Тайфун: Военно-технический альманах «Тайфун». Выпуск № 52. Д.С.Украинец. Ракетные катера — ударная сила флота В Свиноуйсьце После окончания в 1971 г. Черноморского ВВМУ им. П.С.Нахимова меня направили на БФ на должность помощника командира РКА Р-68 пр. 205, которым командовал капитан 3 ранга Анатолий Николаевич Шарыгин. Катер входил в состав 196-го дивизиона РКА 24-й бригады РКА и базировался на польский порт Свиноуйсьце. В мае 1972 г. Р-68 прибыл в СРЗ №177 для проведения среднего ремонта. Работы продолжались до января 1973 г., после чего мы перешли в Балтийск и передали катер 36-й бригаде РКА. Меня назначили помощником командира (а вскоре командиром) Р-23 пр.205, который также входил в состав 196-го дивизиона. Р-23 я командовал почти два года. В ноябре 1973 г. привел его в СРЗ №177 в средний ремонт. Работы продолжались до июля 1974 г., после чего Р-23 было приказано перевести в Балтийск и передать в состав 36-й бригады. Хорошо отремонтированный, практически как новенький катер был оставлен в Балтийске, а я вновь отправился в Свиноуйсьце, где принял под свое командование РКА «Брестский комсомолец» пр.205. В Свиноуйсьце отсутствовали советские ремонтные предприятия, поэтому для выполнения докового или среднего ремонта катера ходили либо в Ригу, либо в Таллин. Средний ремонт обычно проводился силами СРЗ №177 (в Болдерае, что недалеко от Риги), а доковые работы — в Таллине (один-два месяца). В соответствии с руководящими документами РКА пр.205 должен был проходить средний ремонт раз в пять лет, а продолжительность его не превышала пять месяцев. Задержки были обычным делом, но в нашем случае они случились не по вине СРЗ №177. Дело в том, что завод выполнял лишь работы, связанные с ремонтом корпуса, ГЭУ и основного оборудования, а все вооружение ремонтировали контрагенты, часть из которых располагалась в других городах (например, средства связи "чинил" завод в Таллине, артвооружение — предприятие в Калининграде). Естественно, требующее ремонта оборудование демонтировалось и отправлялось на специализированные предприятия. До тех пор, пока вся техника не возвращалась обратно, катер не мог покинуть завод. Работы выполнялись достаточно качественно, "на руки" личный состав получал полностью боеспособный катер, вся матчасть находилась в строю и, кроме того, имела гарантийные сроки. Бывало, что в ходе ремонта проводили модернизационные работы, а постоянное улучшение тех или иных систем было явлением постоянным. К Свиноуйсьце я был "приписан" почти пять лет, из них около трех лет провел непосредственно в этом гарнизоне. Какая в то время была обстановка в мире, рассказывать, надеюсь, никому не надо. Противостояние между двумя мировыми державами то обострялось, то затухало, но напряжение было всегда. К нам это имело самое непосредственное отношение, т.к. корабли 24-й бригады располагались, если так можно выразиться, на передовом рубеже нашей обороны и первыми должны были встретить врага. Естественно, такое положение сказывалось на всем. В составе 196-го дивизиона (командир — капитан 2 ранга Иван Иванович Лалетин, затем капитан 2 ранга Алексей Сергеевич Миронов) было пять РКА и четыре ТКА. Все РКА (за исключением одного, который проходил ремонт в одном из СРЗ Советского Союза) находились в строю, имели исправную мат-часть и полностью загруженный боекомплект (включая 4 ПКР). Каждый месяц два РКА и один ТКА заступали в боевое дежурство, чтобы в случае получения соответствующего приказа практически немедленно выйти в море на поиск противника. Спустя установленное время к ним должны были присоединиться остальные корабли дивизиона.