А
-
Б
-
В
-
Г
-
Д
-
Е
-
Ж
-
З
-
И
-
К
-
Л
-
М
-
Н
-
О
-
П
-
Р
-
С
-
Т
-
У
-
Ф
-
Х
-
Ц
-
Ч
-
Ш
-
Щ
-
Э
-
Ю
-
Я
Воронцов Игорь Евгеньевич
ЛНВМУ 1981 г.в.
Путь в моря. Очерки о Ленинградском нахимовском училище. Составитель: Раздолгин А. А. Л.,1984.?
ЛЮБИМЫЙ ПРЕДМЕТ. (Интервью с преподавателем географии, отличником народного просвещения Е, Ф. Макаровой).
Елена Федоровна, ваш предмет — один из самых любимых у нахимовцев. Каким образом вам удается заинтересовать ребят, привить им любовь к географии? Что вы считаете главным в профессии педагога? Главное в нашей профессии — любовь к ней. Может, это и не ново и не я первая говорю эти слова, но это так. Любое дело требует от человека полной отдачи сил и энергии. Работы сверх положенных часов. Каждую неудачу ученика всегда воспринимаю как свою собственную: значит, где-то недоработала, не сумела увлечь, доказать, убедить. Ребята любят путешествия, рассказы о дальних странах. И редко кого приходится убеждать в том, что моряку необходимо знание географии. Но как каждая наука, география тоже имеет свои проблемы, свои трудности. А это требует от изучающего ее и терпения, и работоспособности, и усидчивости. И энтузиазма. Ведь сегодняшние нахимовцы, не успеешь оглянуться, станут офицерами. И нам надо за два года дать им максимум знаний по всем предметам, в том числе и по географии. Вот и приходится «жертвовать» выходными днями, праздниками. Но и дома, чем бы ни занималась, мысли все равно об училище. Обдумываю, что еще новое, интересное показать ребятам. Это, наверное, и есть любовь к своей профессии, которой я посвятила всю жизнь. В отличие от обычных школ в училище нахимовцы после уроков не бегут домой. Они живут и служат в соответствии с требованиями воинских уставов, строгого распорядка дня. В свободное от занятий время мы стараемся проводить экскурсии в музеи, по историческим местам, предприятиям города, организовать кружки, привлечь ребят к исследовательской работе. Нахимовцы пишут рефераты, готовят и обсуждают сообщения по волнующим их вопросам, оформляют стенды, посвященные новым открытиям, походам, юбилейным датам. Здесь очень тесно переплетаются, взаимно дополняют себя две функции — преподавателя и воспитателя. Умелое сочетание этих функций и позволяет добиваться успеха. Широкое распространение получает в училище и такая форма работы, как проведение внеклассных мероприятий совместно с другими преподавателями. Интересно прошел у нас тематический вечер «Мы — внуки „Авроры"». Он был организован преподавателями географии и истории. В его подготовке активно участвовали и сами нахимовцы. Они изучали историю крейсера революции, его главные тактико-технические данные, основные маршруты корабля, экономическое и географическое положение стран, в которые заходил корабль. Много нового по истории и географии узнали ребята из выступлений своих товарищей. А закончился вечер викториной. Вот когда потребовалось глубокое знание этих предметов! Убедительную победу в викторине одержали нахимовцы класса, возглавляемого вице-старшиной 2-й статьи Игорем Воронцовым. Ребята сделали для себя правильный вывод: нельзя отлично знать историю без географии, так же как нельзя знать географию без истории. Надо заметить, что преподаватели всех предметов стараются показать такие взаимосвязи. И, знаете, приятно, когда выпускники училища заезжают к нам, делятся планами, вспоминают какие-то эпизоды, встречи, разговоры, вспоминают с теплотой. «А помните?..» — спрашивают они меня. Конечно, помню. Помню всех своих учеников. Когда-то в древности говорили, что слава учителя — в судьбе учеников. Нас, преподавателей училища, радует, что наши питомцы на верном пути. А это значит, затраченный труд не пропал даром.