые промозглые сумерки. Зима запаздывала, и снега еще не было. В этот день, 13 января 1951 года, Рижское Нахимовское училище отмечало пятилетний юбилей. В актовом зале училища, заполненном до отказа, светло и празднично. За столом президиума высокопоставленные гости: Председатель Президиума Верховного Совета Латвийской ССР A.M. Кирхенштейн, Председатель Совета Министров Латвийской ССР В.Т. Лацис, командующий войсками Прибалтийского военного округа генерал армии И.Х. Баграмян, другие руководители партии и правительства республики. Сохранились фотография этого собрания, на первом плане запечатлен президиум на фоне портрета Ленина и большого бюста Сталина, закрывающего часть лица Ильича. На втором плане, в глубине сцены - два караула (по 3 человека) со знаменем училища и два военно-морских флага по бокам. Внизу, у стола президиума корзины с цветами, цветы в горшках на столе.
Сам факт присутствия на торжествах училища первых лиц республики и командования округом свидетельствовал о высоком авторитете Нахимовского училища и, прежде всего, несомненно, его организатора и начальника капитана 1 ранга Безпальчева Константина Александровича. Истинные заслуги и влияние этого неординарного человека по-настоящему не были оценены официальными лицами. Это, пожалуй, не относится к местным рижским властям и его подчиненным, прежде всего нахимовцам. Большинству из нас это стало очевидным после того, как мы сами приобрели опыт службы и научились анализировать мотивы поведения и поступки других, оценивать прошедшие события и причастных к ним людей. Оценка людей всегда субъективна и достигается, как правило, сравнением с эталоном. Для наших выпускников таким эталоном, который судьба послала нам в юные годы, стал, безусловно, Константин Александрович Безпальчев. Выпускник 1950 года Шауров в небольшом отчете, написанном в 1995 году после работы в архиве Гатчины, записал: «По своему личному опыту руководителя учебным военно-морским заведением могу судить, что эта профессия не из беззаботных. И я часто, очень часто вспоминаю Безпальчева, хотя и время, и обстоятельства были другими, и там, где это возможно, использовал богатый «Батин» опыт». Мы, нахимовцы, были непосредственными свидетелями всех начинаний этого деятельного человека в годы расцвета его педагогического таланта. Он был вездесущ, во всем чувствовалась рука опытного руководителя и воспитателя. Его побаивались и одновременно любили как воспитанники, так и офицеры и преподаватели. Одним словом, это был по-настоящему всеми уважаемый «Батя» - обожаемый отец большого семейства. В те юные годы мы всерьез не интересовались его биографией, в зрелые годы было некогда, да и не принято это было. Биографий своих дедов, как правило, мы даже не знали. Константин Александрович, к сожалению, не оставил нам письменных свидетельств своей жизни и деятельности. В нашем распоряжении есть только краткая биографическая справка, которую любезно предоставил его внук - Александр. Незначительные дополнения к этой справке взяты из общедоступных изданий по истории флота. Родился 21 мая 1896 года в городе Ромны Полтавской губернии в семье инженера. В 1912 году 16-летний Костя Безпальчев зачислен в гардемаринский класс Морского корпуса в Санкт-Петербурге. Через три года гардемарин Безпальчев показал отменные знания на выпускных экзаменах, был произведен в офицеры. Мичманом - два года (1915-1917) - служил вахтенным офицером на броненосном крейсере «Россия», уцелевшем в русско-японской войне. Продолжалась Первая мировая война, и крейсер участвовал в создании минно-артиллерийских позиций на Балтике, боролся с атаками торпедных катеров и подводных лодок противника. С января по апрель 1918 года - слушатель специального офицерского штурманского класса, после окончания которого Реввоенсовет республики направляет Безпальчева на Онежскую флотилию командиром канонерской лодки № 1 с одновременным временным исполнением обязанностей флагманского штурмана (до 1 декабря 1919 г.), затем назначается флагманским штурманом Онежской флотилии.
Главной задачей Онежской военной флотилии было оборонять Петроград, не допустить захвата белыми Мурманской железной дороги. Молодой офицер (а Безпальчеву было всего 22 года) попал в пекло боевых действий с белогвардейцами. Командовал флотилией выпускник Морского корпуса (1910 г.) Панцержанский Эдуард Самуилович, ставший позднее (с 1922 г.) Начальником Морских сил республики, а затем и СССР, флагман 1 ранга, репрессированный в 1937 году. Я называю эту фамилию в связи с тем, что прослеживается некая параллель в географии их службы, да и частично в судьбе. Сюда же можно добавить и фамилию более известного моряка и также выпускника Морского корпуса (1911 г.) вице-адмирала Г.А. Степанова, занимавшего в это время должность начальника штаба Онежской флотилии. В этот короткий период (до августа 1920 г.) Безпальчев составляет «Лоцию Онежского озера». За эту работу Реввоенсовет приказывает в качестве поощрения выдать ему согласно разрешению помощника Главкомора месячный оклад. В 1920 году переведен на Черноморский флот, где после командования разными кораблями (в их числе десантный корабль «Эльпидифор № 413», минный заградитель «Брусилов», минный заградитель «Дунай») и кратковременной службы (февраль - август 1921 г.) на крейсере «Нахимов» назначается старшим штурманом, а затем и старшим помощником крейсера «Коминтерн» (до марта 1924 г.). В этот период начинается возрождение Черноморского флота. В сентябре - октябре 1923 г. отряд кораблей в составе крейсера «Коминтерн», дивизионов подводных лодок и эскадренных миноносцев совершил поход вдоль Крымского и Кавказского побережья до Батуми с заходом в Феодосию и Новороссийск. Это было первое большое совместное плавание черноморских кораблей после Гражданской войны (Морской сборник, 1973, № 1). В нем приняли участие Начальник морских сил А.К. Векман и члены Реввоенсовета А.Г. Зосимов и Г.П. Киреев. В этом походе Безпальчев командовал эскадренным миноносцем «Шмидт». 24 мая 1925 года назначается командиром эскадренного миноносца «Петровский» (заложен до революции под именем «Корфу», назван в честь старого большевика Григория Ивановича Петровского, в то время председателя Всеукраинского ВЦИК), которым до него командовал Иван Степанович Исаков (окончил отдельные гардемаринские классы в марте 1917 г.), ставший впоследствии известным флотоводцем, ученым и писателем. Долгие годы дружбы связывали этих блестящих морских офицеров. Вскоре после вступления в должность эскадренные миноносцы «Петровский» и «Незаможник» совершили дальний поход в Турцию и Италию (в сентябре - октябре 1925 г.). Будучи в Неаполе черноморцы навестили Максима Горького, находившегося на лечении в Сорренто. В августе 1927 года были проведены совместные тактические учения флота и войск Красной армии в районе Очакова, а затем большие маневры в районе Северного Кавказа, где отличился экипаж ЭМ «Петровский», которым до 25 января 1930 года командовал К.А. Безпальчев. Один из эпизодов службы Константина Александровича на «Петровском» отмечен в мемуарах Н.Г. Кузнецова («Накануне», М.: Воениздат, 1989, с. 60) как байка, рассказанная Ю.А. Пантелеевым (будущий адмирал, командующий Балтийским флотом) в кают-компании крейсера «Червона Украина». «Однажды летом, когда крейсер стоял на бочке у Павловского мыска и тихий, теплый вечер манил всех на Приморский бульвар, где играла музыка, на берег съехали командир корабля и командир отряда. Не устояв перед соблазном, в катер нырнул и старший помощник командира. Дежурным по кораблю остался штурман Пантелеев. Он поднялся на мостик, по-хозяйски оглядел рейд и, заметив парусную шлюпку, лихо ходившую между бочками в Северной бухте, крикнул на верхний мостик: «Сигнальщик, чья шестерка?» - «С «Петровского», товарищ дежурный», - последовал ответ. Пантелеев, упиваясь властью, приказал поднять сигнал, выражая благодарность старшине шлюпки, а следовательно, и командиру «Петровского». Эсминцем в ту пору командовал К.А. Безпальчев, человек строгий и любящий порядок во всем. По морскому уставу, командира корабля могло благодарить только высшее начальство. Увидев сигналы, Безпальчев запросил по семафору, кто остался старшим на «Червоной Украине». Допытавшись, что самым старшим был дежурный по кораблю штурман Пантелеев, он пришел в ярость. Утром, когда возвратилось командование, Безпальчев на своем катере подошел к трапу крейсера и, быстро поднявшись на борт, разгневанный вошел в салон. Шуму было много... Пантелеев рассказывал нам об этом весело, шутливо. Но в день происшествия ему, помнится, было не до шуток - получил «фитиль». С 1931 по июль 1938 года - преподаватель Севастопольского артиллерийского училища береговой обороны. Итак, Константин Александрович меняет галс движения по службе. Не будем гадать о мотивах такого поворота, но к 35 годам, видимо, есть моральное право реализовать свое истинное призвание, т.к. умения и практических навыков уже достаточно, чтобы начать учить других. Благоприятная возможность для этого появилась. 16 апреля 1931 г. в Севастополе образовано Военно-морское училище береговой обороны. Для его размещения была выделена северная часть территории учебного отряда с сохранившимися так называемыми Нахимовскими казармами. Сюда перевели из Ленинграда курсантов 2 курса училища им. М.В. Фрунзе. Заметные следы работы Константина Александровича на новом поприще отметил выпускник этого училища 1940 года полковник М. Шеин в «Морской газете» от 21 января 1999 года: «Несмотря на береговой профиль училища, - пишет автор, -здесь не забывали и о морской практике, чему способствовало наличие разнообразных плавсредств, в том числе и ялов. Большим энтузиастом этого дела был заместитель начальника училища капитан 2 ранга К. Безпальчев. Он был всесторонне развитым офицером, образно говоря, по уши влюбленным в море и свою специальность. Он часто возглавлял дальние шлюпочные походы, был душой бесед с курсантами по многим житейским вопросам, литературе и истории». Июль 1938 года - арестован по ложному обвинению, уволен из рядов РККФ. Для возможной разгадки этой трагедии продолжаю цитировать вышеприведенную статью: «...наступил «тридцать седьмой» со всеми его особенностями. Очередной, пятый выпуск, задержался - «сверху» поступило приказание пересдать экзамены по КПСС [надо - ВКП(б)] (в соответствии с новым учебником). Вскоре прошли общие собрания училищного персонала, на которых единогласно осуждалась «враждебная деятельность» сначала начальника училища полковника Райцына, а затем начальника политотдела полкового комиссара Петрова. В комсомольских организациях проходили собрания, рассматривавшие персональные дела «классово чуждых элементов». Некоторым без пяти минут выпускникам в итоге пришлось вместо лейтенантской формы одеть цивильную». 10 апреля 1940 года - освобожден из-под ареста. Восстановлен в кадрах РККФ с зачетом времени нахождения под арестом в срок службы. 1940 - начало 1942 года - преподаватель цикла навигации интендантского училища (Выборг, Ленинград). Июнь - декабрь 1943 года - начальник курса ВВМУ имени М.В. Фрунзе (Баку). Май 1944 - август 1945 года - начальник Горьковского Военно-морского подготовительного училища. 24.08. 1945 - 13.12.1951 г. - начальник Рижского Нахимовского военно-морского училища. Декабрь 1951 - 1956 гг. - начальник 2-го Балтийского ВВМУ подводного плавания (Рига). В августе 1953 года в возрасте 57 лет произведен в контр-адмиралы. За 43 года службы на флоте награжден: - орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Красной Звезды (дважды), Отечественной войны (дважды); - медалями: «20 лет РККА», «За оборону Ленинграда», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией» и др. С 1956 года после выхода на пенсию и до последних дней жизни Константин Александрович вел активную общественную и общественно-научную деятельность. С 1925 года являлся членом военно-научного общества Черноморского флота, был нештатным корреспондентом газет «Красный черноморец», «Молодежь Дона» и др. В 40-е и 50-е годы выходят его статьи в центральных и местных рижских газетах, информируя читателей об учебных успехах своих воспитанников. С 1960 года входил в совет Центральной военно-морской библиотеки, являлся председателем военно-морской секции военно-научного общества при Ленинградском Доме ученых имени Горького, членов совета и нештатным пропагандистом и экскурсоводом Центрального военно-морского музея. Время - категория необратимая, более 22 лет нет нашего наставника и учителя с большой буквы, а большинству его воспитанников более 70 лет. Уже упомянуто, что Константин Александрович не оставил нам фундаментальных работ по воспитанию и педагогике. Это действительно так и, одновременно, не совсем так. В архиве сохранились многочисленные документы 60-летней давности, которые позволяют в какой-то степени восполнить этот пробел. Есть возможность просмотреть, прежде всего, приказы начальника училища и вышестоящего командования, отчеты заседаний учебных советов, стенограммы различных заседаний, отчеты и акты комиссий, донесения политотдела в Москву. Некоторым выпускникам удалось, как они говорят, посчастливилось с душевным трепетом прикоснуться, просто потрогать эти исторические бумаги. И сейчас есть возможность озвучить небольшую толику этого бесценного материала, характеризующего многогранную деятельность большого коллектива, возглавляемого Константином Александровичем. В своем большинстве нас, нахимовцев, окружали люди заботливые и добрые, которые любили свою профессию учителя и воспитателя, и ставшие для нас старшими братьями и сестрами, отцами и матерями. Первейшая заслуга в подборе и управлении таким коллективом принадлежит, конечно, Константину Александровичу. Это был мудрый человек, непревзойденный организатор, умелый и добрейший к детям, одновременно и, когда нужно, строгий воспитатель, опытный учитель и высокопрофессиональный моряк. Не могу утверждать, что он был Ушинским своего времени, но уж последователем Макаренко и соратником Сухомлинского назвать его наверняка следовало бы. Не сомневаюсь, что многие выпускники в своей практической службе по воспитанию подчиненных неоднократно сталкивались с похожими ситуациями, и где это возможно, использовали «батин» опыт. Этот опыт мог быть востребован не только в Нахимовском училище, но и особенно в кадетских корпусах всех родов войск. Вот несколько отрывков из приказов начальника училища за 1946-1947 гг. «...Помните, что, воспитывая ребенка, мы должны проявлять великое терпение и искренность, всячески искоренять имеющиеся еще у многих воспитателей недостатки, но не грубостью и издевательством, а упорной и повторной требовательностью добиваться нужных результатов, так, чтобы воспитанник видел в своих воспитателях старших и любимых товарищей, а не грозных карателей». «...Необходимо, чтобы выставленные «двойки» были действенными, т.е. чтобы после этого всегда следовали расследование, дополнительное занятие, в нужных случаях - дисциплинарное взыскание и всегда - обстоятельное внушение». Несколько негативных фактов из материалов заседаний учебного совета: «А вот преподаватель математики Голод воспитанника Рыжкова поворачивала к доске за уши и этим «прививала» любовь к своему предмету». «...офицер-воспитатель Круглое часто применяет рукоприкладство». Или: «...старшина 2-й статьи Шашков на вечерней прогулке грубо поставил в строй воспитанника Карасева, сорвав у него с шеи наклейку на фурункуле». (Шашкову - 5 суток ареста). «Воспитанник Гузеев избивал Назарова, а Ершов и Ланцев молча наблюдали за этим» (все участники наказаны). С удовольствием процитирую отрывок из инструкции по подготовке к летней практике 1947 года: «... На всех занятиях использовать больше игровых элементов, больше увлекательности и азарта. В целях воспитания чувства ответственности, воли и выносливости никогда не подчеркивать, что воспитанники - это дети. Но всегда подчеркивать и поддерживать их самостоятельность, даже их небольшое самолюбие и всегда проявляемую ответственность. Постоянно воспитывать и приучать переносить трудности флотской службы с закалкой тела и духа через многочисленные занятия греблей и парусом при любой погоде...». Мы прекрасно знаем, что такие инструкции неукоснительно выполнялись всем постоянным составом училища. Иногда Константин Александрович в качестве поощрения за хорошую учебу приглашал воспитанников не в свой рабочий кабинет, где чаще бывали разгильдяи и двоечники, а к себе домой. Об одном таком случае рассказывает выпускник 1951 года Александр Золотов (Аврора, 2001, № 2-3): «Наряду с еще тремя воспитанниками из других рот, в которые входили седьмой, шестой и четвертый классы, Борисом Акатовым, Евгением Коноваловым, Гариком Лойкканеном я был приглашен на торжественный обед по случаю дня Красной Армии (22 февраля 1946 г.) к «Бате». Так мы уважительно называли начальника училища капитана 1 ранга Константина Александровича Безпальчева. Кроме нас четверых, сидевших за низеньким столиком, в гостях находилось несколько «взрослых», в том числе известный латышский писатель Виллис Тенисович Лацис, в прошлом рыбак и грузчик, в будущем - Председатель Совета министров Латвии. Здесь-то и случился со мной запомнившийся на всю жизнь конфуз. Дело в том, что в ту пору, несмотря на довольно сносное питание в училище, многие из нас ощущали постоянное чувство голода (видимо, еще с военного времени). А у Елены Тимофеевны - супруги Безпальчева - стол ломился от яств. Был великолепный борщ, затем подали жаркое. Но больше всего меня поразили пирожки с мясом. Сколько я их съел, не помню, но когда хозяйка разрешила нам снять наши форменные мундирчики и остаться в тельняшках, я самостоятельно этого сделать не смог: не расстегивался морской ремень. Попытки Константина Александровича и Елены Тимофеевны снять его успехом также не увенчались, и только могучий Лацис с этим справился... Интересная это была супружеская пара - чета Безпальчевых. Он - невысокого роста, с животиком, полным лицом, с редкими седеющими волосами и голубыми глазами, и она - высокая, статная, темноволосая - казались совсем не под стать друг другу, а жили душа в душу, в дружбе и полном взаимопонимании, воспитывали двух сыновей. Константин Александрович окончил до революции Морской корпус, плавал на знаменитом крейсере «Россия», в советское время служил на Черноморском флоте, командовал эсминцем «Петровский» и другими кораблями. Прекрасный моряк, эрудит, великолепно знавший латынь, историю, литературу, физику, астрономию, а также заядлый театрал и знаток музыки, хороший оратор, строгий начальник и замечательный педагог - вот его портрет. Вечером того же дня (когда произошел казус с ремнем) нас всех ожидал еще один сюрприз: все воспитанники присутствовали в оперном театре. Я впервые в жизни с восхищением слушал «Евгения Онегина» и, сидя в первом ряду партера рядом с Безпальчевым, внимал пояснениям Константина Александровича, которые он давал своим юным четверым гостям: сейчас будет соло на гобое, оно напоминает пастуший рожок; сейчас будет знаменитая сцена дуэли; внимательно слушайте арию старого генерала Гремина, сколько в нем благородства; запомните заключительную сцену возмездия за совершенное Онегиным зло...» Обучение и воспитание - две стороны неразрывного процесса формирования личности молодого человека. На собственном опыте обучения в Морском корпусе и, скорее всего, добротного воспитания в семье, Константин Александрович не только прекрасно понимал, чему учить будущих офицеров флота. Несмотря на свой далеко не юный возраст (в 1946 г. ему уже 50), Константин Александрович уверенно входил в актовый зал на урок танцев, вставал в пару с одним из нахимовцев или с преподавателем и показывал, как надо танцевать вальс, как блестящий флотский офицер должен ухаживать за дамой. Познакомившись с рядом публикаций о нахимовцах, в частности, с книгой выпускника ЛНУ В.К. Грабаря, понятно, что и в других нахимовских, суворовских и подготовительных училищах обучение было на высоком уровне. Однако нам кажется, что в отличие от руководителей других училищ, Константин Александрович мог не только организовать, но и лично участвовать в процессе обучения. Он сам мог заменить заболевшего преподавателя и провести интересный урок не только по военно-морской подготовке, но и, например, по астрономии. Он сам был отличным парусником, неоднократно возглавлял дальние шлюпочные походы, а затем и морскую практику на учебной парусной шхуне «Лавена», был знатоком военно-морской истории. Не приходится удивляться тому, что многие приказы и другие официальные документы пронизаны вопросами методики обучения. Очень жаль, что, видимо, не сохранились блестящие доклады Константина Александровича в актовом зале, посвященные подведению итогов и задачам на очередной учебный год. Уже упоминалось, что Константин Александрович изредка выступал со статьями в газетах. В подготовленных к этой нашей встрече материалах есть копии двух его статей, опубликованных в местных рижских газетах, а также статьи ряда корреспондентов, которые посвящены жизни училища (в том числе морская практика в лагере и походы на шхуне). В отличие от ленинградских нахимовцев, о нашем училище написано очень немного. В 80-е годы случайно купил небольшую брошюру под броским названием «Флаг над океаном». Небольшая 5-страничная глава в ней под заголовком «Люди флотской династии» посвящена трем поколениям Безпальчевых. И именно там я почерпнул первые краткие биографические данные о Константине Александровиче. Брошюра написана известным в свое время военным корреспондентом Геннадием Савичевым, который первый из журналистов принял участия в кругосветном плавании наших атомных подводных лодок и опубликовал книгу об этом «Под водой вокруг Земли». В упомянутой брошюре утверждается, что Безпальчева зачислили в Морской корпус «на казенное содержание». И далее цитирую: «В этом привилегированном учебном заведении учились в основном выходцы из именитых семей, и Константину, родители которого не могли похвалиться родословной, пришлось нелегко. Но выручила настойчивость, неукротимое стремление стать моряком». Чтобы прояснить это для себя, заглянул в мемуары авторитетных военных прошлого. Так, генерал-лейтенант Игнатьев, пишет, что большинство кадетов находилось на «казенном содержании». Это же подтверждает и академик А.Н. Крылов, который уточняет, что «все обучавшиеся в морском кадетском корпусе были на полном казенном содержании, без всякой платы...». Поэтому, думаю, по отношению к Безпальчеву факт зачисления на казенное содержание не означает, что последний является выходцем из пролетарской семьи. В кулуарах училища можно было услышать противоположное. Косвенным подтверждением знатного происхождения считали написание фамилии Безпальчев через «з». По правилам русской орфографии перед глухой согласной в предлоге «без» пишется буква «с», но аристократы якобы могли позволить себе не считаться с грамматикой. Не могу не коснуться и двух больших книг о РНУ, вышедших в 50 - 60-е годы прошлого века. Это, видимо, известная повесть К. Осипова «На пороге жизни», изданная в 1950 году о совсем юных нахимовцах и предназначенная для детей такого же возраста. Вторая книга более содержательная и увлекательная, написанная уверенной рукой неплохого писателя со знанием подробностей внутренней жизни, принадлежит воспитаннику училища набора, если не ошибаюсь, 1949 года, Игорю Жданову. Его повесть «Взморье» относится скорее к приключенческому жанру и начинается с описания эпизода падения «Бати» за борт 10-весельного катера, свидетелем которого автор вряд ли мог быть. Начальника училища он мог лицезреть не более 2-х лет. Но нашел возможным попытаться описать внешность «Бати», причем неоправданно грубоватыми мазками. Знаю, что Константин Александрович читал эту повесть (она вышла из печати в 1963 году) и ее не одобрил. И понять это можно. Скажем, разве можно обрадоваться, прочитав о себе такие строки: «Он («Батя») был толстый и лысый, с круглыми близорукими глазами, а под подбородком у него висели складки жирной кожи». Можно подумать, что автору повести «Батя» крепко насолил, что и явилось причиной неприязни даже к его внешнему виду. Да, в наши молодые годы он не был красавцем, но мы не замечали его внешние недостатки. Они с лихвой компенсировались несравненно большим количеством достоинств, в том числе и всегда безупречным внешним видом. Автор, конечно, имеет право на вымысел, но не в такой степени, когда главное действующее лицо повести хотя и носит другую фамилию и звание, но слишком узнаваемо. К тому же автор успевает присутствовать на похоронах своего начальника училища. В действительности Константин Александрович прожил после выхода в свет упомянутой повести еще 10 лет и скончался 10 августа 1973 года в возрасте 77 лет, похоронен на Серафимовском кладбище (участок № 47). В местной малотиражной газете «Советский моряк» от 14 августа 1973 года опубликован небольшой некролог без портрета, состоящий всего из нескольких казенных фраз. Долгая и светлая ему память. Пусть не зарастет к нему нахимовцев тропа. |