В этом потоке учились артист Сергей Коковкин и писатель Игорь Жданов, автор повести о нахимовцах «Взморье».
Петербургский театральный журнал № 28, 2002. «Театр Голикова – это понятие…» Беседу с Вадимом Сергеевичем Голиковым ведет Любовь Овэс.
Л. О. Если бы сейчас вы получили возможность собрать труппу, вам было бы из кого?
В. Г. Небольшую — да, а большую и собирать не надо.
Л. О. Кого из артистов, ныне живых или уже покинувших мир, вы бы позвали? Кого вы считаете актерами Театра Голикова?
В. Г. Елизавету Александровну Уварову, Феликса Раевского, Владимира Никитича Труханова, Сергея Дрейдена, Ольгу Волкову, Татьяну Щуко, Веру Карпову, Леонарда Тубелевича, Женю Агафонова, Андрея Толубеева, Виктора Гвоздицкого, Сергея Лосева, Сергея Коковкина, Вадима Гущина, Наталью Попову, Инну Слободскую, Виктора Харитонова. Очень боюсь, не забыл ли кого…
СЕРГЕЙ КОКОВКИН
Он больше не артист. Живет в США. Привез и подарил толстую книжку своих пьес. Была с ним встреча в Театральном музее, он рассказывал, что о нем там пишут, его ставят, уважают и ценят.
Мы учились параллельно в институте, и, когда мне предложили перейти главным в театр, актером которого он был, я позвал его посоветоваться. Мы сидели на кухне и обсуждали, достаточно ли артисты театра намучились без режиссера и нормальной творческой работы. Усков уже два с половиной года царил на посту художественного руководителя, ничего не делая, и старики-акимовцы понимали, что вопрос о судьбе театра решать все равно придется. Относились к этому серьезно, актеры театра ходили на «Что делать?», изучали, что за субъекта им сватают… А мы с Сережей в это время пытались взвесить все "за" и «против», оценить ситуацию, понять, возможно ли оживить труппу. И нам показалось, что возможно. Он был самым первым моим помощником в театре во всех затеях и делах. На «Селе Степанчикове» был ассистентом, то есть определял возможность контакта с труппой этого странного, с ее точки зрения, молодого человека. Сережа был важнейшим звеном. В «Степанчикове» он был еще Коровкиным, в театре каламбурили «Коровкин-Коковкин». Такусенький эпизодик, проскок, но в его исполнении феноменальный, неизменно вызывавший аплодисменты. Его герой был смешной, нелепый и очень трогательный. В Коковкине удивительно сочетались качества хорошего артиста и несомненные режиссерские задатки, дар педагога.
«Тележка с яблоками» оказалась возможна только потому, что он взял эту пьесу Б. Шоу. У автора написана невероятно крупная фигура. Как сказал кто-то из Сережиных поклонников: «Гамлет у власти». Благодаря Сереже образ получился и серьезный и обаятельный.
Пьеса никогда у нас не ставилась потому, что зрителю сложно следить за ее логическими ходами, она подобна шахматной партии. Искушенные и своекорыстные министры-интриганы ведут войну с Королем, он борется с ними тем же оружием, но в государственных интересах и в результате побеждает. Это сплошная интеллектуальная дуэль. Мы придумали такое решение. Вынесли в зрительный зал шахматный столик, посадили за доску секретарей-стенографистов, обдумывавших ходы, игравших и по очереди протоколировавших. Партию подбирали долго, мастер спорта Ефим Столяр нашел аналог тому, что должно происходить в пьесе.
Как-то на спектакле был гроссмейстер Марк Тайманов, посмотрев в антракте на доску, он сказал, что пьесы не знает, но догадывается, как шахматист, в какую сторону будут развиваться события.
Королевскую линию интриги нужно было играть через какие-то внятные, обязательно зримые проявления. Решили оттолкнуться от всем понятной метафоры «министерское кресло». У каждого министра было свое кресло. В процессе действия они перемещались, игра была зримой, интрига становилась понятной зрителю, как знатокам партия. Без увлеченного умницы, артиста, драматурга, эссеиста, писателя Сергея Коковкина осуществление моего замысла было бы невозможно.
Он совершенно жил существом роли. Его игру даже нельзя было назвать работой.
Театр Сатиры открывает свой новый предъюбилейный сезон. Федеральное агентство по культуре и кинематографии. 04.09.2003. РИА Новости.
Московский театр Сатиры открывает в четверг свой очередной сезон спектаклем "Андрюша" - посвящением незабвенному артисту этого театра Андрею Миронову. "Этот сезон 79-й, предъюбилейный, - сказал на сборе труппы художественный руководитель театра Александр Ширвиндт. - Уже сейчас надо думать о том, что подготовить для юбилея. А это обязательно должно быть шикарное пародийное мощное обозрение, жанр который практически всегда присутствовал в Театре Сатиры. Возможно, этот спектакль-обозрение будет называться "Тысячу лет - один менталитет".
В этом сезоне, рассказал художественный руководитель, состоится премьера спектакля по пьесе Петра Гладилина "Вышел ангел из тумана", написанной специально для замечательной актрисы театра Ольги Аросевой. Пьеса повествует о современной семье, ее жизни со всеми нынешними проблемами. Будет также поставлена пьеса известного писателя и драматурга Юрия Полякова "Хомо Эректус", что в переводе означает "Человек стоящий".
Помимо основной сцены запланированы премьеры и на "чердаке Сатиры", где репетируется спектакль по пьесе Валентины Аслановой "До встречи в Венеции", написанной специально для Михаила Державина. Ставить его будет артист театра Юрий Васильев. Известный драматург, режиссер и актер Сергей Коковкин работает над инсценировкой по произведениям Аркадия Аверченко.
... Среди ближайших премьер сезона - "Нахлебник" Ивана Тургенева со Спартаком Мишулиным в главной роли. Известный режиссер Андрей Житинкин репетирует пьесы Юрия Полякова "Хомо Эректус" (Человек стоящий). Сергей Коковкин работает над инсценировкой материалов по произведениям Александра Аверченко, что является давней мечтой художественного руководителя театра. А сам Ширвиндт в качестве режиссера будет работать над комедией итальянского драматурга Альдо Николаи "Генеральная репетиция".
Есть спектакль, опера Евстигнея Фомина "Орфей", которую мы сделали вместе с Татьяной Гринденко и в январе собираемся сыграть премьеру на Малой сцене Театра на Таганке. Там - и музыканты, и куклы, что-то вроде "Лебединого озера". Затем - "лиликанско-великанский" спектакль у нас. Мы с Сергеем Коковкиным сочиняем "пьесу". Действие будет идти одновременно на сцене и в лиликанской коробочке, а артист Александр Филиппенко будет курсировать туда-обратно. С Анатолием Васильевым мы задумали продолжение линии "Апокалипсиса" - спектакль "Откровение". Пойдет у него в Школе драматического искусства, будут 12 актеров и 12 зрителей, спектакль играется в спичечных коробках.