Отец.
Шестая дивизия подводных лодок Северного флота. Люди, корабли, события. - Санкт-Петербург, 2003. Серия "На страже Отчизны", выпуск 1, 208 с. Издание выпущено к 25-летию соединения. ?
В.В.Осинцев. Боевой путь 6-й дивизии ПЛ СФ
Освоение АПЛ пр.705 и 705К
... Росло боевое мастерство моряков. В походе семь подводников получили допуск к самостоятельному управлению подразделениями на ступень выше занимаемой должности, было подана 73 рационализаторских предложения. Наибольших успехов в боевой и политической подготовке добились капитан 1 ранга А.У.Аббасов, капитан 1 ранга В.Д.Гайдук, капитаны 2 ранга Б.И.Изнюк, Ю.В.Миланич, В.П.Шеховцов, Н.Г.Якименко, капитан-лейтенант С.Г.Ваховский, капитан 3 ранга В.Г.Федорец, мичман Н.И.Першак, матрос О.И.Королев. 25 мая 1979 г. К-316 (капитан 1 ранга А.Ф.Загрядский) была введена в состав сил постоянной готовности. В октябре этого же года корабль под командованием уже капитана 1 ранга Анатолий Павлович Бойко (старший на борту — НШ дивизии капитан 1 ранга П.М.Маргулис) ушел в дальний поход. В ходе "автономки" личный состав корабля получил большой практический опыт по управлению и обслуживанию автоматизированных комплексов технических средств и вооружения и систем ГЭУ. Продолжалось обобщение опыта эксплуатации, документально оформленные данные легли в основу эксплуатации кораблей пр.705 (705К). В походе экипаж корабля действовал уверенно, умело, самоотверженно. Были продемонстрированы хорошие поисковые возможности, имелись контакты с иностранными АПЛ.
В.А.Долгов. Нет ничего невозможного для офицера военно-морского флота. Из опыта освоения атомных подводных лодок электромеханической службой 6-й дивизии ПЛ СФ
... К-316 пр.705 (на борту 313-й экипаж ПЛ) выполняла задачи БС. Командиром ПЛ был капитан 1 ранга В.Т.Прусаков, командиром БЧ-5 — капитан 2 ранга Л.К.Жук. Во время одного из всплытий на перископную глубину произошло короткое замыкание в ГРЩ левого борта (щиты расположены в центральном посту). Главный распределительный щит левого борга был обесточен, отсек загерметизирован. Благодаря решительным и правильным действиям по локализации аварии, возгорание не переросло в пожар. Видимость в центральном посту была 3-4 м. Содержание СО превышало предельно допустимую концентрацию. Командир ПЛ и командир БЧ-5, оценив обстановку, приняли решение устранить последствия возгорания в подводном положении. Поврежденный щит восстановили своими силами. И самое главное, используя в различных сочетаниях имеющиеся на борту кассеты фильтров очистки воздуха, снизили концентрацию СО до предельно допустимой. Все эти действия экипаж выполнял в средствах индивидуальной защиты длительное время. Итог — пострадавших нет, средства индивидуальной защиты израсходованы более чем наполовину, остались неизрасходованными ИСП-60, задачи БС выполнены. Причиной возникновения короткого замыкания в ГРЩ явился гаечный ключ, оставленный кем-то на щите. Так что героизм хорош, но лучше бы было, если бы гаечные ключи в неположенных местах не оставляли. Действия личного состава 313-го экипажа ПЛ по снижению концентрации СО были особо отмечены химической службой ВМФ как правильные и грамотные. К-123 (на боргу 537-й экипаж ПЛ, командир— капитан 1 ран га В. Т.Булгаков, командир БЧ-5 — капитан 2 ранга Б.Н.Крошкин) находилась в районе БС. Не вдаваясь в подробности и хронологию действий экипажа по борьбе за живучесть, конспективно опишу только сложившуюся обстановку. В 5-м (турбинном) отсеке возник пожар. Причина возгорания — попавшее на теплоизоляцию автономного турбогенератора правого борта масло марки БЗВ. Личный состав приступил к борьбе с пожаром. Ещё до возникновения возгорания наблюдались броски реактивности реактора, что свидетельствовало о наличии негерметичности 1-го контура со 2-м, то есть пар из 2-го контура попадал в 1-й. На пульте управления ГЭУ проводились мероприятия по поиску места течи. На ПЛ образовалась сложная аварийная обстановка. Пожар был локализован, отсек загерметизирован. Во время борьбы с пожаром в 5-м отсеке произошёл разрыв системы буферной ёмкости с выбросом жидкометаллического теплоносителя в трюм 4-го (реакторного) отсека. Разрыв системы произошёл из-за течи одного парогенератора правого борта, он был определён, проводилась контрольная проверка, чтобы убедиться в правильности определения негерметичного парогенератора. Отключить негерметичный парогенератор личный состав не успел. Создалась чрезвычайно опасная радиационная обстановка в реакторном отсеке, возникла задымлённость в 5-м отсеке, 1111У пришлось вывести из действия. Сплав в 1-м контуре "замёрз". В этой чрезвычайно сложной обстановке экипаж действовал правильно, настойчиво, осмотрительно. Были приняты эффективные меры по исключению поражения личного состава ионизирующим излучением и отравления угарным газом, никто не получил радиационного поражения. К глубокому сожалению, в ВМФ в целом ряде аварий ядерной установки личный состав получал повышенные дозы радиационного облучения. Это обстоятельство было особо отмечено межведомственной комиссией, расследовавшей аварию на К-123. Благодаря самоотверженной работе всего личного состава АПЛ пр.705 (705К) активно заплавали. За высокую профессиональную подготовку, за проявленную стойкость, усердие, мужество и высокие человеческие качества особо отмечаю офицеров ЭМС: капитана 2 ранга Сергея Васильевича Топчиева, капитана 2 ранга Владимира Петровича Мухина, капитана 2 ранга Вячеслава Михайловича Годунова; командиров БЧ-5 первых и вторых экипажей: капитана 2 ранга В.Л.Додзина, капитана 2 ранга А.С.Ерохина, капитана 2 ранга Н.Г.Якименко, капитана 2 ранга Л.К.Жука, капитана 2 ранга Б.Н.Крошкина, капитана 2 ранга Д.И.Малыхина, капитана 2 ранга В.М.Новикова, капитана 2 ранга М.В.Петровского, капитана 2 ранга Н.Д.Чуприна; офицеров БЧ-5 первых и вторых экипажей: капитана 3 ранга А.И.Новикова, капитана 3 ранга А.В.Лукинского, капитана 3 ранга А.И.Некрасова, капитана 3 ранга В.Г.Якунина, капитана 3 ранга А.Я.Кухтинова, капитана 3 ранга В.И. Коваленя, капитана 3 ранга А.В.Ермолаева, капитана 3 ранга А.П.Рысева; офицеров ТЭПЛ: капитана 2 ранга В.А.Карузского, капитана 2 ранга Е.В.Апостолова, капитана 2 ранга Н.Н.Ермакова, капитан-лейтенанта А.Е.Криницкого, капитан-лейтенанта О.Н.Муратова, капитан-лейтенанта Филлипова, капитан-лейтенанта В. В. Акул и ч а, капитан-лейтенанта В.А.Пронина.
В.Д.Гайдук. К-123 вступает в строй
Члены первого экипажа К-123 пр.705К (на момент подписания приемного акта) капитан 3 ранга Николай Григорьевич Якименко (командир дивизиона общекорабельных систем)
А.С.Богатырев. Экипаж энтузиастов
... 13 августа 1977 г. на ПЛ был торжественно поднят военно-морской флаг и лодка впервые в истории СМП вышла в Белое море под управлением личного состава, от завода на борту были только ответственный сдатчик Г.М.Грязнухин и сдаточный механик А.С.Широкорад. Весь 42-й цех, командование БелВМБ и бригады провожали нас торжественно и радостно, желая семь футов под килем и счастливого плавания. Старшим на борту был командир в ту пору нашей, 33-й ДиПЛ контр-адмирал А.С.Пушкин, в прошлом командир К-64 пр.705. На пультах БЧ-5 по боевой тревоге находились командиры дивизионов старшие инженеры БЧ-5 капитаны 2 ранга Ю.В.Миланич, В.П.Шеховцов, Н.Г.Якименко; на пульте штурмана — я и старший инженер ТСК капитан-лейтенант В.В.Кузнецов; на пульте информации — старший инженер РТС капитан 2 ранга А.К.Волошин и инженер капитан-лейтенант В.И.Лысенко; на пульте оружия — помощник командира по оружию капитан 3 ранга А.П.Фалий; на пульте командира — помощник командира по радиоэлектронике (РЭ) капитан 2 ранга А.Б.Павленко; на мостике — командир, старший помощник командира, старший инженер средств управления движением (проще — рулевой) капитан 2 ранга Б.И.Изнюк, сигнальщик старший лейтенант медицинской службы В.А.Киселев периодически я, как старший штурман, непосредственно отвечающий за безопасность кораблевождения. Радиосвязь (РС) и радиоразведка обеспечивались на пультах РС и радиоразведки, за шторкой от всех пультов, старшим инженером РС капитаном 2 ранга В.Г.Волошко и капитаном 3 ранга В.Н.Редькиным. Командный пункт (КП) химической службы находился в каюте и газовый состав воздуха и радиационный контроль обеспечивался инженером по обитаемости капитан-лейтенантом С.Г.Ваховским. Командир БЧ-5 капитан 1 ранга В.М.Савенков вместе со сдаточным механиком А.С.Широкорадом и ответственным сдатчиком Г.М.Грязнухиным находился на своем КП у пульта ГЭУ, остальной личный состав — на боевых постах. Боевого информационного поста, даже нештатного, еще не было, и задачи определения элементов движения целей и условий расхождения с целями были возложены на штурманов с "подмогой" я радиотехнической службы на БИУС... Много пришлось поработать нашим инженерам-механикам. Выявилась масса замечаний по работе технических средств, и они постоянно буквально ползали по труднодоступным закоулкам ПЛ, устраняя их совместно с представителями завода. Особенно досталось дивизиону живучести капитана 2 ранга Николая Григорьевича Якименко. Сам опытный, умелый, старший инженер общекорабельных систем себе спуску не давал и учил работать по-ударному своих инженеров, капитан-лейтенантов В.Д.Шаляпина и В.А.Ильина, а также техника общекорабельных систем мичмана Н.А.Першака... Со "стариками" встреча была бурной и радостной, но долго разговаривать не пришлось — надо было готовиться к выходу в море, у каждого дел было по горло, и я с головой ушел в водоворот корабельной жизни. К этому времени четыре ветерана экипажа убыли к новому месту службы, но на освобожденные должности были назначены свои офицеры. Еще до первой БС вместо В.М.Савенкова командиром БЧ-5 был назначен Н.Г.Якименко, а старшим инженером ОКС — В.Д.Шаляпин, помощника командира по РЭ А.Б.Павленко сменил инженер-вычислитель Михальчук Василий Владимирович, инженером ЭЭС стал Апостолов Евгений Викторович, из нашего ТЭПЛ, вместо Г.М.Михайлова. "Со стороны", а вернее из училищ, были назначены только старший инженер РС Грачев Константин Константинович вместо В.Г.Волошко и старший инженер ТСК А.Г.Щуренко. Быть старпомом в своем экипаже, особенно после такого умелого моряка-подводника, как Владимир Дмитриевич, далеко не просто. Экипаж, особенно уже набравшаяся опыта в походах молодежь, встретил меня в общем-то настороженно. Надо было оправдывать себя и в глазах начальников, и в глазах подчиненных только делом и профессионализмом, которого как раз и не хватало на новой должности. Как всегда пришли на помощь наши капитаны 2 ранга "старики" Н.Г.Якименко, Ю.В.Миланич, В.П.Шеховцов, Б.И.Изнюк, А.К.Волошин, которых я уже догнал в звании. Показав пример искреннего уважительного отношения, они быстро ввели меня в круговорот подготовки корабля к плаванию на предельной глубине, попутно рассказывая, что произошло за время моего отсутствия, особенно в работе технических средств.... Объявляю по всему кораблю, глубина 400 метров, осмотреться в отсеках, смотрю на экран БИУС, а там только 399. — На БИУС — 399 м, товарищ командир! — Старпом, миллиметровщик! А ошибка ввода?! Смотри на глубиномер! — Да для порядка, товарищ командир, хотелось бы увидеть 400. — Делать вам нечего, старший помощник? — вмешался комдив. — Занимайтесь делом! — Есть! 400 метров и на БИУС! — торжественно объявляю по всему ГКП. Как выяснилось позже, Борис Ионович молча "допогрузил" ПЛ метров на пять ниже, и абсолютно все показывающие глубиномеры и приборы показали и высветили глубину 400 метров. Начали выполнение мероприятий при плавании на предельной глубине согласно программе испытаний. Для осмотра всплывающей рубки попытались открыть входной люк центрального поста, но он приоткрывшись лег на вздутую переборку и дальше не шел. Командир БЧ-5 Н.Г.Якименко взял в рун кувалду и грохоча начал выгибать переборку в обратную сторону. Минут через 15 он выполнил эту работу и полез осматривать всплывающую рубку — замечаний не было. Вообще, судьба Николая Григорьевича — это особый рассказ. Поступив на штурманский факультет Калининградского ВВМУ, еще первого формировании, он заканчивает уже инженерное училище им. Ф.Э.Дзержинского (Калининградское училище расформировывают при сокращении Вооруженных Сил в 1960 г.). Пройдя все механические должности, он заслуженно становиться командиром БЧ-5 головной лодки — и лучшего стармеха в последующей своей службе я не знал. Достаточно сказать, что вся организация электромеханической боевой части и организация борьбы за живучесть АЛЛ пр.705 в целом отнивелирована и отработана детально, благодаря уму и таланту Николая Григорьевича. Всегда старше своих подчиненных на 10-15 лет, он не гнушался взять в руки большой гаечный ключ и выполнить любую грязную работу, показывая на личном примере, как надо работать. Так и стоит в глазах картина, когда Николай Григорьевич весь седой, с засученными рукавами, масляными руками разбирает какое-нибудь устройство, а вокруг стоит его молодежь и только ахает, как у него все ловко получается. Про таких говорят: золотая голова и золотые руки! Прекрасный организатор, он мог держать в руках не только БЧ-5, но и весь экипаж, особенно когда это касалось содержания корабля и борьбы за живучесть. Любому члену экипажа легче было выполнить его указания, чем попытаться увильнуть. Думаю, что сейчас наши постаревшие "молодые" офицеры добрым словом вспоминают своего стармеха, фактически стоявшего на страже нашей жизни, несмотря на его былую резкость. Закончив программу испытаний, К-123 всплыла на заданную глубину и пошла в базу, доложив на КП СФ о выполнении мероприятий. Войдя в кают-компанию пообедать, я увидел в середине стола большую кастрюлю, как мне показалось, с сухим вином. — Чего это вы все вино слили, да еще так много? — недоуменно спрашиваю, садясь на свое место. — Да командир по случаю четырехсот метров приказал все вино слить и пить каждому, кто сколько хочет, — весело отвечает Юрий Васильевич Миланич. — Да?! Приказал так приказал... -и наливаю стакан. — А зачем вы его горько посолили?! — еще более недоуменно спрашиваю, выпивая стакан и поморщившись. Такого оглушительно хохота я не слышал. — Чего хохочете?! — Да... Хорошо ты, Александр Сергеевич, попил пива в Ленинграде, что даже морскую воду от вина не отличаешь, — невозмутимо произнес командир... — Отлично купили! — засмеялся и я, радуясь еще и тому, что, несмотря на тяжелые будни, экипаж сохранил способность дружески подначивать друг друга, независимо от рангов. Вода была с 400 метров! Все мы осознавали, что плаванием на предельной глубине окончательно "закрыты" последние пункты ходовых испытаний ПЛ нового проекта и что далеко не каждому подводнику за всю свою подводную службу удастся поплавать на предельных глубинах, поэтому на лодке и царила атмосфера праздника.... Мы не подвели первого командира и ушедших ветеранов, сохранив и преумножив опыт и традиции экипажа и подготовив достойную им смену. В кают-компании К-123 на панно, выполненном в металло-гравюрном стиле еще в заводе, была показана история развития русского флота от парусного корабля до комплексно-автоматизированной АЛЛ. Под этой лодкой черно-медными буквами было написано: "Экипаж энтузиастов Капитан 1 ранга А.У.Аббасов, капитан 1 ранга В.Д.Гайдук, капитан 1 ранга В.М.Савенков, капитан 3 ранга А.С.Богатырев, капитан-лейтенант В.В.Кузнецов, капитан 3 ранга А.П.Фалий, капитан 2 ранга А.Б.Павленко, капитан 2 ранга А.К.Волошин, капитан-лейтенант В.И.Лысенко, старший лейтенант В.В.Михальчук, капитан 2 ранга В.Г.Волошко, капитан 3 ранга В.Н.Редькин, капитан 2 ранга Ю.В.Миланич, капитан-лейтенант В.К.Пяташкин, капитан-лейтенант В.И.Шевченко, старший лейтенант А.П.Евко, мичман В.И.Резник, капитан 2 ранга В.П.Шеховцов, капитан 3 ранга В.Г.Федорец, капитан 3 ранга Г.М.Михайлов, капитан 2 ранга Н.Г.Якименко, капитан-лейтенант В.Д.Шаляпин, капитан-лейтенант В.А.Ильин, мичман Н.А.Першак, капитан 2 ранга Б.И.Изнюк, капитан-лейтенант С.Г.Ваховский, старший лейтенант медицинской службы В.А.Киселев, мичман В.М.Глухих". Экипажем энтузиастов нас назвал главнокомандующий ВМФ Адмирал Флота Советского Союза С.Г.Горшков.
А.С.Богатырев. 46-й экипаж ПЛ пр.705
... Мои боевые друзья проводили меня тепло и радушно, надарив всяких подарков, главным из которых были "Атлас океанов", прокладочный инструмент и первый спасательный круг ПЛ с цифрами 105 (заводской номер) и пожеланиями на нем от всего личного состава. На прощальном вечере бывший командир БЧ-5 К-123, ставший военпредом на СМП, Н.Г.Якименко на полном серьезе пожелал мне не утонуть с новым экипажем фактически, ибо недобрая слава о его "мастерстве" дошла и до Северодвинска.
Экипаж К-123 пр.705К Якименко Николай Григорьевич, капитан 2 ранга (в экипаже с 1963 г.: 1973-1978 — ст. инженер ОКС, 1978-1981 — командир БЧ-5); |