---------------------------------
Сборник воспоминаний Тбилисское Нахимовское
военно-морское
училище ---------------------------------
Николай Максимов "Этика развития
личности"
---------------------------------
Юрий Росс
"Тот самый остров"
Сюр-историческая
приключенческая повесть
----------------------------------
Р.Б.Семевский-Лепорский
Субъективный взгляд
очевидца на историю
6-го выпуска ЛНВМУ" ---------------------------------
Владимир Габарь Пароль 17 ---------------------------------
Ренат Мустафин
Заметки на полях
вахтенного журнала
--------------------------------
А.И. Палитаев
"Мои пути подводные"
--------------------------------
Игорь Жданов
Дневниковые записи
"Такая судьба."
--------------------------------
Статьи на nvmu.ru
Иван Васинкин. Записки офицера-воспитателя, часть 4. /23.04.2011
Культура по своей сущности — понятие сложное, ёмкое и многогранное. Культура включает комплекс общественных, бытовых, духовных, производственных и других форм отношений людей. В целом, какую бы сторону деятельности человека мы ни рассматривали, — все они связаны с его культурой.
Формирование навыков культуры и воспитание человека, его отношения к саморазвитию и самосовершенствованию, его отношение к окружающим, к предкам, к любви к «гробам» своих предков и к Родине должно начинаться с пеленок, продолжаться в детстве, отрочестве, юности и даже и у взрослых людей, т. е. в процессе всей жизни. Привитие навыков культуры, привычек исполнять домашние хозяйственные дела до прихода в России к власти большевиков, т, е. до октября 1917 г, в большинстве семей, не исключая семей царствующих особ, осуществлялось согласно сложившихся традиций и привычек, в соответствии с сословным делением общества. Даже такое понятие культуры, как почитание своих предков и уважение к старшим. Например, такие традиционно культурные наследия, как церковные и духовно-культурные наследования, были уничтожены.
далее...
Страницы истории Тбилисского Нахимовского училища в судьбах его выпускников. Часть 6. /23.04.2011
Начнем со случайного фото, на котором изображен упомянутый автором "симпатичный на вид капитан 2 ранга", затем расскажем о самом училище, которое к
моменту поступления нашего героя уже существовало пять лет и успело дать путевку в жизнь первым своим выпускникам 1948 года.
К сожалению, о Кулешове Алексее Ильиче, кроме должности и времени пребывания в ней, ничего не знаем, а что касается начальника санчасти, неизвестны
даже инициалы. Больше известно о начальнике училища, втором в истории Тбилисского НВМУ. Не все, что написано о нем, следует понимать буквально и
принимать на веру.
далее...
Страницы истории Тбилисского Нахимовского училища в судьбах его выпускников. Часть 5. /23.04.2011
Еще одна судьба, горький, трагический, путь, предшествовавший поступлению в Тбилисское нахимовское училище. Рассказ Георгия Аскалоновича Огурского. Окончание.
Еды почему-то всегда не хватало. Поэтому спорили, проигрывали или расплачивались "птюшкой" - пайкой хлеба.
Уроки Горя делал обычно днем. Сразу после обеда устраивался на подоконнике в спальне, работал при дневном свете. Поэтому, как правило, получал хорошие отметки, и за 5-й класс его наградили похвальной грамотой.
ЗДРАВСТВУЙ, СТРАНА ПРЕКРАСНАЯ!
В середине лета пришло на детдом приглашение принять участие в конкурсе для поступления в Нахимовское училище, и Горя, «дед» Васька и еще двое поехали на экзамен, в Краснодар. Горе и и страдания оставались позади.
К Горику судьба повернулась светлой стороной; после скудности жизни впроголодь, он оказался в палаточном лагере на берегу Чёрного моря под Геленджиком. Рядом была роща орешника, через которую протекал горный ручей. Сюда их водили постирать одежки: синюю робу, воротник («гюйс»), носки, трусики и полотенце. Всё развешивалось на ветках кустов и расстилалось на гальку, рассыпанную по берегу. Пока сохли одежки, можно было поискать раков, пособирать орехи, поиграть с кем-нибудь в камешки...
От тепла, ухоженности, сытости и уверенности в завтрашнем дне на душе стало, наконец, спокойно, светло и радостно. Удивительно это было, если судить по нынешним временам. Взяли и спасли ребенка, без всяких податей-взяток, с самого дна жизни – в элитное училище! А еще говорят - социализм, мол, всегда был плохим!..
далее...
Иван Васинкин. Записки офицера-воспитателя, часть3 /08.04.2011
ВЕЧЕРНИЕ ПРОГУЛКИ
Перед вечерним туалетом и отходом ко сну в распорядок дня входили обязательные вечерние прогулки. Они проходили строем по-ротно по одному и тому же маршруту, начинаясь и оканчиваясь у воротУчилища по улице Камо. Во время этих прогулок пелись строевые песни морской тематики: «Варяг», «Песня моряка», ("На кораблях ходил, бывало, в плаванье"), и «Бескозырка», и другие, обработанные под строевые ритмы патриотические песни. Эти прогулки по улицам Южного города в любое время года после самостоятельных занятий всем нахимовцам были по душе. Жители-горожане квартала и случайные прохожие смотрели
на подростков и юношей в строю, кто привычно, кто с удивлением и с некоторым недоуме-нием, особенно случайные прохожие, впервые столкнувшиеся с этим явлением. Но все они смотрели с добродушием и уважением.
далее...
Иван Васинкин. Записки офицера-воспитателя. часть 2 /07.04.2011
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС - «ТЯЖЕЛО В УЧЕНИИ, ЛЕГКО В БОЮ!»
Этот суворовский девиз был в моей памяти всегда при работе с подростками и молодежью. Он применим не только к военной молодежи, но и к гражданской.
Подросток — будущий строитель своей жизни, жизни окружающих людей. Строить без знаний — что слепому идти по дороге. Поэтому возбуждение интереса к приобретению знаний, показывающих путь движения, путь роста и расцвета интеллекта личности, к глубокому их усвоению, я рассматривал, как важнейший принцип практической воспитательной работы.
далее...
Страницы истории Тбилисского Нахимовского училища в судьбах его выпускников. Часть 4. /07.04.2011
Детдома, распределители, а то и просто копна соломы, стали для Горика домом. Его появления в Белоглинском детдоме, никто, кроме поварихи, тёти Фимы, и не заметил. Милиционер оставил его около кухонной двери:
- Подожди здесь, скажу, чтобы накормили тебя, а я пойду, поищу директора.
Из кухни выглянула полная, круглолицая, улыбающаяся повариха. Таких румяных тёток Горик давно не видел. Подала ему мисочку с лапшой:
- На, пошамай, а то ужин не скоро. А хлеба дать?
Горик молча кивнул.
- Правильно, - одобрила тетя Фима, - яка еда без хлеба для русского человека!
Через несколько секунд она вынесла ломоть серого хлеба с половинкой соленого огурца. Никогда хлеб с огурцом не был таким вкусным! Макароны с хлебом... Только в России едят так голодные люди!
Он задремал от сытости с пустой миской не коленях, сидя на полу в коридоре напротив кухонной двери. Видно, тётя Фима о нём забыла.
Забывать о нём теперь будут часто. Гораздо чаще, чем вспоминать, что он голоден, ему нечего надеть или негде спать…
- Гля, який махонький! Прямо покати-горошек, - услышал он голос над собой.
далее...
Иван Васинкин. Записки офицера-воспитателя. Подростки в ТНВМУ. Часть 1. /28.02.2011
… Особенностью работы с курсантами старших курсов автор считает разъяснение ответственности за семью, нецелесообразность женитьбы в процессе обучения в вузе, хотя констатирует, что женатые выгодно отличались высокой успеваемостью и дисциплиниро-ванностью.
В обеих частях книги автор показывает значитель-ную роль в воспитании коллективных традиций и воин-ских ритуалов.
Рецензируемая книга Ивана Васинкина «Записки офицера-воспитателя» является трудом, вбирающим в себя богатейший опыт организации воспитательной ра-боты в военно-морских учебных заведения и обладает значительной практической ЦЕННОСТЬЮ.
Книга может быть использована в качестве до-полнительной учебной литературы в учебном процес-се с курсантами по дисциплине «Психология и педа-гогика» при изучении тем по психологии личности и коллектива, процесса воспитания и индивидуально-воспитательной работы, а также будет полезна для ко-мандиров курсантских подразделений и профессорско-преподавательского состава ВМУЗов.
далее...
Страницы истории Тбилисского Нахимовского училища в судьбах его выпускников. Часть 3. /27.02.2011
Наша семья еще в 1938 году переехала из Ленинграда в Детское Село. Это и к природе ближе, и отцу стало легче добираться до места работы, в лабораторию института земного магнетизма (она находилась в Павловске). Здесь мы жили в коммуналке на втором этаже деревянного дома. Хорошо помню скрипучую, крутую лестницу этого дома; не раз приходилось "гонять" по ней, особенно во время бомбежек. А бомбили фрицы часто, буквально высыпая на город эти коварные "головешки" - зажигательные бомбы. Они пробивали кровлю и на чердаке начинали разгораться. А дом был сухой, старый. Во время воздушных тревог отец по очереди с соседями дежурил на крыше. Там было приготовлено несколько ящиков с песком, щипцы с длинными ручками. Это для того, чтобы попавшую в дом "зажигалку" быстро перехватить и закопать в песок. Раза два отец позволил и сыну Горику (так звали меня в семье с детства) подежурить с ним. Было интересно наблюдать лучи прожекторов над Ленинградом, зарева пожаров. Сердце замирало и от высоты на крыше, и от радости, когда видел, что вражеский самолет пойман в перекрестке прожекторов и его вот-вот собьют зенитки. А кругом - крыши затемненных, притаившихся домов да шелест деревьев…
далее...
Страницы истории Тбилисского Нахимовского училища в судьбах его выпускников. Часть 2. /26.02.2011
Первую, самую суровую, зиму я просидел дома вместе с мамой и братом Геной. Мне было четыре года, брату — четырнадцать. Первые месяцы блокады мама не работала — опекала детей, получая какую-то небольшую пенсию за убитого отца. Но в середине зимы, когда стало совсем туго, она устроилась на работу, и мы с братом подолгу сидели дома вдвоем. Всю зиму мама и брат стояли в длинных очередях, чтобы получать по карточкам блокадный хлеб и выдаваемые иногда мизерные порции кое-чего съедобного. ена ходил за водой, которую брали из проруби во льду на Неве рядом с нашим домом, и иногда — за дровами, которые приносил маленькими порциями с берега Малой Невы, где валялись остатки бывших дровяных складов.
В ту страшную зиму мы выжили во многом благодаря тому, что мама и брат не пали духом и постоянно боролись за жизнь. Мама поддерживала в семье жизненный тонус, заставляя всех двигаться, и твердой рукой управляя распределением и потреблением тех ничтожно малых количеств еды, которая выдавалась по карточкам и которую ей удавалось добыть, выменивая на вещи.
Моя детская память сохранила только некоторые эпизоды из блокадной жизни да постоянное желание чего-нибудь поесть, которое жило во мне все военные и первые послевоенные годы. Осознание всех тягот и ужасов блокады пришло ко мне позднее, когда я подрос и слушал рассказы мамы и брата.
далее...
Страницы истории Тбилисского Нахимовского училища в судьбах его выпускников. Часть 1. /21.02.2011
У каждого человека свой путь, и люди по-разному относятся к реалиям своей жизни. Одни в любых обстоятельствах стараются увидеть что-то хорошее и радуются жизни, а другие, даже пребывая в благополучии, во всем видят только плохое и постоянно недовольны своей жизнью. Соответственно относятся они и к своему прошлому: одни — с теплотой, а другие — с недовольством и сожалением. Однако, древняя мудрость гласит о том, что счастье человека зависит не от обстоятельств его жизни, а от того, как он относится к этим обстоятельствам.
Я родился и вырос в Советском Союзе. Мне было всего четыре года, когда мой отец в самом начале войны погиб на фронте. Государство бесплатно выучило и вырастило меня и бесплатно дало мне высшее образование, определившее мою довольно успешную служебную карьеру в мире оборонной техники. Сталинские времена закончились еще до того, как я стал взрослым, и мне было интересно жить и работать в той стране, несмотря на то, что многое в ней мне не нравилось. Да, у меня не было ни богатства, ни какого-то значительного состояния, но это не тяготило меня — этого не было у абсолютного большинства моих сограждан. Зато у меня было то, чего не купишь ни за какие деньги — большой круг хороших друзей, которые прошли через всю мою жизнь. И в той среде, где я жил и работал, люди ценили такие понятия, как честность и порядочность, чувство долга и ответственность.
далее...