галереи
Визит каспийцев в питонию 1952 г.
добавил: Chikvaidze
23
добавил: olegv
 

Всего зарегистрированных нахимовцев-2110
 
показать всех
только список
     ---------------------------------
           
           НА ЗАМЕТКУ

     ---------------------------------
       Сборник воспоминаний
                
 Тбилисское Нахимовское
             военно-морское
                   училище

       ---------------------------------
             Николай Максимов
               
          "Этика развития
                    личности"          
       ---------------------------------
                   Юрий Росс
            "Тот самый остров"
               

         Сюр-историческая
       приключенческая повесть
       ----------------------------------
       Р.Б.Семевский-Лепорский
               

       Субъективный взгляд 
           очевидца на историю 
           6-го выпуска ЛНВМУ" 
       ---------------------------------
               Владимир Габарь
               
               Пароль 17
     ---------------------------------
              Ренат Мустафин

           
       Заметки на полях
           вахтенного журнала

     --------------------------------
               А.И. Палитаев
              

     "Мои пути подводные"
     --------------------------------
                Игорь Жданов
              

   Дневниковые записи 
             "Такая судьба."
    --------------------------------


 
 

Архивные дела военнослужащих

А - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Щ - Э - Ю - Я
 
Авраамов
Николай
Юрьевич

ЛНВМУ

«Аврора»: от Цусимы до Мудьюга. Северная неделя. 12.08.2001.

Вскоре ушли на фронт все курсанты училища ВМС, а часть краснофлотцев прибыла на Чудскую военную флотилию, командовал которой Николай Авраамов, будущий командир Соловецкой школы юнг в 1942 - 1944 годах.

Братство морских волчат - газета "Копейка". 09.04.2004.

Начальником школы был капитан 1-го ранга Николай Авраамов, потомственный морской офицер и педагог, до назначения в школу защищавший Ленинград. Он был награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени и орденом Красной Звезды. Юнги между собой называли его батей.

Авторские воспоминания нахимовцев. Коршунов, Юрий Леонидович. Воспоминания и размышления о службе, жизни, семье / Ю.Л. Коршунов. - СПб. : Моринтех, 2003.

Впрочем, иначе и быть не могло. Морской была не только наша семья, но и весь дом на улице Чаплыгина. До войны и в послевоенные годы здесь жили семьи моряков, в том числе и таких, чьи фамилии пошли в историю флота: В. Ф. Трибуц. В. Ю. Рыбалтовский, Н. Г. Авраамов, А. В. Шталь, А. А. Жуков, генерал С. И. Кабанов герой обороны Ханко и другие. В постоянном общении с их детьми мы и росли.

Ковальчук В.М. Ленинград и Большая Земля.

Для непосредственного руководства военно-морским обеспечением транспортных операций в штат Ладожской военной флотилии — вводилась должность заместителя командующего флотилией, на которую был назначен капитан 1-го ранга Н. Ю. Авраамов.

Несмотря на то что на западном берегу Ладоги почти полностью отсутствовали даже минимальные условия для разгрузки судов, Военный совет Ленинградского фронта в связи с захватом 8 сентября 1941 г. Шлиссельбурга немецко-фашистскими войсками своим постановлением от 9 сентября вынужден был всю работу по разгрузке и приему продовольственных и воинских грузов перенести в Осиновецкую гавань. Уполномоченным Военного совета фронта по оборудованию гавани и по организации разгрузочных работ был назначен капитан 1-го ранга Н. Ю. Авраамов, а его заместителем — начальник СЗРП И. И. Логачев. В подчинение Н. Ю. Авраамова передавались Балттехфлот Наркомстроя СССР с землечерпательным флотом и обслуживающим персоналом для дноуглубительных работ; ЭПРОН в части выполнения необходимых водолазных работ; аппарат строительства, сформированный начальником СЗРП, в распоряжение которого выделялись старые речные баржи для использования в качестве временных причалов, 2 строительных и 1 саперный батальон. Начальнику тыла фронта было вменено в обязанность к 10 сентября сосредоточить в районе Осиновецкой гавани штат и средства Шлиссельбургского перевалочного района в составе аппарата управления, 2 рабочих батальонов, караульной роты, складов, 20 автомашин. Срок готовности гавани к приему одного судна был установлен 11 сентября, 5 судов — 18 сентября, 12 судов — 25 сентября 1941 г...

В связи с прекращением водных перевозок Военный совет Ленинградского фронта 29 декабря распорядился расформировать Осиновецкий порт тыла фронта и приказал Военному совету КБФ сформировать в Осиновце военно-морскую базу. Задачами Осиновецкой военно-морской базы являлись оборона сухопутного участка базы на западном берегу озера, обеспечение базирования и ремонта кораблей, продолжение портового и гидротехнического строительства по генеральному плану развития порта Осиновец, обеспечение зимних перевозок по ледовой трассе через Ладожское озеро. Командиром военно-морской базы был назначен капитан 1-го ранга Н. Ю. Авраамов.

Руссин Ю. С. Всю войну на «малютках».

С большой признательностью я вспоминал уроки своих учителей — преподавателей военно-морского училища: И. Н. Дмитриева, В. П. Суйковского, Д. П. Белоброва, Б. П. Хлюстина, Н. Ю. Авраамова...

Настольными книгами командиров кораблей стали учебники преподавателей морской практики Н. Ю. Авраамова и Б. М. Подвысоцкого.

Русаков З. Г. Нашим морем была Ладога.

Подлинными зачинателями Дороги жизни на западном берегу озера, в Осиновце, были адмирал Иван Степанович Исаков и капитан 1-го ранга Николай Юрьевич Авраамов. Авраамов являлся уполномоченным Военного совета Ленинградского фронта по выполнению операций снабжения водным путем Ленинграда и Ленинградского фронта. Кроме того, 2 сентября 1941 года он был назначен заместителем командующего Ладожской военной флотилией по перевозкам.
Н. Ю. Авраамов был известен на флоте как истинный «морской волк», в совершенстве знающий корабль и организацию внутрикорабельной службы. Окончив в 1912 году Морской корпус, а затем в 1915 году Офицерские артиллерийские классы, он проходил службу на эскадренном миноносце «Лейтенант Ильин». В первые же дни революции матросы избрали его командиром корабля. Он участвовал в гражданской войне на южных фронтах как флагманский артиллерист и командир корабля. Доводилось ему воевать и на сухопутье: во время первой мировой войны — разведчиком в морской пехоте, а в гражданскую — на Кавказе против белогвардейского атамана Улагая.

В двадцатые годы его на флоте знали как замечательного преподавателя и автора учебников по морскому делу, как страстного спортсмена-пловца, яхтсмена-парусника, организатора многих спортивных флотских олимпиад. В начале Великой Отечественной войны он командовал Чудской военной флотилией.

Порученная ему осенью сорок первого года организация перевозок на Ладоге была для него совершенно новым делом. Нужно было на голом месте, под непрерывными бомбежками создавать порт, строить пирсы для причаливания судов, организовывать противовоздушную оборону.

Среди тех, кто участвовал в этом, были воины и командиры всех видов вооруженных сил и родов войск, включая рабочие батальоны, части железнодорожных войск, — летчики авиации фронта и флота, зенитчики, огонь которых прикрывал гавань, рейд и берег во время многочисленных налетов авиации противника, артиллеристы береговых и железнодорожных батарей и воины армейских и флотских частей, осуществлявших сухопутную оборону на западном и восточном берегах озера.

Здесь были речники Северо-западного пароходства. Их взаимодействие с военными моряками было настолько тесным, что трудно было сказать, где кончается военная флотилия и где начинается гражданское пароходство.

Нельзя не упомянуть начальника Северо-западного речного пароходства И. Н. Логачева, с которым Н. Ю. Авраамов на месте решал вопросы перевозок. Хочется сказать и о работниках Управления пути Северо-западного бассейна Наркомречфлота СССР. Это они вместе с гидрографами флотилии исследовали пути подхода к гаваням, прокладывали фарватеры для плавания судов по Дороге жизни. Среди них был и В. К. Шурпицкий, впоследствии начальник Волго-Балтийского пути имени В. И. Ленина, а тогда начальник техучастка, один из руководителей самых важных работ.

Огромную помощь Н. Ю. Авраамову оказывал адмирал И. С. Исаков, по его собственному признанию, «своеобразный буфер между армией и флотом». Роль не из легких. В таком большом деле, как обеспечение взаимодействия между армией и флотом и гражданскими организациями, требовались недюжинные способности организатора. Этими способностями адмирал И. С. Исаков обладал в полной мере. Со своей главной обязанностью — «утрясать все вопросы» с Северо-западным речным пароходством, с железной дорогой, с начальниками родов войск и десятками других организаций — И. С. Исаков справлялся блестяще. Его почти ежедневно можно было видеть у Осиновецкого маяка, в местах погрузочно-разгрузочных работ, на береговых батареях...

Ладинский Ю. В. Военная вахта.

Потом я проехал к берегу озера. Когда-то на его льду русские воины дали отпор немецким псам-рыцарям. Три года назад здесь вела жаркие бои с врагом наша Чудская военная флотилия, костяк которой составили курсанты Ленинградского высшего военно-морского инженерного училища имени Ф. Э. Дзержинского. Командовал ими мой бывший сослуживец по управлению военно-морских учебных заведений опытный моряк и боевой офицер капитан 1 ранга Николай Юрьевич Авраамов. Курсанты и другие моряки флотилии, находясь фактически в окружении, сражались с врагом до последней возможности, а затем, затопив корабли, с боями пробились на восток через линию фронта.

Нахимовское училище : История. Традиции. Судьбы. В.К. Грабарь.

Что касается именно морских, то в 1943-м, например, начальником первого подготовительного военно-морского училища в Баку стал выпускник Морского корпуса, капитан 1 ранга Б.Н. Апостоли, в 1944 году начальником Ленинградского подготовительного училища станет выпускник того же корпуса, капитан 1 ранга Н.Ю. Авраамов, а должность начальника Владивостокского подготовительного училища будет предложена капитану 1 ранга Л.А. Поленову.

Боевой путь Советского Военно-Морского Флота.

ЧУДСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ (апр. 1918 — авг. 1919; июль — авг. 1941; июнь — ноябрь 1944 — отряд кораблей). Сформирована в апр. 1918. В мае — июне 1919 эвакуирована в Валдай. Расформирована. Вновь сформирована в июле 1941. Корабли флотилии вели боевые действия против немецко-фашистских захватчиков с 3.7 по 13.8.41. Расформирована. Сформирована в июне 1944 как бригада речных кораблей КБФ на Чудском озере, вела боевые действия совместно с войсками Ленинградского фронта с 18.8 по 14.11.44. Расформирована. Гл. базы: Раскопель; Гдов — до 16.7.41, Гдов.
Командующие: Нелидов Д. Д. (апр. — окт. 1918; изменил Советской власти); Афанасьев А. Н. (янв. 1918 — май 1919); Иокиш Н. А. (май — июль 1919); Авраамов Н. Ю. (июль — авг. 1941); Аржавкин А. Ф. (1944).

Пантелеев Ю. А. Полвека на флоте.

На берегу распоряжался Николай Юльевич Авраамов. Мы с ним старые знакомые — еще в двадцатых годах вместе служили на Черном море. У него была очень колоритная внешность: лицо обрамляли большие густые бакенбарды, точь-в-точь шкипер из старого морского романа. Николай Юльевич — бывалый моряк, еще в 1912 году окончил морской корпус, много плавал, участвовал в первой [190] мировой войне, под Ригой водил в бой роту матросов-разведчиков, был ранен. Вылечился — снова на флот.

В первые же дни революции матросы миноносца «Лейтенант Ильин» избрали его командиром корабля. В советское время он стал преподавателем, на флоте все его знали как автора замечательных учебников по морскому делу. Но началась война, и ученый снова стал боевым командиром. Командовал военной флотилией на Чудском озере. Теперь вот воюет на Ладоге.

Спрашиваю, как дела. Авраамов с досадой махнул рукой.

— Не работа, а горе!

Больше всего он сетовал не на недостаток рабочих рук, не на вражеские бомбежки, а на погоду. Ладога бушует.

— Посмотрите, — он показал на берег.

Саперы и моряки сооружали причал. Волны порой покрывали их с головой, сбивали с ног, швыряли на камни. Люди поднимались, собирали разбросанные доски и бревна, и снова стучали топоры.

В Осиновце были построены два причала, в соседней бухте Морье — один небольшой пирс. К ним вели фарватеры глубиной от полутора до двух с половиной метров* Дноуглубительные работы продолжались, а пока глубокосидящим транспортам приходилось по-прежнему выгружаться на рейде.

12 сентября прибыл первый конвой с мукой. Это было крупное событие. Конвоем командовал капитан 3 ранга К.Н. Балакирев. В сопровождении боевых кораблей буксиры «Морской лев» и «Буй» вели баржи. Они доставили 800 тонн муки. Маловато, конечно, но радовал сам факт начала регулярных рейсов через озеро.

Через три дня на рейде Осиновца стояло уже пять судов с мукой. Причалы еще не были готовы, и это задерживало разгрузку. Моряки и красноармейцы работали день и ночь, перегружая тяжелые мешки на шлюпки, а с них уже на берег.

Трибуц В.Ф. Балтийцы сражаются.

Непомнящий Н. Н. Военные катастрофы на море.

О том, что прибыл эшелон курсантов, который надлежит переправить на другой берег, начальники эшелонов капитан-лейтенанты Кижель и Боков и военком эшелона полковой комиссар Макшанчиков доложили капитану 1 ранга Авраамову. Последний заявил, что баржа №752, с которой разгружался стрелковый батальон в полном вооружении с противотанковыми орудиями и конным составом, будет свободна часов в шестнадцать, после чего он даст распоряжение приступить к погрузке.

Около семнадцати часов капитан 1 ранга Авраамов и военком по перевозкам батальонный комиссар Комаров приказали приступить к погрузке людей из военно-морских училищ.

К этому времени баржа уже оказалась на одну треть загружена мелкими партиями людей от различных организаций.

Здесь была группа Гидрографического управления ВМФ, был взвод Ленинградского (теперь Калининградского) военно-инженерного училища из двадцати человек в армейской форме, командиром которого был лейтенант Алексашин Александр Михайлович, была группа учеников ремесленного училища, были группы от Артиллерийского и Технического управлений ВМФ и были неорганизованные пассажиры.

В связи с этим Авраамов распорядился погрузить только половину курсантов, приблизительно 400 человек, пообещав оставшихся погрузить на другую баржу.

Капитан 1 ранга Авраамов тепло попрощался с курсантами Высшего инженерного училища, с которыми много времени проработал в училище, пожелал им хорошей учебы и успешной службы после окончания училища.

Кижель начал погрузку курсантов-гидрографов и группы выпускников академии, а курсантов Высшего инженерного училища оставил для погрузки на другую баржу.

После окончания погрузки людей на верхнюю палубу были погружены две полуторки с грузом, две легковых автомашины ЗИС-101 и «бьюик».

Затем начали грузиться и курсанты Высшего инженерного училища. На вопрос Кижеля «почему?» капитан-лейтенант Боков ответил, что так распорядился Авраамов. Кижель задержал их погрузку до выяснения и после подтверждения Авраамова о том, что курсанты Высшего инженерного училища будут пересажены на рейде, погрузка их была проведена до конца...

Министерство обороны Российской Федерации | Памятные даты за апрель месяц. 30 апреля 1944 г. На базе двух специальных военно-морских школ, подлежащих расформированию (1-й Московской и 2-й Ленинградской в г. Тара), приказом НК ВМФ сформировано Ленинградское военно-морское подготовительное училище (капитан 1 ранга Н. Ю. Авраамов) с 3-летним сроком обучения. 09.09.1945 г. состоялся первый выпуск, а в июне 1950 г.— шестой (последний).

Салтыков Е. Флотский род / Е.Салтыков // Правда Севера. - 1992. - 8 авг. О начальнике школы Соловецких юнг Н. Ю. Авраамове.

КУРС НА СОЛНЦЕ. НЕИЗВЕСТНОЕ О ВАЛЕНТИНЕ ПИКУЛЕ. Литературная Россия. Однако отдадим должное фортуне: она весьма благосклонно отнеслась к Валентину, ибо в предыдущем, 1944 году на базе военно-морской спецшколы Наркомпроса сформировалось Ленинградское военно-морское подготовительное училище (для подготовки кандидатов в высшие военно-морские училища). Начальником его был назначен Н.Ю. Авраамов, который хорошо запомнил Валентина по блестящей учёбе в школе юнг. Будучи тогда её основателем и руководителем, удовлетворил просьбу круглого отличника, направил юнгу Пикуля служить на Северный флот (см. рассказ "Николаю Юрьевичу Авраамову".

Виктор Ягодкин. Воспоминания о Пикуле. Пресса Царского Села 11 мая 2002 года № 36 (9358).

Летом 1943 г., в самый разгар войны, мы приняли присягу, освоили специальность и наравне со взрослыми заняли свои места на боевых кораблях. В школе юнг мы встретили настоящих учителей, умных, знающих морскую службу наставников. Среди офицеров школы были незаурядные, крупные личности. Таким был Николай Юрьевич Авраамов, начальник школы юнг. Мальчишки любили его как отца родного. Это ему Валентин Пикуль посвятил свой первый исторический роман “Океанский патруль”. Большой специалист по морскому делу, автор многих учебников, офицер старой закалки (еще царского флота), широко образованный, отлично воспитанный, гуманный и тактичный, он был образцом во всем. До последних дней своей жизни В. Пикуль поддерживал теплые дружеские отношения с семьей Авраамовых и на титульном листе сентиментального романа “Три возраста Окини-сан” написал: “Супружеской чете Авраамовых — Эре Павловне и Георгию Николаевичу, в семье которых уже три поколения служат Отечеству на морях”.

Юность опалённая войной.

Начальником Соловецкой школы юнг был назначен Николай Юрьевич Авраамов, капитан 1 ранга, кавалер 11 правительственных наград. Авторитет Н Авраамова был непререкаемым, его любили.

Высшее Военно-Морское Училище Подводного Плавания имени Ленинского комсомола - История.

Первым начальником Ленинградского подготовительного училища был назначен капитан 1 ранга Н.Ю. Авраамов, высокообразованный и прекрасно подготовленный моряк, прошедший суровую школу гражданской и Великой Отечественной войн, обладающий большим боевым и педа­гогическим опытом.

Санкт-Петербургский филиал Российской таможенной академии.

Начальником школы был назначен опытный моряк и талантливый воспитатель, капитан I ранга Аврамов.

По-моему, ещё до войны он написал учебник для военно-морских училищ «Морская практика», в котором, исходя из своего личного флотского опыта, сформулировал основные правила и требования, способствующие успешной морской службе.

«Море не прощает ошибок» - это была его любимая поговорка, и мы её запомнили на всю жизнь. Он заставлял нас глубоко и серьёзно овладевать морской специальностью, приучал быть готовыми к самым неожиданным и опасным для жизни ситуациям на море, уметь пользоваться спасательными средствами и всегда проявлять находчивость. И начальник школы, и весь её пре­подавательский состав воспитывали в юнгах уверенность в своих силах, выносливость, взаи­мо­помощь и взаимовыручку.

Пресса Архангельской области | СМ. вестник, 15/08/02 (8). ИСТОРИЯ ШКОЛЫ ЮНГ: ЦИФРЫ И ФАКТЫ  
    СМ. вестник (15/08/02)
    * Соловецкая школа юнг ВМФ была самой молодой по возрасту личного состава воинской частью не только Советского Союза, но и всей Европы в период второй мировой войны. * С 1942 по 1945 год Школа юнг подготовила 4111 первоклассных специалистов для всех флотов и флотилий Советского Союза: рулевых, радистов, сигнальщиков, торпедистов, мотористов, боцманов и т.д. * Первым начальником Школы юнг с июля 1942 года по январь 1943 года был капитан 1-го ранга Николай Иванович Иванов. * С января 1943 года по июнь 1944 года - капитан 1-го ранга Николай Юрьевич Аврамов...

Вести - ЛАДОГА, РОДНАЯ ЛАДОГА... 12 сентября 2005 года исполнилось 64 года со дня прибытия первого каравана кораблей Ладожской военной флотилии и Северо-Западного речного пароходства, доставившего с Большой земли для голодающего блокированного Ленинграда первые 800 тонн зерна и муки в мешках.

Так начал действовать единственный путь, связавший осажденный Ленинград со страной, путь, ставший для Ленинграда жизненно важной, подлинной Дорогой жизни.
Именно 12 сентября 1941 года советская историческая наука считает датой начала действия ладожской Дороги жизни, а 22 ноября 1941 года – началом автомобильных перевозок по ледовой Дороге жизни, обе вместе они как раз и составляют единую знаменитую “Дорогу жизни”.
В то время это неофициальное название никем не употреблялось, несмотря на то что более 220 журналистов, литераторов освещали боевые действия фронта и блокадного Ленинграда. 9 мая 1942 года в газете “Правда” была опубликована статья “Воля к борьбе и победе”, в которой говорилось о том, как осажденному Ленинграду шла на помощь Родина.
“Когда-нибудь поэты и писатели сложат песни о ленинградской Дороге жизни”, - говорил один из авторов. Сбылось его предсказание. В сердцах ленинградцев, испытавших на себе трудности блокады, нашелся горячий отклик на слова “Дорога жизни”, и это символическое название ладожской фронтовой магистрали навсегда стало символом героизма и отваги.
Это название быстро распространилось в народе, стало популярным, не сходило со страниц газет, звучало в стихах Ольги Берггольц. А. Тарасенков опубликовал стихотворение, в котором были слова: “Идут дорогою озерной, дорогой жизни корабли”. Поздней осенью 1942 года появилась песня П. Л. Богданова, в которой есть слова: “Недаром Ладога родная Дорогой жизни названа”. Эта песня стала гимном ветеранов Дороги жизни.
После взятия противником 8 сентября 1941 года г. Шлиссельбурга судоходство по Неве стало невозможным. С этого числа начался отсчет тяжелых дней блокады. Единственным местом на западном побережье Ладожского озера, где можно было организовать прием грузов с кораблей, был район мыса Осиновец с небольшой мелководной рыбацкой гаванью.
Грузы доставлялись на берег на катерах, рыбацких баркасах, шлюпках. В перевозках грузов принимали участие и боевые корабли – канлодки, сторожевые корабли “Пурга” и “Конструктор”, тральщики.
Подлинными зачинателями Дороги жизни на западном берегу в Осиновце были адмирал Иван Степанович Исаков и капитан 1-го ранга Николай Юрьевич Аврамов.
Аврамов был заместителем командующего Ладожской военной флотилией по перевозкам. Ему и поручили осенью 1941 года организовать строительство порта.
На пустом месте в Осиновце из мелководной рыбацкой бухты нужно было сделать порт со всеми разгрузочными и погрузочными механизмами, построить причалы для приема кораблей и транспортов, провести дноуглубительные работы, организовать противовоздушную оборону порта. Капитану 1-го ранга Н. Ю. Абрамову для выполнения этого сложного и ответственного задания были переданы коллектив Балттехфлота, отряд эпроновцев, ряд строительных и дорожных батальонов. Работы выполнялись совместно с железнодорожными войсками.
Строительство порта завершили в короткий срок. Аналогичные работы были проведены и в бухтах Гольсмана и Морье. Грузы перевозились по двум маршрутам: г. Новая Ладога – б. Морье и Осиновец – протяженностью 115 км и из д. Кобоны в Осиновец – 30 км. После падения г. Шлиссельбурга, где раньше размещался штаб флотилии, главной базой стала Новая Ладога. И хотя порт не был приспособлен для транспортировки такого большого количества грузов, перевозка была налажена в кратчайший срок. В Новой Ладоге находился единый диспетчерский пункт транспортных средств Северо-Западного пароходства, которым управлял главный диспетчер Л. Г. Разин.
Город подвергался систематическим налетам вражеской авиации, но, несмотря на это, грузы для Ленинградского фронта и Балтийского флота переправлялись на корабли, суда и баржи. Новая Ладога жила одной целью: “Все для Ленинграда, все для фронта, все для Победы!”
В маленьком городе поместили штаб флотилии, тыловые службы, командный состав флотилии. Новая Ладога стала главной военно-морской базой Ладожской флотилии. Отсюда шли грузы на корабли, суда Северо-Западного речного пароходства и баржи, отсюда выходили на боевые задания тральщики и сторожевые катера.
В перевозках грузов и эвакуации населения Ленинграда участвовали суда Северо-Западного речного пароходства, а также 24 корабля ЛВФ: 6 канонерских лодок, 2 сторожевых корабля, 5 военных транспортов, 11 тральщиков и другие корабли.
За первую навигацию 1941 года кораблями и судами было доставлено 60 тыс. тонн грузов, из них 45 тыс. тонн продовольствия. По озеру перевезли 5 тыс. тонн бензина, более 2 тыс. тонн керосина. Ленинградский фронт получил 4,5 тыс. винтовок, 10 тыс. снарядов, тысячу пулеметов, 108 тыс. мин, 114 тыс. ручных гранат. Из Ленинграда было эвакуировано 38500 ленинградцев. Доставленное в Ленинград продовольствие хотя и в малой степени удовлетворяло потребности войск и населения, все же позволило многим ленинградцам дожить до открытия ледовой трассы.
Когда ледовая обстановка на озере не позволяла кораблям продолжить перевозки грузов и людей, начались перевозки по воздуху. В них приняли участие 70 самолетов ЛИ-2 и полк самолетов ТБ-3 Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота. Для их прикрытия были выделены 127-й, 154-й и 286-й истребительные авиационные полки. По “воздушному мосту” ежедневно доставлялось по 100-150 тонн грузов в Ленинград и вывозилось из города несколько сот человек, военная техника для других фронтов, в том числе и спец. материалы для Москвы. В 1941 году авиация доставила в Ленинград 13500 тонн грузов, вывезла из Ленинграда 23 тыс. человек.
27 ноября последний конвой судов с грузом продовольствия и боеприпасов для Ленинграда в составе канлодки “Бира”, транспортов “Вилсанди” и “Чапаев”, тральщиков ТЩ-81, ТЩ-126, десяти катерных тральщиков вышел из Новой Ладоги, с восточного берега Ладожского озера, в Осиновец и Морье – на западное побережье. Конвой затратил на переход 7 дней вместо обычных 10-12 часов по чистой воде и, преодолевая торосы, прибыл только 4 декабря.
При подходе к бухте Морье от тяжелых сжатий льда затонул тральщик “Норек”, буксировавший баржу с продовольствием, затонул катер МО-216, получил большую пробоину бронекатер БК-99.
Эстафета перевозок по Ладоге передавалась автомобилистам. Для выяснения ледовой обстановки, в направлении от Осиновца на западном берегу озера до д. Кобоны - на восточном, были сформированы несколько групп как из состава Ладожской военной флотилии, так и со стороны Управления тыла Ленинградского фронта. С 15 по 18 ноября 1941 года “Ладожский ледово-дорожный отряд произвел разведку льда от Осиновца до д. Леднево и от Осиновца до маяка Кареджи (17 км.). Первыми с одного берега на другой прошла группа, возглавляемая лейтенантом Е. П. Чуровым в сопровождении ст. лейтенанта Б. Н. Васильева. Но еще до Е. П. Чурова с 12 по 15 ноября 1941 года разведку ледовой обстановки производили мастера спорта В. Храмцов и В. Петраков на двух буерах, привезенных из Ленинграда по железной дороге.
Буера благополучно, хотя и с большими трудностями дошли до Кобоны. Погрузив по два мешка муки для личного состава катеров ОВРа (Охрана водного района Осиновецкой базы), они отправились в обратный путь. На подходе к берегу в районе Осиновца буера были атакованы истребителем противника.
Уклоняясь от обстрела, буер В. Петракова попал в полынью. Петракову с трудом все же удалось выбраться на лед. В. Храмцов подобрал его и продолжил движение к берегу.
Наступало темное время, В. Храмцов, обходя торосы, маневрируя, не заметил трещину во льду, тонкий лед обломился, и буер оказался в воде. До Осиновца оставалось 1-1,5 км. Выбравшись из воды, оба буериста продолжили путь к берегу и вскоре добрались до базы. Командир ОВРа ст. лейтенант В. А. Степаненко организовал группу из пяти человек для нахождения буера. Часа через три группа возвратилась в Осиновец, привезя на лыжах два мешка муки.
После еще нескольких разведок льда вечером 21 ноября была отправлена колонна из 10 автомашин ГАЗ-АА под командованием ст. лейтенанта Е. А. Бирюковича. 22 ноября по льду пошли первые колонны автомашин.
Ледовая дорога просуществовала 152 дня, перевозки прекратились 25 апреля 1942 года. За этот период в Ленинград была доставлена 361 тыс. тонн различных грузов, в том числе - 262,5 тыс. тонн продовольствия. Было эвакуировано 550 тыс. ленинградцев.
20 мая 1942 года буксирный пароход “Гидротехник” открыл летнюю навигацию, вышел из бухты Морье, подошел к пирсу в Кобоне, принял груз и 22 мая вернулся.
24 мая отряд кораблей двумя эшелонами в составе канлодок “Селемджа”, “Бира”, 5 тральщиков и второго эшелона – канлодки “Нора” и транспорта “Вилсанди” - вышел из Морье в Кобону. Так началась навигация 1942 года на Ладоге. Темп перевозок нарастал. За зимний период было построено 14 новых причалов и пирсов на западном берегу, в бухтах Морье, Новая Ладога, Осиновец, Гольсмана, Каботажная, а на восточном берегу, в Кобоне и на Кареджской косе, - 13. К причалам подвели разветвленную сеть железных дорог, смонтировали механизмы для погрузки и разгрузки судов.
В 1942 году в Ленинград было доставлено 790 тыс. тонн продовольствия и различных грузов, из города транспортами и боевыми кораблями Ладожской флотилии было эвакуировано около 540 тыс. человек.
Первостепенной задачей навигации 1942 года являлась перевозка войск. За навигацию 1942 года в Ленинград доставлено пополнение для фронта в количестве 310 тыс. человек (солдат и офицеров). Ладожская коммуникация – Дорога жизни – действовала в течение всего периода блокады Ленинграда: летом - по воде, зимой – по льду.
Несмотря на интенсивные налеты фашистской авиации, перевозки грузов не были прерваны и не сокращались, темп перевозок возрастал. 22 октября 1942 года противник попытался нарушить наши перевозки по большой трассе с Новой Ладоги в бухты Морье и Осиновец. К острову Сухо направился отряд кораблей противника в составе 23 самоходных десантных барж, вооруженных 21 морской пушкой 88-миллиметрового калибра и около 150 орудиями среднего и малого калибра и пулеметами с целью уничтожить 100-мм батарею и захватить остров. Силами ЛВФ, авиацией, КБФ и Ленинградского фронта противник был разгромлен. Противник лишился 17 из 23 десантных судов и до конца войны уже не предпринимал активных действий на Ладожском озере. ЛВФ завоевала господство на Ладоге. Один из историков Запада, Ю. Мейстер, так охарактеризовал боевую деятельность ЛВФ: “Если бы летом 1942 года удалось заставить русских прекратить подвоз продовольствия через Ладожское озеро, то Ленинград, полностью окруженный со стороны суши, удалось бы взять, не принося при этом больших жертвѕ Но русские не допустили того, чтобы Ленинград заморили голодом, и он попал в руки противника. Тем самым советская Ладожская флотилия внесла значительный вклад в коренное изменение хода войны на Востоке”. Это важное признание, важная оценка боевой деятельности ЛВФ.
Вторая военная навигация на легендарной “Дороге жизни” закончилась только 13 января 1943 года, на второй день после того, как войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в наступление.

За период от начала блокады до перехода в наступление по прорыву блокады через Ладогу в обоих направлениях было перевезено 1848645 человек и 2335051 тонна грузов. Из этого количества на ледовую трассу приходится 736145 тыс. человек и 645965 тонн грузов, а на водную - 1112500 человек и 1639086 тонн грузов.
Лепта Ладожской военной флотилии в спасении Ленинграда неоценима. Снабжение осажденного города, Ленинградского фронта и Балтийского флота, эвакуация населения из Ленинграда, пополнение войсками и вооружением фронта – все это связано с Новой Ладогой. Для нас, ветеранов Ладожской военной флотилии, ветеранов Дороги жизни, Новая Ладога была, есть и остается в истории как город-труженик, город-герой Великой Отечественной войны. И если в истории России Ленинград – северная столица России, то Новая Ладога – столица Дороги жизни.
Вклад города Новая Ладога в битве за Ленинград не только заслуживает уважения в деле обеспечения морским путем блокированных с суши крупных городов, но и памяти потомков.

Владимир Иванович ЖУКОВ Председатель объединенного Совета ветеранов Дороги жизни, капитан 1-го ранга в/о, в годы войны - командир катера МО-112 Ладожской военной флотилии.

Внук. Авраамов Николай Георгиевич.

Сын. Авраамов Георгий Николаевич.



бревенчатые дома цены



Сейчас на сайте нахимовцы: нет зарегистрированных пользователей online

Copyright © Сирый Александр Сергеевич.
Административная группа и редколегия сайта: Сирый А. С.(ЛНВМУ-84), Максимов В.В.(ТНВМУ-52), Цариков А.В.(ЛНВМУ-86), Богданов И.Я.(ЛНВМУ-83), Мустафин Р.Р.(ЛНВМУ-84).
При использовании материалов сайта ссылка на сайт http://www.nvmu.ru обязательна. Сайт является некоммерческим благотворительным прoектом. Коммерческое использование материалов запрещено. Все фото, кино и видеоматериалы, звуковые и текстовые файлы могут быть использованы в коммерческих целях только с разрешения их правообладателей или в некоторых случаях администрации нахимовсого сайта.
Проект получил благословение Святейшего Патриарха Алексия Второго.
                                           
 Военно-морской клуб  «АВТОНОМКА» Александра Викторова   Сайт Рената Мустафина 
Профессиональная фото и видеосъемка в Санкт-Петербурге

Круизы по всему миру, Клуб Путешествий Советский

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    

вход для нахимовцев
log.
pass. 
войти запомнить
напомнить пароль
   радио"АВРОРА"

Объявления
предыдущие сообщения

Нахимовское военно-морское училище

Кинозал

Интервью с историком 
архитектуры Кириковым Б.М.


   Смотреть полностью
---------------------------------------
  

  НА ЗАМЕТКУ
---------------------------------------
Луцкий А.Н.


 "За прочность прочного
корпуса"
---------------------------------------
Лойкканен Г.Г. Агронский М.Д.


 Сборник материалов об
Рижском нахимовском
училище (1945-1953гг.)
---------------------------------------
Поэт Игорь Жданов


 Книга-тетрадь
"Первые стихи..."
---------------------------------------
Дневник  Ю.Я. Слесарева


 Серия
"Нахимовские дневники"
---------------------------------------
Н.А. Верюжский


 Книга воспоминаний
выпускника РНВМУ
Николая Верюжского.
---------------------------------------
Ю.Л. Коршунов


  "Воспоминания и
размышления
о службе, жизни, семье."
---------------------------------------
Игорь Жданов


 Повесть "ВЗМОРЬЕ"
---------------------------------------