А
-
Б
-
В
-
Г
-
Д
-
Е
-
Ж
-
З
-
И
-
К
-
Л
-
М
-
Н
-
О
-
П
-
Р
-
С
-
Т
-
У
-
Ф
-
Х
-
Ц
-
Ч
-
Ш
-
Щ
-
Э
-
Ю
-
Я
Малярчук Александр Богданович
ЛНВМУ 1988 г.в.
Отец.
Краснознаменное ордена Ушакова 1-й степени соединение подводных лодок Северного флота. Серия "На службе Отечеству", выпуск 2, 2003 г.
Командиры соединения ПЛ СФ
4-я Краснознаменная ордена Ушакова 1-й ст. эскадра ПЛ СФ
контр-адмирал Богдан Михайлович Малярчук (10.1988-02.1992) Начальники штаба соединения ПЛ СФ
4-я Краснознаменная ордена Ушакова 1-й ст. эскадра ПЛ СФ
капитан 1 ранга Богдан Михайлович Малярчук (03.1986-11.1988) Участники встречи, посвященной 70-летию Краснознаменного ордена Ушакова 1-й степени соединения ПЛ СФ.
... Едва миновали Фареро-Шетландский рубеж, как Атлантический океан начал показывать свой зимний нрав и особенно на траверзе Гебридских островов. Огромные волны перекатывались через подводную лодку, качая ее с борта на борт по 50 град. Офицеры корабля под руководством старшего помощника командира корабля капитана 3 ранга Б. Малярчука и помощника командира капитан-лейтенанта В. Кожевникова словом и делом подбадривали подводников, заверяя, что самые большие трудности еще впереди. И действительно, в Бискайском заливе стихия настолько разбушевалась, что казалось, не выдержат даже железные борта легкого корпуса подводной лодки... На подходе к островам Мадейра получили приказание вместо Средиземного моря возвращаться в базу. В Бискайском заливе подводники вновь оказались в зоне жестоких штормов. Даже на глубине 100 метров крены достигали 5-10 град. На вахте сменялись одна за другой смены и, казалось, ничто не предвещает беды. Так было и в начале суток 20 марта. Подводная лодка шла на глубине 80 метров, на вахте находилась третья боевая смена. В центральном посту бодрствовал командир корабля, а вахтенными офицерами заступили командир минно-торпедной боевой части капитан-лейтенант В. Зайцев и командир моторной группы капитан-лейтенант В. Бартовщук. В 10 час. 40 мин. из 5-го отсека поступил доклад: "Аварийная тревога! Пожар в 5-м отсеке! Горит ППС!" (станция параллельно-последовательного включения групп аккумуляторной батареи). Тревожно отзвучали колокола громкого боя, и по всему кораблю прозвучала информация: "Пожар в 5-м отсеке!". Из задымленного 5-го отсека в центральный пост прибыли командир БЧ-5 капитан-лейтенант Н. Сергеев и вахтенный электрик. По приказанию командира корабля в 8-м отсеке трюмный матрос Лиховид изготовил к действию систему ЛОХ и подал огнегаситель "Фреон-114-В2" в аварийный 5-й отсек. Матрос действовал уверенно, как его учили на тренировках. Сразу же оборвалась связь по корабельной трансляции между главным командным пунктом 6 и 7 отсеками. Из 7 отсека старшина команды электриков мичман Синицын успел по телефону доложить, что в 7-й отсек несанкционированно подана огнегасительная смесь. И тогда командир корабля приказал подать огнегаситель в 5-й отсек из установки ЛОХ центрального поста. Подводная лодка в 11 час. 10 мин. всплыла в надводное положение в бушующем Бискайском заливе. Начали вентилировать 5-й отек в атмосферу. Для выяснения обстановки в аварийном отсеке командир корабля создал группу разведчиков в составе капитан-лейтенант В. Минутин, капитан-лейтенант В. Бартовщук и капитан медицинской службы В. Кублицкий. В 5-м отсеке осмотрели и выключили обгоревший ППС. С ходового мостика поступали команды последовательно вентилировать 5, 6 и 7-й отсеки. Старший помощник командира капитан 3 ранга Б. Малярчук и командир БЧ-5 капитан-лейтенант Н. Сергеев четко выполняли приказания командира. По мере вентилирования отсеков разведчики двигались к морякам, оказавшимся в беде. Наконец отдраили переборку в 7-й отсек, и взору офицеров открылась страшная картина. На палубе в различных позах лежало десять моряков. Еще двоих в бессознательном состоянии вытащили из трюма. Из всех, находившихся в отсеке, двое - капитан-лейтенант А. Кочнев и старшина 1-й статьи П. Тоос - были в аппаратах ИДА-59. Остальные - без всяких средств индивидуального спасения. Под руководством начальника медицинской службы офицеры оказывали первую медицинскую помощь пострадавшим и в первую очередь тем, кто был без средств спасения. Благодаря усилиям врача и его помощников удалось вернуть в сознание десять подводников. Затем бросились к находившимся в аппаратах ИДА-59. Сняли с них маски, но оба не подавали никаких признаков жизни. Первая медицинская помощь, искусственное дыхание не давали никаких положительных результатов. Тогда врач В. Кублицкий решился на крайнюю меру - шприцом ввести адреналин в сердца пострадавших. С разрешения командира корабля была выполнена и эта процедура. Однако и эта мера не дала положительных результатов. Командир моторной группы капитан-лейтенант Анатолий Алексеевич Кочнев и командир отделения мотористов старшина 1-й статьи Пауль Карлович Тоос скончались от острого ингаляционного отравления "Фреоном - 114 - В2" и от кислородного голодания. Местом смерти подводников стал Атлантический океан в Ш= 52 град. 50 мин. Сев. и Д= 17 град. 50 мин. Зап. Оба подводника, надев маски, и включившись в аппарат, не смогли открыть вентили кислородных баллонов, так как потеряли сознание. Перед выходом в море каждому из подводников было выдано портативное дыхательное устройство, которое с ними находилось постоянно. Простые и надежные в устройстве они еще не успели завоевать доверия у моряков. Действовали по старинке, изученными приемами - включиться в громоздкий аппарат ИДА-59. При поступлении огнегасителя в отсек никто из моряков не пострадал бы, если бы они использовали ПДУ. Возвращение подводной лодки в базу после четырехмесячного плавания было омрачено этим печальным событием. Вместо оркестра на причале стояла машина скорой помощи. На ней и отправили покойных в госпиталь. При выяснении причины возгорания ППС оказалось, что во время ремонта подводной лодки на судоремонтном заводе кто-то из рабочих оставил в переключателе ППС гаечный ключ. Подача огнегасителя вместо 5-го в 7-й отсек также произошла по вине ремонтников. При сборке системы ЛОХ была перепутана маркировка, и это стало причиной трагедии в Бискайском заливе. Стали осматривать систему ЛОХ на всех подводных лодках соединения, и обнаружилось, что на подводных лодках "К-67" и "К-304", только прибывших из ремонта, также была перепутана маркировка на клапанах. Вскрылись и серьезные упущения в инструкциях по эксплуатации системы ЛОХ. Подводники соединения тяжело переживали трагедию, случившуюся у своих боевых товарищей на подводной лодке "К-77" и случай этот заставил их быть более осмотрительными и требовательными при приеме в эксплуатацию технических средств после ремонта на заводе, а также при подготовке материальной части к длительному походу. Родители старшины 1-ой статьи П.К. Тоос пожелали похоронить останки своего сына на Родине близ Таллинна. Инженер капитан-лейтенанта А.А. Кочнева похоронили близ аэродрома в Килп-Ярве рядом с отцом летчиком-испытателем также погибшем при исполнении своих обязанностей во время полета на боевой машине. Ветераны-подводники соединения всегда ощущали неудовлетворенность тем, что память о погибших товарищах никаким образом не отмечена. Собравшись на очередной традиционный сбор 17 марта, они решили увековечить память о них установкой мемориальной доски или стелы при одном из Санкт-Петербургских храмов. К этой идее благосклонно отнеслись настоятель Николо-Богоявленского собора протоиерей Богдан Сойкин и настоятель Князь-Владимирского собора митрофорный протоиерей Владимир Сорокин. Все работы по увековечению памяти сослуживцев, павших при исполнении служебных обязанностей, ветераны просили принять на себя своего товарища бывшего старшего помощника командира подводной лодки "К-77", а ныне руководителя 6-го муниципального образования Адмиралтейского района контр-адмирала в запасе Богдана Михайловича Малярчука...
После ухода в запас вице-адмирала Е.А. Томко ему на смену в феврале 1992 года прибыл контр-адмирал Богдан Михайлович Малярчук — первый начальник—выпускник училища 1968 года. Последняя его должность до прибытия в училище — командир эскадры подводных лодок Северного флота. Период смены командования училища совпал с началом реформы в области образования и военной реформы. Перед военным образованием возникло много трудностей, связанных с потерей четырех училищ, оставшихся после распада Советского Союза за пределами России, необходимостью перевода обучения по специальностям этих училищ в другие военно-морские училища, в том числе и в училище подводного плавания. В 1992/93 учебном году здесь продолжили обучение курсанты, переведенные из Баку, а в 1993 году — из Севастополя. Количество специальностей дополнилось еще двумя — «Крылатые ракеты подводных лодок» и «Корабельные ядерные боеприпасы»— и возросло до пяти.
В США началась неделя, посвященная легендарной советской подводной лодке-ракетоносцу "К-77". В настоящее время она является экспонатом американского военно-морского музея "Саратога" в городе Провиденс (штат Род-Айленд).
Идея проведения недели, посвященной подводной лодке, участвовавшей в съемках фильма режиссера Кэтлин Беглоу "К-19: Оставляющая вдов", принадлежит профессору местного университета Сергею Хрущеву. Сын бывшего советского лидера Никиты Хрущева, Сергей Хрущев ранее работал в КБ академика Владимира Челомея, где были разработаны ракеты для подводной лодки "К-77".
На свидание с когда-то грозным советским ракетоносцем, известным в США как "Джульет", прибыли члены ее экипажа во главе с контр-адмиралом в отставке Богданом Малярчуком. В начале своей военной карьеры Малярчук служил в должности старшего помощника командира подводной лодки "К-77". По словам Малярчука, члены экипажа привезли с собой флаг ВМФ СССР и собираются торжественно поднять его на лодке.
Фильм "К-19: Оставляющая вдов", снятый в 2002 году, произвел на бывшего подводника хорошее впечатление. "Фильм сделал с уважением и я рад, что в нем участвовала наша лодка," - сказал Малярчук.
В торжествах, посвященных лодке "К-77" участвует и другой бывший член ее экипажа, капитан первого ранга в отставке Владимир Зайцев. "Мы всегда считали американцев достойными противниками," - сказал Зайцев, который признался, что не мог себе представить, что когда-нибудь будет беседовать со своими противниками о холодной войне.
Крейсерская подводная лодка "К-77" вошла в состав Северного флота в 1965 году и предназначалась для борьбы с авианосцами противника, в числе которых был и другой экспонат музея - американский авианосец "Саратога". Зимой 1976 года на лодке из-за технической неисправности возник пожар и погибли два члена экипажа. Позднее подлодка оказалась в Финляндии и впоследствии была приобретена для музея в США.
4-я Краснознаменная ордена Ушакова I степени эскадра подводных лодок Базирование: Полярный. История: Создана на базе 33 дивизии ПЛ СФ 15.07.1961 года в составе 161, 96, 69, 211 бригад. Переформирована 1 сентября 1995 года в 40-ю дивизию подводных лодок Кольской флотилии. Состав: (на 1982) 161 БПЛ (1961 - 1985… г г.); 211 БПЛ (1961 - 1968… г г.); 69 БПЛ (1961 - 1984… г г.); 96 БПЛ (1961 - 1982… г г.); 42 БПЛ (19?? - 19?? г г.); 190 дивизион ремонтирующихся подводных лодок (1961 - 19??).
Командующие: Малярчук Богдан Михайлович (29.10.1988 - 19.02.1992); Начальники штаба: Малярчук Богдан Михайлович (23.07.1986 - 29.10.1988, кап. 1 ранга);
35-я дивизия подводных лодок Базирование: Малая Лопаткина (п. Западная Лица), с 10.1969 в Видяево. История: Создана - 17.03.1964 г. 08.1964 - 24.10.1969 в составе 1 флотилии ПЛ СФ. С 1969 г. в составе 9 эскадры ПЛ. 15 декабря 1990 г. - управление дивизии подводных лодок расформировано. пр.651. Командиры: Малярчук Богдан Михайлович (28.12.1984 - 23.07.1986) контр-адм.;