А
-
Б
-
В
-
Г
-
Д
-
Е
-
Ж
-
З
-
И
-
К
-
Л
-
М
-
Н
-
О
-
П
-
Р
-
С
-
Т
-
У
-
Ф
-
Х
-
Ц
-
Ч
-
Ш
-
Щ
-
Э
-
Ю
-
Я
Разживин Владимир Дмитриевич
ЛНВМУ 1968 г.в.
Разживин В. Д. Питония – родина Питонов // «Капитан». 1997, № 1. Капитан-клуб = Marine-mag / Учредитель: ООО "КиТ-Про". - СПб.: ЗАО "Кей энд Ти", официальный сайт журнала "Капитан-Клуб"
Кто видел в море корабли - Не на конфетном фантике... Кого в Нахимовском "скребли", Тот, видно, был романтиком!
В Советском Союзе когда-то было три необычных военно-морских училища - три Нахимовских, где будущих офицеров флота воспитывали с детства. Сегодня, выдержав проверку на прочность. пережив времена перестроек и угрозы расформирования, сохранилось только одно. Ленинградское; к сожалению - одно, к счастью - что сохранилось, единственное и неповторимое.
Было время, когда нахимовцы учились 7 лет (с 5 по 11 класс). Эти годы были наполнены эпизодами - смешными и грустными, трагическими и счастливыми. В те далекие 60-е мне посчастливилось узнать на собственном опыте, как жили и чем дышали маленькие военные моряки...
Итак, как поступали к ЛНУ в начале 60-х? - Остались в прошлом послевоенные годы, когда В училище брали детей, чьи родители погибли на фронте, Поэтому больше мальчишек получили возможность приобщиться к флотской среде. Одни шли туда, чтобы продолжить семейную традицию, другие -начитавшись морских рассказов.
Мой отец, военнослужащий, умер, когда мне было 6 лет. Знакомый офицер подсказал маме, что женщины (имелись ввиду мои мама и бабушка) не воспитают из мальчишки мужчину. А Нахимовское училище - это то, что нужно: закалит характер, даст воспитания и образование. И когда мне исполнилось 11 лет. мама сказала: "Давай поступать и морское училище". - "А почему туда?"-спросил Я. -"Но ты же любишь стругать кораблики."
Мне сейчас 46. С тех пор и "стругаю" - принимаю военную технику для боевых кораблей. За плечами ВВМИУ им. Ф.Дзержинского, военные корабли Северного и Балтийского флотов, дальние походы, Военно-Морская академия...
Конкурс в училище был серьезный - 15 человек на место, и не только по учебе, но и по состоянию здоровья. Маленькие абитуриенты жили целый месяц в училище, проходя медкомиссии, сдавая экзамены, и по утрам предъявляя на проверю простыни - будущий моряк должен уметь плавать, но не в кровати... Были и такие, кто не выдерживал первой проверки - отрыва от домашнего уюта.
Настал знаменательный день: нас построили и... отвели в баню, после чего выдали флотскую робу. Но. как оказалось, испытания не закончились, а только начались. Кому-то роба попалась без пуговиц, кому-то большие брюки, но маленькая форменка или наоборот.
Я добежал до ближайшего телефона и со слезами в голосе поведал бабушке, что не знаю, как дальше жить... Через час в парадном соседнего дома ("буржуйке", как его называли нахимовцы из-за постоянно дымящей на крыше трубы) бабушка. засовывая очередное пирожное в рот своему несчастному внуку, ушивала брюки. Тем, кто не имел под рукой бабушек, приходилось либо осваивать портняжное ремесло, либо ходить в таком виде, от которого окружающим хотелось рыдать и смеяться одновременно. Однако в каждом взводе (25 человек) были офицер-воспитатель и его помошник - мичман, добивавшиеся к конце концов доведения формы до нормы.
Вихрастых не стало - всех постигли "под ноль" и отправили в военный лагерь на берег Нахимовского озера. Там все было по-настоящему - строевые приемы, наряды, дежурства, утренние зарядки и пробежки, знакомство с противогазом, марш-броски по 10 км. весла, купание голышом по команде и многое другое.
К первому сентября, чувствуя себя "морскими волками", в счастливом ожидании первых увольнений в город в новой настоящей красивой форме с буквой "Н" на погонах, мы вернулись. Вернулись к старинное, удивительно красивое здание напротив "Авроры".
Большие коридоры, классы и аудитории, где располагались 7 курсов (или рот) нахимовцев. Перемешаться в столовую надо было строем, и когда новоиспеченные "моряки" проходили мимо выстроившихся в две шеренги старшеклассников, возникал непонятный и смущающий звук, похожий на жужжание пчел: "С-С-С-..." Все оказалось просто - было принято первогодков называть позорным именем "SOSы" (спасите наши души).
Потом мы узнали: чтобы заслужить почетное звание "питон" (от слова "воспитанник), надо пройти трудную школу возмужания и получить золотисто-красную галочку на рукав. Еe нашивали в 9 классе, а мы были только в 5-ом, и нам предстояло пережить и освоить многое.
SOSов воспитывали все - офицеры, мичманы, учителя, старшеклассники. Последние не обижали (дедовщины не было), но пошутить не упускали случая. К примеру, идет рота строем с ужина на классные самостоятельные занятия. Открывается дверь одного из классов, и самого невнимательного выкрадывают из строя в какой-нибудь класс, где шутка уже подготовлена к исполнению. Тебя сажают на шкаф, внизу ставят перевернутые кверху ножками стулья (чтобы не спрыгнул), и ты до начала самоподготовки беспомощно сидишь на шкафу под дружный хохот и шуточки "питонов". Потом тебе дают возможность спуститься на грешную землю и отпускают. Радостный и свободный, ты бежишь в свой класс, где получаешь наряд на работу в гальюне после отбоя за опоздание на вечерние занятия. Судьба!
Помимо шуток старшеклассников были и другие "воспитательные" меры. Вспоминаю воскресное утро, подъем по распорядку дня (в 8.00, на час позже обычного) и подготовку к увольнению в город. Но разве можно быть спокойным, когда ждет такая радость? И кубрик SOSов с б утра начинает гудеть, как улей пчел, подтверждая позорное "С-С-С..."
В соседнем помещении многоопытных "питонов" тишина и покой, но до определенного срока. И когда повторное постукивание в стену не доходит до сознания юнцов, к ним в кубрик выправляется команда дли наведения порядка. Метод воспитания был прост. Нет. не ремнем, как могли бы позволить себе родители, а подушкой - тоже не слабо! Наиболее строптивым для усмирения связывали рукава тельняшки.
Надо отдать должное старшекурсникам: наряду с "воспитанием" от них всегда можно было ожидать помощи и защиты. Были случаи, когда подвыпившая гражданская молодежь обижала возвращающегося из увольнения морячка. И в обход дежурной службы, через черный ход. двор, забор на Мичуринскую улицу высыпали "питоны" с флотским ремнем на руке. Порядок наводили, как говорится, своими силами...
Обучение шло не быстро, не просто, но далеко не впустую.
Мы уже в 6 классе, уже не SOSы, a "салаги"—тоже обидно, но традиции есть традиции. Мы знаем больше, научились плести морские маты, вязать узлы, знаем флажный семафор и морзянку, умеем проплыть 25 м в форме и ходить на веслах и под парусом. Естественно, начинаем "осваивать" и различного рода нарушения - запретный плод сладок!
Свободное время у нахимовцев всего-то с 15.00. до 17.00. В эти два часа в их распоряжении спортивные секции, кружки, библиотека, буфет. Можно и прогуляться в районе училища, но территория строго ограничена, а на соседней улице Куйбышевa продают мороженое. И сбегать туда в самовольную отлучку на свои страх и риск доставляло двойное удовольствие. Во-первых, романтика, а, во-вторых, сладко. Вот и ходили, хотя знали: если попадешься, то либо будешь драить гальюн после отбоя, либо поплатишься очередным увольнением и город. Когда стали постарше, маршрут самоволок усложнился. Надо было все рассчитать иI в робе (а не выходной форме) добежать до кинотеатра 'Великан" (по дороге заскочив на рынок за семечками, сознавая, что лузгать их флотской интеллигенции не подобает), упросить билетершу пропустить бесплатно в кинозал (состроив при этом страдальческую физиономию), посмотреть фильм (иногда не до конца) и. как ни в чем не бывало, и 17.20 быть на вечернем построении,
Я пишу не о высоких материях, поскольку, встречаясь с выпускниками ЛНУ, за плечами которых долгие годы службы, трудные дальние походы и выполнение боевых задач, мы намного больше говорим и вспоминаем именно эти эпизоды нашей юности, нежели те настоящие дела, в которых каждому пришлась участвовать...
Уверен, что любому питону будет приятно об этом прочитать и еще раз вернуться в детство, а остальным, надеюсь, любопытно посмотреть на училище с неофициальной стороны.
Я продолжаю. Знаете, какой фильм тронул меня (и не только меня больше всего? Нет, не "Адмирал Нахимов". До сих пор помню, как сжималось сердце, когда смотрел "Доживем до понедельника". Все очень просто - мимо нас прошла та счастливая пора, когда мальчишки и девчонки 9-х и 10-х классов учатся вместе, ссорятся, влюбляются, спорят со старшими. Этого у нас не было. Были редкие встречи (и танцы) со школьницами. Два раза в год при подготовке к парадам нас привозили на месяц в Москву, и мы занимались в обычной средней школе. Нa 3 часа нам выделяли классы, и наши же преподаватели вели основные дисциплины. Все парты были исписаны интригующими посланиями, а нас сажали в автобусы и увозила и казарму. За весь месяц - один "Огонек" со школьниками.
Несмотря на то, что мы выделялись из общей массы сверстников (чем, естественно, гордились)! кое в чем мы немного "страдали". К примеру, тогда ребята ходили с длинными прическами, а нас стригли сначала наголо, потом под полубокс. И это была трагедия! Я всерьез подумывал купить в театральном магазине парик.
Однажды, уже в 8 классе, выдался случай вообще "трагический". Из отпуска все должны были прибывать постриженными. Дотянув до последнего дня (30 августа, воскресенье), я отправился в парикмахерскую. Поскольку был выходной, единственная возможность постричься представилась на Витебском вокзале. Сев в кресло, я густо покраснел и сказал: "Полубокс". Думаю, что мастер, привыкший стричь на вокзале деревенских стариков, не со злого умысла сделал мне ту стрижку... Когда я пришел домой, даже бабушка ахнула. Для ясности скажу, что стрижка была выполнена так, как сейчас стригутся панки. А финал был такой; построили вернувшихся из отпуска ребят, вывели меня из строя на 5 шагов, и командир роты объявил мне благодарность, добавив, что так должен стричься каждый дисциплинированный нахимовец.
Насмешкам не было конца, хорошо хоть не побили. Спустя месяц я слился с общей массой, но все это время чувствовал себя белой вороной. Если честно, не знаю, когда мне было хуже - когда горел главный двигатель на моем корабле или тогда - с прической "а ля деревня".
Мне непонятно до сих пор, почему в вооруженных cuлах все наоборот: когда в моде были остроносые туфли, нам выдавали тупорылые ботинки; когда настала мода на тупые носы - нам выдали заостренные; когда носили узкие брюки - шили расклешенные (по флотской традиции так и должно быть, чтобы легче сбросить брюки в воде), но когда в моду пошел клеш - выдавались узкие флотские брюки. Мы их на фанере растягивали, за что лишадись увольнения в город.
И вообще, это знает каждый военнослужащий, есть такая закономерность - как объявляют переход на летнюю форму одежды, на следующий день обязательно похолодает, как на зимнюю - так потеплеет. Странная логика!
В Нахимовском мы получили хорошую подготовку - и физическую, и практическую, и теоретическую. Я не могу не сказать добрые слова о наших воспитателях и преподавателях. Это они проводили с нами большую часть своего служебного и неслужебного времени. Не только заставляли соблюдать строгий распорядок дня, учили глубоко осваивать специальные и общеобразовательные дисциплины, но и устраивали нам интересные вечера самодетельности, ходили с нами в Мариинский театр, приглашали профессионалов для обучении танцам, беседовали с нашими родителями... Преподавательский состав был высокопрофессиональный, многие - Заслуженные учителя России. Недаром наши ребята неоднократно выигрывали городские олимпиады по физике, математике, химии. Особое внимание уделялось обучению иностранному языку (английскому или немецкому - по желанию). Экзамены по языку проводились каждый год, причем и старших классах были дополнительно введены география на иностранном и военный перевод. Наиболее подготовленные ребята получали квалификацию военных переводчиков. Уже во время службы, при заходах и иностранные порты, я часто с благодарностью вспоминал своих "англичан". Благодаря знанию языка удавалось быстро адаптироваться и, выполняя функции офицера связи, участвовать в интересных встречах.
Странная штука - память. Начинаешь вспоминать об одном, а всплывают какие-то, казалось бы, прочно забытые эпизоды. В середине 70-х гг. наш корабль зашел с дружеским визитом на остров Мале (Мальдивы) - столицу трех тысяч островов. Это удивительная страна со своими традициями и законами. Один из них - сухой закон. Нарушителю грозила годовая высылка на дальний атолл и 40 палок.
Так вот, на дружеский обед на нашем корабле из членов экипажа были приглашены только четверо: командир, старпом, замполит и и как переводчик. Я знал о местных законах, но и с родными традициями расставаться тоже не хотелось. Поэтому, учитывая, что ответственным за подготовку кают-компании к обеду был мой друг, помощник командира, я уговорил его налить заранее в мой бокал спирт, разведя его гранатовым соком.
Когда гости начали заполнять кают-компанию, мне объявили, что одного из гостей не учли, в связи с чем мое присутствие отменяется. Я грустно вздохнул и побрел к себе и каюту, но вдруг остановился, как вкопанный. Воображению предстал "неучтенный гость", безвинно битый палками в далекой ссылке. Я бросился к помощнику командира с просьбой заменить бокал. "Поздно," - отрезал он. "Неужелии расследование?"
Но все обошлось: гость оказался "учтенным ", просто на его табличке стояла ваза с фруктами. Наши моряки, временно оказавшиеся гарсонами, как учили, ежеминутно доливали я бокалы сок, и вся затея со спиртом провалилась, ибо разводить спирт можно, но не до бесконечности.
Извините, отвлекся. Пока середина 60-х, и я уже не салага. Я "питон"! Мы смеемся над младшими и помогаем им. Мы знаем друг друга не хуже, чем нас знают наши родители. Ведь мы все 24 часа вместе и уже не один год.
Завершается наш семилетний марафон. С дистанции сошла треть участников - кто по здоровью, кто по собственному желанию: ребята взрослели и определяли свой путь. Позади 11 парадов на Красной и Дворцовой площадях, в памяти - только хорошее, плохое забывается быстро, чувствуем себя умелыми, смекалистыми, подтянутыми.
Мы на финишной прямой: выпускные экзамены, присяга Родине на легендарной "Авроре", торжественное построение с вручением аттестатов зрелости, заветных значков с Нахимовым, командировочных предписаний в выбранное высшее военно-морское училище.
В ночь перед выпуском - самая главная и святая традиция. В саду у домика Петра 1 - бюст основателя флота Российского. Зная традицию, на всю ночь из офицеров и мичманов выставляется вахта. Но, какая бы ни была усиленная служба и принципиальный вахтенный, утром глазам бегущих на работу горожан предстает во всем великолепии один из самых сильных и мудрых царей с надраенным до блеска носом и в тельняшке.
Восторг! Победа! Тельник можно снять, но что делать с носом Но это еще не все. Командир "Авроры" знает - сегодня торжественный день, на борту принимают присягу эти морские сорванцы. Они сегодня станут серьезнее, присяга - дело святое. Но стоя на палубе, он знает, что принимать эту присягу будет не только командование училища, присягу будет принимать и главный корабел России - Петр I. Еще один его великолепный бюст прекрасно вписался на уровне 5-го этажа ЛНУ и... тоже, естественно, с надраенным огненно медным носом. Как это происходит - нет ни строительных лесов, ни балконов, позволяющих добраться до заветного носа - тайна "питонов". Нос блестит, И жизнь продолжается! Счастливого Вам плавания, ребята!
Среди выпускников "питании" одни еще служат, другие уже демобилизовались. Есть адмирал - начальник контрразведки, есть научные сотрудники ведущих институтов, есть доктора и кандидаты наук, руководители туристических фирм. Есть даже ведущий специалист по проблемам СПИДа. Периодически мы встречаемся по торжественным или грустным событиям. Но, самое главное, кем бы ни был выпускник ЛНУ, он помнит святое нахимовское братство, и это уже не традиция - это осознанно-неосознанная действительность. Если беда - "питон" будет рядом.
Автор рисунков: Юрий Юрьев. (Рисунки и фото не приводятся).