А
-
Б
-
В
-
Г
-
Д
-
Е
-
Ж
-
З
-
И
-
К
-
Л
-
М
-
Н
-
О
-
П
-
Р
-
С
-
Т
-
У
-
Ф
-
Х
-
Ц
-
Ч
-
Ш
-
Щ
-
Э
-
Ю
-
Я
Шиков Александр Александрович
ЛНВМУ 1959 г.в.
Морской сборник № 5, 2004 г. О присвоении почетных званий Российской Федерации военнослужащим и гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации За заслуги в научно-педагогической деятельности и подготовке высококвалифи¬цированных специалистов присвоить почетное звание: «ЗАСЛУЖЕННЫЙ РАБОТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ШИКОВУ Александру Александровичу - доценту Военно-морской академии имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова. Москва, Кремль № 250 от 22 февраля 2004 г.
Одиннадцатая дивизия подводных лодок Северного флота. Люди, корабли, события. СПб.: Специальный выпуск альманах «Тайфун», 2008 г.
АПЛ пр.670 и вторые экипажи, входившие в состав 11-й ДиПЛ К-201 721 670 1972 1972-1974 капитан 2/1 ранга А.Николаев капитан 1 ранга Виктор Дмитриевич Хайтаров капитан 1 ранга Николай Дмитриевич Кольцов капитан 1 ранга Александр Александрович Шиков капитан 2 ранга Борис Гаврилович бледнов капитан 2 ранга А.В.Салтыков
Тайфун: Военно-технический альманах «Тайфун». Выпуск № 46. Кириллов Ю.В. 45-я дивизия атомных подводных лодок ТОФ
В дивизию к тому времени входили четыре АПЛ пр.627А: К-14 (капитан 2 ранга Ю.Г.Кузнецов), К-115 (капитан 2 ранга Ю.Г.Елаков), гвардейская К-133 (капитан 2 ранга А.А.Шиков, затем капитан 3 ранга А.А.Комарицин). К-42 (капитан 1 ранга В.А.Бажев); три АПЛ пр.671: К-314 (капитан 1 ранга В.П.Гонтарев), К-454 (капитан 2 ранга А.И.Храптович), К-469 (капитан 2 ранга В.С.Урезченко): и три вторых экипажа: 120-й экипаж (для АПЛ пр.627А) под командованием капитана 3 ранга А.Белоусова, 89-й экипаж (для АПЛ пр.671, капитан 2 ранга А.В.Макаренко), 249-й экипаж (АПЛ пр.671. капитан 2 ранга Г.И.Шалыгин*).
Тайфун: Военно-технический альманах «Тайфун». Выпуск № 48. Ю.В. Кириллов. 2-я Краснознамённая флотилия атомных подводных лодок
Корабельный состав 45-й дивизии 2-й флотилии подводных лодок Тихоокеанского флота.
К-133 627А 1962 1966 капитан 2 ранга Л.Н.Столяров* капитан 2 ранга А.А.Шиков капитан 3 ранга А.А.Комарицын
Десятая дивизия подводных лодок Тихоокеанского флота. Люди, события, корабли. - Санкт-Петербург, 2005. Специальный выпуск альманаха Тайфун.
В 1980 г. в состав дивизии прибыла К-43 (командир — капитан 2 ранга Н.Я.Марьяшин, старший на борту — контр-адмирал В.В.Мочалов). Переход совершён при осуществлении ближнего охранения РПКСН К-223 (командир — капитан 1 ранга Д.Н.Новиков, старший на борту вице-адмирал Л.А.Матушкин).* Новикову и Матушкину присвоено звание Героя Советского Союза, командир К-43 награждён не был. В течение двух последующих лет дивизия пополнения не получала, ас 1983 по 1988 г. прибыли ещё пять кораблей пр.670. В 1983 г. — К-121 (бывшая К-143, командир— капитан 1 ранга Е.Н.Телегин, старший на борту — капитан 1 ранга И.И.Налетов). Старший на борту и командир ПЛ награждены орденом Красной Звезды. В 1984 г. — К-25 (командир — капитан 2 ранга И.А.Фомин, старший на борту — капитан 1 ранга Н.А.Ручьев). Командир и старший на борту награждены орденом Красной Звезды. В 1985г. — К-308 (командир — капитан 2 ранга В.А.Малых, старший на борту— капитан 1 ранга И.И.Налетов). Командир награждён орденом Красной Звезды, старший на борту — орденом "За службу Родине в ВС СССР" 2-й ст. В 1986 г. — К-313 (командир — капитан 2 ранга М.А.Мажуго, старший на борту — капитан 1 ранга Михаил Васильевич Моцак). Командир ПЛ и старший на борту награждены орденом Красной Звезды. В 1988г. — К-302 (командир — капитан 2 ранга М.А.Мажуго, старший на борту — капитан 1 ранга М.В.Моцак). За переход М.А.Мажуго награжден министром обороны именными часами. С включением в состав дивизии АПЛ пр.670 командование дивизии начало подготовку к плаванию подо льдами Арктики. Первый тренировочный поход в арктические районы осуществил экипаж К-212 (командир — Герой Советского Союза капитан 2 ранга А.А.Гусев, руководитель похода — командир 10-й ДиПЛ контр-адмирал А.С.Берзин). В августе — начале сентября 1979 г. К-212 действовала по утвержденному плану в Чукотском море, проведя подо льдами двое суток. Для дивизии 1979-1982 гг. были особенно напряженными: бывали моменты, когда в базе оставались одна или две ПЛ, а все остальные корабли находились в море, где отрабатывали задачи БП или несли БС. Не все было гладко, не всегда удавалось решить с первого раза поставленные задачи, но, тем не менее, за три года было осуществлено более двух десятков автономных плаваний (особой интенсивностью отличались БС в Индийском океане), все они были положительно оценены командованием. Дивизия выдержала две инспекции Министерства обороны (обе с положительными оценками). В марте 1980 г. К-212 с 379-м экипажем на борту (командир — капитан 1 ранга Н.М.Суворов, старший на борту— НШ дивизии капитан 1 ранга Н.Н.Алкаев) первой при несении БС в Южно-Китайском море посетила порт Камрань Социалистической Республики Вьетнам, ставший впоследствии ПМТО и местом базирования 17-й ОПЭСК ТОФ. В июле-сентябре 1980 г. К-325 (командир — капитан 2 ранга В.П.Валуев, старший на борту — НШ дивизии капитан 1 ранга Н.Н. Алкаев) совершила поход с проходом проливов Алеутской гряды, районов Гавайских островов, западного побережья США с целью вскрытия системы ПЛО и организации боевой подготовки ВМС США в районе Гавайских островов. Летом 1981 г. были проведены учения в открытой части Тихого океана. В ходе учений корабли дивизии выполняли практическую торпедную стрельбу, а совместная ракетная стрельба К-201 пр.670 (капитан 2 ранга Б.Г.Бледнов) и ПЛ пр.675МК (капитан 2 ранга Е.В.Орсагош) осуществлялась по мишени, буксируемой находящейся в подводном положении АПЛ пр.658. Экипажи под командованием Б.Г.Бледнова и Е.В.Орсагоша завоевали приз главкома ВМФ. * — Прим. авт. В Чукотском море лодки были встречены кораблями ТОФ. Не заходя в базу, К-43 убыла на БС в Берингово море (старший на борту - капитан 1 ранга А.А. Шиков)...
Командование 10-й дивизии ПЛ ТОФ Заместители командира
капитан 1 ранга Александр Александрович Шиков (1980-1981) В период с 1976 по 1982 г. ПЛ и экипажами 10-й ДиПЛ командовали следующие офицеры. АПЛ пр.670: К-43 (капитан 2 ранга Н.Я.Марьяшин), К-201 (капитан 1 ранга Н.Д.Кольцов, капитан 1 ранга А.А.Шиков, капитан 2 ранга Б.Г.Бледнов), К-212 (капитан 2 ранга А.А.Гусев, капитан 2 ранга Л.Г.Лупач), К-320 (капитан 2 ранга В.Т.Аникин), К-325 (капитан 2 ранга В.П.Лушин, капитан 2 ранга В.П.Валуев), К-429 (капитан 1 ранга В.Т.Комов, капитан 2 ранга А.О.Губанов, капитан 2 ранга Е.В.Мякишев). 305-й -экипаж ПЛ (капитан 3 ранга А.Ф.Копьев. капитан 2 ранга В.Ф.Дорогин, капитан 2 ранга Ю.Н.Сысуев), 379-й экипаж ПЛ (капитан 1 ранга Н.М.Суворов, капитан 2 ранга Ю.А.Белоцерковский), 228-й экипаж ПЛ (капитан 2 ранга Г.А.Сорокин).
А.С.Берзин. 10-я дивизия подводных лодок (1976-1982)
Аварийные ситуации
Работа по предупреждению аварий велась командованием дивизии, в первую очередь моим заместителем по ЭМС капитаном I ранга С.А.Москаленко и флагманскими специалистами, постоянно и довольно активно. За время моего командования соединением было только несколько аварийных ситуаций. I июня 1979 г. К-10 вышла из базы для перехода в Приморье для дальнейшего базирования в 29-й ДиПЛ. Подводная лодка следовала в подводном положении, шла зарядка АБ. Командир 2-го дивизиона БЧ-5 капитан 3 ранга Соловьев, который должен был руководить зарядкой АБ. напился и лёг спать. Шла зарядка током четвёртой ступени, остановились вентиляторы (по какой-то причине сгорели предохранители), далее из-за неправильных действий командира электротехнической группы капитан-лейтенанта Остаплюка произошёл взрыв АБ №1, в результате частично было повреждено 25 аккумуляторных баков. Взрывом разбило двери в каюту начальника медицинской службы старшего лейтенанта Ястребова, и осколком выбило ему правый глаз, остальные получили легкие ушибы и царапины. Подводная лодка всплыла в надводное положение и вернулась в базу, где было проведено расследование и восстановлена АБ. Капитан 3 ранга Соловьев пьянствовал до этого случая несколько лет, на мои предложения командующему флотилии об увольнении его в запас был всегда единственный ответ: "Воспитывайте". 23 июня К-10 начала переход в Приморье и без замечаний прибыла к новому месту базирования. В марте 1981 г. К-184 с 273-м экипажем ПЛ (капитан 2 ранга Т.Л.Москаленко) вышла в море на глубоководное погружение. К-184 обеспечивала К-43 (командир — капитан 2 ранга Н.Я.Марья-шин, старший на борту — заместитель командира дивизии капитан 1 ранга А.А.Шиков). Глубоководное погружение прошло нормально, после всплытия Москаленко решил подойти поближе к К-43, маневрировал на глазок. Всё, что можно нарушить, — нарушил, всем, чем можно пренебречь, — пренебрёг. Восемь месяцев он плавал с заместителем командира дивизии капитаном 1 ранга В.Т.Козловым, последний отзывался о нём хорошо. Выпустили в море без "няньки", и от самостоятельности человек видимо ошалел. В результате неграмотного маневрирования ПЛ столкнулись. Предпосылкой к этому послужил и тот факт, что на К-43 Н.Я.Марьяшин и А.А.Шиков находились в штурманской рубке, а на мостике был лишь один вахтенный офицер капитан 3 ранга Волков, который никаких действий не предпринял. Видимость была полная. В результате столкновения К-184 получила в носовой части вмятину легкого корпуса. Передние крышки ТА не открывались, а один ТА потерял герметичность. Подводные лодки вернули в базу, где был произведен разбор случившегося. Занимался "разбором полетов" лично командующий ТОФ адмирал В.В.Сидоров. К-184 на одну неделю пришлось ставить в док, где все повреждения были устранены. В это же время на К-320, стоявшей в базе у пирса с 228-м экипажем (капитан 2 ранга Г.А.Сорокин), старшина команды трюмных открыл клапан подачи воздуха в отсек вместо клапана продувания ЦГБ. Результат — нарушена герметичность переборки аппаратной выгородки и надуло "пузо". До 10 апреля устраняли это "пузо". Из Москвы был вызван с учёбы вице-адмирал А.И.Павлов, которому по его приезде я сделал доклад об общей обстановке в возглавляемой мной дивизии и, в частности, о столкновении К-43 и К-184. Вышестоящее командование приняло решение снять Т.Л.Москаленко и А.А.Шикова с занимаемых должностей.
Род. 3.IV.1941 г. в г. Саратове. Окончил: Ленинградское Нахимовское военно-морское училище (1959), ракетный факультет высшего военно-морского училища подводного плавания им. Ленинского Комсомола (1964), командный факультет Высших офицерских классов по специальности "Командир подводной лодки" (1972), командный факультет Военно-морской академии им. А.А. Гречко (1978). Заслуженный работник высшей школы РФ (2003). Кандидат военных наук (1992). Доцент (1993). Капитан 1 ранга в отставке. Проходил службу на Тихоокеанском флоте в должностях: инженер ракетной боевой части подводной лодки пр. 675 (1964-1965), командир группы управления, командир ракетной боевой части, помощник командира подводной лодки пр. 659 (1965-1971), старший помощник, командир подводной лодки пр. 627А (1972-1976), командир подводной лодки пр. 670 (1978-1980), заместитель командира дивизии подводных лодок (1980-1981), оперативный дежурный Тихоокеанского флота (1981-1983). Участвовал в испытаниях и применении крылатых ракет большой (ракетные комплексы П-5, "Базальт") и малой (ракетный комплекс "Аметист") дальности. Участник 12 боевых служб в районах Тихого океана. Награжден медалью "За боевые заслуги" (1968). Преподаватель, старший преподаватель кафедры оперативного искусства ВМФ (1983-1993), доцент кафедры тактики подводных лодок Военно-морской академии им. Н.Г. Кузнецова (с 1993 г.). Автор более 120 научных и методических трудов, в том числе по подготовке подводных сил ВМФ к решению свойственных им боевых задач, соавтор учебников и учебных пособий, руководящих документов для ВМФ. Ведущий специалист в области применения подводных лодок ВМФ по решению задач нарушения океанских и морских перевозок противника.
Шиков А.А. Создание и становление теории противолодочной борьбы ВМФ России.
Что могли и чего не могли советские противолодочники, как, на основании чего советское правительство пыталось решить проблему борьбы с иностранными АПЛ. Что задумывалось и что удалось реализовать. Руководители противолодочной борьбы и их вклад.
Доброго времени суток, Альфред Семенович! РПФ Форум.
В период 1976 – 1982 г.г. в штабе 10 дипл служили следующие офицеры:
Заместитель командира дивизии Капитан 1ранга Шиков А.А.
В период 1976 – 1982 г.г. подводными лодками 10 дивизии командовали следующие командиры: 670 проектом: К-201: капитан 1 ранга Кольцов Н.Д., капитан 1 ранга Шиков А.А., капитан 2 ранга Бледнов Б.Г.
В марте 1981 г. К-184 с 273 экипажем (командир капитан 2 ранга Москаленко Т.Л.) вышла в море на глубоководное погружение, её обеспечивала К-43 ( командир капитан 2 ранга Марьяшин, старшим заместитель командира дивизии (ЗКД) капитан 1 ранга Шиков А.А.) Глубоководное погружение прошло нормально, после всплытия Москаленко решил подойти поближе к К-43, маневрировал на глазок, всё, что можно нарушить – нарушил, всем чем можно пренебречь – пренебрёг. Восемь месяцев он плавал с ЗКД капитаном 1 ранга Козловым В.Т., последний отзывался о нём хорошо. Выпустили в море без няньки и от самостоятельности человек ошалел. В результате этого маневрирования подводные лодки столкнулись. А на К-43 Марьяшин и Шиков сидели в штурманской рубке, на мостике был лишь один вахтенный офицер капитан 3 ранга Волков, который никаких действий не предпринял. Видимость была полная. В результате К-184 получила вмятину легкого корпуса в носовой части. Передние крышки торпедных аппаратов не открывались, а один торпедный аппарат стал не герметичным. Подводные лодки вернули в базу, где начали с ними разбираться, занимался этим лично командующий ТОФ адмирал Сидоров. К- 184 пришлось ставить в док на одну неделю, все повреждения были устранены. В это же время в базе у пирса на К-320 с 228 экипажем (командир капитан 2 ранга Сорокин) старшина команды трюмных открыл клапан подачи воздуха в отсек вместо клапана продувания цистерны главного балласта. Результат – нарушена герметичность переборки аппаратной выгородки, надуло "пузо", теперь до 10 апреля это "пузо" будут устранять. Из Москвы был вызван с учёбы Павлов, котому по его приезду я сделал доклад по состоянию дивизии и этому столкновению. Москаленко и Шиков были сняты с должности.