А
-
Б
-
В
-
Г
-
Д
-
Е
-
Ж
-
З
-
И
-
К
-
Л
-
М
-
Н
-
О
-
П
-
Р
-
С
-
Т
-
У
-
Ф
-
Х
-
Ц
-
Ч
-
Ш
-
Щ
-
Э
-
Ю
-
Я
Марета Максим Анатольевич
ЛНВМУ 1983 г.в.
Зарегистрирован на сайте. Чтобы узнать его координаты, написать письмо, обратитесь в раздел "Личное дело".
Путь в моря. Очерки о Ленинградском нахимовском училище. Составитель: Раздолгин А. А. Л.,1984.
Как-то, уже после плавания на «Перекопе», мне попалась на глаза заметка нахимовца Максима Мареты в газете «Советский моряк». Он написал о взволновавшем его посещении Кронштадта: «Глубоко в сердце западают слова, высеченные на памятнике адмиралу С. О. Макарову: «Помни войну!» Помнить войну — это значит быть готовым к защите Родины. И мы еще и еще раз ощущаем, насколько серьезен выбор нами профессии военного моряка». Кронштадт. Это тоже традиция — начинать с этого города каждый поход.
К сожалению, прерываю свой короткий рассказ, — Севастополь — тема неисчерпаемая. Но этот очерк-путеводитель лишь первое знакомство и я отсылаю вас к книгам моих товарищей, написанных в разное время. Только прочитав их, вы по-настоящему поймете, что есть Великий Город Севастополь. Вот имена тех, кто написал эти книги: Дмитрий Ткаченко, Евгений Веникеев, Надежда Задорожная, Эмилия Доронина, Алексей Баглей, Валентин Артюхов, Александр Ляхович, Владимир Шавпшн, Иван Тучков, Геннадий и Николай Черкашины, Валентина Фролова, Вячеслав Шерешев, Владимир Суковский, Алексей Озеров, Тамара Дьяченко, Олег Мясников, Анатолий Марета , Владимир Мельников , Лев Блескин , Мария Карандина , Татьяна Куликова, Маргарита Кравчук... Книги, ими написанные, вы найдете в библиотеках города: в Морской библиотеке и в библиотеке имени Льва Толстого с филиалами, носящими имена Константина Паустовского, Константина Станюковича , Александра Куприна , Анны Ахматовой , и в библиотеке для детей имени Аркадия Гайдара.
Он был писателем, актером, режиссером. Он был матросом Балтийского и Черноморского флотов. Был и его не стало . Смерть если и прибавила Шукшину известности, то только на самую малость. В то время, когда вокруг живого Шукшина велись разноречивые споры, зачастую его упрекали во всех смертных грехах, народ — мы с вами! — уже принял его, признал, вобрал в себя. Принял как своего писателя, понял мудрую простоту его рассказов и мужественную художественную точность. После смерти Василия Макаровича Шукшина в печати промелькнуло сообщение, что будучи матросом Черноморского флота, он « плавал по морям ». «По морям» Василий Шукшин не плавал. Служба его протекала в Севастополе, на суше. Морякам, видимо, очень хотелось , чтобы их считали бывалыми «морскими волками ». Меня заинтересовал «севастопольский период» и я начал литературное расследование. И в этом мне помог журналист и писатель Анатолий Марета. У меня ( и у Анатолия Мареты! ) хранится много писем от матери писателя Марии Сергеевны Шукшиной-Куксенок и они дополняют биографию Шукшина. Есть множество писем от его товарищей по службе. Вспоминает мичман запаса B.C. Жупына: «С Васей Шукшиным я познакомился в группе радиотелеграфистов. Нам, молодым, в апреле 1951 года была присвоена квалификация специалистов третьего класса, а Васе — второго класса, он получил звание старший матрос и был назначен на должность командира отделения. А прибыл Василий Макарович в Севастополь после окончания радиокурсов. И служил в группе Василия Ермилова». Из письма Н.Ф. Шмакова я узнал, что Василий Матвеевич Ермилов был дружен с Шукшиным и в годы службы, и тогда, когда Шукшин стал уже известным актером и писателем. Ермилов и стал прообразом Пашки Колокольчикова из фильма «Живет такой парень». ... , Н.Ф. Шмаков был командиром отделения, в котором служил в Севастополе Василий Шукшин. Из воспоминаний Н. Ф . Шмакова: «Шукшин выделялся среди сослуживцев и характером, В общении с товарищами был краток, пустословия не любил. Много читал, посещал Морскую библиотеку, а вот писал ли что-либо, сказать не могу. Может и пробовал в те годы, но мы об этом не знали. Вообще иногда говорили, что наш Вася далеко пойдет, но никто, конечно, и не догадывался, в каком направлении разовьется его самобытный талант». Сослуживец Василия Шукшина Валентин Мерзликин вспоминает: «Я знал тогда то, чего многие из наших не знали: он пишет! Что он мечтает стать писателем и актером... Наконец, что он разучивает « Гамлета ». Он читал мне свои три первых рассказа: «Разыгрались же кони в поле», «Двое в телеге», а название третьего — не помню»...
Хочу заметить, что когда я начинал поиск о пребывании Василия Шукшина в Севастополе, данных, кроме строчки самого Шукшина "служил радиотелеграфистом в Севастополе", не было. Я обратился к газете Краснознаменного Черноморского флата "Флаг Родины", и в поиск включился журналист Анатолий Марета...
Из интервью, данного А. Марете Н. Ф. Шмаковым. После того, как это интервью было опубликовано в газете "Флаг Родины", один из сослуживцев Василия Шукшина В. А. Мерзликин написал Николаю Филипповичу Шмакову: "...Ни от Сашки (Маевского), ни от меня у него не было секретов. Мы знали тогда очень многое, чего многие из вас не знали. Не знали, что он... пишет. Что он мечтает стать писателем и актером. Наконец, о том, что он разучивает Гамлета - принца Датского... Не обижайся, дружище, я тебя считал и считаю отличным товарищем, но в чем-то ты ему, может быть, не показался, а может быть,- разница в "чинах и рангах". Мы же в то время были однодумцами и одноверцами: все трое хотели учиться и учились, все пытались писать, все стремились понять и осмыслить жизнь... Он писал... и читал мне свои три первых рассказа: "Разыгрались же кони в поле", "Двое в телеге", а третий как назывался, я не помню. Прежде чем они были опубликованы, прошло семь лет. Первые два я узнал не по названиям, а по сюжетам. А третий... я только помню, что речь шла о каком-то пьянчуге, который целый день толок то ли лен, то ли коноплю за ведро водки. Эту сцену, но только сильно переработанную, я встречал у него в романе "Я пришел дать вам волю". Правильно ли ты охарактеризовал корреспонденту личность старшего матроса Шукшина? Мне кажется, правильно. Это был действительно очень искренний, честный, немного замкнутый, но разудально обаятельный человечище! Он был немного скрытен с теми, кого не знал, и с распахнутой душой - с теми, кто был искренен с ним. Тому он дарил всю любовь и теплоту своего большого человеческого сердца". Значит, Шукшин писал? И Гамлета - принца Датского разучивал? И в мыслях он давно числил себя актером и режиссером. Вот яркий пример тому. У Марии Сергеевны Шукшиной сохранился старый номер журнала "Советский воин" № 10 за 1955 год, а в нем заметка: "Решил стать кинорежиссером". Вот что сообщалось в этой корреспонденции: "На палубе стоявшего на рейде военного корабля шел концерт художественной самодеятельности. Особенно большой успех выпал на долю матроса Василия Шукшина. Он выступал с декламацией, с пляской, играл главную роль в одноактной пьесе... Скоро ему доверили руководство драмколлективом, и матрос выступил уже не только как исполнитель, по и как режиссер". Что ж, пером журналиста из "Советского воина" водило воображение Шукшина. Он придумал на ходу актерскую и режиссерскую биографию. Попадись эта заметка на глаза его товарищам, она бы, кроме улыбки, ничего не вызвала: в письмах сослуживцев ничего не говорится об участии Василия Шукшина в коллективах художественной самодеятельности. Да еще на уровне режиссера! Хотя нам известно из одного письма, что Гамлета он репетировал. Но для себя. И еще одно подтверждение, точнее, опровержение той, старой, за 1955 год заметки. Дело в том, что журналист Анатолий Марета пришел работать во флотскую газету в тот же самый год, когда на "крейсере" появился новый радиотелеграфист Василий Шукшин. И за годы службы Шукшина Анатолию Марете пришлось побывать на нескольких концертах, которые давали радиотелеграфисты. Корреспондент отметил, что репертуар, мягко выражаясь, облегченный и, кроме досады, ничего не вызывает. Тогда же и появилась в газете "Флаг Родины" заметка под недвусмысленным названием "Неполноценный концерт". Фамилии Шукшина там не было. И в записных книжках, которые вел тогда журналист, фамилии Шукшина тоже не значилось. Изучая сейчас биографию Василия Шукшина, замечаешь, что он в силу своей натуры умел наводить "тень на плетень", выдумывая детали биографии даже в ущерб себе и тем самым сбивая с толку сегодняшних биографов.