История штурманской службы Флота России: [История и развитие штурм. дела / Г.И. Безбородов, С.П. Алексеев, В.Н. Андреев и др.]; Гл. ред. Е.Г. Бабинов. - М.: Большая Рос. энцикл., 2003.
ИВАНОВ Виталий Константинович (род. 17.2. 1948), капитан 1 ранга (1987), начальник управления НИГШИ ВМФ (1986-1989), заместитель начальника ГуНиО МО (1989-1996), кандидат технических наук (1989). В ВМФ с 1966 г. По окончании в 1971 г. ВВМУ им. М. В. Фрунзе служил на СФ командиром ЭНГ (1971-1973), командиром БЧ-1 рпк СН (1973-1976), пом. флагманского штурмана (1976—1977), флагманским штурманом (1977—1983) дпл. По окончании в 1985 г. ВМорА переведен на службу в 9-й НИНГИ ВМФ на должность зам. начальника управления, а в 1986 г. назначен начальником управления. Возглавлял научно-техническое сопровождение разработок НК, участвовал в ходовых испытаниях новых НК для рпк СН. В 1989 г. переведен на должность зам. начальника ГуНиО МО. Уволен в запас в 1996 г. Награжден орденами Красной Звезды (1989), «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени (1981) и медалями... Разработку, организацию всех этапов испытаний и создание руководств по боевому использованик новых навигационных комплексов подводных лодок и надводных кораблей осуществляло ГУНиО МО возглавляемое адмиралом А. И. Рассохо (бывший начальником штаба СФ в 1958—1963 гг.), в тесном взаимодействии со Штурманской службой Северного флота. Непосредственное участие в этих работа; приняли специалисты ГУНиО МО и 9-го НИР А. В. Федотов, В. Д. Шандабылов, В. Д. Теплов В. К. Иванов, А. П. Князев, Н. Г. Лушин, В. А. Мои телли, В. П. Заколодяжный, В. Н. Фрадкин, М. В Кузнецов, А. А. Хребтов и др... 10 марта 1939 г. был подписан приказ НК ВМФ об организации Научно-исследовательского гидрографическо-штурманского института РК ВМФ (НИГШИ РК ВМФ), которому надлежало стать координационным органом по всем вопросам создания новейших технических средств навигации и гидрографии. С этого Момента все вопросы, связанные с обеспечением техническими средствами и совершенствованием методов навигации на кораблях ВМФ, были поставлены на строгую плановую и научную основу. В данной работе, исходя из ее направленности, Основное внимание уделяется деятельности специалистов института по вопросам, связанным непосредственно с осуществлением процесса навигации на кораблях ВМФ. Однако для эффективного осуществления этого процесса необходимо наличие огромного объема информации из области гидрографии и гидрометеорологии, ибо без знания глубин и течений, без наличия карт и пособий по мореплаванию, без средств навигационного оборудования театров, без знания параметров физических полей Земли и другой информации невозможно осуществление безопасного мореплавания и обеспечение потребителей навигационной информации всеми необходимыми навигационными данными.. Рамки данной работы не позволяют подробно изложить вопросы, связанные с гидрографическими, геодезическими и океанографическими исследованиями, огромным вкладом ученых и специалистов этих подразделений института в дело становления и развития штурманского дела на кораблях и в штабах ВМФ. Заметим лишь, что по оценкам, выполненным в конце 70-х гг., общий объем гидрографической, геодезической и океанографической информации, необходимой для планирования и осуществления эффективной деятельности штурманских боевых частей кораблей ВМФ, составляет величину 12—15 порядка. Современная наука носит коллективный характер, но большая роль в научных исследованиях принадлежит организаторам и руководителям научных исследований. От таланта, организаторских способностей, от умения видеть перспективу, ставить и решать научные проблемы, имеющие практическую значимость, во многом зависит эффективность деятельности научного коллектива. В разные годы Институтом руководили Н. И. Сигачев (1939-1946), Ю. В. Ладинский (1946-1952), В. В. Алексеев (1952-1956), А. С. Алексеев (1956-1960), Ю.И. Максюта (1964-1978), А. В. Федотов (1978-1988), В.С. Макода (1988-1999), С. П. Алексеев (с 1999). В 1960-1964 гг. Институтом фактически руководил В. Д. Теплов. Научным направлением по проведению исследований в области создания средств и методов навигации последовательно руководили В. Н. Дукальский, Л. К. Овчинников, С. Н. Долгих, Ю. А. Стецун, В. К. Иванов, В. Г. Дзюба... Начиная с 1972 г. направленность научной деятельности Института по обеспечению развития средств и методов навигации в интересах ракетного оружия претерпела значительные изменения. Создаваемые новые навигационные комплексы и их модификации удовлетворяли требованиям ракетного оружия. Эти требования непрерывно повышались (см. рис.). Теперь главная задача Института заключалась в том, чтобы на основе требований ракетного оружия и оперативно-тактических требований на корабль грамотно сформулировать тактико-технические задания на разработку новых типов навигационных комплексов. Проблема заключалась в том, чтобы трансформировать оперативно-тактические требования (боеготовность, скрытность, боевая устойчивость и др.), предъявляемые к кораблю и оружию, в технические требования к НК в виде точности, вероятности и условиям получения основных навигационных параметров. Начиная с 1973 г. в ТТЗ на НК появился специальный раздел, определяющий требования к НК в интересах ракетного оружия. В вопросы обоснования требований ТТЗ на НК в интересах ракетного оружия наибольший вклад внесли С. П. Алексеев, В. Г. Дзюба, С. Н. Долгих, Г. И. Емельянцев, В. К. Иванов, Е. Н. Коренев, В. С. Макода, Б. И. Подорожный, Ю. А. Стецун, И. И. Тузов, А. В. Федотов, В. Н. Фрадкин. В ходе совершенствования ракетного оружия и соответственно НК возникал целый ряд проблемных вопросов, которые приходилось решать путем длительных теоретических и экспериментальных исследований. 1. Исследование функций влияния погрешностей навигационных параметров на точность ракетной стрельбы. Впервые этот вопрос был разработан Е. Н. Кореневым и В. Н. Фрадкиным в середине 60-х гг. Инициаторами выполнения такой работы были специалисты в области систем управления ракет. В результате выполненных исследований были выявлены интересные закономерности, определяющие взаимосвязь погрешностей НК и отклонений ракет. В частности, в ходе этих исследований возникло понятие «расчетного курса» как курса, соответствующего не фактическому, а счислимому месту стреляющего корабля. В дальнейшем эти работы были продолжены специалистами Института совместно со специалистами промышленности. 2. Вопрос о разделении вклада систем ракетного и навигационного комплексов в заданную общую точность стрельбы. На первых порах этот вопрос решался экспертным путем. Но по мере повышения точности стрельбы экспертные оценки оказались неэффективными, а научно обоснованных подходов или методов решения вопроса не существовало. В 1990 г. в Институте была проведена конкурсная работа по поиску приемлемых подходов или методов решения данного проблемного вопроса. Первое место и премию завоевал метод разделения вкладов в точность стрельбы, разработанный В. А. Винклером и В. Н. Фрадкиным. Метод был согласован с промышленными организациями. 3. Исследования, проведенные в 80-х гг., показали, что эффективность ракетных стрельб может быть повышена за счет учета особенностей режима использования НК в различных условиях боевого патрулирования ракетоносца, а также при выявлении и учете взаимной корреляции погрешностей различных параметров, вырабатываемых в НК и в системах управления ракет. Метод, обеспечивающий учет таких вопросов при подготовке и проведении ракетных стрельб, получил название навига-цион но-тактического фильтра (НТФ). Впервые идею создания такого НТФ выдвинул В. Н. Фрадкин в 1987 г. Дальнейшие исследования выполнялись В. К. Ивановым, но наиболее полно и глубоко вопросы создания НТФ исследовал и разработал В. Г. Дзюба, доведя этот вопрос до возможности практического использования. В настоящее время НТФ находится в стадии внедрения. 4. В середине 70-х гг., с появлением ракет большой дальности стрельбы, актуальными стали вопросы выработки навигационных данных для ракетных стрельб в особых условиях — при стрельбе из пунктов базирования, из положения покладки корабля на грунт и т. п. При этом было необходимо выполнять все требования ракетного оружия и обеспечить максимальную экономию ресурса НК. В исследованиях по этим вопросам активное участие принимали В. Г. Дзюба, С. Н. Долгих, В. К. Иванов, Е. Н. Коренев, М. В. Кузнецов, И. Н. Москвичев, Б. И. Подорожный, Ю. А. Стецун, Д. В. Теплов, И. И. Тузов, В. Н. Фрадкин, Ю. Г. Хлыпало. В ходе этих работ были получены многие новые научные результаты. Так, например, Б. И. Подорожный выполнил большой объем экспериментов и впервые получил статистические характеристики изменений курса и углов качек ракетоносца, ошвартованного у плавпирса, при различных гидрометеоусловиях (ветер, течение). Им же был обоснован интересный технике-экономический критерий, позволяющий оптимизировать состав работающих систем НК для обеспечения постоянной готовности ракетоносца к стрельбе в особых условиях. 5. С появлением на вооружении ВМФ ракет с большой дальностью стрельбы встал вопрос о возможности выполнения ракетных стрельб из районов Центральной Арктики вплоть до приполюсных районов. Сотрудники Института принимали активное участие в выполнении научных исследований, связанных с использованием указанных районов. Первая такая работа была выполнена в 1966 г. под руководством А. В. Федотова. В дальнейшем подобные работы выполнялись регулярно с интервалом в 2—3 года. В этих работах исследовались особенности выработки навигационных данных при выполнении ракетных стрельб из Арктики для каждого нового комплекса оружия и каждого нового НК. В то время рассматривался диапазон широт до 85°, где НК работали еще в географической системе координат. На рубеже 80—90-х гг. встал вопрос об освоении для ракетных стрельб районов Центральной Арктики. Сложность вопроса заключалась в том, что стрельба ракетами могла выполняться только в географической системе координат, а навигационные комплексы могли работать только в квазигеографической системе, повернутой относительно географической на 90°. Управление кораблем осуществлялось по квазикурсу, поэтому в географической системе координат движение корабля было криволинейным и возникали сложности в прогнозировании движения корабля, в учете параметров гравитационного поля Земли и проекций абсолютной скорости корабля... В испытаниях и освоении НК «Шлюз» принимали участие С. П. Алексеев, В. Г. Дзюба, С. Ю. Дорошенко, В. К. Иванов, М. Л. Богданович, И. В. Капустин, А. А. Нестеров, Ю. Н. Пленицын, Д. В. Теплов и другие. В создании, испытаниях и освоении НК «Симфония» участвовали В. Г. Дзюба, А. Н. Евдокимов, Г. И. Емельянцев, М. В. Кузнецов, М. Ф. Кулик, М. А. Куражев, В. С. Макода, Э. С. Моисеев, В. А. Монтелли, И. Н. Москвичев, В. В. Петухов, А. Н. Со-лощев, В. А. Титлянов, И. И. Тузов, А. В. Федотов, В. Н. Фрадкин и многие другие. При этом И. И. Тузов был удостоен звания лауреата Государственной премии, 14 сотрудников Института награждены орденами и медалями. В дальнейшем на основе НК «Симфония» для многоцелевых атомных подводных лодок ЦНИИ «Электроприбор» был разработан НК «Симфония-У» (УНК-90), для надводных кораблей, требующих высокой точности курсоуказания, — НК «Андромеда». В испытаниях и освоении этих комплексов принимали активное участие А. П. Веселкин, А. В. Ермолаев, Н. И. Казбан, Г. Д. Карманов, А. А. Нестеров, В. В. Петухов, В. А. Титлянов.
Морской сборник № 3, 1991 г. Из Указов Президента СССР О награждении орденами и медалями СССР военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота Орденом Красной Звезды Иванова Виталия Константиновича - капитана 1 ранга