галереи
Командный турнир по дзюдо
добавил: SPBNVMU
Брат с сестрой-морской пейзаж...
добавил: viktorschit
 

Всего зарегистрированных нахимовцев-2110
 
показать всех
только список
     ---------------------------------
           
           НА ЗАМЕТКУ

     ---------------------------------
       Сборник воспоминаний
                
 Тбилисское Нахимовское
             военно-морское
                   училище

       ---------------------------------
             Николай Максимов
               
          "Этика развития
                    личности"          
       ---------------------------------
                   Юрий Росс
            "Тот самый остров"
               

         Сюр-историческая
       приключенческая повесть
       ----------------------------------
       Р.Б.Семевский-Лепорский
               

       Субъективный взгляд 
           очевидца на историю 
           6-го выпуска ЛНВМУ" 
       ---------------------------------
               Владимир Габарь
               
               Пароль 17
     ---------------------------------
              Ренат Мустафин

           
       Заметки на полях
           вахтенного журнала

     --------------------------------
               А.И. Палитаев
              

     "Мои пути подводные"
     --------------------------------
                Игорь Жданов
              

   Дневниковые записи 
             "Такая судьба."
    --------------------------------


 
 

Архивные дела нахимовцев

А - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Щ - Э - Ю - Я
 
Британов
Игорь
Анатольевич

ЛНВМУ
1968 г.в.

Игорь Британов

Трагедия в Саргассовом море. Капитан Е.Никитин. - Морской сборник № 10, 1991 г.

Черкашин, Николай Андреевич. Великая армада : дуэль перископов / Н.А. Черкашин;  [Акад. проблем безопасности, обороны и правопорядка]. - М. : Закон и порядок, 2004.

Командир покидает корабль последним. Капитан 2 ранга Игорь Британов на палубе тонущего крейсера. Октябрь 1986 г.

Капитан 1 ранга Игорь Британов. Трагедия сломала командирскую судьбу, но не дух командира.

Морская газета. Приложение "Флот". 9 июня 2007 года.  Герои живут рядом

Автор: Полковник медицинской службы в отставке М.В. ОСОКИН   
На каждой современной подводной лодке обязательно есть человек, без которого лодка не выйдет ни в дальнее автономное плавание, ни на учения. Без этого человека не состоится ни ремонт техники, ни погрузка оружия или продуктов, ни даже соревнования по футболу с командой соседней подводной лодки. Без этого человека ни один дежурный по кораблю не даст разрешения команде завтракать, обедать или ужинать. Да еще много чего не может состояться в отсутствии этого человека. Все уже поняли, что речь идет о начальнике медицинской службы подводной лодки. Кроме этого, и прежде всего, он должен быть высококлассным врачом, умеющим делать хирургические операции, оказывать неотложную медицинскую помощь, лечить, оценивать обитаемость подводной лодки и влияние факторов обитаемости на состояние здоровья людей, а, находясь на берегу в отдаленном гарнизоне, он должен уметь оказать медицинскую помощь членам семей своих товарищей, уметь принять роды, уметь лечить детей. И еще одна особенность деятельности врача подводной лодки - очень часто он оказывается один на один с необходимостью принять решение и действовать самостоятельно, взяв на себя колоссальный груз моральной фи профессиональной ответственности.
В самом деле - не дай Бог что-нибудь случится в море с командиром, - рядом есть хорошо подготовленные опытные офицеры-моряки, то же с механиком, то же с любым другим корабельным специалистом. Врач же один! И если он не справится с оказанием помощи при травме или болезни, придется всплывать, просить помощи, а это срыв боевой задачи!
Всем понятно, насколько ответственна и значима роль начальника медслужбы подводной лодки! Бывает, правда, и нередко, эдакое пренебрежительное отношение к этой должности - делать, дескать, ему нечего, поэтому нужно «навесить» на него массу других дел, отвлекающих от основного. Да и оклад начальника медицинской службы приравнен к окладу командира группы, что тоже не повышает престиж должности. Хотя ведь недаром (и это не мешало бы помнить некоторым «ретивым начальникам») очень большое и грамотное руководство приняло решение назначить врача на подводную лодку для медицинского обеспечения нескольких десятков человек при общем дефиците врачей в стране.
Вот таким начальником медицинской службы и был лейтенант медицинской службы Игорь Анатольевич Кочергин, 1959 года рождения, выпускник факультета подготовки врачей для Военно-Морского Флота Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова - основной кузницы медицинских флотских кадров.
Игорь Кочергин был направлен на Северный флот на атомную подводную лодку К-219.
Атомный подводный ракетоносный крейсер представлял собою грозную ударную силу. Командовал лодкой капитан 2 ранга И.А. Британов. Лейтенант м/с Кочергин И.А. быстро вошел в коллектив подводной лодки, пользовался искренним уважением товарищей за профессионализм и добрый характер. Закончил обязательные для всех врачей-подводников курсы специализации по хирургии и в начале сентября 1986 года пошел на своей лодке в первое автономное плавание. Он успел хорошо изучить лодку, профессионально был прекрасно подготовлен, чувствовал себя уверенно и спокойно.
Экипаж лодки выполнял поставленную задачу, ничто не предвещало беды. Правда, Игорю Кочергину пришлось прооперировать матроса по поводу острого аппендицита, но все прошло хорошо.
Все началось рано утром в первых числах октября. Игоря Кочергина подбросило с койки от взрыва в соседнем отсеке. Он поднялся, но палуба уходила из-под ног. Он понял, что лодка стремительно погружается на запредельную глубину и в любой момент может быть раздавлена как скорлупка огромной толщей воды, но в этот момент грамотные действия специалистов центрального поста закончились тем, что лодке удалось всплыть на поверхность. Игорю Кочергину не были нужны никакие команды - он быстро привел в порядок лазарет, превратив его в операционную, развернул свою лодочную аптечку, приготовил инструменты, достал защитный противогаз. К этому моменту обстановка прояснилась - произошел взрыв ракеты в одной из ракетных шахт ракетного отсека - авария тяжелейшая, сопровождающаяся выделением огромных концентраций ядовитых газов и пожаром.
Командир приказал личному составу отсека, где находился Кочергин, перейти в смежный, а лейтенанту и двум его товарищам остаться на месте и принимать моряков из аварийного отсека. Игорь был в ПДУ, которое работает десять минут. Он начал оказывать помощь морякам, выведенным из аварийного отсека. Он делал им уколы прямо через мокрую, скользкую от ракетного окислителя и воды одежду. Игорь переключился  в противогаз ИП-46, а свой аппарат  отдал офицеру, у которого, кроме ПДУ, ничего не было, и он начал задыхаться.
Это второй подвиг врача, передающего свой дыхательный аппарат товарищу в экстремальной обстановке (первым так поступил в 1970 году капитан медицинской службы Соловой А.М., погибший, но спасший своего товарища).
Лейтенант м/с Кочергин И.А. продолжал свою работу, когда прозвучал приказ личному составу аварийного и смежного отсеков перейти в другой отсек, а в отсеке, смежном с аварийным, остаться врачу и командиру отсека. Видимость в отсеке ухудшилась, стояла невероятная жара, был пожар. Очень тяжело пришлось подводникам с транспортировкой потерявшего сознание товарища. Крепкий молодой человек с солидным весом в мокрой скользкой одежде! В конце концов Кочергин сообразил - он схватил в амбулатории простыню и, продев ее подмышками моряка, с помощью товарищей вытащил пострадавшего в соседний отсек, где тому и оказали дальнейшую помощь. И в этот момент отработал ИП-46 Кочергина! Он напряженно работал в нем около 50 минут. Чувствуя, что задыхается, он жестами передал товарищам, чтобы ему передали запасной регенеративный патрон. Игорь сорвал с себя маску противогаза и продолжал оказывать помощь товарищам - дыхание изо рта в рот, непрямой массаж сердца, инъекции. Но в этот момент он и сам сделал несколько вдохов страшного ядовитого воздуха. Однако перезарядив противогаз, он продолжал работать. Он работал, переходя из отсека в отсек в корме лодки. Там мероприятиями по ликвидации аварии и помощи морякам руководил старший оперуполномоченный УФСБ СФ капитан 2 ранга Валерий Иванович Пшеничный - отличный моряк, смелый и грамотный человек.
Лейтенант медицинской службы И.А. Кочергин провел в аварийных отсеках около 10 часов. Уходил одним из последних через люк 10 отсека.
В это самое время в реакторном отсеке совершал свой бессмертный подвиг матрос Сергей Анатольевич Преминин, Герой России, кавалер Ордена Красной звезды. Это он вручную заглушил реактор и предотвратил его взрыв.
Сейчас, когда я пишу эти строки, передо мной лежат несколько тетрадных, пожелтевших от времени, листков, на которых ещё нетвердой рукой тяжело больного человека написано, что же делал врач Кочергин И.А. для спасения своих товарищей, и его предложения, как лучше организовывать помощь в подобной ситуации. Эти записи Игорь сделал  в лазарете на плавбазе, приходя в себя после того, что ему довелось пережить (кстати, он ещё и подсказал коллегам - гражданским врачам, - что же делать дальше и даже смог найти в себе силы помочь врачу плавбазы сделать операцию одному из офицеров-подводников). Я верну эти драгоценные листы Игорю, человеку колоссального мужества и высокой воинской чести. Они начинаются обращением: «Уважаемые товарищи!» и заканчиваются пожеланием:
«Желаю счастья в море
И, конечно, не болеть
Очень долго не стареть!»
Мне кажется, что эти записи должны занять достойное место в одном из музеев Военно-Морского Флота, как образец мужества российского врача-моряка, как пример выполнения своего профессионального долга.
Живите долго, Игорь Анатольевич!
О подвиге экипажа подводной лодки К-219 в 1991 г. написала в газете «Известия» статью «И то что было выше сил» С. Туторская, а три офицера - капитан 1 ранга Курдин - председатель Клуба моряков-подводников, бывший старший помощник командира К-219 и двое американских специалистов Пичер Аухт-аузен и Р. Ален Уайт написали книгу «Гибель атомного подводного крейсера К-219».
Вот что сказали они о работе врача: «Ещё два часа Игорь Кочергин будет продолжать оказывать помощь отравленным людям. То, что все остальные остались живы - его заслуга. Благодаря мужеству корабельного врача потери оказались минимальными. После эвакуации с лодки сам он оказался в реабилитационном отделении». Во время аварии погибли четверо матросов. Помочь им не смог бы никто. Уже в дальнейшем, продолжая службу в береговых частях ВМФ, доктор Кочергин И.А. предоставил результаты своих исследований, свои предложения руководящим специалистам по проектированию, строительству и дальнейшей эксплуатации подводных лодок с точки зрения оптимизации безопасности этих процессов. Все они были одобрены и приняты к руководству.
Его предложения касались:
- проведения психофизиологического обследования корабельных специалистов,
- определения психологической совместимости малых функциональных групп (аварийных партий, боевых смен и т.д.),
- диагностики утомления личного состава в различные периоды деятельности,
- расчет времени допустимого пребывания личного состава при нахождении в аварийных отсеках.
Кроме этого, начальник медицинской службы подводной лодки И.А. Кочергин сдал свои предложения по рациональному размещению средств защиты в отсеках, по более рациональному изготовлению в заводских условиях шприц-тюбиков с необходимыми в аварийных условиях медикаментами, а также по совершенствованию медицинской подготовки боевых санитаров (ведь в тяжелейших условиях Кочергину И.А., чтобы сохранить способность оказывать помощь своим товарищам, пришлось самому в задымленном отсеке наощупь вводить себе внутривенно необходимые медикаменты!).
Весь этот тяжкий опыт должен быть изучен и учтен! Экипаж
К-219 вернулся домой. В этой статье больше не будем вспоминать подробности встречи.
Врач И.А. Кочергин продолжает службу в Вооруженных Силах России. Богатырское здоровье и железная воля этого человека позволили ему остаться в строю. Он закончил адъюнктуру на Кафедре организации и тактики медицинской службы Военно-медицинской академии. В настоящее время полковник медицинской службы Кочергин Игорь Анатольевич служит в должности доцента этой кафедры и успешно передает свой богатый служебный и жизненный опыт молодому поколению флотских врачей.
Здоровья Вам и успехов, Игорь Анатольевич.
А в небольшом городке Красавино, на Вологодчине, открыт поставленный на народные деньги памятник и мемориальная доска: «Русскому матросу Сергею Преминину, спасшему мир от ядерной катастрофы».
Наш долг свято чтить память погибших, уважать и чтить живых героев-моряков, отдавших всю свою жизнь, здоровье служению Родине!
Подполковник медицинской службы И.А. Гудилко,  заместитель начальника факультета подготовки врачей для ВМФ.

Черкашин, Николай Андреевич. Я - подводная лодка / Николай Черкашин. - М : Совершенно секретно, 2003.

 ... В те дни, когда решалась судьба подъема "Курска", на кольских брегах тихо и скромно отмечалась пятнадцатилетняя годовщина гибели в Саргассовом море атомохода К-219. Последнее время, увы, годовщины своих катастроф мы отмечаем чаще, чем дни праздников.
За накрытыми столами сидели те, кто едва не повторил судьбу экипажа "Курска"... Тридцать четыре подводника с К-219 во главе со своим былым командиром капитаном 1-го ранга Игорем Британовым приехали в Гаджиево, из которого когда-то уходили в свой последний поход. Несмотря на предельную занятость, командующий Северным флотом адмирал В. Попов сумел выкроить час, чтобы побывать на товарищеском вечере. В те далекие и тревожные дни его подводная лодка находилась в соседнем районе. Капитан 2-го ранга Попов попытался прийти на помощь К-219, но аварийная ситуация развивалась быстрее, чем ожидалось. Игорь Британов сделал все, чтобы спасти своих людей. На этом вечере жена одного из офицеров, Татьяна Кретова, расцеловала Британова:
- Спасибо вам, что мы не вдовы!
Адмирал Попов вручил командиру, пережившему суровую опалу, наградной кортик. Разумеется, речь зашла и о "Курске".
- За все эти 14 месяцев, которые прошли со дня трагедии, мы не получили от подводников ни одного рапорта о списании на берег, - сказал командующий Северным флотом. - Более того, офицеры надводных кораблей просят о переводе на подводные лодки. Военкоматы забиты письмами - "хочу служить в подводном флоте!". И это при всем при том, что подводники сегодня лишены почти всех льгот, которые были у них в прежние времена. Дух сегодня таков, что даже если кончатся корабли, пойдем в арсеналы, разобьем ящики, достанем винтовки, снимем смазку и будем служить, как наши прадеды...
Попов достал из пачки "Петра Великого" сигарету и вставил её в прокуренный мундштук...
Едва ли не самой памятной для него стала командирская "автономка" осенью 1986 года. Ходили, как всегда, под Америку... Именно тогда на соседнем по району атомном подводном крейсере К-216, которым командовал капитан 2-го ранга Игорь Британов, произошел взрыв в ракетной шахте, от ядовитых паров окислителя погибли пять человек. Командир Игорь Британов, вынужден был всплыть и бороться за живучесть в надводном положении...
Из рассказов адмирала В.Попова:
- Мой ракетоносец, совершенно однотипный с К-219, находился на соседней позиции, и я по радиоперехвату понял, что у Британова случилась беда. Ходу до него мне было чуть более двадцати часов. Готовлю аварийные партии, штурманскую прокладку, и не зря - вскоре получаю персональное радио: "Следовать в район для оказания помощи К-219. Ясность подтвердить". Ясность немедленно подтверждаю. Но квитанцию на свое радио не получаю. Еще раз посылаю подтверждение - квитанции нет. Снова выхожу в эфир - ни ответа ни привета. Молчит Москва, и все... А я уже больше часа на перископной глубине торчу, вокруг океанские лайнеры ходят - неровен час под киль угодишь. Наконец, приходит распоряжение - оставаться в своем районе. Вроде бы положение К-219 стабилизировалось, помощь не нужна. Стабилизироваться-то оно стабилизировалось, да только на третьи сутки ракетный крейсер затонул. До сих не могу себе простить - мог ведь пойти к Британову, не дожидаясь этих треклятых квитанций. Схитрить мог... У меня же и люди подготовленные, и все аварийные материалы на борту... Пришли бы - и ход событий мог пойти иначе. Но ведь поверил, что ситуация выправилась. А там окислитель разъедал прочный корпус со скоростью миллиметр в час... О том, что К-219 затонула, узнал только в родных водах, когда пошли на замер шумности в Мотовский залив. В шоке был...
В шоке был не один Попов. В шоке был и Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев, который узнал о трагедии в Атлантическом океане в тот момент, когда вел в Рейкьявике переговоры с американским президентом. Шок испытали все советские подводники - впервые в мире затонул атомный ракетный крейсер стратегического назначения - махина, которая, как и "Титаник", казалась непотопляемой.
Ценой своей жизни заглушил ядерный реактор старший матрос Сергей Преминин. Командир Игорь Британов, как и положено, сошел с корабля последним. Огромная атомарина буквально выскользнула у него из-под ног и навсегда ушла в трехкилометровую бездну. Британов добирался до ближайшего спасательного судна на надувной лодчонке. Он сделал все, чтобы спасти свой корабль, и держался в непростой аварийной ситуации столь мужественно, что высокое начальство не решилось отдать его под суд. Однако был исключен из партии и - самое печальное - уволен в запас без права ношения военной формы.
Трагедию К-219 и беду сотоварища Вячеслав Попов принял близко к сердцу. Много лет пробивал геройское звание погибшему матросу Сергею Преминину. Адмирал Попов - единственный из всех комфлотом, который сумел выкроить время и приехать в глухую вологодскую деревню, чтобы по-человечески погоревать с родителями погибшего матроса, вручить им высокую награду сына. Сделал это по порыву души, а не по долгу службы. Тем более что долг этот вовсе не обязывал адмиралов поминать погибших матросов по полному чину.
Не забыл на высокой должности и Игоря Британова. Сначала сумел выхлопотать ему звание капитана 1-го ранга с правом ношения мундира в запасе. Затем... Вот тут-то и крылась цель ночного и негласного визита комфлотом в Гаджиево. Дело в том, что на 15-ю годовщину гибели К-219 в Гаджиево, откуда атомарина уходила в свой последний поход, съехались со всей страны бывшие члены экипажа, пережившие катастрофу в Атлантике. Приехал из Екатеринбурга и Игорь Британов. И хотя в Баренцевом море шли подготовительные работы к подъему "Курска" и в любую минуту и по любому поводу московское начальство могло хватиться командующего Северным флотом, тем не менее адмирал Попов прибыл в Гаджиево. Он был тяжело простужен и мог бы отлеживаться дома, но он не мог в такой день не повидаться с Британовым. Возможно, только тот, переживший гибель своего корабля, мог понять сейчас Попова, потерявшего "Курск", понять, как никто другой... Как бы там ни было, я оказался свидетелем этой встречи. Почему-то столы были накрыты в зале городского загса. Но дело было вовсе не в том, где стояли эти поминальные столы и что стояло на столах. Попов, тяжело дышащий, заметно постаревший за черный год общей подводницкой беды, поднял рюмку.
- Я прошу понять, почему я не смогу быть с вами долго. "Курск" - там, а я - здесь... Но и не повидать вас в такой день я тоже не мог...
Адмирал достал из свертка кортик и посмотрел на Британова... Тот поднялся и принял из рук Попова стальной клинок - символ офицерской чести и командирского мужества. То была лучшая награда Британову за все то, что он пережил за эти пятнадцать лет.

По материалам книги В.К.Грабаря "Нахимовское училище. История. Традиции. Судьбы."

 На разных ступенях служебного положения выпускники-нахимовцы боролись за достижение паритета с ВМС США, что в прессе называется «холодной войной», а в нахимовской среде – настоящей войной. На переднем фронте той войны стояла 19-й дивизия (РПКСН), после В.Н. Чернавина, выпускника Бакинского Подготовительного училища, и В.К. Коробова третьим ее командиром  был контр-адмирал Вилен Васильевич Лободенко (1-й выпуск ЛНУ), четвертым – контр-адмирал Гарри Генрихович Лойкканен, выпускник Рижского НУ. Из ленинградских нахимовцев в этой дивизии служили: Э.А. Ковалев (вып. 1949 г.), В. Алексеев (1952), Н. Глыб и Г. Павлов (1963), И. Заградко и В. Ширяев (1964), А. Берзин, М. Голубев, В. Калашников и М. Московенко (1965), Е Пидгурский (1966), И. Британов (1968), В. Хмыров (1969). Были, конечно же, и другие нахимовцы.

20-й (1961-1968) + (1965 -68) Контр-адмирал В.Б. Соболев проявил себя в разведке на СФ, а затем в ГШ ВМФ; генерал-майор (?) А.В. Гришанцов – в кулуарах власти. Золотой медалист А.И. Машошин стал начальником управления в 14 НИИ МО, защитил диссертацию на английском языке, доктор наук. Еще один доктор – медицинских наук –С.И. Кузнецов. Возглавляет кафедру в ВМА  Э.В. Волощенко. Преподают в ВМА: Б.П. Травин и Е.Г. Афанасьев; во ВВМУРЭ: А.Д. Инякин и В.А. Дмитриев. Юрий Скатов командовал ПЛ. Командиром ПЛ «К-219», потерпевшей аварию у берегов Северной Америки  в1986 году был Игорь Британов. Действия командира не были оценены, в настоящее время он возглавляет Уральский военно-морской союз. А подвиг Н.Г. Кайстря во время пожара на корабле (он погиб, спасая матросов) и вовсе остался незамеченным.

А командиром лодки К-219 во время аварии 1986 г., случившейся у самых берегов Америки, был также нахимовец (выпуск 1968 г.) Игорь Британов. На его лодке произошел взрыв в ракетной шахте. Лодка затонула в районе Бермудских островов, но благодаря умелым действиям командира и мужеству четырех человек была предотвращена экологическая катастрофа и спасен экипаж. Вместе с благодарностью американского народа Британов получил извинения от командования Военно-морских сил США.

Интервью И.А. Британова. Сайт ЗАО "Таганский Ряд".

Капитан 1 ранга И.Британов и контр-адмирал И.Полонский. Гаджиево, 2002 г.

Капитан 1 ранга запаса Британов Игорь Анатольевич — председатель правления регионального общественного фонда «Фонд шефской помощи ВМФ», председатель Уральского военно-морского союза и Екатеринбургского клуба моряков-подводников. Сын кадрового офицера флота, он окончил Нахимовское военно-морское училище и Ленинградское высшее военно-морское училище радиоэлектроники имени А. Попова. В 1973 году по распределению прибыл на Северный флот. В 1984 году в возрасте 34 лет стал командиром атомной подводной лодки. 3 октября 1986 года в Северной Атлантике на борту атомохода в шахте взорвалось топливо ракеты. Трое суток боролся за живучесть корабля, который спасти не удалось. Именно об этом событии в США был снят фильм «Враждебные воды».
ПОМОЖЕМ «ЕКАТЕРИНБУРГУ» — ПОМОЖЕМ РОССИИ
Современный Военно-Морской Флот — сложнейшая военная организация, требующая повышенного внимания и заботы со стороны государства, которое, увы, сегодня не в состоянии содержать его на должном уровне. Чудес не бывает. Рано или поздно случается беда. Гибель атомного подводного ракетного крейсера «Курск», а также подводной лодки «Б-159» при ее буксировке — печальное тому подтверждение.
Вот уже на протяжении четырех лет ЗАО «Таганский ряд» оказывает шефскую помощь атомному подводному крейсеру стратегического назначения «Екатеринбург» в решении социальных проблем членов экипажа, семей военных моряков. Системной и плодотворной работе в этом благородном деле во многом способствовало сотрудничество руководителей акционерного общества с председателем правления регионального общественного фонда «Фонд шефской помощи ВМФ», капитаном 1 ранга запаса Игорем Британовым, с которым мы встретились накануне Дня ВМФ.
 — Игорь Анатольевич, одним из побудительных мотивов оказания Свердловской областью шефской помощи Северному флоту стало ваше выступление в 1999 году в областном министерстве торговли, питания и услуг. Вы тогда прямо обратились к руководителям предприятий и акционерных обществ: «Помогите морякам-североморцам!» Что заставило пойти на такой неординарный шаг?
 — Задолго до того дня мы обращались к руководителям области и города с предложением возобновить то шефство над флотом, которое зародилось еще в годы Великой Отечественной войны. В составе ВМФ были корабли с названием «Челябинский комсомолец», «Магнитогорский комсомолец» и другие, которым труженики тыла, жители городов оказывали посильную помощь. Начало 90-х годов было тяжелейшим периодом для нашего флота. Мы говорили: возьмите шефство над каким-нибудь кораблем Северного флота, поможем в этом организационно. Но наши обращения оставались без должного внимания. Потом все-таки определились с кораблем, однако вскоре он был продан Министерством обороны в Китай.
Когда в декабре 1998 года начались активные бомбардировки и ракетные удары американцев по Югославии, то выяснилось, что мы не в состоянии ничего противопоставить в военно-политическом отношении, в том числе продемонстрировать в нейтральных водах мощь своих боевых кораблей, которая оказалась большей на бумаге, чем в реальности.
После тех событий губернатор Свердловской области Эдуард Россель проявил инициативу: мол, в Российской Федерации морская граница составляет 70%, давайте поможем нашему флоту. Я встретился с командующим Северным флотом адмиралом Вячеславом Поповым, с которым мы в свое время служили в одном соединении, оба командовали атомными подводными лодками. Была достигнута предварительная договоренность, после чего от имени губернатора направлено письмо командованию Северного флота с пожеланием взять шефство над атомным подводным крейсером, комплектовать экипаж уральцами, оказывать посильную материальную помощь. Но получилось так, что одной директивой главкома ВМФ сразу двум атомоходам Северного флота были присвоены имена — «Екатеринбург» и «Верхотурье».
А потом шефы воочию убедились, что на флоте недостает самого элементарного. Матросы ходили в изношенных, рваных ватниках и спецодежде, не могли купить себе мыло, зубную щетку, носки. Не намного лучше выглядели офицеры и мичманы, которые не могли сшить нормальную форму. Оргтехники никакой, кроме разбитой пишущей машинки, старого радиоприемника «Маяк» да телевизора «Рубин». На берегу старые казармы с одеялами вместо стекол. И эти люди обеспечивают ядерную безопасность России, выполняют стратегические задачи!
В годы моей службы в летнее время семьи офицеров и мичманов уезжали с севера на благодатный юг. Пустели военные городки, в которых оставались только моряки. А ныне жены и дети подводников из-за безденежья остаются в гарнизонах. Всё это и определило направление шефской помощи. Государство должно обеспечивать флот ракетами, ядерным горючим, а мы поможем людям, которые оберегают наши покой и безопасность.
— Что удалось за эти годы?
— Уже к концу 2000 года материальная и финансовая помощь атомным подводным ракетным крейсерам «Екатеринбург» и «Верхотурье» составила более 3 миллионов рублей. В сентябре того же года только сотрудниками ЗАО «Таганский ряд» был отправлен контейнер с теплыми вещами и продуктами на Северный флот, в базу подводных лодок в Гаджиево.
Мы обратились в областное министерство торговли, питания и услуг с просьбой выделить для моряков обувь, нижнее белье, ручки, карандаши, а также книги, которыми сегодня укомплектованы флотские библиотеки. Активную шефскую помощь стали оказывать Министерство строительства и архитектуры, предприятия «Свердловэнерго», «Стройпластполимер», санаторий «Обуховский», другие организации, которые брали на себя обязательства по пошиву высококачественной спецодежды, утепленного, красивого обмундирования, по организации отдыха и лечения семей военнослужащих. Была достигнута договоренность с председателем Совета ректоров екатеринбургских вузов, ректором УГТУ-УПИ Станиславом Набойченко о внеконкурсном поступлении в университеты и академии моряков, отслуживших на атомных подлодках. Сегодня, скажем, даже кадровые офицеры флота получают второе высшее образование на заочном отделении Уральской академии государственной службы. С этого года североморцы также смогут на льготных основаниях поступать в Уральский государственный университет путей сообщения.
— В интервью военному журналу «Ориентир» командующий Тихоокеанским флотом адмирал Виктор Федоров рассказал о том, что в 2003 году шефы из 30 краев, областей, городов, районов оказали кораблям и частям ТОФа помощь на сумму 1,2 миллиона рублей. В то же время созданный «Таганским рядом» фонд «Помощь экипажу атомного подводного крейсера стратегического назначения «Екатеринбург» ежегодно выделяет около 2 миллионов рублей, в том числе на закупку ауди- и видеоаппаратуры, на пошив теплого и специального обмундирования, на организацию отдыха детей подводников на Черном море и в нашем городе, на многое другое. Что для моряков означает такая поддержка?
— С руководителями акционерного общества «Таганский ряд» Анатолием Никифоровым, Виктором Тестовым, Иваном Вилкиным я был знаком по общественной деятельности еще в прежние годы. Когда же «Таганский ряд» активно подключился к шефству над «Екатеринбургом», то они поначалу столкнулись с серьезной проблемой: перечисленные средства растворялись неизвестно где. Я поделился наработанным опытом, суть которого в том, что фонд должен заниматься только конкретной благотворительной деятельностью, и ничем другим. То есть необходимо четко знать, с кого и за что спрашивать. Созданный в 2001 году «Таганским рядом» фонд стал работать именно по такому принципу, делая в совокупности не меньше, чем все другие шефские организации вместе взятые.
Это говорит только об одном: руководители ЗАО «Таганский ряд» с полным пониманием и ответственностью отнеслись к благородному делу оказания помощи членам экипажа атомохода «Екатеринбург». Безусловно, основная шефская помощь атомному подводному крейсеру поступает от «Таганского ряда». Для моряков-подводников очень важно осознавать, что о них помнят и заботятся.
— Наверное, шефская помощь матросам и офицерам, несущим боевое дежурство в водах Мирового океана, не есть простая благотворительность — это понимание социальных проблем людей в погонах, выполняющих стратегические задачи.
– Безусловно. В сущности, в России возрождается старинная традиция, когда жители губернских и уездных городов считали своим нравственным и патриотическим долгом помогать расквартированным полкам русской армии, флотским экипажам. Устраивали балы для офицеров, помогали в снабжении частей продовольствием и фуражом. Тогда как царь-батюшка обеспечивал армию порохом, пушками, амуницией.
После гибели в 1905 году эскадры адмирала Рожественского в Цусимском сражении в стране началось мощное общественное движение по возрождению военно-морских сил. Уже к началу первой мировой войны Россия имела один из самых мощных флотов в мире, который успешно провел ряд крупнейших операций на театре военных действий. При всех национальных недостатках у русских людей есть ценное свойство — объединяться в трудную минуту. Не случайно и в годы войны в Советском Союзе возродилось массовое шефство, на средства предприятий и простых тружеников строились корабли, танковые колонны, авиационные эскадрильи. В гости к морякам-североморцам приезжают их земляки — представители руководства области и города, предприятий, они своими глазами видят, насколько тяжела жизнь и служба подводников.
Почему сегодня служба на атомном подводном крейсере «Екатеринбург» стала престижной? Моряки знают, что их береговые проблемы решены. Каждый матрос может после вахты принять горячий душ, отдохнуть в уютной казарме, посмотреть телевизор и видео. Члены семей офицеров и мичманов имеют возможность полноценно отдыхать, лечиться, поступать в вузы. Естественно, сюда стремится флотский народ, то есть успешно решается кадровый вопрос, формируется более профессиональный экипаж, способный, как недавно показал успешный пуск новой баллистической ракеты, качественно решать поставленные задачи.
— Сегодня идет активное возрождение боевой учебы Северного флота, который на стратегической командно-штабной тренировке «Безопасность-2004» был представлен шестью подводными стратегическими ракетоносцами и многоцелевыми атомными подлодками, тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» и тяжелым атомным ракетным крейсером «Петр Великий», вертолетами корабельного базирования и истребительной авиацией, береговыми частями. Можно ли, на ваш взгляд, говорить о восстановлении прежнего боевого потенциала?
— Изменения в лучшую сторону, бесспорно, есть. Решены проблемы с топливом. Вдвое увеличилось время проведения в море у экипажей подводных кораблей и подводных лодок, число торпедных и ракетных стрельб — также в два раза. Скажем, средняя продолжительность пребывания в море подлодок достигла 30 суток. Но до возрождения былого пока далеко. Не хватает бюджетных ассигнований на судоремонт, более половины кораблей имеют продленные межремонтные сроки. Есть на флоте и другие проблемы.
В годы моей службы за три года простой матрос был в двух-трех автономных плаваниях, продолжительность каждого из которых в среднем составляла 80 суток. То есть это был готовый профессионал. В 1985 году мне довелось с экипажами атомных подводных лодок выполнить три «автономки» общей продолжительностью 255 суток — наибольший результат в ВМФ.
Тем не менее возрождение боевой подготовки не может не радовать всех, кто служил и служит на Северном флоте. В этом смысле роль крейсера «Екатеринбург» — особая. Он принадлежит к наиболее мощным атомным подводным крейсерам стратегического назначения, по сути, является ядерным щитом России, гарантом ее безопасности. Шефством над таким кораблем можно только гордиться.
— Вы не только руководите региональным общественным фондом «Фонд шефской помощи ВМФ», но и являетесь председателем Уральского военно-морского союза и Екатеринбургского клуба моряков-подводников. Даже удивительно, что на сухопутном Урале проживает столь много моряков...
— Урал хоть и далек от морей-океанов, но имеет хорошую рабочую закваску. Традиционно уральцы — технически грамотный, дисциплинированный и ответственный народ, из них получаются прекрасные флотские специалисты. В наших общественных объединениях не только офицеры запаса и в отставке, но и бывшие матросы и старшины, которые с большим теплом вспоминают флотскую службу, бережно хранят военно-морскую форму. К нам приходят даже бывшие юнги Северного флота фронтовой поры и те, кто служил на первых советских атомных подводных лодках. Это удивительные, преданные флоту люди, с которыми необыкновенно интересно общаться.
— Игорь Анатольевич, позвольте от сотрудников ЗАО «Таганский ряд» поздравить вас и всех североморцев с Днем Военно-Морского Флота, пожелать успехов и личного счастья!
— Большое спасибо. Хочу выразить признательность и большую человеческую благодарность всем «таганцам» за активную шефскую помощь подводникам. Для людей в погонах это дорогого стоит.

Курс на правду.

Командир, потерпевший катастрофу менее чем за три года до "Комсомольца" ПЛА К-219 Игорь Британов, убедившись в бесперспективности дальнейшего ведения борьбы за живучесть, снял экипаж с тонущей подводной лодки и сохранил жизнь личному составу, кроме четырех человек, погибших непосредственно во время аварии. В дальнейшем капитан 2-го ранга Британов был уволен из рядов ВМФ, на него было заведено уголовное дело, которое прекратили, приняв во внимание, что у Британова были маленькие дети.

ОТЗОВИТЕСЬ! Аргументы и факты. № 31, 05.08.1999.

ПОЧТИ 13 лет назад атомный подводный крейсер "К-219" потерпел аварию в Саргассовом море и затонул. Капитана второго ранга Игоря Анатольевича Британова уволили со службы как виновника чрезвычайного происшествия. С тех пор Британов, теперь председатель правления общественного Фонда шефской помощи ВМФ, не оставлял надежды доказать, что экипаж действовал героически.
В конце концов командование Военно-Морского Флота приняло его представление к наградам личного состава крейсера за мужество и героизм. Многие документы нашлись в военных архивах. Но биографические данные матросов срочной службы там не хранятся. Убедительно просим всех, кто служил на подводной лодке "К-219" в момент аварии, позвонить или написать И. А. Британову.

ПЛ К-147, СКОРЕЕ ВСЕГО, ПОГИБЛА ОТ СТОЛКНОВЕНИЯ С АМЕРИКАНСКОЙ СУБМАРИНОЙ. Огонек: Письма в «Огонек». 20.07.1998.

Об этом сообщается в справке к статье о гибели атомной подлодки «Комсомолец» (см. № 14). Специалисты считают, что по этой же причине погиб в 1986 г. советский атомоход К-219. Хотелось бы дополнить вашу справку.
Год назад в канун Дня Военно-Морского флота России практически одновременно в США (по кабельному TV) и в России (Морской клуб, Санкт-Петербург) был показан новый американский фильм «Враждебные воды». В основу фильма легла одноименная книга о советских моряках, которые сумели недалеко от американских берегов предотвратить ядерную катастрофу пострашнее Чернобыльской. Авторы документального повествования Peter Huchthausen, Igor Kurdin и R. Alan White. Первый из них -- бывший сотрудник американской военно-морской разведки, впоследствии военно-морской атташе посольства США в СССР, второй -- бывший старпом К-219, третий -- американский писатель. При подготовке книги и сценария фильма они пользовались советами бывшего командира К-219 капитана I ранга запаса Игоря Британова.
Так что же произошло в октябре 1986 года? В результате подводного маневрирования К-219 столкнулась с американской субмариной «Августа». От удара на К-219 открылась крышка шахты одной из баллистических ракет. Соленая морская вода вступила в реакцию с ракетным топливом. На К-219 вспыхнул пожар, стал выделяться ядовитый газ. Несколько дней команда пыталась спасти свой корабль. Но безуспешно. Только невиданное мужество экипажа, его блестящая подготовка помогли предотвратить детонацию ядерных ракет и торпед после самопроизвольного выброса одной из них. Работу атомных реакторов матрос Сергей Преминин остановил ценой собственной жизни. К-219 затонула примерно в 700 милях от восточного побережья США на глубине пяти тысяч метров. Экипаж К-219 был снят подошедшими к месту аварии советскими судами. Погибли четыре человека, 14 ранены.
Командование американских ВМС категорически отказалось дать авторам книги какие-либо сведения. Следы столкновения на «Августе» были сфотографированы, но снимок запретили публиковать. Факт столкновения с неопознанным подводным объектом командование все-таки признало, но не признало, что этим объектом была К-219.
Ilya KUKSIN. Чикаго, США

«Капитанская Точка» (август '99). Горцы.

В далеком 1986 году, в далеком Атлантическом океане у побережья США для земляка-среднеуральца командира советской атомной подводной лодки К-219 капитана 2-ого ранга Игоря Британова наступила поворотная точка всей его жизни. ИЛИ выполнять внутренние инструкции ВМФ, ИЛИ спасать экипаж лодки и весь остальной мир от ядерной катастрофы. Капитан Британов выбрал последнее. Пожар на К-219 и неминуемую опасность взрыва атомного реактора и 35 ядерных боеголовок удалось устранить только утоплением подлодки. Мир был спасен, а капитан Британов отстранен от командования и репрессирован. Благодарный Голливуд сложил о нашем земляке остросюжетный боевик "Враждебные воды". 

Ядерный склеп в Саргассовом море. Российская газета. 18.02.2000.
Бал подводных корсаров. Российская газета. 25.06.1999.
Рубка "Курска" уже над водой... 13.10.2001.
Сквозь льды. 08.04.2000.
Лучший корабль современности. Н.Г. Мормуль - Катастрофы под водой.
K-2000: ИСТОРИЯ ФЛОТА: Трагедия РПКСН "К-219": Будем помнить.
ТОЙ НОЧЬЮ В АТЛАНТИКЕ. Зеркало Недели On The WEB. Статья из архива. 6 (123).
Из ядерного ада... Сергей Горячев, Александр Раевский. 12.10.2005. Официальный сайт газеты "Русский Север".
Серьезные аварии подводных лодок Росии и США / US and Russian subs serious shipwreks. Н.Г. Мормуль - Катастрофы под водой.
В марте отмечается 100-летие подводного флота России - svobodanews.ru. 20.03.2006.
Архиепископ Викентий пожелал Северному флоту "всесильной и укрепляющей помощи Божией".
Имеешь право | Вот такое кино. Анна Титова. 08.08.2005.
Открытый форум дайверов. Враждебные воды.
Чтобы помнили. Сокращенный вариант статьи опубликован в газете "Независимое обозрение" №5 12.02.04 (г. Архангельск).
Гибель советского ракетного подводного крейсера стратегического назначения «К-219».
Герой России Преминин Сергей Анатольевич.
Московский Комсомолец Урал. № 47 24 ноября - 1 декабря 2005 г.
Московский Комсомолец Урал. Выпуск № 33, 18 - 25 августа 2004 г.
Подводные катастрофы: у «Курска» был… предшественник? - ПРАВДА.Ру.
Архив. АПРЕЛЬ 2002 № 13. Обращаемся к истокам. ОСМОТРЕТЬСЯ В ОТСЕКАХ!
Два забытых мини-Чернобыля. Генрих СИКОРСКИЙ "Ведомости". № 92 (2606), Пятница, 26 Апреля 2002.
ГИБЕЛЬ РАКЕТОНОСЦА. (Вадим КУЛИНЧЕНКО, капитан 1 ранга в отставке, ветеран-подводник) газета "Дуэль" № 24, 24.11.1998.
ГИБЕЛЬ ЛУЧШЕГО КОРАБЛЯ СОВРЕМЕННОСТИ. Н.Мормуль. SUBMARINE.
Моряков-подводников поздравят. ИА "Апельсин": Новости. 14.03.2005.
Адмирал Вячеслав ПОПОВ: Север делает нашу службу чище.
Помолчим. И выпьем стоя. Красная звезда, 23.08.2000.
Все уставы написаны человеческими жизнями! | Пресс-центр и парусная флотилия «Каравелла». 20.04.2005.
Героя-подводника наградили забвением. "Репортер" (Пенза) 2(002) от 28-01-2004. Издательский дом "Провинция".
3.10.1986 г. Авария на атомной подводной лодке "К-219". ОБЩЕРОССИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ПОДДЕРЖКИ ФЛОТА.
Почему РПКСН проекта 667-А послан на гибель к берегам Америки. Army.lv - международный проект Дмитрия Смирнова.
Н.Черкашин. На полярных морях (Наш современник || N8 2001).
Чернавин Владимир Николаевич
Капитан Британов засудил «фабрику грез». Родная газета. № 3(89), 28 января 2005 г.
ЭДУАРД РОССЕЛЬ 23 ФЕВРАЛЯ ПРИНЯЛ В СВОЕМ РАБОЧЕМ КАБИНЕТЕ БЫВШЕГО ОФИЦЕРА ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА НАШЕГО ЗЕМЛЯКА ИГОРЯ БРИТАНОВА, КОТОРОМУ ПРИКАЗОМ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РФ ПРИСВОЕНО ЗВАНИЕ "КАПИТАН ПЕРВОГО РАНГА". 23.02.00.
ТОРЖЕСТВЕННОЕ ПОСВЯЩЕНИЕ В КАДЕТЫ. Связьинформ: архив новостей. 29.10.2005.

    В архиве есть данные на выпускников 1968 г.в.:
 
  1. Абрамов Юрий Владимирович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  2. Алигбаев Нуржана Шарипович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  3. Анашков Вячеслав Михайлович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  4. Андриенко Александр Сергеевич  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  5. Анисимов Глеб Иванович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  6. Ануфриев Владимир Алексеевич  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  7. Арсеньев Вячеслав Николаевич  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  8. Афанасьев Евгений Глебович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  9. Бараков Леонид Павлович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  10. Барановский Владимир Васильевич  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  11. Белов Михаил Михайлович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  12. Бобренцов Александр Васильевич  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  13. Богачев Михаил Михайлович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  14. Боков Николай Дмитриевич  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  15. Бородин Валентин Леонидович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  16. Борцов Валерий Константинович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  17. Бубнов Сергей Александрович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  18. Букреев Игорь Викторович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  19. Быков Сергей Николаевич  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  20. Васильев Владимир Юрьевич  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  21. Виноградов Николай Петрович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  22. Володькин Александр Викторович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  23. Волощенко Эдгар Владимирович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  24. Галкин Сергей Васильевич  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  25. Глушенков Сергей Михайлович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  26. Голов Владимир Владимирович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  27. Голованов Александр Александрович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  28. Горбатов Евгений Яковлевич  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  29. Горбачев Геннадий Владимирович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  30. Горшков Константин Николаевич  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  31. Гришанов Сергей Александрович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  32. Гришанцов Алексей Вениаминович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  33. Гришков Игорь Евгеньевич  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  34. Гусев Владимир Николаевич  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  35. Давыдов Борис Евгеньевич  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  36. Дмитриев Валерий Николаевич  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  37. Дмитриев Юрий Иванович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  38. Догадов Владимир Николаевич  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  39. Доренский Валерий Викторович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  40. Дорофеев Александр Спиридонович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  41. Дышичев Руслан Гумерович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  42. Дьяченко Александр Григорьевич  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  43. Егоров Николай Иванович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  44. Жамалетдинов Сафа Якубович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  45. Звягин Владимир Александрович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  46. Золотарев Павел Александрович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  47. Иванов Александр Михайлович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  48. Игнатьев Александр Александрович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  49. Илюшин Владимир Иванович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  50. Инякин Анатолий Дмитриевич  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  51. Иосфин Аркадий Израилевич  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  52. Исачков Николай Николаевич  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  53. Кайстря Николай Григорьевич  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  54. Калмыков Николай Федорович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  55. Карасев Вячеслав Михайлович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  56. Катерин Александр Михайлович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  57. Киттель Виктор Владимирович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  58. Клеузович Сергей Николаевич  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  59. Ковалев Владимир Васильевич  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  60. Козлов Валерий Анатольевич  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  61. Колесников Борис Михайлович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  62. Колтунов Олег Николаевич  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  63. Комиссаров Александр Григорьевич  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  64. Кореляков Геннадий Николаевич  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  65. Королев Виктор Леонидович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  66. Короткевич Сергей Владимирович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  67. Крутов Владимир Юрьевич  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  68. Кузнецов Сергей Иванович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  69. Кузнецов Владимир Владимирович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  70. Кулаков Александр Павлович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  71. Кулин Александр Михайлович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  72. Ланской Олег Александрович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  73. Лепехин Владимир Степанович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  74. Логунов Николая Владимирович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  75. Лященко Юрий Иванович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  76. Малиновский Владимир Сергеевич  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  77. Машаров Владимир Александрович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  78. Машошин Андрей Иванович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  79. Мерзляков Николай Алексеевич  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  80. Мизонов Александр Петрович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  81. Митник Сергей Филиппович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  82. Морковкин Василий Владимирович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  83. Москалец Юрий Иванович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  84. Мухин Валерий Семенович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  85. Неаскин Валерий Анатольевич  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  86. Негреба Юрий Михайлович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  87. Нестеров Юрий ?  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  88. Никитин Виктор Борисович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  89. Никора Георгий Юрьевич  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  90. Объезжев Николай Анатольевич  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  91. Павловский Александр Васильевич  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  92. Пасечник Михаил Григорьевич  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  93. Петров Леонид Николаевич  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  94. Плаутин Виталий Николаевич  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  95. Подвинцев Александр Сергеевич  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  96. Подмиглазов Леонид Иванович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  97. Пудовкин Владимир Николаевич  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  98. Разгуляев Михаил Павлович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  99. Разживин Владимир Дмитриевич  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  100. Репин Сергей Николаевич  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  101. Рожков Леонид Иванович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  102. Романов Валерий Юрьевич  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  103. Руденко Анатолий Петрович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  104. Ружейников Юрий Викторович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  105. Рябов Олег Юрьевич  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  106. Сакерин Николай Иванович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  107. Сарычев Михаил Витальевич  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  108. Свиридов Владимир Тихонович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  109. Свицков Олег Алексеевич  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  110. Скатов Юрий Иванович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  111. Скворцов Сергей Олегович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  112. Скрыль Владимир Иванович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  113. Смирнов Валерий Александрович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  114. Соболев Владислав Борисович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  115. Сокольников Владимир Константинович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  116. Строганов Евгений Николаевич  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  117. Суханов Валерий Александрович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  118. Сушилин Валерий Николаевич  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  119. Сюняев Рустан Хасанович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  120. Табачков Алексей Николаевич  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  121. Титов Михаил Петрович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  122. Тихомиров Александр Георгиевич  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  123. Токарь Борис Витальевич  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  124. Толбузин Александр Владимирович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  125. Травин Борис Петрович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  126. Федоров Владислав Георгиевич  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  127. Харкута Алексей Леонидович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  128. Харламов Александр Владимирович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  129. Черва Евгений Александрович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  130. Шевяков Станислав Леонидович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  131. Шулепов Владимир Алексеевич  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
  132. Юрьев Юрий Павлович  (1968 г.в. , ЛНВМУ)
 


Сейчас на сайте нахимовцы: нет зарегистрированных пользователей online

Copyright © Сирый Александр Сергеевич.
Административная группа и редколегия сайта: Сирый А. С.(ЛНВМУ-84), Максимов В.В.(ТНВМУ-52), Цариков А.В.(ЛНВМУ-86), Богданов И.Я.(ЛНВМУ-83), Мустафин Р.Р.(ЛНВМУ-84).
При использовании материалов сайта ссылка на сайт http://www.nvmu.ru обязательна. Сайт является некоммерческим благотворительным прoектом. Коммерческое использование материалов запрещено. Все фото, кино и видеоматериалы, звуковые и текстовые файлы могут быть использованы в коммерческих целях только с разрешения их правообладателей или в некоторых случаях администрации нахимовсого сайта.
Проект получил благословение Святейшего Патриарха Алексия Второго.
                                           
 Военно-морской клуб  «АВТОНОМКА» Александра Викторова   Сайт Рената Мустафина 
Профессиональная фото и видеосъемка в Санкт-Петербурге

Круизы по всему миру, Клуб Путешествий Советский

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    

вход для нахимовцев
log.
pass. 
войти запомнить
напомнить пароль
   радио"АВРОРА"

Объявления
предыдущие сообщения

Нахимовское военно-морское училище

Кинозал

Интервью с историком 
архитектуры Кириковым Б.М.


   Смотреть полностью
---------------------------------------
  

  НА ЗАМЕТКУ
---------------------------------------
Луцкий А.Н.


 "За прочность прочного
корпуса"
---------------------------------------
Лойкканен Г.Г. Агронский М.Д.


 Сборник материалов об
Рижском нахимовском
училище (1945-1953гг.)
---------------------------------------
Поэт Игорь Жданов


 Книга-тетрадь
"Первые стихи..."
---------------------------------------
Дневник  Ю.Я. Слесарева


 Серия
"Нахимовские дневники"
---------------------------------------
Н.А. Верюжский


 Книга воспоминаний
выпускника РНВМУ
Николая Верюжского.
---------------------------------------
Ю.Л. Коршунов


  "Воспоминания и
размышления
о службе, жизни, семье."
---------------------------------------
Игорь Жданов


 Повесть "ВЗМОРЬЕ"
---------------------------------------