галереи
Тбилисское нахимовское, "Золото берёз"
добавил: oleale
Третий взвод (13 класс). Выпуск 1953 года. Рига
добавил: 11071947
 

Всего зарегистрированных нахимовцев-2110
 
показать всех
только список
     ---------------------------------
           
           НА ЗАМЕТКУ

     ---------------------------------
       Сборник воспоминаний
                
 Тбилисское Нахимовское
             военно-морское
                   училище

       ---------------------------------
             Николай Максимов
               
          "Этика развития
                    личности"          
       ---------------------------------
                   Юрий Росс
            "Тот самый остров"
               

         Сюр-историческая
       приключенческая повесть
       ----------------------------------
       Р.Б.Семевский-Лепорский
               

       Субъективный взгляд 
           очевидца на историю 
           6-го выпуска ЛНВМУ" 
       ---------------------------------
               Владимир Габарь
               
               Пароль 17
     ---------------------------------
              Ренат Мустафин

           
       Заметки на полях
           вахтенного журнала

     --------------------------------
               А.И. Палитаев
              

     "Мои пути подводные"
     --------------------------------
                Игорь Жданов
              

   Дневниковые записи 
             "Такая судьба."
    --------------------------------


 
 

Архивные дела нахимовцев

А - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Щ - Э - Ю - Я
 
Косолапов
Дмитрий
Николаевич

ТНВМУ
1954 г.в.

Участники встречи, посвященной 70-летию Краснознаменного ордена Ушакова 1-й степени соединения ПЛ СФ. ?

Косолапов Дмитрий Николаевич;

Сын.

Год "Гепарда". Труд № 231 за 26.12.2002. Ищенко Сергей

Над контрольно-пропускным пунктом заполярного гарнизона Гаджиево российский флаг вытянулся на шквальном ветру будто жестяной. Полуденная луна - само по себе выражение странное, но для полярной ночи в самый раз. Она то исчезает в черных лохмотьях стремительных туч, то силится помочь нам разглядеть заметенную вьюгой дорогу. Снежные вихри белыми змеями кидаются под колеса и лупят в лобовое стекло. В такую глухую пору мы несемся по стылой тундре туда, где за гранитными лбами сопок ждет новогодних поздравлений от редакции "Гепард". Гвардейский атомный ракетный подводный крейсер, над экипажем которого "Труд" начал шефствовать ровно год назад.
- Слушай, зам, - по-свойски обращаюсь к сидящему рядом в машине заместителю командира "Гепарда" капитану 2 ранга Дмитрию Зуеву. - Не получится так, что приедем, а экипаж в связи с непогодой с лодки не отпустят?

- Да нет, - смеется Дима. - Сегодня в гарнизоне объявлен сигнал всего лишь "Ветер-3", поэтому на крейсере только усиленная вахта. Вот пару дней назад тут ураган действительно все рвал и метал. Объявили "Ветер-1", сутки все по отсекам сидели в готовности дать ход, если швартовы не выдержат. Потом, кстати, с кабины крана, что стоит на плавпричале, поднятых со дна и расплющенных ветром и волнами морских звезд соскребали. Вот в прошлый Новый год действительно не повезло. Когда в Москве куранты били полночь, мы тоже в полном составе сидели на "Гепарде" по "Ветру-1". Не до шампанского было. А утром, когда дали отбой, командир объявил по трансляции корабельное время 23 часа 55 минут предыдущих суток. Тогда и отпраздновали.

Да уж, не сомневаюсь, командир "Гепарда" гвардии капитан 1 ранга Дмитрий Косолапов - он все может, не только пускать время вспять. В предыдущий приезд в Гаджиево я прямо спросил начальника штаба эскадры подводных лодок контр-адмирала Владимира Королева: почему именно этого ершистого, ради дела не признающего, кажется, никаких компромиссов офицера назначили командовать новейшей лодкой соединения? Ведь он, ни перед одним начальником не робеющий, в 28 лет стал самым молодым на флотилии старпомом атомного крейсера. А потом оказался самым старым старпомом - целых девять лет командование сомневалось, можно ли доверить Косолапову крейсерский мостик.

Адмирал Королев ответил мне по-военному прямо - потому что достраивать "Гепард" в Северодвинске из-за перебоев с финансированием было очень трудно. Многое из тыловиков и представителей промышленности приходилось выгрызать прямо-таки зубами. В столь нечеловеческих условиях другой мог бы и не достроить атомоход. Или принять его с такими недоделками, что "Гепард" для собственного экипажа стал бы опаснее, чем для врага.

Потом, уже в Гаджиево, сам Косолапов рассказал, как его назначали командиром подлодки. Их дивизией тогда командовал адмирал тоже нрава весьма крутого, которого офицеры за глаза называли коротко, но емко - Бизон. Когда два характера - словно два кремня, часто искры летят. Однажды доведенный косолаповской независимостью до белого каления Бизон придвинул тому чистый лист бумаги и пророкотал: пиши рапорт на увольнение в запас по собственному желанию. Дмитрий Дмитриевич спорить не стал. Взял ручку и написал: "Докладываю, что меня давно пора назначить командиром атомной подводной лодки".

- Ну, Косолапов... - только и выдохнул побагровевший от неожиданности Бизон. А через несколько дней собственноручно написал представление к назначению строптивца командиром корабля своей дивизии.

Точку зрения командира "Гепарда" на службу знают на крейсере все: "Родина доверила мне атомное ружье, и оно должно уметь стрелять независимо от того, платят нам жалованье или нет, есть у нас топливо или нет, ходим мы в море или нет". В море они ходят пока действительно не так часто, как хотелось бы. Но весь экипаж в минувшем году прошел трехмесячное обучение в учебном центре под Санкт-Петербургом. И теперь даже матросы-"гепардовцы", которых, случается, прикомандировывают на другие подлодки, направляющиеся в полигон, способны научить обращению с оружием и техникой иных тамошних офицеров и мичманов.

Сам Косолапов недостаток собственной морской командирской практики решил так. Купил портативный компьютер, поставил на него программу из учебного центра, специально созданную для тренировок командиров атомных подводных лодок по выходу в атаку. И в редкие свободные минуты на собственной кухне решает учебно-боевые ребусы по определению элементов движения вражеских целей в условиях сложной гидрологии Баренцева моря.

Между прочим, тот компьютер стоит две командирские зарплаты. Жена не возражает против таких бесполезных для дома трат?

Косолапову, сидящему за домашним столом в шезлонге, почти в точности похожем на его командирское кресло на центральном посту "Гепарда", это смешно слышать:

- Десять тысяч рублей нам на еду хватает. Новую шубу мы в будущем году покупать не собираемся, правда, Светочка?

Жена, обнимающая его сзади за плечи, согласно кивает - куда ей деваться? А капитан 1 ранга продолжает:

- Выходит, остальное потратим на корабль. Я где-то читал про одного командира корабля еще царского флота. Тот борта своего миноносца покрасил за собственный счет. Что, деньги были лишние? Нет, просто борта оказались некрашеными. А это позор.

Кстати, про жену Дмитрия Дмитриевича. В материале "Романс для "Гепарда", опубликованном в нынешнем феврале, я написал про холостяцкое запустение командирской квартиры. И валом пошли Косолапову письма от читательниц со всей России. А одно - даже из Душанбе. Адрес на всех был с точки зрения полевой почты возмутительный: "Северный флот, Гаджиево, атомная подлодка "Гепард", Д.Косолапову". И ничего, дошли.

Увы, красавицы... Теперь в той квартире уют и порядок. Его навела молодая супруга Дмитрия Дмитриевича, которую тот привез из Северодвинска. Мало того. В комнате тихо посапывает их дочь Екатерина Дмитриевна, которой в Новый год исполнится 35 дней от роду. Но не грустите, девушки, - на "Гепарде" еще трое холостяков: капитан-лейтенанты Игорь Новиков, Александр Уренков и старший лейтенант Павел Кулешов. Отличные ребята. На "Гепарде" других просто нет.

А одно письмо на крейсер пришло вообще удивительное - из Новочеркасска, от членов военно-патриотического клуба "Дельфиненок" при СПТУ N 52. Ребята написали, что прочли в "Труде" про "Гепард" и решили, если экипаж согласен, свой клуб назвать так же. И готовить себя в подводники Северного флота. Пригласили в гости капитана 1 ранга Косолапова и его заместителя. Дмитрий Дмитриевич был занят, но не откликнуться не мог. В Новочеркасск уехали его заместитель капитан 2 ранга Зуев и ... капитан 1 ранга Дмитрий Косолапов. Но Дмитрий Николаевич - отец нынешнего командира "Гепарда". Тоже бывший командир, правда, дизельной подлодки. За плечами ветерана 26 океанских "автономок" и в общей сложности 13,5 года под водой. Скажите, мог у такого отца вырасти другой сын?

Вернулась делегация в Гаджиево с казачьим орденом "За веру, Дон и Отечество", которым войсковой атаман наградил экипаж "Гепарда". А еще - с шашкой для командира подводного крейсера Косолапова. Теперь на весенние каникулы моряки ждут визита юных гостей с Дона.

Что пожелать "гепардовцам" в новом году? Командиру - шашку без нужды из ножен не вынимать, без чести не вкладывать. А всему экипажу - только учебных атак и чтобы количество погружений всегда равнялось количеству всплытий. С праздником, друзья!

Дорогие друзья!

Сквозь бури и ураганы уходящего года мы прошли вместе и свои задачи выполнили. Экипаж гвардейской атомной подводной лодки "Гепардъ" полюбил газету "Труд" и ждет ее так, как в дальних походах ждут вестей с берега. Спасибо за совместное плавание и с Новым годом! Поменьше вам житейских штормов в 2003-м.

Командир гвардейской крейсерской атомной подводной лодки "Гепардъ". Гвардии капитан 1 ранга Д. Косолапов.

Черкашин, Николай Андреевич. Одиночное плавание / Николай Черкашин. - Москва : Совершенно секретно, 2006. И был поход… Контр-адмирал Иван Татарицкий. Из воспоминаний заместителя командира по политчасти подводной лодки Б-807.

 Экипаж подводной лодки Б-807 по большому сбору. Второй справа — командир капитан 2 ранга Дмитрий Косолапов, за ним замполит капитан 3 ранга Иван Татарицкий. Средиземное море. 1977 г.

«Всплывает «железо», всплывает
На нашем желании жить…»
Из песни подводников

В тот поход мы уходили экстренно, времени на полную подготовку не оставалось. Военно-политическая обстановка 1978 года требовала развертывания в Средиземном море наибольшего числа советских подводных лодок.
А на нашей Б-807 - множество переназначений: из 65 матросов 56 уволились в запас! Почти все офицеры - первый раз в должности. Подготовка офсостова - аховая. Новоназначенный командир капитан 2 ранга Дмитрий Косолапов каждый день по четыре часа проводил с ними занятия по тактике. На рулях - матрос Мерзаралиев. Он и по-русски то с трудом понимал не то что команды в экстремальной обстановке.
В ноябре поставили нас на доковый осмотр в Росте. А зима 1978 года выдалась суровой - все обмерзало и замерзало. Невозможно было проверить, как держат клапана забортной арматуры. Лодка стоит с креном и дифферентом в три градуса. Допустимая норма - полтора. Командир говорит механику:
- Поддуйте же цистерны!
А тот ему:
- Без толку! Все равно такой же крен примет. Дуем, дуем…
Заставили его выяснить, в чем дело. Оказалось в Кронштадте, в заводе рабочие-ремонтники забыли поставить крышку на ЦГБ (цистерну главного балласта) №10!
А нас отцы-командиры торопят с выходом в море: надо план закрывать!
Готовы были выпихнуть без сдачи первой задачи, без замера шумности, без размагничивания, без радиодевиации. И это при том, что по документам нам положено 180 суток для нормальной отработки всех этих задач! Мы с командиром взмолились: дайте хоть одну задачу отработать!
Вышли на мерную линию. Нам ее зачли как задачу Л-2 - одиночное плавание подводной лодки, на что по нормативам отводится не менее пяти суток. Ладно - сдали за сутки.
Вышли на глубоководное погружение. Душа не на месте: что-то будет… После такого ремонта уходить на 250 метров - рисковый номер. С нами идет комбриг капитан 1 ранга Юрий Даньков.
Погрузились на 150 метров - доклад из второго: в отсек поступает вода! Бьет сверху! Самый опасный тип пробоины - подволочная! Лезем в отсек и видим: резиновая прокладка съемного листа выпирает в отсек! Ее выдавливает забортным давлением. Оказывается, ее поставили наоборот! Ласточкиным хвостом кверху! Всплыли. Открутили все шпильки, подняли съемный лист. Это тоже надо было ухитриться. Тем более что волны через проем заплескивают в отсек, который, как известно - аккумуляторный. Пока меняли прокладку, матросы во втором отсеке прикрывали «дыру» тюфяками… Эх, народ у нас - умнейший. Золотые головы у мужиков! Заводскую работу в море сделали!
Всю предпоходную подготовку нам свернули до предела, прошли галопом размагничивание корпуса, мерную милю - это в шторм, когда не видно створных знаков, командир только успел левый мотор на малом ходу определить! Все для того, чтобы поставить птичку - «вып.» Это самая страшная птица не белом свете - «вып». Не выпь, а именно «вып» - «выполнено». Выполнено по принципу: «записал, но сделал - упущение; сделал, но не записал - преступление».
Очень торопились отправить нас в автономку, потому и на торпедные стрельбы в шторм послали, заранее зная, что торпеду в таких волнах никакой торпедолов не выловит. Заранее нам это простили - дали торпеду на утопление, лишь бы зачет подписать да птицу «вып» в документах поставить.
Наконец, настал срок выхода в автономку.

* * *

Уходили мы 12 февраля в 23часа 55 минут. За пять минут до рокового 13-го числа да ещё понедельника,… Комбриг Даньков лично чалки сбрасывал, как это было принято еще с военных времен.
Едва мы вышли за Сеть Наволок - шторм в шесть баллов. А ведь по флоту был объявлен ветер-раз на всю неделю! А нас выпихнули!
Ладно, идем. Бьем зарядку. Скис левый дизель. В чем дело? Механик докладывает - заводской брак.
Левый у нас левосторонний, к нему особый ЗИП нужен. Правый и средний - правосторонние. Средним - пошли. Правый на зарядку.
А шторм - жестокий зимний шторм - набирал силу: ураганный ветер с дождем. Пошло мощнейшее обледеневание. Глянул в корму, а вместо «Ивы» (антенна дальней радиосвязи) - ледяное бревно. Волна дикая. Стали поднимать выдвижные. Ещё один дизель вышел из строя. Зарядку не успели добить. Надо погружаться. Уходим под воду, даю малый ход. И вдруг резко пошли вниз - камнем!
Командир кричит:
- Три мотора полный вперед! Дуй в нос! Пошел ГОН из уравнительной за борт!
Всплыли. Ураган неиствует! «Иву» выбило из стопоров. И не поднимается она, и на стопора не ложится. Пытаемся кувалдами подбить. Ничего не выходит.
Погружаюсь. И снова камнем вниз. Еле всплыли. Косолапов вызывает командира БЧ-5:
- Механик, в чем дело?!
- Разбираемся, товарищ командир…
Доклад помощника нас просто убил - провизионка центрального поста залита морской водой. А там чай, сахар, кофе, печенье - все на выброс.
На корму глянул - а «Ивы» вообще нет. Только шестиметровый обрубок торчит. Штормом снесло.
Погружаемся в третий раз и опять - камнем. Понять ничего не можем. Однако все же докопались до причин.
Труба уравнительной цистерны проходит, как известно, через цистерну пресной воды. А в трубе - коррозия разъела дыру. Держала ледяная пробка, но после нескольких часов движения под водой она растаяла, и пресная вода естественно засолилась. Шесть тонн пригодной для питья и готовки пищи воды осталось только в кормовой цистерне.
И это столько бед всего за первые сутки похода!
Без пресной воды, без дальней связи, с поломанными дизелями… Вижу, командир всерьез задумался: а стоит ли идти с такими проблемами на боевую службу в Средиземное море?
По идее надо было возвращаться в базу…Это разумно. Но все мы представляли, какой после этого разразится скандал!
Капитан 2 ранга Косолапов собрал всех свободных от вахт офицеров в кают-компании: на «совет в Филях».
Обрисовал обстановку. Задумались. Никому не хочется возвращаться с позором. Стали кумекать: что имеем. Идем в надводном положении, потому что страшный туман. Норвеги сидят дома и не летают. Уже хорошо. Значит можно подремонтироваться в надводном положении. Провизионку осушили, две тонны воды откачали.
Имеем по стакану воды в сутки. Значит, кашу на морской воде будем варить.
Тут механик заверил, что опреснитель можно наладить. Ну, что ж действуйте, ребята!
На лодках нашего проекта опреснитель обычно демонтируют за ненадобностью. Механики таким образом удлиняют свои каюты. А здесь, на Б-807 в шестом отсеке ещё кое-что осталось. Наладили из чего смогли, все перебрали, собрали… А ведь это заводская работа! Золотые руки у нашего народа! Если захотят - черта в ступе сделают!
Воду парили в трюме шестого отсека. На десятые сутки получили первые литры.
Очень толковый был старшина команды мотористов - мичман Виктор Берлизов. На нем многое держалось. Командир БЧ-5 Мордовин из резервного экипажа. В поход из комендатуры забрали. Командир группы - молодой, неопытный. И только мичман Берлизов всё дело спасал.
Стоим на мостике. Лодка искалечена штормом - смотреть страшно. Идем в тумане. Надо в рынду звонить. Где рында? А она, как однажды выяснилось, у прежнего командира в гараже стоит - он ее на память о службе снял…
Однако идем. Сделали себе запас на 100 миль. Мало ли что?

* * *

19 февраля, воскресенье. Всплываем. Штормит. Легли на курс 120 градусов, чтобы волну с кормы под углом принимать. Дали людям отоспаться. Постепенно приходим в норму.
Идем, бьем зарядку. На мостике вахтенный офицер - лейтенант Самойленков. Небо чистое. Накат с кормы. Впервые взяли звезды, определились более-менее точно.
За пять минут до полуночи вдруг в центральный пост ударила из шахты рубочных люков вода. Била столбом секунд пять-семь, почти вечность. Понимаю - лодка фактически уходит под воду с открытым люком. Но почему? Вахтенный трюмный бросился к колонкам продувания. Но все цистерны уже продуты. Что за черт?!
И тут нижний люк - бац! - и закрылся. Ниагара перекрылась, только по настилу центрального поста морская вода гуляет. Трюм полон выше пойл- все переменники враз сгорели. Рубка полна воды. А в ней - матрос-рулевой и старпом капитан-лейтенант Владислав Иванов. Однако они не растерялись - нашли клапан осушения рубки, спустили воду. Наконец, выбрались в отсек. Смотрю, а у старпома носок правого ботинка как-то странно свисает.
- Слава, а что это у тебя с ногой?
Носок ботинка - просто отваливался… И кровь течет. А старпом в болевом шоке, ничего не чует. Доктора в центральный пост! Доктор осмотрел ногу и только присвистнул:
- Мама родная, все пальцы перебиты, надо ампутировать!
- Может, пришить можно?
- Да они на одной коже висят. Не спасти…
Увел доктор Иванова во второй отсек, дал ему полстакана «шила» (спирта) вместо наркоза, и раз, раз - перекусил хирургическим секатором перебитые пальцы.
Владислав Леонтьевич Иванов потом рассказывал: когда в лодку хлынула вода, он попытался закрыть из рубки нижний люк. Пока он крышку со стопора снимал, лодку качнуло и литая стальная крышка весом в 300 килограмм рубанула по ботинку правой ноги, стоявшей на комингсе люка. Но крышку старпом все же успел задраить. Молодец! Просто геройский мужик!
Что же все-таки произошло? Есть такое явление в открытом море - сплэш, всплеск по-английски. Это когда при небольшом волнении вдруг поднимается огромная волна и обрушивается на корабль. В нашем случае волна-убийца поднялась с кормы, вахта смотрела вперед и опасность не заметила.
Откуда она взялась эта волна? Видимо, ветры меняли направление, возникла интерференция - наложение волн и…здравия желаю!
А тут новая беда - зависли захлопки продувания балласта выхлопными газами. Теперь идем только в позиционном положении, скорость, конечно, упала… Иванов с перевязанной ногой лежит в своей каюте и не стонет. Но фактически старпома у нас нет, как нет и «Ивы». Вместо «Ивы» сделали леерную антенну, вполне пригодную для дальней связи. Матросы - умницы. Все-таки талантливейший у нас народ!
Которую ночь без сна. Изменение глубины погружения нутром чуешь. Дремлешь в каюте и чувствуешь, как ноги пошли вниз, дифферент на нос градуса три заложили. И тут же голос командира из соседней каюты:
- Центральный! Что случилось? Где доклад?
Какой уж тут сон… Вся надежда на подход к плавбазе. Доносить, что лодка искалечена - бессмысленно, никто ничем не поможет. Подходим к Гибралтару. Пролив, как всегда, оживлен. Транспорта прут и справа и слева - того и гляди подомнут! Надо идти со скоростью потока - а это 14 узлов. Пришлось идти над водой.
Приняли радио: проверить слежение за нашим атомоходом 675-го проекта. Это ракетная «раскладушка» - с подымающимися контейнерами. По условиям гидрологии мы должны погрузиться на 190 метров - за два слоя скачка.
Свою лодку обнаружили сразу. А «иностранки» нет как нет. И час, и два… В конце четвертого часа все же взяли. Есть контакт! Позиция слежения 166 кабельтовых правее американского атомохода.
Проходим Тунисский пролив. А там есть очень коварные места. Банки глубиной до 0,6 метра! Особенно у острова Лампедуза. Взяли звезды. Вдруг - туча не туча - движется на нас стальная громадина! Французский вертолетоносец «Жанна д'Арк». Уклонились.
Как назло - зависла гидроакустическая станция МГ-200. Антенна не крутится.
Дали нам 62-ю точку в заливе Хамамет. Идем в надводном положении. У нас крен на правый борт, лодка вся ободрана, красная… И вдруг опять авианосец. На этот раз - наш: «Киев» в эскорте двух больших противолодочных кораблей. Проходят мимо, слышим - играют большой сбор, нам семафорят: «Советским подводникам слава!». Захождение сыграли! Нам! Обычной линейной подлодке. На душе потеплело. Будто за все наши муки доброе слово нам сказали. Однако главные испытания были впереди…
Идем с нашими кораблями в точку №3 - в залив Хамамет. Наконец, встали на якорные бочки. Хоть дух перевести. Но расслабиться особо нам не дают. На борт подваливает штаб 3-й бригады во главе с комбригом Альбертом Акатов и начинается дотошная проверка.
Итак, лежим в дрейфе. Бьем зарядку аккумуляторной батареи, проводим лечебный цикл. На борту - штаб бригады, проводит расследование.
Вдруг доклад:
- Аварийная тревога! Пожар в аккумуляторной яме второго отсека!
Горела вторая группа - как раз в нашем, жилом отсеке. На элементе №112. вспыхнула вольтова дуга.
В кают-компании суета. Матросы включились в ПДУ - они на десять минут рассчитаны, чтобы только найти свои «идашки» и включиться в них, а свои основные дыхательные аппараты (ИДА) отдали офицерам штаба.
Командир из центрального поста громко предупредил всех, что дает фреон в аккумуляторную яму. Наш механик впопыхах разбил стекло в своей маске. Общий переполох. Один из офицеров штаба капитан 3 ранга так вцепился в стол, что матрос силой натягивал ему маску ИДА.
Пошел фреон во вторую яму. Команда по трансляции:
- Всем покинуть отсек!
Выводят штабистов. Кое-кто в шоке. Вдруг гидроакустик матрос Николай Буланцев теряет сознание и падает спиной вниз прямо с вертикального трапа в центральный пост. Сняли маску - на губах легкая пена. Баротравма!
Доктор стал делать искусственное дыхание, да так перестарался, что сломал при этом шесть ребер, как показало потом вскрытие. Матрос все же погиб, прекрасный был гидроакустик, красивый парень, высокий, под метр восемьдесят…
А дело было в том, что Буланцев, как и все матросы второго отсека, отдали свои ИДА офицерам штаба, а сами включились в ПДУ - устройства весьма хлипкие и ненадежные. Буланцев в общей суматохе где-то ударился дыхательным мешком, и получил баротравму легких.
После этого трагического случая ПДУ старого образца изъяли и ввели ПДУ-2, сделанные несколько понадежнее. А про наши старые кто-то очень точно сказал: «Вы свою смерть на боку носите!».
В конце концов, аварийный отсек обесточили, да и фреон сделал свое дело - пожар в аккумуляторной яме погас. Расследование показало, что дуга вспыхнула оттого, что на 112-ом элементе неправильно соединили борны. Качнуло и замкнуло, ток нешуточный - шесть тысяч ампер. Кто работал на 112 элементе? Никто из четырех электриков так и не признался.
Итак, у нас на борту труп. Приспустили флаг. Тело Буланцева передали на плавбазу.
Настроение убийственное. Ждем, что нас снимут с боевой службы и с позором вернут в базу. Вот и комиссия от штаба 5-й эскадры прибыла - нас проверять. Это тебе не штаб бригады копает, тут и вовсе все чужие.
Командир эскадры контр-адмирал Рябинский сам провел учения по живучести. Все действовали, как надо и адмирал вынужден был поставить нам «отлично».
Из всех моих «автономок» тот поход был, пожалуй, самый тяжелый и потому самый памятный…
Старпом капитан-лейтенант Владислав Иванов, потерявший пальцы правой ноги, был признан негодным к службе в плавсоставе и был списан на берег. Прослужил какое-то время в отделе кадров эскадры, а потом все же прорвался в большие моря и стал плавать на надводных кораблях. Был назначен командиром большого океанографического корабля «Аджария», потом командовал «Молдавией», последний его корабль - «Академик Крылов». Обошел на них все океаны планеты, и никто никогда не догадывался о его боевом увечье. А ведь это подвиг сродни тому, что совершил Алексей Маресьев. И Владислав Иванов достоин своей «Повести о настоящем человеке».
В конце своей морской карьеры капитан 1 ранга Иванов был награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР».
Он и сегодня на плаву - работает лоцман в санкт-петербургском морском порту.
А рубка с Б-807 сегодня стоит в качестве памятника подводникам в Питере - на Кондратьевском проспекте. Как раз у входа в музей подводных сил имени Александра Маринеско. Бывая в Питере, я иногда к ней прихожу. «Здравствуй, родное железо!»

Москва. 2006 г.

Карпов Эдуард. Я ВЫРОС В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ. Санкт-Петербург 2007.

Теплым августовским утром на перроне Московского вокзала появилась нестройная колонна мальчиков одиннадцати — двенадцати лет, возглавляемая морским старшиной. За плечами у большинства ребят висели армейские вещевые мешки, некоторые несли в руках неказистые чемоданчики. Это были ленинградские ребята, принятые в Тбилисское нахимовское военно-морское училище. Одним из них был и я. Ребят сопровождали женщины, в основном — матери, провожавшие своих детей в дальние края.
Колонна подошла к одному из вагонов поезда Ленинград-Сухуми, и началось трогательное прощание матерей с детьми. Затем, по команде старшины, ребята вошли в вагон и были распределены по полкам. Поезд тронулся, и начались первые знакомства, многие из которых протянулись потом на долгие годы. В тот день я познакомился с Олегом Бахчисарайцевым, Славой Жежелем, Володей Коркиным, Олегом Косачем, Димой Косолаповым, Юрой Сологубом, Сашей Тележниковым и Леней Якушевым — с этими ребятами мне предстояло прожить вместе шесть нахимовских лет, а потом всю жизнь сохранять дружеские отношения...
Капитан первого ранга Дима Косолапов командовал дизель-электрическими подводными лодками, служил в штабе флотилии атомных подводных лодок.

Черкашин Николай. Черная эскадра. - М.: КУМ-ПРЕСС, 2003.

   

Отец.

 

 

 

 

 

 

 

 

Капитан-лейтенант Николай Косолапов. 1942 г.

 

Сын.

 

 

 

Первые шаги будущего командира атомной подводной лодки "Гепард" Дмитрия Косолапова по палубе отцовской лодки. Полярный.

"Гепард" - как символ возрождения.

Сергей Иванов
капитан 1 ранга запаса
директор агентства "Информационные ресурсы"
Санкт-Петербург

4 декабря в Северодвинске на Севмашпредприятии с участием Президента Российской Федерации Владимира Путина состоялась торжественная церемония передачи Военно-Морскому Флоту атомной многоцелевой подводной лодки "Гепард".

 Спуск подводной лодки на воду был осуществлен еще 17 сентября 1999 года и тогда, рядом с командиром, капитаном I ранга Дмитрием Косолаповым, также как вчера, стоял Владимир Путин, правда, тогда еще не Президент России. Фотографию, на которой запечатлены Путин и Косолапов, хранит отец командира лодки, тоже подводник и тоже капитан I ранга Дмитрий Николаевич Косолапов. Сам 40-летний командир "Гепарда" - подводник в третьем поколении. Подводниками были не только его отец, но и дедушка, и даже бабушка - старший лейтенант ВМФ.

Присутствие президента на церемонии передачи Флоту боевого корабля не только символично, но и вселяет надежду. Надежду на возрождение Российского Флота. Но надежда порой является следствием плохой информированности. Не следует забывать, что "Гепард" - это единственная лодка за последние 5 лет, построенная на верфях Северного Машиностроительного Предприятия (СМП), а раньше их строили по две в год. Конечно, раньше были другие масштабы...

Морской сборник № 1, 2002 г.
Указ Президента РФ № 1195, 8 октября 2001 г.
О награждении государственными наградами...
За заслуги в создании, испытании и освоении новой военной техники наградить:
Орденом "За военные заслуги"
Косолапова Дмитрия Дмитриевича - капитана 1 ранга

Вести с флотов. Северный флот. - Морской сборник № 9, 2002 г.

Экипаж атомной подводной лодки "Гепард" приступил к плановой межпоходовой подготовке в учебном центре ВМФ, расположенном в Сосновом Бору (Ленинградская область). АПЛ "Гепард", считает командир подводного корабля капитан 1 ранга Д.Косолапое, "имеет по техническому и инженерному уровню задел лет на 15 вперед. Притом, что на нем созданы все необходимые условия для нормального проживания и полноценного отдыха экипажа, а техника позволяет с высокой эффективностью решать поставленные задачи".

    В архиве есть данные на выпускников 1954 г.в.:
 
  1. Алдаев Виктор Алексеевич  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  2. Алефиренко Иван Степанович  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  3. Альтшулер Игорь Уриэлович  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  4. Антропов Юрий Петрович  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  5. Артанов Лев Васильевич  (1954 г.в. , ЛНВМУ)
  6. Артюхов Александр Михайлович  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  7. Базунов Александр Валентинович  (1954 г.в. , ЛНВМУ)
  8. Бахчисарайцев Олег Борисович  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  9. Бойко Анатолий Павлович  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  10. Бойко Владимир Владимирович  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  11. Бондарев Сергей Данилович  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  12. Бронштейн Александр Львович  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  13. Бугров Анатолий Семёнович  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  14. Булдовский Эдуард Степанович  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  15. Бундовский Эдуард ?  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  16. Ванеев Геннадий Михайлович  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  17. Васильев Владимир Владимирович  (1954 г.в. , ЛНВМУ)
  18. Васильев Леонид Васильевич  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  19. Вихорев Юрий Михайлович  (1954 г.в. , ЛНВМУ)
  20. Воронков Валерий Максимович  (1954 г.в. , ЛНВМУ)
  21. Воронцов Владимир Николаевич  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  22. Ганичев Юрий Петрович  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  23. Глинка Михаил Сергеевич  (1954 г.в. , ЛНВМУ)
  24. Годунов Владимир Соломонович  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  25. Голиков Владимир Петрович  (1954 г.в. , ЛНВМУ)
  26. Гроховский Донат Васильевич  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  27. Гуров Виктор Михайлович  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  28. Данилович Леонид Николаевич  (1954 г.в. , ЛНВМУ)
  29. Днепров Эдуард Дмитриевич  (1954 г.в. , ЛНВМУ)
  30. Довгань  Анатолий Иосифович  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  31. Долгов Александр Павлович  (1954 г.в. , ЛНВМУ)
  32. Доронин  Владимир Иванович  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  33. Дудко Александр Федорович  (1954 г.в. , ЛНВМУ)
  34. Дусеев Олег Константинович  (1954 г.в. , ЛНВМУ)
  35. Евграфов Александр Александрович  (1954 г.в. , ЛНВМУ)
  36. Ермаков Борис Илларионович  (1954 г.в. , ЛНВМУ)
  37. Ермолаев Альберт Андреевич  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  38. Жежель Вячеслав Михайлович  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  39. Иванов Владислав Аркадьевич  (1954 г.в. , ЛНВМУ)
  40. Ионов Станислав Алексеевич  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  41. Калинин Альберт Леонтьевич  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  42. Калугин Станислав Александрович  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  43. Кандарян Георгий Авакимович  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  44. Каноненко Владимир Яковлевич  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  45. Канунников Борис Викторович  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  46. Карпов Эдуард Гаврилович  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  47. Кенгерли Али ?  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  48. Киселев Юрий Яковлевич  (1954 г.в. , ЛНВМУ)
  49. Ковалев Эдуард Венедиктович  (1954 г.в. , ЛНВМУ)
  50. Колеух Рудольф Васильевич  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  51. Колмаков Анатолий Григорьевич  (1954 г.в. , ЛНВМУ)
  52. Колмаков Юрий Анатольевич  (1954 г.в. , ЛНВМУ)
  53. Кондратьев Евгений Николаевич  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  54. Коркин Владимир Дмитриевич  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  55. Косач Олег Николаевич  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  56. Косоротов Владимир Степанович  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  57. Костюк Владимир Ильич  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  58. Кочергин Руслан Григорьевич  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  59. Краськов Ростислав Григорьевич  (1954 г.в. , ЛНВМУ)
  60. Кужель Валентин Васильевич  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  61. Кулешов Владимир Ильич  (1954 г.в. , ЛНВМУ)
  62. Куников Юрий Цезаревич  (1954 г.в. , ЛНВМУ)
  63. Лазарев Владимир Викторович  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  64. Лапушкин Виталий Васильевич  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  65. Лачинов Борис Павлович  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  66. Лебедев Юрий Павлович  (1954 г.в. , ЛНВМУ)
  67. Лешков Владимир Петрович  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  68. Лещенко Юрий Александрович  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  69. Лисенко Олег Павлович  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  70. Лисицкий Георгий Александрович  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  71. Литвиненко Владимир Тимофеевич  (1954 г.в. , ЛНВМУ)
  72. Ляпидевский Роберт Анатольевич  (1954 г.в. , ЛНВМУ)
  73. Максимов Борис Всеволодович  (1954 г.в. , ЛНВМУ)
  74. Максин Натан Александрович  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  75. Малейко Леонид Владимирович  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  76. Маринин Вячеслав Николаевич  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  77. Марухнич Валентин Павлович  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  78. Матвеев Леонид Павлович  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  79. Микеладзе Эдуард ?  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  80. Миляев Александр Сергеевич  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  81. Михайлов Александр Алексеевич  (1954 г.в. , ЛНВМУ)
  82. Мухин Вячеслав Гаврилович  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  83. Невзоров Юрий Александрович  (1954 г.в. , ЛНВМУ)
  84. Негрей Леонид ?  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  85. Николаев Владимир Иванович  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  86. Оселедько Александр Сергеевич  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  87. Панов Михаил Дмитриевич  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  88. Парамонов Эдуард Николаевич  (1954 г.в. , РНВМУ)
  89. Петухов Борис Васильевич  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  90. Пивнев Юрий Степанович  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  91. Пономарев Юрий Кириллович  (1954 г.в. , ЛНВМУ)
  92. Попов Юрий Анатольевич  (1954 г.в. , ЛНВМУ)
  93. Попов Николай Александрович  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  94. Потапов Борис Фёдорович  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  95. Потапов Лев Львович  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  96. Прокофьев Олег Сергеевич  (1954 г.в. , ЛНВМУ)
  97. Протченко Валентин Михайлович  (1954 г.в. , ЛНВМУ)
  98. Радыгин Юрий Алексеевич  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  99. Ребров Борис Александрович  (1954 г.в. , ЛНВМУ)
  100. Редьков Лев Игнатьевич  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  101. Ремнев Владимир Савельевич  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  102. Рогов Александр Владимирович  (1954 г.в. , ЛНВМУ)
  103. Рождественский Михаил Николаевич  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  104. Руденко Владимир Борисович  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  105. Саверкин Борис Александрович  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  106. Савин Владимир Иванович  (1954 г.в. , ЛНВМУ)
  107. Сараев Виктор Александрович  (1954 г.в. , ЛНВМУ)
  108. Сафронов Евгений Александрович  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  109. Сергеев Валентин Александрович  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  110. Сивак Анатолий Евменьевич  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  111. Скляров Юрий Семёнович  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  112. Смирнов Юрий Иванович  (1954 г.в. , ЛНВМУ)
  113. Сокол С. С.  (1954 г.в. , ЛНВМУ)
  114. Сологуб Юрий Константинович  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  115. Сперанский Константин Неонович  (1954 г.в. , ЛНВМУ)
  116. Стеняев Евгений Алексеевич  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  117. Сычев Юрий ?  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  118. сычов Юрий Николаевич  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  119. Тараканов Юрий Александрович  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  120. Тарганский Пётр Григорьевич  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  121. Таргонский Петр ?  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  122. Тележников Александр Сергеевич  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  123. Тимченко Станислав Фёдорович  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  124. Тишкевич ? ?  (1954 г.в. , ЛНВМУ)
  125. Топальский Евгений Иванович  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  126. Тронза Валентин Васильевич  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  127. Усов Олег Алексеевич  (1954 г.в. , ЛНВМУ)
  128. Филиппов Николай Петрович  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  129. Харсон Роберт Теодорович  (1954 г.в. , ЛНВМУ)
  130. Холдобов Евгений Михайлович  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  131. Хомяков Михаил Федорович  (1954 г.в. , ЛНВМУ)
  132. Чернов Владимир Дмитриевич  (1954 г.в. , ЛНВМУ)
  133. Шабалин Геннадий Александрович  (1954 г.в. , ЛНВМУ)
  134. Шаповалов Александр Иванович  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  135. Шевченко Борис Александрович  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  136. Шулайкин Сергей Фёдорович  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  137. Юдин Владислав Георгиевич  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  138. Юлдашев Шикиюр Джамилович  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  139. Юмашев Николай Тимофеевич  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  140. Юрченко Виталий Сергеевич  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  141. Якушев Леонид Николаевич  (1954 г.в. , ТНВМУ)
  142. Ястребов Олег Александрович  (1954 г.в. , ТНВМУ)
 


Сейчас на сайте нахимовцы: нет зарегистрированных пользователей online

Copyright © Сирый Александр Сергеевич.
Административная группа и редколегия сайта: Сирый А. С.(ЛНВМУ-84), Максимов В.В.(ТНВМУ-52), Цариков А.В.(ЛНВМУ-86), Богданов И.Я.(ЛНВМУ-83), Мустафин Р.Р.(ЛНВМУ-84).
При использовании материалов сайта ссылка на сайт http://www.nvmu.ru обязательна. Сайт является некоммерческим благотворительным прoектом. Коммерческое использование материалов запрещено. Все фото, кино и видеоматериалы, звуковые и текстовые файлы могут быть использованы в коммерческих целях только с разрешения их правообладателей или в некоторых случаях администрации нахимовсого сайта.
Проект получил благословение Святейшего Патриарха Алексия Второго.
                                           
 Военно-морской клуб  «АВТОНОМКА» Александра Викторова   Сайт Рената Мустафина 
Профессиональная фото и видеосъемка в Санкт-Петербурге

Круизы по всему миру, Клуб Путешествий Советский

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    

вход для нахимовцев
log.
pass. 
войти запомнить
напомнить пароль
   радио"АВРОРА"

Объявления
предыдущие сообщения

Нахимовское военно-морское училище

Кинозал

Интервью с историком 
архитектуры Кириковым Б.М.


   Смотреть полностью
---------------------------------------
  

  НА ЗАМЕТКУ
---------------------------------------
Луцкий А.Н.


 "За прочность прочного
корпуса"
---------------------------------------
Лойкканен Г.Г. Агронский М.Д.


 Сборник материалов об
Рижском нахимовском
училище (1945-1953гг.)
---------------------------------------
Поэт Игорь Жданов


 Книга-тетрадь
"Первые стихи..."
---------------------------------------
Дневник  Ю.Я. Слесарева


 Серия
"Нахимовские дневники"
---------------------------------------
Н.А. Верюжский


 Книга воспоминаний
выпускника РНВМУ
Николая Верюжского.
---------------------------------------
Ю.Л. Коршунов


  "Воспоминания и
размышления
о службе, жизни, семье."
---------------------------------------
Игорь Жданов


 Повесть "ВЗМОРЬЕ"
---------------------------------------