Где готовить будущих Суворовых и Жуковых?
Начальник Генерального штаба Минобороны России генерал армии Николай Макаров в интервью "Российской газете" 23 марта с.г. дал свое видение дальнейшего обновления Российской армии.
Не буду касаться технических вопросов военной реформы. У нас в стране немало экспертов, которые уже высказывались и, уверен, продолжат высказываться на эту тему. Вместе с тем в интервью поднимается вопрос о боевой подготовке солдат и офицеров. И по этому вопросу я хотел бы высказать свою точку зрения.
Нельзя не согласиться с генералом армии Н. Макаровым, утверждающим, что подготовка офицеров - это "самый сложный вопрос", который сейчас решает руководство министерства обороны. Совершенно очевидно, что даже самые правильные решения, касающиеся реформы Вооруженных сил, смогут быть воплощены в жизнь лишь в том случае, если армия и флот будут располагать высокопрофессиональным, преданным своему долгу офицерским корпусом. С этой целью генерал армии Н. Макаров предлагает "изменить менталитет командиров".
Лучше, однако, не менять, а правильно формировать менталитет, и делать это надо с раннего возраста. Вот почему в 1943 году были образованы Суворовские военные и Нахимовские военно-морские училища, перед которыми была поставлена задача: готовить мальчиков к военной службе. За более чем 60-летнюю историю училища подготовили для наших Вооруженных сил более 100 тысяч первоклассных офицеров и генералов. В их числе 70 Героев Советского Союза и России, видные военачальники. Суворовская школа, вобравшая в себя лучшие традиции кадетского образования, с ее 300-летней историей, всегда была направлена на воспитание в будущих офицерах высокого морального духа, доблести и самопожертвования.
Казалось бы, что еще надо: развивай оправдавшую себя всей своей историей уникальную систему суворовского образования. Однако в министерстве обороны, как видно, избрали иной путь "изменения менталитета командиров". Начальник главного управления кадров Минобороны России В. Горемыкин прямо заявляет: "В условиях сокращения количественных параметров кадрового заказа на подготовку офицеров мы не ставим на первое место перед Суворовскими училищами задачу подготовки обучающихся к офицерской службе. Теперь никто не обязывает выпускников Суворовских училищ поступать только в военные учебные заведения".
Еще дальше идет первый заместитель министра обороны А. Колмаков: "В целях сохранения жизни и здоровья, обеспечения непрерывного учебного процесса в соответствии с учебными программами и качественной подготовкой к зачетам и выпускным экзаменам суворовцы, нахимовцы и учащиеся военно-музыкального училища, структурно подчиненных Минобороны России, привлекаться к участию в военных парадах, посвященных Победе в Великой Отечественной войне, не будут". Вот так! С 1945 года во всех Парадах Победы участвовали, а теперь не будут.
Ясно, к чему ведут такие нововведения: под ударом все, что имеет отношение к военной подготовке суворовцев и нахимовцев. Но в таком случае училища лишатся своей сути, того, что составляет их неповторимость, они потеряют смысл существования.
С какой целью это делается? Ведь у нас имеются подчиненные различным ведомствам военные лицеи, кадетские корпуса, кадетские школы, кадетские школы-интернаты, которые занимаются общеобразовательной подготовкой. Уникальность Суворовских и Нахимовских училищ как раз и заключается в их особой учебной программе. В том, что они дают элементы военной подготовки мальчикам, подавляющее большинство из которых потом должно пойти на службу в Вооруженных силах в офицерском звании.
Что же касается попытки отстранить суворовцев и нахимовцев от участия в парадах, могу заверить исходя из своего собственного опыта: маршировать по Красной площади было высочайшей честью для каждого из нас, наполняло гордостью за свою Родину. Нашей жизни и здоровью это не угрожало никоим образом. Складывается впечатление, что ситуация с Суворовскими и Нахимовскими училищами действительно подошла к критической черте невозврата.
Учитывая, что Суворовские и Нахимовские училища являются национальным достоянием России, предлагаю провести на страницах "Российской газеты" общественные слушания, которые позволили бы принять в отношении будущего этих училищ взвешенные решения, продиктованные глубинными интересами нашей страны, наших Вооруженных сил.
Игорь Иванов, выпускник Московского Суворовского военного училища
Автор этого письма - не просто авторитетный человек, в недавнем прошлом министр иностранных дел России, но и выпускник Суворовского училища. Его озабоченность судьбою подростковых военно-учебных заведений разделяют многие офицеры и даже люди, далекие от армейской службы. "РГ" предлагает обсудить спорную тему и приглашает к разговору всех заинтересованных лиц. Свои мнения читатели могут отправлять на электронный адрес газеты www.rg.ru.
Добавить комментарий: Все записи и отзывы должны быть четкими и конкретными, носить строго тематический характер. Запрещается употреблять нецензурные выражения, слова и фразы, носящие неуважительный характер, оскорбляющие личность, сеющие межнациональную рознь!
Если сегодня спросить те десятки тысяч мальчишек, кто выпестован в стенах Суворовских и Нахимовских училищ, гордятся ли они своей причастностью к нахимовскому и суворовскому братству, уверен, каждый скажет, что именно так - ГОРЖУСЬ! Невозможно не согласиться и не поддержать очень озабоченного выступления Игоря Сергеевича Иванова!
Мадам Фральцова с апломбом, достойным лучшего применения, везде и всюду вещает, что, де , знает чему учить и как учить, в том числе и будущих кадровых военных. Откуда появилось это всезнающее "чудо-дитятко"? Откуда эта моложавая дама может знать что-нибудь о суворовской науке побеждать? О славнейших традициях Русского Флота? Как можно ломать менталитет Победителя , выпестованный в сражениях за многовековую истории Российской Державы? Необходимо немедленно развернуть дискуссию по этой теме, пока, возможно, мы не подошли ещё к черте невозврата!
При нынешних действиях чиновников типа Фральцовой и некоторых военных существует риск, что в кадры офицерского корпуса "повалят" менеджеры с менталитетом, нацеленным на прикидывание баланса, где больше можно "снять сливок", даже не задумываясь о чести офицера, Родины, Независимости, без всяких самоё этих нравственных понятий!
Самое широкое обсуждение, самую широкую дискуссию - как средство нахождения взвешенных решений в столь важной области стратегии развития Вооружённых Сил!
Полносью поддерживаю предловение И.Иванова о проведении широкого общественного слушания по судьбе Нахимовского и Суворовских училищ. Из воспитанников Нахимовских училищ формировались кадры, дорожившие честью и достоинством офицера,
Нахимовское училище сегодня. 7-я рота. /04.11.2010далее...
Дни Вологодской области в Санкт-Петербурге. Творческая встреча нахимовцев с кадетами ГОУ «Вологодская областная кадетская школа-интернат». /02.11.2010далее...
Подготовка к началу учебного года и Посвящение в нахимовцы 1 сентября 2010г. /31.10.2010далее...
Апрельские мероприятия с участием воспитанников Нахимовского училища /24.04.2010далее...
Участие нахимовцев во Всероссийской олимпиаде школьников /24.04.2010далее...
1 Канал. В знаменитом Нахимовском училище подводят первые итоги эксперимента /24.04.2010далее...
Председателю Совета ветеранов г. Одессы Герою Советского Союза капитану 1 ранга Валентину Евгеньевичу Соколову, выпускнику Тбилисского Нахимовского училища, 17 апреля 2010г. исполняется 75 лет /16.04.2010далее...
Выступление Председателя МСНС генерал-майора Александра Владимирова на слушаниях в Совете Федерации /15.04.2010далее...
Морские кадетские корпуса - мировая практика. Морской Кадетский корпус ВМС США. А. Сирый /07.04.2010далее...
Мальчики с лампасами. Игорь Иванов /03.04.2010далее...
Где же правда?.В.Соколов-Хитрово /03.04.2010далее...
Президент выслушал ветеранов войны /27.03.2010далее...
Уроки истории. Развал армии - 1917 год - Приказ №1 /10.03.2010далее...
Реформировать - не значит разрушать. Сергей Миронов, председатель Совета федерации /03.03.2010далее...
НАХИМОВСКОЕ УЧИЛИЩЕ. "Страж Балтики" (Калининград) , N053 28.5.2009 , Капитан 1 ранга С.ГУРОВ, воспитанник ЛНВМУ, 1963-1970 гг. /29.05.2009далее...