Моя ладонь ложится на крошечное устройство размером с обычную компьютерную мышку, и громадина весом в 30 тысяч тонн, длиной в 170, шириной 22 метра и высотой с восьмиэтажный дом - в моих руках. Куда и как она будет направляться, зависит от легкого движения кисти манипулятором, который здесь попросту кличут джойстиком. Но это не что иное, как пульт управления энергетической установкой суперсовременного морского судна, дизель-электрохода "Норильский никель". На богатырском борту (характерного для ледового флота красно-морковного колера) огромными белыми буквами начертано: ARCTIC EXPRESS. Читаю, улыбаюсь, и в памяти тут же всплывает другой экспресс - знаменитый Восточный. Только в отличие от него новоявленный курсирует не по железному пути, а по Северному морскому и доставляет не респектабельных пассажиров, а продукцию компании "Норильский никель" вкупе с другими необходимыми металлургам грузами. День рождения нового судна 11 апреля 2006 года - именно в этот день на нем был впервые поднят флаг. Российский, заметим. Что по нынешним временам стало, прямо скажем, редкостью. А тут вот за державу не обидно. От Мурманска до Дудинки арктический экспресс "бегает" самое большее за шесть с половиной суток. И за ходку способен доставить тринадцать с лишним тысяч тонн груза. Собственно, обзавестись "личным" транспортом металлурги решили для оптимизации своих грузовых перевозок. Причем к первому судну, построенному по их заказу, в недалеком будущем должны присоединиться еще четыре. - Летом 2009-го будет у нас полный флот, - обрисовал перспективу помощник генерального директора Мурманского транспортного филиала компании "Норильский никель" Ян Мезенцев. Своей новой собственностью никелевый бизнес гордится. Едва успевших подняться по трапу гостей тут же проинформировали, что они находятся на борту уникального судна. В мире, утверждают хозяева, оно пока единственное. Что и говорить, интерес такое плавсредство вызывает немалый. И в ответ на предоставленную возможность увидеть его своими глазами желающих среди мурманчан нашлось изрядно. По три раза за день в минувшие выходные к дизель-электроходу, стоящему у причала СРЗ, заполненный автобус подвозил экскурсантов. Были среди них и стар и млад. Уже по внешним впечатлениям электроники с автоматикой тут, как на межпланетном корабле из киношной фантастики. На мостике - простор, обзор и мониторы рядами. Уникальность же судна, как пояснили мореходы, в совокупности всех систем и оборудования. Они у него - самые современные. Электроходу, к примеру, без разницы, как двигаться - вперед носом или кормой: его двигатель снабжен особым устройством, называемым азиподом, или активным рулем, имеющим возможность разворачиваться на 360 градусов. Спутниковое же информационное обеспечение, совмещенное с электронной картографией, - штука, способная осчастливить любого судоводителя. - А особенный кайф в чем? - пытаю я капитана Владимира Гусаревича. - Очень хорошо, очень грамотно все сведено в одну точку, и судно практически подчиняется твоей руке, - с удовольствием откликается тот. - С помощью джойстика даешь ход, направляешь машину. Остальное делает автоматика. Представляете, такая махина подчиняется просто движению твоих пальцев! Джойстик позволяет срастись, стать единым целым с пароходом. Заметим, что у нового транспорта есть и другого рода особенность. Он готов независимо бороздить арктические просторы. - Мы пока - единственное в мире судно, имеющее право "безледокольного" самостоятельного плавания во льдах. И одну зимнюю навигацию уже отработали. Никаких сложностей, - рассказывает Владимир Николаевич. - В принципе, выполняем рейс от Мурманска до Дудинки в те же сроки, что и суда, идущие под проводкой ледокола. В прошлом году с момента подъема флага сделали 25 рейсов. В этом уже сделали столько же, и, думаю, еще 4 рейса будет. А Ян Мезенцев подчеркивает и еще одно достижение - по части несения вахт на судне. - На атомном ледоколе, допустим, есть старший вахты, вахтенный помощник и обязательно матрос - на руле. Потому что там нет такого оборудования. И матрос по команде управляет рулем. А у нас на время вахты достаточно одного человека. Сидит себе в кресле и рулит джойстиком. Всего лишь навсего...
Мурманское региональное отделение Общероссийского политического общественного движения "Социально-патриотическое движение "Держава" (Затулина) (рег. № 1353 07.07.99). Председатель Ян Мезенцев. Адрес: г. Мурманск, ул. Мира, 10, кв. 183.
НАШИ В КОМИССИИ В прошлом номере вестника сообщалось о том, что мною отправлены предложения губернатору по качественному улучшению отбора абитуриентов в НВМУ. Решение вопроса было перенесено, как и ожидалось, в комитет по образованию администрации Мурманской области. После поданной шикарной "Волги" к подъезду дома с разрешением использовать машину для личных целей в течение небольшого времени, отказаться от встречи с представителем комитета было неудобно. Дело в том, что 3 года назад подобную беседу со мной вели в комитете под девизом "Не пущать!". Т. е. мы тут сами с усами и в каких-либо советах общественной организации не нуждаемся. На сей раз беседа велась в совершенно другом тоне (что значит организация за это время заставила себя уважать). Мне резонно доказала зам. начальника управления народного образования Полозова Л. А. и я согласился с этими доводами, что губернатор как государственное лицо не может отдать такое дело как работа комиссии на откуп общественной организации - не с кого спросить за результаты ее работы. Пришлось согласиться с "внедрением" в состав комиссии наших членов, отвечающих в организации за этот участок работы: Фёдора Конькова и Яна Мезенцева. По этому случаю через несколько дней был получен приказ: А 27 февраля т. г. состоялось первое заседание комиссии с участием наших членов. Решался вопрос о направлении на учёбу детей, чьи родители погибли при выполнении служебных обязанностей в т. ч. экипажа и пассажиров разбившегося транспортного самолета СФ 22 февраля текущего года. Уже на первом заседании в интервью журналистам Ян Мезенцев со свойственной ему прямотой и ясностью высказал официальную точку нашей организации - в элитном НВМУ должны учиться юноши лучшие из лучших, годные по состоянию здоровья и способные в дальнейшем в морском училище освоить сложную морскую технику. В том числе и дети-сироты, находящиеся в детских домах и под опекой. Но это должно быть в индивидуальном порядке, а не превращать нахимовское училище в учебный придаток детских домов Мурманской области. Вот так обстоят дела и такова наша позиция, Александр Николаевич Букин, уважаемый начальник НВМУ!