А
-
Б
-
В
-
Г
-
Д
-
Е
-
Ж
-
З
-
И
-
К
-
Л
-
М
-
Н
-
О
-
П
-
Р
-
С
-
Т
-
У
-
Ф
-
Х
-
Ц
-
Ч
-
Ш
-
Щ
-
Э
-
Ю
-
Я
Калинин Александр Евгеньевич
ЛНВМУ 1982 г.в.
Зарегистрирован на сайте. Чтобы узнать его координаты, написать письмо, обратитесь в раздел "Личное дело".
Сайты, Калинина А.Е.: ВВМУРЭ им. А.С.Попова. 1-й факультет. Выпускники 1987 года и ЛВМУ 34 выпуск. Главный редактор, Оперативный администратор (концепция, общее руководство администрированием) и модератор модулей «Новости», «Фотогалерея», "Форум", "Общая информация", «Статьи» ("Клуб по интересам. История", Клуб по интересам. Коллекционирование") – Александр Калинин
Вчера и сегодня юридической службы ВМФ. Интервью А.Е. Калинина, посвященное 130-й годовщине Юридической службы ВМФ. Морской сборник 1999 года № 6.
7 июня исполнилось 130 лет со дня основания Юридической службы ВМФ. В связи с этой датой редакция журнала обратилась к начальнику Юридической службы Военно-Морского Флота подполковнику юстиции Калинину Александру Евгеньевичу с просьбой рассказать об истории становления Службы и ее современных буднях. ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА: Калинин А.Е. родился в 1965 г. в г, Новокузнецке, Кемеровской области. После окончания в 1982 г. Нахимовского училища поступил в Высшее военно-морское училище радиоэлектроники имени А. С. Попова. С 1987 по 1992 гг. проходил военную службу на Северном флоте на авианесущем крейсере "Киев" и эскадренном миноносце "Расторопный" командиром группы. В 1992 г. поступил на военно-юридический факультет Военного университета. В Юридической службе ВМФ с 1995г. Прошел все должностные ступени - от юрисконсульта до начальника Службы (с июля 1998 г.) Юридическая служба на флоте складывалась постепенно, хотя первоначально структурно и не "просматривалась". В 1720 г., вскоре после учреждения Адмиралтейств-коллегий, на флоте ввели должности двух фискалов для негласного выявления упущений и преступлений по службе. 8 начале 1722 г., одновременно с появлением прокуроров в других центральных органах государственного управления и учреждением должности генерал-прокурора, возглавившего Сенат, прокурор был назначен и в Адмиралтейств-коллегию. Его обязанностью стал контроль за правильностью ведения дел. Основу морского законодательства того времени составляли два обширных документа - "Книга устав морской, о всем, что касается доброму управлению в бытность флота в море" (утвержден 13 (24) января 1720 г.) и "Регламент об управлении Адмиралтейства и верфи и часть вторая Регламента морского" (утвержден 5 (16) апреля 1722 г.). В этих документах, кроме всего прочего, содержался перечень как специфически морских, так и общеуголовных преступлений и детально расписывались полагающиеся за них наказания, 21 августа (1 сентября) 1732 г., в соответствии с новой структурой Адмиралтейств-коллегий, число входивших в нее органов управления значительно сократилось, а в состав коллегии были введены должности экзекутора и обер-фискала (оба в ранге лейтенантов); первый из них наблюдал за исполнением решенных дел, второй - за соблюдением законов. В царствование Елизаветы Петровны на короткое время была восстановлена структура органов управления, существовавшая при Петре I (в т.ч. и прообраз юридической службы того времени), однако она просуществовала недолго. Созданная в ноябре 1763 г. комиссия занялась преобразованиями на флоте и вскоре представила доклад о реформах органов управления, который был утвержден Екатериной II 3 (14) декабря 1763 г. По новому положению в состав коллегии входили прокурор и экзекутор, а для ведения судебных дел при коллегии был создан Аудиториат во главе с генерал-аудитор-лейтенантом, которому подчинялись аудитор и трое канцелярских служащих. 1 (12) января 1798 г. императором Павлом I были утверждены новые штаты флота. Состав Аудиториата при этом увеличивался до 15 человек, но его судебные права сузились. Если ранее коллегия утверждала своей властью приговоры судов по делам чинов флота до капитана 1 ранга и полковника включительно и могла их разжаловать в матросы, то при Павле I был учрежден особый генерал-аудиториат, решения которого в отношении офицеров и всех дворян передавались на утверждение императора. За Адмиралтейств-коллегией остались судебная власть над матросами не из дворян. 12 (24) апреля 1804г. Александром I создается Генеральный кригсрехт(военно-морской суд). Однако просуществовал он лишь полтора года. 3 (20) октября 1805 г. его заменил Генерал-аудиториат, общий для морских и сухопутных чинов, в котором присутствовали два представителя флота. Через семь лет последовала новая реформа военно-судебного ведомства. 1(13) июня 1812 г. в Министерстве морских сил был создан Аудиторский департамент. В его функции входило предание чинов флота суду и ревизия поступавших в департамент военно-судебных дел. В 1827 г. департамент был подчинен дежурному генералу, должность которого по примеру Военного министерства была учреждена на флоте 15(27) февраля 1824 г. Вместе с Аудиторским дежурному генералу подчинялся Инспекторский департамент, который вел дела ПО прохождению службы личным составом, контролировал подготовку к плаваниям кораблей, надзирал за "ненарушимостью воинского порядка". При этом необходимо отметить, что характер работы фискалов, прокуроров, экзекуторов, аудиторов и других носил прокурорско-следственную и судебную специфику, однако опыт их деятельности пригодился при создании собственно юридической службы российского флота. К концу 60-х годов XIX в. структура управления флотом кардинально изменилась В соответствии с Наказом по управлению морским ведомством, Высочайше утвержденным 26 мая (7 июня) 1869г., в штате управляющего министерством появляется должность "Юрисъ-Консульть". Это явилось первым упоминанием о введении на флоте должности офицера юридической службы. Юрисконсульт рассматривал дела по спорам и искам казны к частным лицам и частных лиц на казну, поступающих к Управляющему Морским министерством или в Адмиралтейств-Совет. Он излагал по этим вопросам и делам свои соображения и мнения, докладывал их Управляющему Морским министерством или Адмиралтейств-Совету и т.п. Сверх того, по судебной защите дел, сопряженных с интересами морского ведомства, на юрисконсульта возлагалось: 1) рассмотрение представлений портовых управлений по вопросам, касающимся внимания и ведения судебных процессов; 2) защита таких дел в судебных местах, когда это ему поручалось, 3) ведение переписки по делам этого рода, доходящим до рассмотрения министерства. Юрисконсульту предоставлялось, в случае надобности, право требовать от мест и лиц морского ведомства "для соображения и поверки" подлинные дела и документы, принадлежащие к рассматриваемому им делу. 3 (15) ИЮНЯ 1885г. был о утверждено новое Положение об управлении морским ведомством, которым была реорганизована Канцелярия Морского министерства. Директор Канцелярии одновременно являлся и юрисконсультом. Он давал заключения по юридическим вопросам, возникающим в деятельности Адмиралтейств-Совета и Управляющего Морским ведомством, осуществлял судебную защиту интересов морского ведомства, рассматривал проекты контрактов, заключаемых учреждениями Морского министерства. Кроме того, он составлял заключения по спорным вопросам между Морским министерством и частными лицами, давал заключения относительно толкования и применения законов, вел кодификационную работу. В дальнейшем при юрисконсульте была образована юрисконсультская часть. Практически вплоть до 1917 г. изменения в структуре органов управления морским ведомством на юридической службе существенно не отражались. После Октябрьской революции юридическую службу на флоте упразднили. Частично ее функции выполнял международно-правовой отдел Главного штаба ВМФ. Лишь в 1962 г. была введена должность юрисконсульта Общего отдела ГШ ВМФ, а 26 августа 1967 г. создана юридическая группа Главного штаба ВМФ, которая в 1993 г. реорганизована в Юридическую службу ВМФ (впервые для видов Вооруженных Сил РФ). Необходимо отметить, что многие военнослужащие, и даже командиры, еще не понимают предназначения Юридической службы ВМФ, нередко наделяя ее не свойственными ей функциями - прокурорско-следственными, контрольными и даже адвокатскими. В настоящее время основными задачами Юридическая службы ВМФ является: правовая экспертиза разрабатываемых органами военного управления ВМФ и МО РФ служебных документов, нормативных правовых актов и документов на списание материальных средств; методическое руководство правовой и справочной работой в ВМФ, юридическим всеобучем; руководство подразделениями юридической службы по специальным вопросам; защита в судах интересов ВМФ и МО РФ; правовое обеспечение договорной, претензионной и исковой работы; консультирование по правовым вопросам, возникающим в деятельности органов военного управления ВМФ; ведение справочной и кодификационной работы по приказам и директивам Главнокомандующего ВМФ и Министра обороны РФ. Хотя в ВМФ предусмотрены должности офицеров-юристов во всех органах военного управления, вплоть до полка, надводного корабля 1 ранга, однако по разным причинам они укомплектованы еще далеко не везде (пока даже в Тылу ВМФ нет ни одного юриста!). Более того, в ходе организационно-штатных мероприятий было сокращено большое количество должностей офицеров - юристов. Так, на Каспийской флотилии, кроме старшего юрисконсульта, сокращены все юридические должности. Юридическая служба Северного флота до сих пор состоит из двух человек - начальника и гражданского специалиста, в то время как на других флотах аналогичные подразделения включают по 2-3 офицера и по 1 -2 сотруднику из гражданского персонала. Стоит ли удивляться, что Северный флот в 1998 г, дал половину всех судебных разбирательств, состоявшихся в ВМФ. Впрочем, некомплект юристов - не только результат чьих-то необдуманных действий. На сегодняшний день военные юристы - самая редкая специальность. Низкие тарифные разряды, негибкая кадровая политика, непродуманность штатной структуры приводят к большой текучести юридических кадров. Ни для кого не секрет, что дипломированных юристов в РФ еще не хватает, а оплата труда гражданского юриста выше, чем его военного коллеги в 5 - 20 раз. Стоит ли после этого удивляться, что 72 % офицеров, занимающих юридические должности, не имеют юридического образования. А на Тихоокеанском флоте дипломированных юристов менее 10 %! Последствия не заставили себя ждать - на Вспомогательном флоте ТОФ заключение договоров по фрахтованию судов зачастую идет с нарушением действующего законодательства, проекты договоров не проходят необходимой юридической экспертизы в подразделениях юридической службы ВМФ, целесообразность при заключении договоров нередко подменяет законность. Несмотря на требования Министра обороны РФ об обязательном назначении на юридические должности лиц с соответствующим образованием, отдельные кадровые работники продолжают подавать к представлению на назначение на юридические должности офицеров без необходимого образования. Почему никому не придет в голову о назначении на должность медицинского работника, к примеру, штурмана или механика? Между тем ответственность военного юриста не менее велика. Вызывает озабоченность плохая обеспеченность военных юристов так называемой оргтехникой. Довольствующие органы, игнорируя приказ Министра обороны №100, не обеспечивают юридические органы компьютерной техникой. А без нее сегодня, в условиях постоянно изменяющегося законодательства, как без рук. Проблемой для Вооруженных Сил РФ, ВМФ остается слабая правовая подготовка личного состава, представителей защиты интересов органов военного управления в судах. И это касается не только младших офицеров, но даже и командиров (начальников). В то же время чувствуется постоянно возрастающая тяга личного состава к правовым знаниям, повышается личная самооценка. И как результат - растущее количество судебных разбирательств. Почти все они связаны с необеспечением военнослужащих положенными видами довольствия. Таким образом, сама жизнь заставляет серьезнее относиться к юридическим проблемам. Надо сказать, это хорошо поняли на Черноморском и Балтийском флотах, где отмечается значительное улучшение правовой работы. Добросовестно выполняет свои обязанности абсолютное большинство специалистов Службы, среди них полковник юстиции в отставке А. И Родюков, подполковники юстиции И.С. Радзинский, С.Г, Мизинов, майор юстиции М.Ю. Завьялов, Отмечая 130-летний юбилей Юридической службы ВМФ, слова искренней благодарности хотелось бы адресовать ее руководителям прежних лет - полковникам юстиции А.И, Ульянову, В.И. Корякину, капитану 2 ранга Р.П.Бахмурову. Особую признательность хочется выразить Заслуженному юристу РФ полковнику юстиции А.Ф.Ждановичу, руководившему Службой более 20 лет. Нынешнему поколению флотских юристов есть с кого брать пример в своей очень непростой работе.
КНИГА СЕРИИ "ПРАВО В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ - КОНСУЛЬТАНТ" Авторский коллектив: А. Е. Калинин, полковник юстиции, начальник юридической службы Военно-Морского Флота — ст. 11 (в соавторстве с А.В. Кудашкиным), ст.ст. 20—27; С.В. Корнишин, подполковник юстиции, кандидат юридических наук, преподаватель Военного университета — ст.ст. 15—19; А.В. Кудашкин (ответственный редактор), кандидат юридических наук, профессор Военного университета — ст.ст. 1—3, ст. 4 (в соавторстве с К.В. Фатеевым), ст. 11 (в соавторстве с А.Е. Калининым), ст.ст. 12—14, ст.ст. 28—33; Д.А. Митюрич — подполковник юстиции, старший юрисконсульт юридической службы Военно-воздушных сил — ст.ст. 9, 10, приложение 2; К.В. Фатеев (руководитель авторского коллектива), подполковник юстиции, кандидат юридических наук, преподаватель Военного университета — ст. 4 (в соавторстве с А.В. Кудашкиным), ст.ст. 5—8, ст. 34.
Утвержденное Указом президента РФ от 16.09.99 г. # 1237 Положение о порядке прохождения военной службы вступило в силу, но осталось множество вопросов и неясностей, правильное объяснение которых позволит значительно лучше понять требования этого документа, и усовершенствовать законодательные основы воинской службы. Ранее нами уже публиковались материалы, освещающие эту проблему (см. "НВО" # 10, 2000 г.). Однако реакция военнослужащих на новое Положение требует рассмотреть ее более подробно.
В подпункте "и" пункта 2 статьи 13 Положения закреплено основание зачисления военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в распоряжение командира (начальника) "при невозможности своевременного исключения военнослужащего, уволенного с военной службы, из списков личного состава воинской части в случаях, предусмотренных Федеральным законом и настоящим Положением, - до его исключения". На страницах военно-юридических изданий (в том числе и журнала "Право в Вооруженных силах РФ") уже неоднократно обсуждался вопрос о неточности, двойном толковании понятия "военнослужащий, уволенный с военной службы". То ли это военнослужащий, по которому состоялся приказ об увольнении, но нет приказа об исключении его из списков личного состава воинской части, то ли это гражданин, уволенный с военной службы (пункты 2, 4 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих")? Такой редакцией исследуемого подпункта названная неточность еще более усугубляется, так как нормативно устанавливается иное толкование данного понятия. Аналогично указанное понятие используется и в пунктах 16, 24 статьи 34 Положения.
Целесообразно полностью отказаться от понятия: "военнослужащий, уволенный с военной службы", заменив его формулировками: "гражданин, уволенный с военной службы" и "военнослужащий, уволенный с военной службы, но не исключенный из списков личного состава воинской части" или "военнослужащий, еще не исключенный из списков личного состава воинской части, после издания приказа о его увольнении с военной службы".
Кроме того, данной редакцией подпункта "и" пункта 2 статьи 13 Положения допускается зачисление в распоряжение командира (начальника) военнослужащего, участвующего в походе кораблей, уже уволенного с военной службы, но не исключенного из списков личного состава воинской части (пункт 11 статьи 38 Федерального закона). При этом данному контрактнику, в связи с зачислением его в распоряжение командира (начальника), по сложившейся практике, будет уменьшен размер денежного довольствия, что в принципе недопустимо, так как несвоевременное исключение из списков личного состава воинской части в такой ситуации происходит не по его вине, а в связи с исполнением им служебных обязанностей. Целесообразно предусмотреть в указанном подпункте эту ситуацию.
Из редакции пункта 2 статьи 20 Положения можно сделать вывод о возможности существования в Вооруженных силах РФ таких воинских званий, как "капитан 3-го ранга юстиции" или "капитан-лейтенант медицинской службы".
Ввиду большой неукомплектованности юридических должностей, очень часто должности военно-учетной специальности (ВУС) юридического профиля занимают военнослужащие, не имеющие соответствующего образования. Слово "юстиции" добавляется к воинским званиям таких военнослужащих путем представления их установленным порядком к присвоению воинского звания, соответствующего их ВУС и уровню образования, а не автоматически, как может показаться на основании анализа данной редакции пункта. Аналогичные неточности содержатся и в редакции статьи 46 Федерального закона.
Для устранения всех перечисленных неточностей целесообразно пункт 2 статьи 20 Положения изложить в следующей редакции: "Военнослужащим, имеющим военно-учетную специальность и соответствующее образование юридического или медицинского профиля, присваиваются войсковые воинские звания с добавлением соответствующих слов "юстиции" или "медицинской службы".
На основании пункта 1 статьи 22 Положения очередное звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его службы в предыдущем воинском звании в том случае, если он в данный момент занимает должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем то, которое присваивается военнослужащему. Данной редакцией пункта устанавливается обязательность присвоения очередного воинского звания военнослужащему при соблюдении двух условий: истечения срока в предыдущем воинском звании и соответствия занимаемой должности. Аналогичные требования содержатся и в пункте 2 статьи 47 Федерального закона.
Следует отметить, что пункт 3 указанной статьи Положения входит в противоречие с пунктом 1 той же 22 статьи: согласно ему устанавливается уже не обязательность, а возможность присвоения воинского звания высшего офицера, а также вводится третье дополнительное условие присвоения очередного воинского звания высшего офицера - "не менее 1 года в занимаемой воинской должности". Как уже отмечалось, это не соответствует пункту 1 статьи 22 Положения.
Необходимо пункт 1 статьи 22 Положения после слов: "Очередное воинское звание..." дополнить словами: "кроме воинского звания высшего офицера".
Пункт 7 статьи 22 Положения также несет в себе противоречия. В частности, неясно, с какого момента необходимо присваивать очередное воинское звание при назначении на должность высшего офицера, если истек срок его службы в предыдущем воинском звании - через 1 год после назначения на воинскую должность высшего офицера или с момента такого назначения, оформленного приказом, изданным после 1 года службы в этом звании?
Для устранения названного противоречия необходимо пункт 7 статьи 22 Положения после слов: "...на высшую воинскую должность (должность)..." дополнить словами: "кроме должности высшего офицера".
Подпункт "б" пункта 1 статьи 24 Положения целесообразно дополнить после слов: "командующим войсками военного округа" словами: "командующим флотом". Аналогичное изменение правильно было бы внести и в пункт 8 статьи 34 Положения. Упомянутые дополнения необходимы в силу равенства прав вышеуказанных должностных лиц. Однако в законодательстве РФ такое равноправие в вопросах, связанных с прохождением военной службы (право присвоения воинских званий, увольнения с военной службы и т.п.), в настоящее время не предусмотрено. Оно рассматривается в Дисциплинарном уставе Вооруженных сил РФ в плане равенства дисциплинарных прав указанных должностных лиц, но аналогии здесь вряд ли обоснованны.
Абзацем 2 пункта 1 статьи 29 Положения установлено, что по просьбе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, основной отпуск может быть предоставлен им по частям. При этом продолжительность одной части не может быть менее 15 суток.
Из данной редакции абзаца непонятно может ли какая-то часть отпуска быть менее 15 суток, или же все части отпуска должны быть не менее указанного срока.
Для устранения двоякого толкования указанного абзаца целесообразно слова: "одной части" заменить словами: "каждой части" или на слова: "одной из частей".
В пункте 3 статьи 29 Положения приводится порядок расчета основного отпуска военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в год поступления их на военную службу по контракту. При этом используемое в редакции этого пункта слово: "прошедших" предполагает, что проходящему службу по контракту отпуск может быть предоставлен только после окончания календарного года. А это уже будет противоречить пункту 14 Положения, в котором предусматривается возможность предоставления военнослужащему неиспользованного основного отпуска за истекший год в первом квартале следующего года с учетом времени проезда к месту использования отпуска и обратно, но только в связи с его болезнью или другими исключительными обстоятельствами. Поступление на военную службу по контракту таким исключительным обстоятельством не является. Поэтому правильнее было бы слово "прошедших" из текста пункта 3 статьи 29 Положения исключить.
Аналогичные изменения целесообразно внести в третий абзац пункта 4 статьи 32.
Начальник юридической службы ВМФ, подполковник юстиции.
В преддверии Дня российской Конституции впервые в истории Вооруженных Сил страны прошло торжественное вручение знаков отличия Минобороны РФ "Юридическая служба Вооруженных Сил Российской Федерации", учрежденных приказом министра 31 января с.г. По поручению министра обороны с приветственным словом к собравшимся обратился начальник Управления делами Минобороны страны генерал-майор Андрей Казаков: - Для военных юристов страны этот день особенный: у них появился свой знак отличия. Им, отметил он, награждаются гражданский персонал и военнослужащие, прослужившие в юридической службе не менее пяти лет, за отличия в исполнении должностных обязанностей, направленных на укрепление законности в Вооруженных Силах. Среди первых лауреатов - старший эксперт - начальник группы направления управления делами Минобороны России полковник юстиции Виктор Бурыкин, начальник юридической службы ВМФ полковник юстиции Александр Калинин, начальник юридической службы Московского округа ВВС и ПВО полковник юстиции Юрий Плешко, начальник юридической службы Сухопутных войск - помощник ГК СВ по правовой работе полковник юстиции Сергей Кочешев, начальник юридической службы ЛВО полковник юстиции Сергей Турченюк, другие офицеры. Ряд военных юристов награжден грамотами и ценными подарками. О самом знаке следует сказать особо. Он изготовлен из металла золотистого цвета с эмалью в виде прямого равноконечного креста, в центре которого - изображение "столба закона" серебристого цвета в заостренном книзу щите на фоне двух перекрещенных мечей, крыльев и якоря золотистого цвета. В верхней части - колонна, увенчанная короной, дарического стиля с надписью выпуклыми буквами "ЗАКОН". Глубоко символичен каждый фрагмент знака. Так, "столб закона" с короной традиционно символизирует верховенство закона в деятельности органов государственной власти; заостренный книзу золотой щит со скошенными верхними углами с рантом и клепками по периметру - юридическую деятельность в военной области; перекрещенные мечи, якорь и крылья обозначают принадлежность юридической службы к ВС, а в качестве цели ее функционирования - организация юридического обеспечения всех воинских формирований ВС. Крест малиновой эмали символизирует высокий уровень знака отличия в системе наградных знаков Минобороны.