Одиннадцатая дивизия подводных лодок Северного флота. Люди, корабли, события. СПб.: Специальный выпуск альманах «Тайфун», 2008 г. В.Г.Ясеновенко. Воспоминания начальника штаба 11-й дивизии ПЛ СФ
Определяю на ночную командирскую вахту старпома и заступаю вместе с ним. Убеждаюсь в его слабости по вопросам управления кораблем, применения оружия, и в неумении спланировать и организовать БП (уж я-то за семь лет старпомства это освоил!). Приглашаю замполита — доложить все о старпоме. Замполит мнется; разъясняю ему, что теперь его начальники — 33-я ДиПЛ и 1-я ФлПЛ СФ. Выясняется, что за несколько недель до перехода штатного старпома Григория Лукича Бутакова заменили старпомом лодки, находящейся в заводском ремонте. На выходе старпом нес вахту под моим контролем, а я разработал рапорт о нарушении всех правил на имя командующего флотилией, от его имени — командующему флотом, и, далее — ГК ВМФ. Командующий флотилией контр-адмирал Е.Д.Чернов, опытный военачальник, говорит: «Комдив! Таким порядком вопрос будет решаться долго. Поступим по-другому. Я сделаю подарок своему другу Анатолию Ивановичу — командующему 2-й ФлПЛ, вице-адмиралу Павлову, и переведу старпома на уходящую в состав ТОФ ПЛ пр.670 из 11-й ДиПЛ». Так и сделали. С перспективным, грамотным офицером, капитаном 1 ранга Г.Л.Бутаковым я встретился уже в академии ВАГШ им. К.Е.Ворошилова, куда он в 1989 г. прибыл на обучение с должности начальника штаба дивизии, и, после выпуска, был назначен командиром дивизии. Службу закончил в должности начальника управления военно-морских учебных заведений.
Десятая дивизия подводных лодок Тихоокеанского флота. Люди, события, корабли. - Санкт-Петербург, 2005. Специальный выпуск альманаха Тайфун. Впервые в истории ВМФ, начиная с 1985 г., в дивизии была разработана и практически внедрена, а в дальнейшем усовершенствована и утверждена в тактическом руководстве ПЛ тактика управления противоавианосной дивизией в едином боевом порядке. Нововведение неоднократно применялось в ходе тактических учений и получало высокие оценки. Родоначальниками разработки новой тактики действий противоавианс-ной дивизии во флотилии стали контр-адмирал Э.Д.Балтии и капитаны 1 ранга Н.Н. Алкаев, В.П. Валуев. В дальнейшем она совершенствовалась и оттачивалась в ходе учений флота контр-адмиралами А.А.Комарицыным, В.Ф.Дорогиным, Г.Л.Бутаковым и капитаном 1 ранга Б.Г. Бледновым... Командование и командиры АПЛ 10-й ДиПЛ, гости и ветераны соединения у памятника Л-16 по случаю 30-летия соединения. Вилючинск, 30 июля 1997 г. Первый ряд (слева направо): командир К-442 «Челябинск» капитан 1 ранга С.В.Яркий, командир К-186 «Омск» капитан 1 ранга Ю.Н.Савин, заместитель командира дивизии по воспитательной работе капитан 1 ранга В.Н. Рыбалко, командир 10-й ДиПЛ (1991-1994) контр-адмирал Г.Л. Бутаков, командир 10-й ДиПЛ (1989-1991) вице-адмирал В.Ф.Дорогин, командир 10-й дивизии ПЛ (1994-2000) Герой Российской Федерации контр-адмирал И.Н.Козлов, председатель совета народных депутатов Камчатской области Л.Н.Бойцов, командир 304-го дивизиона длительного хранения ПЛ капитан 1 ранга М.А.Мажуго (в прошлом — командир АПЛ пр.670), глава администрации Вилючинска, ветеран 10-й ДиПЛ, капитан 1 ранга А.Б. Маркман, командир гв. АПЛ К-295 «Самара» гв. капитан 1 ранга В.Н. Чувашов, командир 581-го экипажа ПЛ капитан 1 ранга С.И. Меньшиков, командир 158-го экипажа ПЛ капитан 1 ранга В.В.Дмитриев, командир К-242 капитан 1 ранга В.И.Рыбалко, заместитель командира 10-й ДиПЛ капитан 1 ранга К.Г. Маклов. Второй ряд (слева направо): командир К-360 капитан 1 ранга Ю.К. Прохорец, командир 25-й ДиПЛ контр-адмирал В.В.Гольдибаев, командир К-173 «Красноярск» капитан 1 ранга И.М.Дубков. В 1991 г. командиром 10-й ДиПЛ ТОФ был назначен капитан 1 ранга (позднее контр-адмирал) Г.Л.Бутаков. Григорий Лукич окончил ТоВВМУ им. С.О.Макарова, служил на ПЛ ТОФ, командовал АПЛ. После окончания ВМА им. А.А.Гречко был назначен НШ дивизии ПЛ ТОФ. был заместителем командира дивизии ПЛ, 10-й ДиПЛ командовал до 1994 г., после чего был назначен начальником направления военного образования ВМФ... Командование 10-й дивизии ПЛ ТОФ Командиры контр-адмирал Григорий Лукич Бутаков (1991-1994) Заместители командира капитан 1 ранга Григорий Лукич Бутаков (1987-1988) Лобков К. Командир уверен в своих подчиненных, а они в командире (Рассказываем о лучших). — "Боевая вахта", 28.02.1996 г. По итогам минувшего года лучшим на флотилии АПЛ признан экипаж капитана 1 ранга Александра Цуркана. Чтобы представить нашим читателям этот коллектив, на атомоходе побывал постоянный корреспондент "Боевой вахты" на Камчатке капитан 3 ранга Константин Лобков. Стрельба крылатой ракетой с ПЛ — событие не рядовое на флоте. Но естественно, подводники готовились к выполнению этой задачи со всей тщательностью. — В отсутствие заводских специалистов пришлось своими силами доводить до ума главный комплекс, — рассказывал командир атомохода. — Тренировались, отрабатывая каждый элемент. Знали уже, что на борту во время учений будет находиться и первый замкомандующего Тихоокеанским флотом, и наш командующий, и другие начальники, но суеты, какой-то нервозности не было. Экипаж мы настраивали на четкий деловой ритм. И это сказалось на результатах. Ракета нормально прошла всю дистанцию, навелась и поразила конкретную цель. Корабль капитана 1 ранга А.Цуркана не раз в минувшем году выходил в океанские просторы. Успешно выполнены и торпедные стрельбы, и другие задачи. Накоплен ценный опыт. Например, в одном из плаваний сам командующий флотилией вице-адмирал Михаил Захаренко обучал командный состав лодки действовать в узкости. Позже, выходя в море за командира, Цуркан учил по той же методике офицеров других атомоходов. Кстати, известно мнение командующего: корабль, которым командует Александр Евгеньевич, можно, не беспокоясь, отправить в плавание без старшего на борту, учитывая подготовку и опыт самого командира и его подчиненных. Тут достаточно добавить, что десять членов экипажа объявлены лучшими специалистами на флотилии. Среди них — капитан-лейтенанты Алексей Ройко и Владимир Голобоков, капитан 3 ранга Геннадий Афанасьев и старший мичман Николай Мерзликин. Передовыми признаны и боевые части атомохода — БЧ-2 под командованием капитана 3 ранга Александра Ермака и БЧ-5, где командиром капитан 2 ранга Александр Яруш. Александр Евгеньевич считает, что ему везет на хороших людей. Сильный офицерский состав подобрался на пульте управления главной энергетической установкой. Уже вошло а традицию, что отличаются грамотностью специалисты БЧ-5. Здесь всегда на первом месте было дело, отношение к нему человека. Именно высокими профессиональными качествами, своей порядочностью заслужили авторитет среди сослуживцев капитаны 3 ранга Геннадий Афанасьев и Фарид Гайнуллин, капитан-лейтенант Сергей Мартыненко, другие офицеры. — Хорошие традиции сложились и в штурманской боевой части, — говорил заместитель командира по воспитательной работе капитан 2 ранга Владимир Сницар. И хотя опытный командир уволился, уехал, но остались молодые, подающие надежду офицеры Дмитрий Тимофеев, Юрий Бутаков, Дмитрий Бельмесов. В ракетной боевой части у нас тоже всегда традиционно очень подготовленный и офицерский, и мичманский состав. И матросы-контрактники там хорошую школу проходят, становятся профессионалами. Есть серьезные парни, такие, как сибиряки Александр Тельманов и Александр Петунии, они уже три года на контрактной службе. Толковые специалисты и в первом дивизионе — Козлов, Дубков, Меркеев. А Евгений Каковин после двух лет службы по контракту уехал недавно во Владивосток учиться на мичмана. Если говорить о личном составе, то в этом экипаже делают ставку именно на контрактников. С ними, конечно, рассказывали офицеры, и позаниматься нужно побольше, повозиться терпеливее, зато потом и отдача соответствующая. Это подтверждали неоднократные выходы в море, когда на корабль прикомандировывали матросов из других экипажей, подчас необученных, с которыми еще надо работать и работать. Поэтому основная нагрузка по обслуживанию техники, несению вахт ложилась на своих ребят. Процентов тридцать из них — уже настоящие профессионалы. Командир верит в своих подчиненных, а они связывают успехи экипажа прежде всего с умелым руководством коллективом, с личностью самого Цуркана. Здесь на практике подтверждается правило: как к людям относишься, такова и отдача от них в деле. Прислушиваясь к замечаниям старших начальников, проверяющих, Александр Евгеньевич в то же время не раз вставал на защиту своих офицеров, командиров боевых частей, если видел, что критика их работы не обоснована. Или взять, например, ситуацию, которая как нельзя лучше раскрывает человеческие качества Цуркана. Выделялась ему четырехкомнатная квартира. На втором этаже, сухая, что очень немаловажно для городка, где проживают семьи подводников. Командир, конечно, имел все основания, чтобы наконец улучшить свои "жилищные условия. АН нет. Подумал прежде всего о подчиненном — мичмане Павле Ивченко, который недавно перебрался на Камчатку из Казахстана с большой семьей, больными родителями. Он и раньше служил на лодке техником-акустиком, потом покинул Россию. Понятно, непросто было передать ему квартиру из командирского фонда флотилии, но капитан 1 ранга Цуркан вместе со своим заместителем сумели убедить командование. С началом нового года экипаж уверенно сдает курсовые задачи, готовится к выходам в океанские просторы. Кроме многочисленных забот, есть у командира задумка установить прочные шефские связи с Красноярском, дать кораблю имя в честь этого города, иметь в будущем пополнение из числа сибиряков. Что ж, капитан 1 ранга Цуркан всегда ставит реальные цели и добивается их.
Лобков К., капитан 3 ранга. Вилючинск встречает «Вилючинск». — "Боевая вахта", 11.09.1996 г. Именной подводный крейсер встречали на пирсе не только командование флотилии, представители администрации города и личный состав соединения — сослуживцы экипажа. По традиции сюда же пришли нарядные жены подводников, их дети; друзья и знакомые. Приподнятость настроения чувствовалась и по лицам встречавших, и по тем сверткам и пакетам, которые они держали в руках. Многие, естественно, захватили с собой шампанское и пиво, чтобы отметить благополучное возвращение домой, попотчевать уставших от долгой разлуки с родными моряков. Вообще-то подлодку ждали днем раньше. И каково же было огорчение, прежде всего жен, когда стало, ясно, что из-за штормовой погоды она к пирсу не подойдет. И только издали, с ближайших сопок, люди видели в бухте черный корпус атомохода, который покачивался на волнах почти сутки... — Поволновались, конечно, — ведь и дома все к встрече было приготовлено, холодильник пришлось загружать, — рассказывала Светлана Головченко, пока лодка медленным ходом шла к берегу. — Вот с сыном папу встречаем, он у нас мичман, старшина команды спецтрюмных в БЧ-5. Первый ли поход? Нет, опыт у Игоря большой, давно служит. И лодку, новостройку, в Северодвинске принимал. И в автономку ходил раньше, но я сама первый раз встречаю мужа. То есть за наши семь лет супружеской жизни эта "автономка" для меня — первая. За те томительные минуты ожидания, пока корабль с надписью на боевой рубке "Вилючинск-Касатка" швартовался к пирсу, успеваю поговорить с еще одной молодой супругой. Анжела пришла на встречу не одна, рядом мама мужа Юрия — Татьяна Владимировна. Где-то дальше на пирсе и отец молодого штурмана старшего лейтенанта Бутакова — Григорий Лукич. Он хорошо знает лодки этого проекта, сам не один год командовал соединением, в котором ныне служит сын. А контр-адмирал Бутаков сегодня возглавляет на флотилии учебный центр. Впервые в дальний, поход на атомоходе ходил мичман Артем Андриасов, который еще недавно служил на ЧФ на надводном корабле. Его тоже встречала молодая жена. — Перевелись на Камчатку и не жалеем, — говорит Татьяна — Правда, я не могу пока никуда устроиться. С работой в Вилючинске плохо — тут много таких домохозяек. А на ЧФ служила матросом на метеостанции. Мужа заждалась, конечно. Но впереди — отпуск, будем вместе. — Для Юры это первое автономное плавание, — рассказывала Анжела Бутакова. — Служба ему нравится, это -главное. — Отец у него поначалу служил на дизельных лодках, а с!980-го года — на атомных, — включилась в беседу Татьяна Владимировна. — 24 года уже на Камчатке, и сын, конечно, загорелся такой профессией. Закончил нахимовское училище, потом училище имени Ленинского, комсомола в Ленинграде. Трудно. Но коль захотел идти по этому пути — значит, призвание. ...Под звуки духового оркестра «Вилючинск» ошвартовался у стенки. На пирсе — напротив лодки — в торжественном строю стоят офицеры, мичманы и матросы соединения. Доклад об успешном завершении автономного похода принимает у капитана 1 ранга А.Цуркана контр-адмирал А.Нещерет. Экипаж «Вилючинска», также выстроенный на пирсе, приветствует не только начальник штаба флотилии. С успешным решением боевых задач, благополучным возвращением в родную базу его тепло поздравляет мэр Вилючинска Л.Бойцов. У этого города самые добрые связи с подшефным кораблем. Накануне выхода в океан подводники получили в подарок компьютерный центр и видеомагнитофон. И ныне, при встрече, отличившихся в походе Лев Николаевич поощряет ценными подарками — целую коробку привез бытовых приборов и других .интересных вещиц. Лучший вахтенный офицер, лучший командир отсека, лучший электрик... — всего двадцать пять человек — с удовольствием получают призы из рук мэра Вилючинска. Не менее приятно ощущать и заботу командования об экипаже, который не один месяц находился вдали от родных берегов. Жареный поросенок — это традиция, и она постоянно выдерживается за счет подсобного хозяйства флотилии. Наконец торжественная часть встречи закончена, и морякам дается возможность обнять своих женушек, детей, подруг. Раздаются хлопки — это уже открывают шампанское... Нахожу командира атомохода капитана 1 ранга А.Цуркана. У него сегодня сразу несколько волнующих событий, кроме возвращения в базу. Только что зачитаны приказы о его назначении на вышестоящую должность и о зачислении на первый курс Военно-морской академии. И еще командир узнал, что его старший сын поступил в Дальневосточный университет и ныне уже устраивается в студенческое общежитие. — Александр Евгеньевич, каким по счету для вас был этот выход в океан? — интересуюсь у своего старого, можно сказать, знакомого, о котором в прошлом году готовил большой материал, поскольку экипаж был признан лучшим на флотилии. — В должности командира — четвертый, а всего за спиной — тринадцать автономок. Для большинства же членов экипажа это был первый столь дальний поход, который они выдержали с честью, — охотно отвечает он. — Назову лишь некоторых. Это капитан-лейтенант Дмитрий Тимофеев, старший лейтенант Юрий Бутаков, лейтенант Андрей Туленинов, капитан 3 ранга Михаил Мельников, капитан-лейтенант Сергей Мартыненко, старшие мичманы Федор Кулемин и Николай Мерзликин, матрос Александр Хорев. Это в первую очередь благодаря им увенчались успехом наши совместные усилия. Конечно, для иностранцев это была полная неожиданность — когда атомоход, который не имел необходимых средств для подготовки к такому походу, вдруг вышел и словно растворился где-то в океанских просторах...