---------------------------------
Сборник воспоминаний Тбилисское Нахимовское
военно-морское
училище ---------------------------------
Николай Максимов "Этика развития
личности"
---------------------------------
Юрий Росс
"Тот самый остров"
Сюр-историческая
приключенческая повесть
----------------------------------
Р.Б.Семевский-Лепорский
Субъективный взгляд
очевидца на историю
6-го выпуска ЛНВМУ" ---------------------------------
Владимир Габарь Пароль 17 ---------------------------------
Ренат Мустафин
Заметки на полях
вахтенного журнала
--------------------------------
А.И. Палитаев
"Мои пути подводные"
--------------------------------
Игорь Жданов
Дневниковые записи
"Такая судьба."
--------------------------------
СНЯТСЯ НАХИМОВЦАМ ТАНКОДРОМЫ? Нахимовскому военно-морскому - 50. Морской сборник № 5, 1994 г.
Морской офицер (или курсант ВВМУЗа) со знаком выпускника суворовского училища на груди - явление далеко не редкое. Флот всегда пользовался особым почитанием в народе, и переход вчерашнего кадета-сухопутчика в ВМФ ни у кого не вызывал удивления. Но чтобы наоборот - выпускники-нахимовцы шли после окончания НВМУ в сухопутные училища - это уж, действительно, редкость... По крайней мере, так было раньше. Но встретив недавно нескольких курсантов-сухопутчиков с нахимовскими знаками, автор этих строк неожиданно для себя узнал, что сейчас это уже становится нормой: количество воспитанников НВМУ, желающих примерить после выпуска... армейскую форму, непрерывно возрастает. Почему так происходит? Ответ на этот вопрос я и попытался найти, у воспитанников НВМУ. Нахимовец Алексей Кабанов: Мой отец, капитан 2 ранга, много лет служил на подводных лодках. И если уж он и его сослуживцы мне говорят: "Куда ты рвешься? Романтика улетучится мгновенно, а ты, кроме подорванного здоровья, ничего больше не получишь!", какой, вы думаете, я должен сделать выбор? Особенно, если из той же отцовской части многие офицеры, не выслужив установленный срок уже ушли в бизнес...
Конечно, шлюпочные гонки на озере Нахимовское - дело нужное и захватывающее. Но заменят ли они нахимовцам корабельную практику?
Вице-старшина 2-й статьи Евгений Лукашевич: Мой брат учится на пятом курсе военно-морского училища, так что с ним и его друзьями приходится общаться часто. И настроение у большинства из них одно: "Контракт отбарабаним» (пять лет после выпуска) - и уходим!" А если они не видят перспектив в службе, неужели мы их увидим?! Нахимовец Алексей Иванычев: А взять хотя бы офицеров нашего училища. Как они обеспечены? Какая у них перспектива? Кое-кто занимается мелкой коммерцией, и винить-то их за это вроде нельзя - в такие условия поставлены... А наша единственная практика на учебном корабле "Гангут"! Поселили нас в самом плохом кубрике, без вентиляции, чуть ли не в трюме. Питание было отвратительное. Насмотрелись уж мы на корабельную жизнь... Нахимовец Игорь Амельченко: Я хотел поступать в училище подводного плавания. Но после того, как нас сводили в центр подготовки подводников, в бригаду подлодок и показали дизельную подводную лодку, как говорится, "изнутри", желание куда-то улетучилось. Корр.: Но нельзя же судить обо всем флоте по одной практике и единственному кораблю... Нахимовец Алексей Иванычев: Да у нас и не было больше возможности что-либо посмотреть и оценить. Две недели прожили на "Гангуте", двигаясь по одному маршруту "корабль - стенка - чайная", хотя нам обещали выход в море и переход в Балтийск... Этими четырнадцатью сутками у пирса наша корабельная практика и ограничилась. Зато лагерных сборов - целых два! По месяцу каждый. При том, что у суворовцев - сухопутников - он всего один! Вот если бы вместо лагеря сделали еще одну корабельную практику! Корр.: Но ведь в лагере и гонки на ялах проводятся. На шлюпках и под парусом, насколько я знаю, вы тоже ходили... Вице-старшина 2-й статьи Сергей Коц: Но ведь служить-то нам придется не на шлюпках и ялах! Да и о ВМУЗах, в которых нам предстоит учиться, хотелось бы знать побольше. Иногда к нам приходят выпускники НВМУ, но, как ни странно, в основном почему-то "зеленые". И расписывают все в красках: как в воинские части выезжают, как настоящим делом занимаются, как интересно и активно у них практики проходят. А редкие визитеры-моряки преимущественно о "негативе" повествуют: и там серо, и там плохо, и вообще, мол, бездельничаем, сокращения ждем и перспектив не видим... Нахимовец Роман Каменный: Мало того, что почти нет ознакомительных экскурсий в высшие училища, так нам еще не дают возможности самостоятельно выбрать специальность, по которой бы мы хотели продолжать обучение. Об этом я сужу по опыту наших предшественников. Скажем, во время заседания мандатной комиссии в училище имени Попова нахимовец изъявляет желание учиться на факультете АСУ. А ему в ответ: «У нас на ГАС желающих мало - пойдете туда!». И приходится подчиняться - мы-то уже военные люди. Зато наш сверстник, но пришедший «с гражданки», идет на тот факультет, который ему нравится (в противном случае - заберет документы, а в училищах - недобор). Не обидно ли: нами, уже отучившимися в военно-морском училище два года и побывавшими на какой-никакой практике, по сути затыкают «дыры»... Нахимовец Алексей Иванычев: Будучи первокурсниками, мы чуть ли не еженедельно ходили и в оперный театр, и в драматический, и по различным музеям, коих в Питере предостаточно. А сейчас за весь второй курс лишь раз побывали на экскурсии в Меншиковском дворце. Нахимовец Игорь Амельченко: А взять библиотеку училища. Книжный фонд настолько мал, что я за два года почти все перечитал. Прихожу теперь и ничего выбрать для себя не могу. «Обязательных» книг, того же Булгакова, что по программе проходим, катастрофически не хватает. Кто успел - тот схватил... Нахимовец Роман Каменный: В «жилом» корпусе одна из стен трещинами пошла, в некоторых помещениях из-за неисправности труб водоснабжения с потолка вода капает, штукатурка и побелка сыплется - ремонт нужен. Там где-то косяк от двери отошел, там плинтус отваливается... Мы в своем классе практически все своими руками делаем! Корр.: Но ведь и ломаете тоже сами?! Нахимовец Андрей Меньшаков: Дело не только в ремонтах. Ведь наше НВМУ, что ни говори, единственное в стране. Неужели его так трудно обеспечить всем необходимым? У суворовцев и телевизоры цветные есть, и отлично оборудованные комнаты досуга, и спортивно-тренажерный комплекс в каждой роте! А вы взгляните на наши телевизоры! Это же экспонаты музея. Наверное, еще наши отцы в нашем же возрасте по ним передачи смотрели! Нахимовец Игорь Амельченко: Не один десяток лет в НВМУ была традиция: в ночь на 9 мая с первокурсников смывалась нарисованная зубной пастой рыбья чешуя и они превращались из «рыб» в полноправных «питонов». Этой чести лишались лица, не пользовавшиеся в коллективе авторитетом: задавалы, жадины, ябеды и пр. Непринятый в «питоны» мог до самого выпуска оставаться с позорным пятном, и это помогало перевоспитанию... Но в последнее время этот ритуал запретили, а взамен устроили централизованно-легальное шоу посвящения в «морские братья». В этих «братьев» уже принимают всех, кроме неуспевающих. То, что отличник может быть негодяем, в расчет не берется... Корр.: Вас послушать, так все в училище архиплохо и вообще его чуть ли не пора закрывать... Вице-старшина 2-й статьи Евгений Лукашевич: Не подумайте только, что мы «плачемся в жилетку». Но так всегда бывает - человеку постоянно чего-то не хватает. Тем более, что за нами идут младшие курсы, а потому хочется, чтобы у них было меньше «наших» проблем, а училищная жизнь стала лучше и интереснее... Корр.: А будучи, скажем, в отпуске, вы бы рекомендовали своим младшим друзьям поступать в Нахимовское? Все буквально хором: Это же школа жизни!.. Здесь становишься самостоятельным!.. Познаешь цену дружбы!.. Начинаешь понимать законы коллектива!.. По настоящему готовишься защищать Родину!.. Диктофон давно щелкнул кнопками, известив, что кассета закончилась, а ребята продолжали с жаром описывать ценность и преимущества обучения в Нахимовском. Уже покидая класс, где мы беседовали, я услышал негромкое: «В самом деле - чего это я решил идти в ВДВ?! Женька, вместе идем в «Ленина»! А вот как прокомментировал поднятые выпускниками НВМУ проблемы контр-адмирал Н. Малов. Нахимовцев, конечно, привлекают новые военные учебные заведения с громкими названиями, такие, как Академия госбезопасности, Академия государства, финансов и права и др. Иногда «сухопутный выбор» объясняется и фамильными традициями. Ежегодно к нам перед выпуском приходит чей-нибудь папа или дедушка и начинает долго и обстоятельно рассказывать, как их наследник всю жизнь мечтал, например, о погранучилище, чтобы продолжить семейную династию. А на мой вопрос: «О чем же вы думали, когда он поступал сюда, в Нахимовское военно-морское?», лишь разводят руками... Свободному выбору нахимовцев мы не препятствуем. Что же касается агитации и экскурсий по военно-морским училищам, то здесь не так все просто. Обзорная экскурсия по высшему училищу большой отдачи не дает. Необходим, как минимум, предварительный рассказ кого-то из командования этого училища о традициях, о характере и особенностях, а также ценности на флоте и в жизни приобретаемой в нем специальности, о известных питомцах и т.п., а уж потом - показ самого училища. На одном из последних совещаний под руководством начальника Управления подготовки и распределения кадров ВМФ, я обратился к руководству высших военно-морских училищ с пожеланием более настойчиво проводить среди нахимовцев агитационную и разъяснительную работу, а не прибегать за два дня до выпуска, когда уже срывается конкурс... Мои слова были с воодушевлением восприняты, но изменений пока нет. О дальних походах. В минувшем году питомцы НВМУ кроме плановой практики на учебном корабле были еще дополнительно в трех походах. В мае на УС «Луга» сходили в Финляндию. Летом участвовали в официальном визите кораблей ЛенВМБ в Данию. А в сентябре-октябре, выйдя в Атлантический океан, «прогулялись» почти до Канарских островов и на обратном пути посетили Англию. Правда, ходят не все нахимовцы, а лучшие - емкость кораблей небезгранична. В текущем году, учитывая, что училище переходит на трехлетний срок обучения, мы запланировали уже две корабельные практики. Одна, как и прежде, - ознакомительный двухнедельный поход нахимовцев первого курса в июне на корабле ЛенВМБ по маршруту Кронштадт - Балтийск с посещением Калининградского ВВМУ. (Мы, кстати, ежегодно планируем этот поход, но не всегда наши желания совпадают с возможностями. Тут надо учитывать много независящих от нас условий: техническую исправность корабля, наличие моторесурса и топлива... Но немногие наши воспитанники хотят это понять, а потому -обижаются.) Второй поход запланирован для нахимовцев, которые перешли со второго на третий курс. Он должен состояться в августе и длиться двадцать суток. Недавно нами отправлено письмо начальнику Главного штаба ВМФ адмиралу Селиванову, где просим спланировать заход в один из иностранных портов. В это же письме я запрашиваю разрешение на участие в походе в связи с 50-летием НВМУ и в целях военно-патриотической работы нескольких ветеранов - нахимовцев первых выпусков. Что касается вопроса о посещении нахимовцами воинских частей и кораблей ЛенВМБ, то тут особых сложностей нет. Но несколькими поездками в какую-нибудь образцовую часть проблему оттока нахимовцев из ВМФ в сухопутные училища не решить. Вопрос надо ставить о посещении нашими воспитанниками воинских частей и кораблей всех флотов! Тогда нахимовцы будут оценивать ВМФ в целом не по одному непроветриваемому кубрику отдельного учебного корабля. О распределении во ВМУЗы и в самих училищах. За некоторое время до выпуска мы проводим специальное тестирование, с учетом результатов которого, а также, естественно, и желания самого нахимовца определяем учебное заведение и факультет, на котором выпускнику целесообразно продолжать обучение. Как правило, начальники высших училищ к нашему мнению прислушиваются. Но ВМУЗу на каждый факультет необходимо набрать определенное количество людей, поэтому приоритет при распределении имеют только лучшие по результатам учебы в НВМУ. С культпоходами же, я считаю, сложностей никаких нет. Другой вопрос, что при выборе между культпоходом и увольнением в город сам нахимовец, как правило, предпочитает последнее. Ему бы хотелось, чтобы он посещал культурные места вместо, скажем, дополнительных занятий. Но из-за насыщенности учебного процесса это невозможно. А вот вопрос о мощностях библиотечного фонда очень правильный и злободневный. Книжный фонд мы стараемся пополнять регулярно, причем прежде всего той литературой, которую должен прочитать каждый человек, если, конечно, он стремится получить полноценное духовное развитие. Говоря же о закупке той литературы, что лежит сегодня на прилавках коммерческих ларьков, то здесь мы практически бессильны, хотя и ее тоже стараемся приобретать. Вообще, ныне все, что касается денежных вопросов, буквально ставит нас в тупик. Вот и встречаются в училище уникальные экземпляры телевизоров, которые служат уже 17-18 лет. Представьте себе, когда я обратился в Радиотехническое управление ВМФ и беседовал с заместителем начальника РТУ, он мне сказал буквально: «Вы найдите деньги, а мы вам телевизоры купим». Но если я их «найду», то и телевизоры сам приобрету в соседнем магазине, причем это будет дешевле, чем везти их из Москвы в Петербург! Та же ситуация - с ремонтом зданий. У нас архивы по вопросам ремонта буквально забиты соответствующей перепиской. Там есть и решения уже двух Главнокомандующих ВМФ о проведении ремонтных работ. Но они так и остались невыполненными. За три года моего руководства училищем ни один военный строитель ни в одну стену НВМУ не вбил ни единого гвоздя... И последнее - о приеме в так называемые «питоны». Понятно, что это - продолжение ритуалов, практиковавшихся предшественниками нахимовцев - кадетами и гардемаринами Морского корпуса. В канун выпуска они организовывали «похороны» книги под названием «Звериада», в которой описывались «звери» - некоторые воспитатели и их «подвиги». Но, откровенно говоря, когда я пришел в училище, ритуал посвящения в «питоны» меня буквально шокировал. Ночью все вдруг вскакивают с постелей, вбегают в умывальник и начинают обливаться водой. Тогда мы и решили проводить ритуал приема в «морское братство» с участием Нептуна и его «воинства». Сначала мы это делали в стенах училища, но потом подумали: прежде, чем принимать нахимовца в «братство», надо, чтобы он хоть раз соприкоснулся с морем, на себе почувствовал, «по чем фунт лиха». Поэтому, посоветовавшись с воспитанниками, перенесли этот ритуал на период лагерного сбора. Относительно же «уравниловки» в этом деле, нельзя забывать и присущий их возрасту определенный максимализм, когда без разбора навешивается самое категоричное клеймо любому оступившемуся, вместо того, чтобы ему помочь. Более того, мы столкнулись с таким уродливым проявлением наших нынешних нравов, когда с принятием решения о выплате нахимовцам денежного содержания, появились факты принуждения отдельными воспитанниками старшего курса своих младших товарищей выплачивать за перевод в эти самые «питоны» деньги. Правда, мы вовремя выявили этих «бизнесменов» и для науки другим поставили вопрос об их отчислении из училища. Вообще же в подготовке всех общих мероприятий сами нахимовцы должны принимать активное участие и проявлять инициативу, а не ждать, когда им все преподнесут «на блюдечке с голубой каемочкой». Тем не менее, мы все должны думать и делать все что возможно, чтобы жизнь в нашем училище стала интересней, а служба на флоте привлекательней. Может быть, тогда количество наших воспитанников, желающих поменять флот на другие виды Вооруженных Сил или вообще уйти из них, уменьшится?
С нахимовцами и контр-адмиралом Н.Маловым беседовал лейтенант С.ВОЕЙКОВ. Фото В.ТАТУЛИНА.